ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОСМИЧЕСКИЙ НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ЦЕНТР ИМ.М.В.ХРУНИЧЕВА.
ГКНПЦ был создан летом 1993 года на базе Машиностроительного завода им.М.В.Хруничева и КБ “Салют”.
РУКОВОДСТВО
И.о. гендиректора
ВАРОЧКО Алексей
С июня 2017
БЫВШИЕ
Бывшие генеральные директора
КАЛИНОВСКИЙ Андрей Владимирович
Август 2014 – июнь 2017
СЕЛИВЕРСТОВ Александр Иванович
Октябрь 2012 – август 2014
НЕСТЕРОВ Владимир
Ноябрь 2005 – август 2012
Александр МЕДВЕДЕВ
С февраля 2001 по 28 ноября 2005
Анатолий Иванович КИСЕЛЕВ
До января 2001
ИСТОРИЯ:
История предприятия начинается с 30 апреля 1916 года, когда Русско-Балтийским акционерным обществом был создан завод по производству автомомбилей.
С серидины 20-х годов предприятие перешло на выпуск военных и гражданских самолетов конструкции А.Н.Туполева, С.В.Ильюшина, А.А.Архангельского, В.М.Петлякова.
В 1951 году конструктор В.М.Мясищев создает конструкторско бюро и завод начинает производство стратегического бомбардировщика “Бизон”(103М). 1 мая 1052 года последние чертежи самолета были сданы в производство и уже с начала 1953 года началось его серийное производство.
Позднее предприятие переходит на ракетно-космическую тематику. За эти годы предприятие выпускало четыре поколения стратегических ракет, РН “Протон”(созданный КБ во главе с академиком В.Н.Челомеем), орбитальные станции и космические модули(на предприятиии были изготовлены все станции серии “Салют”, “Мир”, “Алмаз”, “Квант”, “Кристалл”, “Спектр”).
В 1993 году в качестве приемника завода им.М.В.Хруничева и КБ “Салют” образован Государственный научно-производственный центр им.М.В.Хрукничева.
29 июня 2000 года НПО им. Хруничева подписало контракт о сотрудничестве с канадской компанией INC Tecnologies inc.
Канадская компания INC Tecnologies Inc подписала с Московским НПО им. Хруничева контракт на проектно-конструкторские работы и производство систем связи для российской программы коммерческих запусков телекоммуникационных спутников. Как было отмечено на заседании межправительственной российско-канадской экономической комиссии, система предусматривала проектирование производства и запуск на геостационарную орбиту трех спутников связи для обслуживания территории РФ, а также стран Европы и Азии. Доля канадской фирмы INC Tecnologies Inc в стоимостном отношении составляла 15 млн канадских долл. (13)
В июле 2000 года компания Boeing и российский космический центр им.Хруничева объявили о планах по кооперации в создании космического модуля, который станет составной частью Международной космической станции.
Как сообщили в компании Boeing, прототипом коммерческого модуля стал модуль “Заря”, который был запущен в космос в ноябре 1998 в качестве первого элемента МКС. Многоцелевой модуль можно использовать для доставки ракетного топлива и грузов на станцию, а при стыковке использовать в качестве орбитального склада, помещений для экипажа, размещения там систем связи, научного оборудования, а также коммерческих целей. Внешние платформы также можно использовать для размещения оборудования для исследований Земли и астрофизических проблем.
Планировалось, что запущенный с помощью российской ракеты “Протон” с космодрома Байконур в Казахстане, модуль окажется на орбите не позже середины 2002 г.
Модуль может доставить на орбиту 3000 кг. грузов, общий объем грузового пространства составит 20 куб.м. Планировалось, что окончательная конфигурация, вместительность и стоимость модуля будет определена в ходе совместной работы с потенциальными клиентами и инвесторами. (14)
В марте 2001 года было объявлено, что РСК “МИГ” не выполнил в срок заказ на 15 самолетов Т-411 для ГКНПЦ им. Хруничева. Заказ на поставку производственным центром им. Воронина (б. МАПО) 15 самолетов Т-411, сделанный Государственным космическим научно-производственным Центром (ГКНПЦ) им. Хруничева, не выполнен в срок – до конца 2000 года.
Предполагалось, что первые поставки с производственного центра им. Воронина РСК МиГ самолетов Т-411 начнутся с мая текущего года. Завершение поставок запланировано на конец 2001 года. Ориентировочная цена самолета составит 130 тыс. долл. (Финмаркет 15.03.2001 )
9 августа 2001 было подписано соглашение между Государственным космическим научно-производственным центром имени Хруничева, ракетно-космической корпорацией “Энергия“, Центральным НИИ машиностроения и Российским авиакосмическим агентством относительно коммерческой поддержки сооружения российского сегмента Международной космической станции. Предполагалось, что все средства, заработанные участниками соглашения за счет коммерческого использования станции, они обязаны будут вкладывать в ее дальнейшее строительство.
Поскольку госфинансирования на строительство российского сегмента МКС изначально не хватало, между двумя главными строителями – ГКНПЦ имени Хруничева и РКК “Энергия” – возникло соперничество за создание и скорейший запуск своих коммерческих модулей ФГБ-2 и Enterprise к станции Alpha. А с учетом того, что каждый из модулей мог быть пристыкован лишь к одному свободному узлу на модуле Zarja, между центром Хруничева и “Энергией” разгорелась борьба за него. Наилучшие шансы были у хруничевцев. Их модуль ФГБ-2 в августе 2001 года был готов и испытан (он был дублером модуля Zarja), а для его запуска использовалась ракета-носитель “Протон-К”, производимая ГКНПЦ.
Однако на дооснащение аппаратурой модуля ФГБ-2 было необходимо около $80 млн, которых у центра не было. Это обстоятельство вынудило руководство ГКНПЦ пойти на сотрудничество с компанией Boeing (соглашение об этом было подписано еще в сентябре 1999 г. в Фарнборо), однако Boeing не спешил выделять средства.
РКК “Энергия” вступила в альянс с американской компанией Spacehab и начала проектирование коммерческого модуля Enterprise стоимостью $100 млн. Этот модуль должен запускаться на украинском носителе “Зенит-2”.
В подписанном 9 августа 2001 соглашении декларировалось, что работа будет продолжаться над обоими проектами. Но первоначально будет достроен и запущен хруничевский ФГБ-2 и только после этого – Enterprise. При этом планировалось, что к модулю Zarja будет пристыкован все же Enterprise, а ФГБ-2 вместо так и не построенного универсального стыковочного модуля будет состыкован со служебным модулем “Звезда”. По соглашению, все участники имели равные права на вложение средств в создание каждого из модулей и на использование их в дальнейшем в коммерческих целях: прибыль распределялась пропорционально количеству вложенных средств. (СКРИН.РУ 10.08.2001)
В ноябре 2001 года ФГУП “Государственный космический научно-производственный центр имени Хруничева” и ФГУП “Космическая связь” подписали соглашение о сотрудничестве.
Соглашение было нацелено на производство и запуск спутников нового поколения. В частности, по соглашению, центр имени Хруничева должен был провести работы по изготовлению и запуску на орбиту космического аппарата “Диалог”. Аппарат системы “Диалог” предназначен для обеспечения предприятий спутниковыми каналами оперативной связи и передачи данных, а также для предоставления телекоммуникационных услуг российским и зарубежным пользователям.
Как отметил генеральный директор космической связи Борис Антонюк, данное соглашение не означало отказ предприятия от сотрудничества с другими производителями космических аппаратов. В частности, “Космическая связь” имел договоренности с другими производителями космических аппаратов. (ПРАЙМ-ТАСС 12.11.2001)
В январе 2004 года власти Казахстана заключили соглашение об этом с Государственным космическим научно-производственным центром (ГКНПЦ) им. Хруничева о создании спутника связи.
До этого Центр спутники не создавал.
Спутник, предназначенный для телевизионного вещания и передачи данных, планировалось запустить с Байконура в 2005 г. Он должен был покрывать территорию Казахстана и соседних стран, включая центральную часть России. (Ведомости 12.01.2004)
В январе 2004 года Сбербанк России и ФГУП “Государственный космический научно-производственный центр им. М.В. Хруничева” заключили соглашение о сотрудничестве.
Подписанное соглашение устанавливало общие принципы взаимодействия и направлено на развитие сторонами партнерских отношений на долгосрочной основе в области предоставления взаимных услуг банком и предприятием.
(МФД-ИнфоЦентр 21.01.2004)
В июле 2004 года Альфа-Банк приступил к финансированию производства ракет-носителей “Ангара”.
Альфа-Банк установил лимит кредитования ФГУП “ГКНПЦ им. М. В. Хруничева” в размере 600 млн рублей для финансирования производства ракет-носителей “Ангара”. К июлю 2004 года было подписано соглашение на сумму 250 млн рублей, из которой были выданы кредиты на 140 млн рублей.
Предполагалось, что космический Центр Хруничева предоставит поручительства для получения кредитов в Альфа-Банке предприятиями кооперации – ОАО “Энергомаш им. В. П. Глушко“, ФГУП “НИИ химического машиностроения“, ФГУП “КБ химической автоматики“, ФГУП “КБ транспортного машиностроения“. (ОАО “Альфа-Банк” 28.07.2004)
В октябре 2004 года Международный московский банк (ММБ) и Banque Commerciale pour l’Europe du Nord – Eurobank (Коммерческий банк для Северной Европы – Евробанк) организовали для Федерального государственного унитарного предприятия “Государственный космический научно-производственный центр им. М.В. Хруничева” синдицированный кредит на 40 млн долларов сроком до 3 лет.
Кредит был предназначен для финансирования текущей хозяйственной деятельности предприятия и обеспечен поступлениями от оказания услуг по коммерческим запускам спутников. Международный Московский Банк являлся номинальным кредитором и агентом по сделке. (МФД-ИнфоЦентр 14.10.2004)
В декабре 2004 года новый владелец ОАО “Протон-ПМ” – ФГУП “Центр имени Хруничева” – начал реформы на пермском ракетном заводе.
В декабре 2004 года ОАО “Протон-ПМ” разослал акционерам компании документы внеочередного собрания, намеченного на 27 декабря. В них совет директоров ОАО, подконтрольный “Центру имени Хруничева”, предложил акционерам отменить решение о заключении договора с управляющей компанией “Пермский моторостроительный комплекс” (ПМК).
ЗАО “Управляющая компания “Пермский моторостроительный комплекс”” (УК ПМК) была создана летом 2003 года.
Учредителями ЗАО выступили дочерняя компания группы “Гута” – ОАО “Юниверс-Он-лайн” и физическое лицо Станислав Семенов (первый директор ПМК).
ПМК должна была объединить усилия компаний, входивших в холдинг “Пермские моторы“, по сбыту, разработке и производству авиационной продукции.
В течение осени 2003 года акционеры большинства пермских моторных предприятий (в том числе ОАО “Пермский моторный завод”, ОАО “Редуктор-ПМ”, ОАО “Пермские моторы”, ОАО “Авиадвигатель“, ЗАО “Металлист-ПМ) проголосовали за передачу функций гендиректора управляющей компании ПМК сроком на три года.
Топ-менеджеры моторных компаний получили статус исполнительных директоров, гендиректором ПМК был назначен генеральный конструктор “Авиадвигателя” Александр Иноземцев.
11 октября 2003 года на собрании акционеров ОАО “Протон-ПМ” ФГУП “Центр имени Хруничева” (25,1% акций) проголосовал за передачу функций управления в ПМК, однако отказался внести соответствующие изменения в устав АО, чем фактически заблокировал решение вопроса (по закону об акционерных обществах такое решение должно приниматься более 75% акций).
Ситуация с вхождением “Протона” в проект УК ПМК разрешилась только на повторном собрании 30 января 2004 года.
Похожие проблемы возникли и у акционеров “Авиадвигателя”, когда на собрание 30 октября 2003 года не явились представители ЗАО “Технологии моторов” (управляли 27% акций АО). Но, несмотря на то, что передачу полномочий гендиректора в УК ПМК и внесение изменений в устав АО одобрило только 71,29% акционеров “Авиадвигателя”, договор между обществами вскоре был подписан.
В течение 2004 года председатель совета директоров ОАО “Протон-ПМ” Александр Кузнецов так и не подписал договор с УК ПМК, в результате чего гендиректор завода Владимир Сатюков сохранил свою должность. Во многом этому способствовал конфликт между акционерами “Протона” – группой “Гута” и “Центром имени Хруничева”. Менеджмент завода, поддержавший в конфликте госкорпорацию, заявил, что не видит смысла в УК ПМК, поскольку 70% заказов “Протон” выполняет для российской космической отрасли.
В 2004 году УК ПМК обратилась в областной арбитражный суд с требованием обязать ракетный завод подписать договор. В декабре 2004 года это дело было рассмотрено в кассационной инстанции, и “Протон” выиграл разбирательство. (Коммерсант 23.12.2004)
В марте 2005 года гендиректор ГКНПЦ им. Хруничева Александр Медведев и председатель Комитета госимущества Казахстана Максудбек Раханов подписали учредительные документы совместного российско-казахстанского предприятия “Байтерек”.
Планировалось, что СП займется строительством на Байконуре ракетного комплекса “Байтерек” на базе ракеты-носителя “Ангара”. Ранее власти Казахстана обещали выделить кредит в $200 млн на создание стартового и технического комплекса, а Россия предоставить новую ракету-носитель “Ангара” тяжелого класса. Для финансирования проекта был подготовлен предварительный проект четырехстороннего кредитного соглашения. (Ведомости 31.03.2005)
В конце июня 2005 года Космический центр им. Хруничева объявил о создании первого российского оптического спутника мониторинга Земли “Монитор-Э”. Аппарат должен был искать полезные ископаемые и проводить контртеррористические операции.
Постановление правительства о начале подготовки нового спутника “Монитор-Э” было принято в июне 2002 г.
Спутник весил 750 кг, оснащен двумя камерами с разрешением 8 м и 20 м и должен был быть выведен на орбиту ракетой легкого класса “Рокот”.
Генеральный директор ГКНПЦ им. Хруничева Медведев заявил, что центр управления полетом спутника находился на завершающем этапе создания.
По планам Роскосмоса запуск должен состояться 18 августа 2005 г.
В дальнейшем ГКНПЦ планировал запустить еще шесть спутников, создав целую систему дистанционного зондирования Земли. По оценкам центра, на весь проект требовалось около $1 млрд. (Ведомости 01.07.2005)
В августе 2005 года Международный Московский Банк и Коммерческий Банк для Северной Европы – Евробанк организовали для ФГУП “Государственный космический научно-производственный центр им. М.В. Хруничева” синдицированный кредит на сумму 50 млн долл. сроком до 2 лет.
Кредит был предназначен для финансирования текущей хозяйственной деятельности предприятия и обеспечен поступлениями от оказания услуг по коммерческим запускам спутников.
Международный Московский Банк являлся номинальным кредитором и агентом по сделке. (Финмаркет 30.08.2005)
ИСТОЧНИКИ:
(1)”Ъ-D”,13.01.94г.
(2)”Известия”, 20.01.94г.
(3)”Красная звезда”, 29.07.95г.
(4)”Сегодня”, февраля 1995г.
(5) Коммерсантъ N35 26.09.95
(6) Коммерсантъ-Daily 18.01.95
(7) Сегодня 16.01.96
(8) “ФИ”,N33(267), 28.03.96г.
(9) “КЗ”, 09.09.95г.
(10)”Ъ-D”, 05.09.95г.
(11)”ФИ”, 09.02.95г.
(12) AK&M 28.07.99
(13) РосБизнесКонсалтинг 29.06.2000
(14) РИА “Ореадна” 27.07.2000