СТЕПАНКОВ Валентин Георгиевич

СТЕПАНКОВ Валентин Георгиевич
Бывший заместитель министра природных ресурсов РФ,
бывший заместитель секретаря Совета безопасности России, 
     бывший заместитель полномочного представителя президента РФ в Приволжском федеральном округе, 
     депутат Государственной Думы РФ второго созыва (1995-1999), 
     бывший генеральный прокурор Российской Федерации (1991-1993)


         Валентин Степанков родился 17 сентября 1951 года в г.Перми, русский. Отец – Степанков Георгий Васильевич (1908 г. рожд.). Мать – Клепова Антонина Андреевна (1909 г. рожд.). 
         В 1968-1970 годах работал электриком в Пермском Научно-исследовательском институте вакцин и сывороток. 
         В 1975 году окончил вечернее отделение юридического факультете Пермского государственного университета (ПГУ) по специальности “правоведение”. 
         В 1970 году был призван на службу в армии, которую проходил во Внутренних войсках (ВВ) Министерства внутренних дел СССР. В 1972-75 годах – корреспондент-организатор военной газеты, издававшейся в одной из частей ВВ МВД СССР.
         Во время службы в армии вступил в 1972 году в КПСС (был членом партии до ее запрета в августе 1991 года).
         В 1975-77 гг. – стажер, следователь Свердловской районной прокуратуры Перми. С 1977 по 1981 гг. – прокурор г.Губахи Пермской области.
         С 1977 года неоднократно избирался депутатом Губахинского и Пермского городских Советов народных депутатов.
         В 1981-1983 годах – инструктор отдела административных органов Пермского обкома КПСС.
         В 1983-1987 годах – прокурор Перми.
         В качестве городского прокурора делал в 1987 году предупреждение о недопустимости “антисоветской деятельности” активисту пермского неформального движения, экологу Игорю Аверкиеву (позже лидер пермских социал-демократов, правозащитник), у которого из квартиры неизвестными были выкрадены документы, неизвестным образом оказавшиеся в городской прокуратуре.
         В 1987 году был переведен в центральный аппарат Прокуратуры СССР и назначен заместителем начальника Главного следственного управления.
         В 1988-90 годах – прокурор Хабаровского края.
         Весной 1989 года неудачно баллотировался в народные депутаты СССР.
         18 марта 1990 избран народным депутатом России по Хабаровскому национально-территориальному округу N23. Во время предвыборной кампании В.Степанкова активно поддерживала газета “Тихоокеанская звезда”, публиковавшая его материалы против коррупции.
         Был членом Верховного Совета (ВС) Российской Федерации и Комитета ВС по вопросам законности, правопорядка и борьбы с преступностью. Член Конституционной комиссии.
         Ни в одну из политических депутатских групп и фракций Съезда народных депутатов в 1990-93 гг. не входил.
         В конце 1990 был назначен первым заместителем Прокурора РСФСР (прокурор республики – Николай Трубин), сохранив за собой мандат народного депутата.
         28 февраля 1991 Верховный Совет РСФСР назначил В.Степанкова Генеральным прокурором РСФСР, 5 апреля 1991 это назначение было утверждено Съездом народных депутатов РСФСР.
         В марте 1991 года на встрече с демократическими активистами президент РСФСР Борис Ельцин назвал В.Степанкова “нашим прокурором”. Слова президента вызвали протесты ряда народных депутатов, в выступлении по телевидению назвавших В.Степанкова “карманным прокурором”. В ответ на это В.Степанков заявил, что не выполняет “ничьих социальных заказов”, и если российское руководство вступит в конфликт с законом, то он “будет на стороне закона”. Позже Б.Ельцин уточнил, что, говоря о “нашем прокуроре”, он имел в виду первого прокурора России, назначенного российским парламентом (в отличие от Генерального прокурора СССР).
         Во время попытки государственного переворота ГКЧП в августе 1991 года В.Степанков, считая действия руководства СССР незаконными, по телефону связывался с прокурорами на местах и предлагал им не выполнять указы ГКЧП.
         После поражения ГКЧП подписал ордера на арест его членов и лично участвовал в их аресте.
         С самого начала взял под свой контроль руководство следствием по делу ГКЧП. Заявил, что не допустит “развязывания массового террора”.
         Во время скандала, связанного с публикацией в немецком журнале “Шпигель” следственных материалов, содержавших протоколы допросов членов ГКЧП, обещал найти и наказать виновных, но имена тех, кто передал пленки, так и не были установлену. (Недоброжелатели генпрокурора утверждали, что пленки продал “Шпигелю” сам В.Степанков – вместе с руководителем следствия по делу ГКЧП Евгением Лисовым).
         В 1991 году с санкции Генеральной прокуратуры России был передан латвийскими правоохранительным органам арестованный в Тюмени бывший заместитель командира Рижского ОМОНа Сергей Парфенов. Свое согласие на выдачу С.Парфенова В.Степанков объяснял отсутствием у С.Парфенова российского гражданства и наличием соглашения между Латвией и Россией о взаимной выдаче уголовных преступников.
         12 декабря 1991 голосовал в Верховном Совете за ратификацию Беловежских соглашений и за денонсацию Россией Союзного договора 1922 года.
         В конце 1991 года был обвинен некоторыми средствами массовой информации в попытке брать валюту с иностранных корреспондентов за свои интервью.
         В январе 1992 года в московской прессе распространились слухи, что В.Степанков будет уволен из прокуратуры и назначен послом, но эти слухи не подтвердились.
         Вместе со следователем по делу ГКЧП Е.Лисовым написал по материалам дела книгу “Кремлевский заговор”, которая была опубликована в России, а затем вышла также на немецком языке в Германии. Публикация материалов дела до его завершения поставила под вопрос возможность осуждения путчистов. Утверждал, что гонорары за эту книгу, в том числе валютные, перечислял в фонд “Антимафия”.
         Принял на работу в Генеральную прокуратуру молодого юриста Дмитрия Якубовского и содействовал его карьере.
         В марте 1993 года, когда президент Б.Ельцин выступил с обращением о введении “особого порядка управления” страной, В.Степанков вместе с вице-президентом Александром Руцким, председателем Конституционного суда Валерием Зорькиными первым заместителем председателя ВС Юрием Ворониным выступил ночью по телевидению с критикой действий Ельцина.
         Весной-летом 1993 года по требованию Верховного Совета выступал на его сессии с докладами о расследовании дел о коррупции в высших эшелонах власти. Санкционировал обыск в кабинете председателя Федерального информационного центра (ФИЦ) Михаила Полторанина (тогдашнего фаворита Б.Ельцина). В ответ пропрезидентские средства массовой информации обвинили В.Степанкова в том, что он является “карманным прокурором Хасбулатова”.
         В августе 1993 года Межведомственная комиссия по борьбе с коррупцией в составе адвоката Андрея Макарова, министра юстиции Юрия Калмыкова, начальника Государственного правового управления Александра Котенкова и др. публично обвинила генпрокуратуру в сокрытии фактов коррупции в окружении вице-президента А.Руцкого и других противников Ельцина. Основываясь на записях телефонных переговоров В.Степанкова с Д.Якубовским, А.Макаров обвинил В.Степанкова также в планировании покушения на его, Макарова, жизнь (судя по стенограммам телепереговоров, Степанков не прореагировал должным образом на двусмысленные намеки Якубовского). Ю.Калмыков предложил президенту отстранить как В.Степанкова, так и А.Руцкого от должностей до конца расследования, а прокуратуре Москвы поручить расследование выдвинутых против Степанкова обвинений.
         В сентябре 1993 года признал указ президента Б.Ельцина о роспуске парламента антиконституционным, отказавшись, в то же время, возбуждать против президента уголовное дело до тех пор, пока двумя третями голосов Съезда народных депутатов не будет принято решение об отрешении Ельцина от должности.
         22 сентября 1993 выступил на сессии Верховного Совета против решения о снижении кворума, заявив, что такое решение может быть принято только на Съезде при старом кворуме. После принятия решения об открытии съезда при сниженном кворуме в работе Съезда не участвовал и не признал законным его решения о смещении Ельцина с поста президента. После 22 сентября приезжал в Белый Дом лишь для решения вопросов, связанных со сдачей оружия.
         Вечером 22 сентября 1993 указом президента был переназначен на пост Генерального прокурора.
         5 октября 1993 снят с должности и заменен Алексеем Казанником.
         С октября 1993 г. занялся частной юридической практикой, был адвокатом Московской городской коллегии адвокатов, возглавлял юридическую фирму “Агентство правовой информации” в Хабаровске.
         В 1995 году был назначен заместителем главы администрации Пермской области (глава администрации – Борис Кузнецов).
         17 декабря 1995 был избран депутатом Государственной Думы второго созыва по Березниковскому округу N137 (Пермская область), получив 40,40% голосов избирателей (ближайший соперник, С.Г.Новожилов от ЛДПР – 12,78%). был выдвинут от группы избирателей и баллотировался как независимый.
         В Государственной Думе второго созыва входил в депутатскую группу “Российские регионы” (РР), был членом Комитета по природным ресурсам и природопользованию.
         В 1996 году основал общественное движение “Прикамье XXI век” и был избран его президентом.
         Предполагалось, что в ноябре 1996 С.Степанков будет участвовать в первых выборах главы администрации Пермской области против действующего главы администрации Геннадия Игумнова (чего не произошло).
         В апреле 1997 года постановление Государственнолй Думы включен в состав Комиссии по проверке фактов участия должностных лиц органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ в коррупционной деятельности.
         С апреля 1997 года по июнь 1998 года был председателем Совета директоров АО “Пермские моторы”.
         В июле 1997 года был избран председателем совета директоров ОАО “Авиадвигатель“, дочернего предприятия АО “Пермские моторы”. В сентябре 1997 года освобожден от должности по собственной просьбе.
         В мае 1998 года вновь избран председателем совета директоров ОАО “Авиадвигатель“. Был председателем совета директоров АО “Протон”.
         19 июня 1998 был избран в состав специальной комиссии Государственной Думы по оценке соблюдения процедурных правил и фактической обоснованности обвинения, выдвинутого против Президента Российской Федерации (“комиссия по импичменту”). 
          22 мая 1999 на учредительном съезде предвыборного блока “Вся Россия” (ВсР) был избран членом политсовета блока.
         В сентябре 1999 года был включен в общефедеральный список избирательного блока “Отечество – Вся Россия” (ОВР) (N3 в Пермской региональной группе) для участия в выборах в Государственную Думу РФ третьего созыва. Также был выдвинут ОВР кандидатом по Березниковскому одномандатному избирательному округу N137 (Пермская область).
         На выборах 19 декабря 1999 в округе проиграл – занял 4 место из 7 (16,65% голосов). По списку ОВР также не прошел в Думу.
         В январе – июне 2000 года – председатель совета директоров ОАО “Пермский моторный завод”, ОАО “Авиадвигатель” и ОАО “Редуктор-ПМ”. Был председателем совета директоров АО “Протон”.  
         29 июня 2000 года назначен заместителем полномочного представителя президента РФ в Приволжском федеральном округе (полномочный представитель – Сергей Кириенко).
         В октябре 2000 года администрация Республики Марий Эл отправила в Центризбирком жалобу на В.Степанкова, посчитав, что он вмешивается в предвыборную борьбу в республике, нарушая закон о выборах.
        7 апреля 2003 г. был назначен заместителем секретаря Совета безопасности России Владимира Рушайло. 
        31 мая 2004 г. был освобожден от должности заместителя секретаря Совета безопасности России. 
        3 июня 2004 г. был назначен заместителем министра природных ресурсов Российской Федерации.  
        В октябре 2006 г. освобожден от должности по собственному желанию. 
        По его словам, после перераспределения полномочий в Минприроды в апреле 2006 года он фактически остался не у дел, кроме того, у него были разногласия с руководством министерства по ряду вопросов, и он принял решение окончательно покинуть госслужбу.  (Ъ, 26 октября 2006 )


10 сентября 2008 г. ОАО “Михайловский ГОК”, входящее в холдинг “Металлоинвест” Усманова, получило 20-летнюю лицензию на разработку и эксплуатацию Удоканского медного месторождения (крупнейшее в России и третье в мире месторождение меди). В июле 2008 “Металлоинвест” и госкорпорация “Ростехнологии” заключили соглашение о совместной эксплуатации Удокана, если “Металлоинвест” выиграет конкурс. 
     
        Заслуженный юрист. Кандидат юридических наук. Почетный работник прокуратуры РСФСР. 
    
        Действительный государственный советник юстиции. 
     
        Президент общественного движения “Прикамье XXI век” (г. Пермь). 
      
        Читает по-английски со словарем.
      
        Среди увлечений называет чтение, игровые виды спорта: футбол, прогулки в лесу, отдых на воде. Любит легкую эстрадную музыку. Любимый вид спорта – настольный теннис.   
         
         Разведен. Сын – Степанков Денис Валентинович (1977 г. рожд.) – юрист по образованию, выпускник Международного юридического института Российской правовой академии Министерства юстиции, работает в юридической фирме. 
  
         В бытность генпрокрурором предлагал внести в законодательство изменения, которые позволили бы усилить борьбу с организованной преступностью, лжепредпринимательством и лжебанкротствами. Считал необходимым введение принципа сложения наказаний. Не возражая в принципе против суда присяжных, считал введение этого суда в России преждевременным.  
   
           (C) Владимир Прибыловский, ИИЦ “Панорама”