ЯКУБОВСКИЙ Дмитрий Олегович
Владелец Engelberg Industrial Group,
бывший заместитель председателя совета директоров ОАО “Система-Галс”,
адвокат
Дмитрий Якубовский родился 5 сентября 1963 года в подмосковном поселке Болшево. Отец – кандидат наук, подполковник, старший научный сотрудник НИИ №4 Минобороны, облучился на работе и умер в 42 года, когда Якубовскому было 16 лет.
После смерти отца пытался поступать в Ленинградский институт военных инженеров. Несмотря на хорошие оценки, не был принят из-за национальности матери (еврейка). Поступил в Пермское высшее военнокомандное училище ракетных войск стратегического назначения. Был исключен с первого курса с формулировкой “за низкие морально-деловые качества” и отправлен служить рядовым в г.Златоуст (под Челябинском). Демобилизовался в 18 лет.
Летом 1982 работал грузчиком. Затем поступил техническим сотрудником в штат Генеральной прокуратуры СССР. Через три месяца был уволен из-за мелкого личного конфликта. В это время стал студентом Всесоюзного заочного юридического института.
Затем устроился на центральную базу ХОЗУ Госснаба СССР – “на мелкую должность”. Оттуда перешел в Главмосремонт, где вырос по службе до начальника отдела снабжения Ленинского ремстройтреста.
Затем познакомился с К.Н.Апраксиным, многолетним руководителем Московской коллегии адвокатов (и отчимом адвоката Андрея Макарова), и тот взял его помощником.
Летом 1987 года новоназначенный прокурор Москвы Баранов взял Якубовского начальником ХОЗУ. Но затем в результате ссоры Баранова и Якубовского и после снятия Ельцина Якубовский вынужден был уйти.
В это время он уже был секретарем Союза адвокатов СССР, который возглавлял сменивший Апраксина Г.А.Воскресенский. В 1989 году Якубовский предлагал свою кандидатуру в коммерческие директоры “Московских новостей”, но тогдашний главный редактор Е.Яковлев по совету А.Макарова отказал.
В октябре 1990 года Якубовский предложил не знакомому с ним ранее маршалу Дмитрию Язову юридическую помощь в решении скандала с советской недвижимостью в Германии. Язов на нее согласился, и 10 ноября 1990 года Якубовский был назначен руководителем рабочей группы МО СССР и Союза адвокатов СССР по юридическому распоряжению недвижимостью оперативных объединений ЗГВ. Как рассказывал впоследствии сам Якубовский, Горбачев в это время заключил с Германией соглашение, оценивающее собственность СССР в Германии на 13 млрд. марок, а не на 20-30, как выходило по оценкам Якубовского. В результате миссия Якубовского была пресечена (вплоть до разворота самолета, летящего в Германию). Сам Якубовский срочно устроился в фирму “Ферсам” в Базеле – дочернюю фирму государственной ассоциации “Агрохим” (председатель – Н.М.Ольшанский).
После августовского путча Якубовский уточнил с помощью знакомых, не заведено ли на него уголовное дело, а затем в сопровождении генерала Виктора Кобеца (ранее Якубовский был доверенным лицом Кобеца в избирательной кампании) 7 марта 1992 года возвратился в Москву. Кобец отдал ему свой кабинет в “Белом Доме”. Якубовский начал работать в качестве специалиста-эксперта в Комитете по подготовке и проведению военной реформы, который возглавлял генерал Кобец (тогда же Якубовский получил разрешение на ношение личного оружия). В это же время при Комитете было создано ООО “Информационное агентство” (среди учредителей – Якубовский и Кобец), среди целей и задач которого – “приобретение, производство, доработка, переработка, реализация оружия и систем вооружения, … редкоземельных металлов, драгкамней, ювелирных изделий, нефти, газа и продукции из них, древесины, кож, транспортных средств всех видов…”.
Когда Владимир Шумейкостал первым вице-премьером, то предложил Якубовскому должность советника Правительства РФ. С 8 июня 1992 года Якубовский – внештатный советник Правительства по юридическим вопросам – курировал правоохранительные органы. В этот период лично дружил с В.Баранниковым, В.Степанковым, А.Дунаевым, своими соседями по даче в Жуковке. Получил звание полковника (в тот же день, когда Баранников – генерала армии, что они и отпраздновали у Якубовского на даче).
Якубовский утверждает, что уже летом 1992 года Скоков начал проводить кадровую политику в правоохранительных органах в свою пользу и против президента.
8 июля 1992 года распоряжением Правительства РФ были упразднены все советники, хотя, по утверждению Якубовского, все, кроме него, фактически ими остались. Тогда, по рекомендации Шумейко, Якубовский занял свою единственную государственную должность – полномочный представитель правоохранительных органов, специальных и информационных служб в Правительстве РФ (назначен 17 сентября 1992 года), что соответствовало рангу первого заместителя министра. Одновременно он становится заместителем начальника Главного управления радиоразведки, советником Генерального прокурора РФ по международно-правовым вопросам, консультантом Службы криминальной милиции МВД РФ и НЦБ Интерпола в РФ. Однако уже 22 сентября Якубовский был уволен с должности в Правительстве.
По словам Якубовского, с ним уже с августа боролись Скоков и Руцкой, а также Борис Бирштейн, руководитель фирмы “СИАБЕКО”. Затем Скокова сменил Баранников. Дело доходило до отключения телефонов, блокирования дачи, ареста машин. На согласованную с Баранниковым встречу с Шумейко в Вашингтоне Якубовский ехал в Шереметьево в багажнике машины Дунаева. Шумейко оставил Якубовского в США. И с этого момента тот не мог вернуться, хотя все время велись об этом переговоры. Не прерывались контакты Якубовского со Степанковым, Дунаевым, Шумейко и др., бывшими даже в гостях у него за границей.
В июне 1993 года Степанков и Баранников пытались использовать Якубовского против Шумейко, действуя, в частности, через Бирштейна. Около 10 июня под гарантии Степанкова Якубовский прилетел в Москву, где ему дали на анализ компромат от Бирнштейна против Шумейко. Он объяснил, что это подделка, и эта тема выпала из соответствующего парламентского доклада первого зама ген.прокурора Н.Макарова, а доклад перенесен с 17 на 24 июня 1993 г.. 22 июня Степанков лично у себя на даче сообщил Якубовскому, что заводится уголовное дело по ВАМО (См. текст: “Экономика Московской области”). Уже 25 июня Якубовский посоветовал Шумейко создать антикомиссию – будущую “комиссию Макарова”. В тот же день Степанков и Баранников заявили Якубовскому, что он должен до полуночи уехать из страны. Шумейко сообщил ему, что и ему приказывают уехать. Якубовский под охраной начальника московской милиции Панкратова вылетел в Лондон, а Шумейко – в Сочи в отпуск. Степанков немедленно издал постановление о задержании Якубовского.
“Комиссия Макарова” активно использовала документы, полученные от Якубовского. Сам Якубовский выступил в телепередаче “Момент истины” своего друга детства Андрея Караулова.
23 июля под охраной президентского 9-го управления на президентском самолете Якубовский прилетел в Москву, где его уже ждали с ордером на арест, и провел время до 30 июля, по-видимому, в Кремле. Вывоз Якубовского обратно за границу осуществлял лично начальник Главного правового управления Александр Котенков. Якубовского удалось доставить в Торонто только 4 августа, по его словам, из-за преследования “гебистов”.
За пять дней до событий 21 сентября 1993 г. от Якубовского из Торонто прилетели А.Макаров и А.Ильюшенко с оригиналом трастового договора Руцкого (основного документа, фигурировавшего в обвинениях “комиссии Макарова”) и на бронетранспортере проехали с ним из Внукова в Кремль. Позже выяснилось, что “траст Руцкого” является фальшивкой, и Прокуратура Москвы прекратила дело.
В 1993 официально возглавлял московскую юридическую консультацию №59. Консультировал РУОП Москвы, а также одного из “уголовных авторитетов” Михася.
В 1994 году Якубовский вернулся на родину.
20 декабря 1994 года был арестован в Москве по обвинению в краже 92 манускриптов XIII – XVIII вв., произошедшей 11 декабря 1994 года в Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге (16 декабря рукописи были обнаружены сотрудниками ФСБ) . Был под усиленной охраной препровожден в Санкт-Петербург в тюрьму “Кресты”. Расследованием дела занялось ГУВД Санкт-Петербурга. 17 января 1995 года Якубовскому было предьявленно официальное обвинение в соучастии в похищении рукописей. Согласно обвинительному заключению, Дмитрий Якубовский обвиняется в совершении преступлений, предусмотренных статьями 17 и 147-2 (участие в составе орагнизованной группы в краже предметов, представляющих особую историческую ценность), 15 и 78-1 (приготовление к контрабанде) и 182 ч.2 (повторное совершение незаконных сделок с валютными ценностями путем использования их в качестве платежа). Как следует из материалов дела, имя Д.Якубовского на следствии и суде назвал только шофер подсудимого Ананьев.
Адвокатами Якубовского стали Генрих Падва, жена Якубовского Марина, Ирина Перепелкина и др. В сентябре 1995 один из адвокатов Якубовского, Евгений Мельницкий, был убит в собственной квартире.
В феврале 1995 в Израиле по обвинению в похищении была арестована группа граждан России, Израиля и Швейцарии. Летом 1995 года по представлению Генеральной прокуратуры РФ в Швейцарии были задержаны Станислав Якубовский и бизнесмен Михаэль Хаттендорф.
В середине апреля 1996 года Якубовскому было предьявлено обвинение по статьям 109 и 113 УК РФ. Согласно обвинению, Якубовский в течении нескольких недель избивал своего сокамерника, пытаясь заставить его вступить с ним в сексуальную связь.
14 ноября 1996 года Д.Якубовский был признан виновным по двум статьям обвинения (одна из них – ст. 147 ч. 2 (кража предметов, представляющих особую художественную и историческую ценность) и осужден на пять лет лишения свободы в колонии общего режима с конфискацией имущества. Суд снял с Якубовского обвинение в попытке контрабанды и постановил взыскать с него судебные издержки в размере 29 млн. рублей в пользу государства.
В апреле 1997 года Федеральный суд Калининского района Санкт-Петербурга признал Якубовского виновным по статье 117.1 УК РФ (истязание) и приговорил его к двум годам лишения свободы. Кроме того, суд нашел обоснованным гражданский иск сокамерника на сумму 25 млн. рублей.
Два года провел в ИТК N13 в Нижнем Тагиле.
В декабре 1998 года вышел на свободу.
28 января 1998 года Якубовский и Людмила Нарусова подписали соглашение о том, что Якубовский будет защищать интересы Анатолия Собчака и Людмилы Нарусовой. Сам Собчак опроверг утверждение, что заключал соглашение с Якубовским.
В сентябре 1999 года был включен в общефедеральный список избирательного объединения ЛДПР (№3 в Дальневосточной региональной группе) для участия в выборах в Государственную Думу РФ третьего созыва. В списке сам указал все свои судимости. 11 октября 1999 Центризбирком отказал ЛДПР в регистрации федерального списка. Также был выдвинут ЛДПР кандидатом по Северному одномандатному избирательному округу №209 (Санкт-Петербург). В округе снял свою кандидатуру.
В октябре 1999 года сам выдвинул свою кандидатуру и был зарегистрирован кандидатом в депутаты Государственной Думы РФ третьего созыва по Всеволожскому одномандатному избирательному округу №99 (Ленинградская область).
С 30 июня 2008 года – заместитель председателя совета директоров ОАО “Система-Галс” (дочернее предприятие АФК “Система”) Феликса Евтушенкова.
В апреле 2015 стало известно, что Якубовский заработал 15 млрд руб. от продажи структурам группы ВТБ своей доли в “Сити Лэнд Групп”. Эта компания владела в Подмосковье около 8 тыс. га, на которых планировалось построить 25 млн кв. м жилья. (Коммерсант, 6 апреля 2015)
На 2015 – владелец зарегистрированной в Швейцарии Engelberg Industrial Group. Основана в 2011 Якубовским для управления его активами в сфере недвижимости и промышленных разработок в Швейцарии и России. До 2015 в группу входило ООО “Сити Лэнд Групп”, которое владело в Подмосковье около 8 тыс. га. В апреле 2015 долю Якубовского в этой компании выкупил ВТБ примерно за 15 млрд руб.
На декабрь 2015 основной актив Engelberg – созданная в 2013 компания Thermission AG, владеющая технологией низкотемпературного термодиффузионного цинкования. Thermission AG располагает двумя собственными опытными производствами – в швейцарском Энгельберге и подмосковных Химках. По оценке швейцарского журнала Bilanz, личное состояние Якубовского по итогам 2015 оценивалось в 700-800 млн швейцарских франков. (Коммерсант, 12 декабря 2015)
“Коммерсант” от 7 сентября 2017: “ВЭБ пытается обратить взыскание на заложенное имущество владельца швейцарской Engelberg Industrial Group Дмитрия Якубовского…, известного в широких кругах как “генерал Дима”. Как выяснил “Ъ”, спор развернулся вокруг элитного поселка из 120 домов, строительство которого на Рублево-Успенском шоссе в ближайшем Подмосковье начинал бизнесмен. Госкорпорации уже удалось признать банкротом основанное господином Якубовским ООО “Горки-8″ – застройщика комплекса, задолжавшего ему более 1,7 млрд руб.”
Хобби – стрельба из пистолета.
Мать зовут Инна Александровна.
Второй женой Якубовского была Елена Муравьева, дочь заместителя председателя Мособлисполкома, 1 августа 1992 г. родилась дочь Дарья (Столица N 44, 1993). Четвертая жена – Марина Краснер, гражданка Канады. Пятая жена – адвокат Ирина Перепелкина, защищавшая Якубовского на последнем процессе. В феврале 2005 г. женился на Марии Бочаровой (бывшая жена депутата Мосгордумы Олега Бочарова ). Она была его клиенткой на бракоразводном процессе.
“Коммерсант” от 12 декабря 2015: “Имеет пятерых детей, женат двенадцатым браком”.
“Огонек” от 5 сентября 2016: “Дмитрий Якубовский, проживающий нынче в Швейцарии, но памятный многим в России, женился в 13-й раз. Избранницей 52-летнего бизнесмена стала его экс-супруга Валерия”.
См. также в интернете:
http://www.whoiswho.ru/russian/bd/28r/yakubovski.htm
http://www.compromat.ru/main/yakubovskij/a.htm