МАХАЧЕВ Гаджи Нухиевич
(1951-2013)
Заместитель председателя правительства Дагестана (с 2013),
бывший депутат Государственной думы РФ
(1999-2003, 2003-2007),
бывший лидер Народного фронта Дагестана им. имама Шамиля
Погиб в автокатастрофе 19 декабря 2013 г.
Гаджи Махачев родился 19 марта 1951 в городе Хасавюрте, аварец.
Учился в медицинском училище.
Служил в армии.
После демобилизации работал бригадиром в совхозе, затем в системе автотранспорта и потребкооперации.
Окончил Дагестанский государственный университет, получив специальности “экономист” и “юрист”. Кандидат юридических наук, кандидат экономических наук.
В юности занимался борьбой.
Весной 1967 был арестован по подозрению в совершении изнасилования и грабежа.
19 июня 1967 был осужден на три года лишения свободы по статьям 89.2 и 145.2 УК РСФСР.
В 1968 был досрочно освобожден.
В 1970-х годах занялся бизнесом.
К началу 1980-х контролировал мясомолочную промышленность в Хасавюрте.
19 декабря 1980 был осужден Верховным судом Дагестанской АССР по статьям 108.1 (умышленное тяжкое телесное повреждение), 112.1 (умышленное легкое телесное повреждение), 218.1 (незаконное ношение, хранение, приобретение изготовление или сбыт оружия, боевых припасов или взрывчатых веществ) УК РСФСР на 6 лет лишения свободы.
В 1982 был досрочно освобожден – “с обязательным направлением на сельхозработы”.
В 1988 организовал, а в 1991 возглавил аварский Народный фронт им. Имама Шамиля (НФШ), который вскоре стал ведущей организацией аварского национального движения. Главной задачей НФШ стала защита интересов аварцев, переселившихся из горных районов Дагестана на равнинные территории, ранее принадлежавшие кумыкам, русским, ногайцам и чеченцам.
В сентябре 1991 в Казбековском районе ДАССР НФШ объявил мобилизацию аварских боевиков для борьбы против чеченцев-аккинцев. Столкновение было предотвращено в результате переговоров, организованных Русланом Хасбулатовым и Рамазаном Абдулатиповым.
В октябре 1991 боевики НФШ пытались устроить погром палаточного городка “Тенгликюрт” под Хасавюртом.
23 октября 1991 несколько сот боевиков Махачева, вооруженных автоматами и дубинками, на грузовиках и автомобилях отправились громить “Тенгликюрт”. Столкновение предотвратила местная милиция, ставшая между аварцами и кумыками.
В декабре 1991 на сессии Верховного Совета ДАССР потребовал создания аварского района на территории Кумыкской равнины.
В 1992 подписал заявление лидеров ряда движений Северного Кавказа о готовности послать добровольцев в Абхазию для борьбы с “грузинской агрессией”.
Весной 1992 ряд активистов НФШ были арестованы в Кизилюрте за незаконное хранение оружия. Арест послужил причиной массовых беспорядков в Махачкале, во время которых были захвачены в качестве заложников заместитель министра внутренних дел и заместитель министра безопасности Дагестана. Заложники были обменены на арестованных боевиков НФШ. Министерство юстиции и прокуратура Дагестана потребовали запрета деятельности НФШ, но Верховный суд республики требование отверг.
В августе 1992 года на жизнь Махачева было совершено покушение на празднике андийского народа в селе Анди.
В 1991-1992 гг. поддерживал тесные связи с руководством Чечни, был вице-президентом Конфедерации народов Кавказа.
5 октября 1992 на круглом столе “Кавказский дом” от имени народов Дагестана поддержал правительство Джохара Дудаева , заявив, что “скоро свободный Дагестан со свободным правительством войдет в братскую семью кавказских народов”.
В июне 1993 боевики НФШ и лакского движения “Кази-Кумух” (лидеры – братья Магомед и Надиршах Хачилаевы) захватили заложников в здании Кизлярского горсовета и потребовали освободить двух местных жителей, задержанных милицией Кизляра за уголовные преступления, а также вывести из города подразделения спецназа МВД РФ.
В 1993 был назначен заместителем начальника объединения “Дагнефть”. После назначения на время отошел от политической борьбы.
Осенью 1993 был исключен из списка кандидатов в депутаты Государственной Думы первого созыва от избирательного объединения “Партия Российского единства и согласия” (ПРЕС, лидер – Сергей Шахрай ) за уголовное прошлое. Неудачно баллотировался в Думу по Махачкалинскому одномандатному избирательному округу № 11 (Республика Дагестан).
5 марта 1995 был избран депутатом Народного Собрания Дагестана по Гунийскому территориальному округу, получив на выборах 99,9% голосов избирателей.
В 1996 принимал участие в освобождении бойцов новосибирского ОМОНа, захваченных в заложники в Чечне.
На 1998 – генеральный директор АО “Роснефть-Дагнефть”.
Весной 1998 неудачно баллотировался в Государственную Думу РФ второго созыва на дополнительных выборах 29 марта 1998 по Буйнакскому одномандатному избирательному округу № 10. Был поддержан Общественным движением “Родной Дагестан”.
3 марта 1998 был назначен заместителем председателя правительства Дагестана (сохранив за собой руководство в ОАО “Роснефть-Дагнефть” и место в Народном Собрании, что противоречило Конституции РД).
11 ноября 1998 вошел в состав политсовета движения “Союз Народовластия и труда” (СНТ ) генерала Андрея Николаева. Спонсировал деятельность СНТ. В 1999 году отошел от движения.
В августе 1999, когда формирования исламских боевиков с территории Чечни вторглись в Дагестан, Махачев под лозунгами “Защитим родной Дагестан” и “Дагестанцы – навек с Россией!” фактически леголизовал отряды своих бойцов, которые в качестве “народного ополчения” взяли под контроль несколько районов республики.
В 1999 был зарегистрирован кандидатом в депутаты Государственной Думы РФ третьего созыва по Махачкалинскому избирательному округу № 11 (Республика Дагестан) как независимый кандидат.
19 декабря 1999 был избран депутатом Государственной Думы РФ третьего созыва, получив на выборах 62,39% голосов (ближайший соперник Руслан Сулейманов – 9,09%, “против всех” проголосовали 14,75% избирателей, всего в округе баллотировались 3 кандидата).
В Государственной Думе в январе 2000 года вошел в депутатскую группу “Народный депутат”.
26 января 2000 был избран заместителем председателя Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций. Был членом постоянной Комиссии Государственной Думы по государственному долгу и зарубежным активам.
В начале апреля 2000 в составе делегации Госдумы ездил на парламентскую ассамблею Совета Европы. После своего резкого выступления (по вопросу о Чечне) подвергся оскорблениям (в кулуарах ассамблеи) со стороны Вагапа Тутакова, называвшего себя представителем Аслана Масхадова по правам человека и связям с международными организациями. Сбил оскорбителя с ног одним ударом.
С 2000 – председатель Совета директоров ОАО “Роснефть-Дагнефть”.
В конце 2000 распустил Народный фронт им. имама Шамиля. Однако через 4 года говорил, что возглавляет этот фронт. (Власть, 2 августа 2004)
В апреле 2001 был избран заместителем председателя Совета межфракционной депутатской группы Государственной Думы РФ “Юг России“.
29 сентября 2001 на учредительном съезде Народной партии РФ (“партия Райкова“) был избран заместителем председателя партии.
В ноябре 2001 на заседании Госдумы Махачев обвинил в разжигании межнациональной вражды депутата Жириновского и предложил освободить лидера ЛДПР от должности вице-спикера, подчеркнув, что Жириновский все больше превращается “в рупор националистической идеологии”. Также Махачев сообщил, что подал заявление в Генпрокуратуру с просьбой возбудить против Жириновского уголовное дело. (Лента.ру, 5 декабря 2001)
10 декабря 2001 Махачев заявил, что Верховный суд Дагестана, рассматривающий дело Салмана Радуева , должен приговорить подсудимого к высшей мере наказания. Причем, по его мнению, смертный приговор должен быть приведен в исполнение публично на площади Махачкалы. (Интерфакс, 10 декабря 2001)
25 марта 2003 был одним из организаторов митинга Народной партии в Москве против агрессии США в Ираке. Заявил: “Буш хочет стать жандармом во всем мире. Где гарантия, что он не пойдет на Россию? Вот и пойдет, если себе в Ираке хребет не переломает! Чтобы этот шакал не явился, мы должны вооружаться!” (Коммерсант, 26 марта 2003)
28 марта 2003 в Махачкале на Махачева было совершено покушение.Он был ранен в руку, когда выходил из Дагестанского государственного университета. Инцидент произошел утром на Университетской площади в центре города.
В июне 2003 вошел в совет вновь образованного депутатского межфракционного объединения “В поддержку традиционных духовно-нравственных ценностей” как представитель ислама.
28 августа 2003, выступая на заседании Государственного совета и Совета безопасности Дагестана, на котором обсуждалась ситуация в республике после теракта, приведшего к гибели министра по национальной политике, информации и внешним связям Магомед-Салиха Гусаева, сказал: “Это второй этап войны, которую объявили нам ваххабиты. Нам надо ответить им тем же. Их надо просто уничтожать. Зачем брать их в плен? Прыжок влево, прыжок вправо – попытка к бегству, расстреливать на месте. Иначе, друзья мои, они всех нас убьют. И вас убьют, Адильгерей Магомедович [Магомедтагиров , глава МВД Дагестана], уверяю вас, и нас всех”. Махачев призвал не церемониться и с родственниками террористов: “Что нам, легче от того, что отец Раппани Халилова отказался от него? Никогда он не откажется от сына. И братья его живут здесь и будут стрелять нам в спину”. (Газета, 29 августа 2003)
В сентябре 2003 был выдвинут “Народной партией Российской Федерации” кандидатом в депутаты Государственной Думы РФ 4 созыва по Махачкалинскому одномандатному избирательному округу № 12 (Республика Дагестан). Выборы 7 декабря 2003 выиграл, получив 67.16% голосов избирателей. Вошёл во фракцию “Единая Россия”.
В январе 2004 был избран первым заместителем председателя комитета ГД по делам общественных объединений и религиозных организаций.
27 мая 2004 Госдума отклонила в первом чтении внесенный Махачевым, депутатами Зелимханом Муцоевым, Геннадием Райковым и Вадимом Булавиновым проект закона “О внесении изменений в Уголовный кодекс”, предусматривавший уголовное наказание за гомосексуализм. При необходимых 226 голосах законопроект поддержали 58 депутатов, против – 34, воздержался 1. (РИА Новости, 27 мая 2004)
29 декабря 2006 г. Мосгорсуд вынес приговор по делу о готовишемся покушении на Махачева. Дело носило гриф “совершенно секретно” и рассматривалось в спецчасти суда.
По версии следствия, покушение на Махачева его земляки Магомед Гаджиев и Рустам Абсалимов планировали совершить в конце 2005–начале 2006 года. Однако сотрудники ФСБ, узнавшие о подготовке к покушению из своих оперативных источников, задержали подозреваемых. Под давлением улик те пошли на явку с повинной, рассказав, что планировали уничтожить Махачева, в то время являвшегося одним из лидеров оппозиционного властям республики Северного альянса (неформальное объединение аварских политиков добивалось отставки тогдашнего главы госсовета республики даргинца Магомедали Магомедова), совершив теракт в аэропорту Шереметьево-2. Для этого они собирались приобрести в столице джип, заминировать его и подогнать к залу официальных лиц и делегаций аэропорта. А когда из этого зала выйдет Махачев, возвращающийся из очередной загранкомандировки, привести взрывчатку в джипе в действие. (Ъ, 10 апреля 2007)
Еще до приговора Махачев заявил журналистам, что в его физическом устранении мог быть заинтересован один из претендентов на пост главы республики – мэр Махачкалы даргинец Саид Амиров. Сам мэр в ответ распространил открытое письмо, в котором утверждалось, что к заговору он не имеет никакого отношения, а в его очернении заинтересован Махачев, рассчитывающий возглавить Дагестан. Однако, отрицая какую бы то ни было причастность к происшедшему, мэр все-таки поддержал обвиняемых в покушении, указав, в частности, что Магомед Гаджиев, которого называли террористом, на самом деле был потерпевшим в результате действий, основанных на доносе Махачева. По словам Амирова, Магомед Гаджиев был похищен из московского кафе и по этому факту Чертановская прокуратура 24 декабря 2005 года даже возбудила уголовное дело. Его три дня продержали на подмосковной даче и с помощью пыток заставили написать признание. (Ъ, 10 апреля 2007)
Когда дело дошло до Мосгорсуда, борьба за власть в Дагестане уже завершилась – главой республики был назначен аварец Муху Алиев, поддерживаемый Северным альянсом. Вопрос о предполагаемом заказчике покушения на Махачева был закрыт, дело в его отношении выделили в отдельное производство и приостановили за отсутствием лица, подлежащего привлечению к ответственности. Имя Амирова в уголовном деле не упоминалось, хотя и его допрашивали в качестве свидетеля. В свою очередь, Магомеда Гаджиева приговорили к девяти, а его сообщника Рустама Абсалимова к шести годам колонии строгого режима. (Ъ, 10 апреля 2007)
С 2007 – постоянный представитель Дагестана при президенте РФ.
3 декабря 2010 в немецком журнале “Шпигель” была опубликована статья “Американская депеша о кавказской свадьбе”, в которой описывалась свадьба сына Махачева Далгата и Аиды Шариповой. (См., см.)
24 сентября 2011 в программе “Неделя с Мариной Максимовской” на РЕН ТВ показал золотой бюст Сталина в своем кабинете и сказал, что что бы ни говорили об этом человеке, а к золоту говно не прилипнет”.
С сентября 2013 – заместитель председателя правительства Дагестана.
19 декабря 2013 автомобиль, которым управлял Махачев, вылетел на встречную полосу на Кутузовском проспекте в Москве. Махачев погиб, у его 30-летней жены – закрытая черепно-мозговая травма, сотрясение головного мозга, ушиб грудной клетки и перелом плеча. У 11-летней дочери Махачева – черепно-мозговая травма и сотрясение головного мозга плюс тупая травма живота и ушиб позвоночника. 10-летняя дочка получила более тяжёлые ранения, включая перелом основания черепа и открытую черепно-мозговую травму. 5-летний сын был госпитализирован также с сотрясением головного мозга и тупой травмой живота.
Избирался членом президиума Верховного Совета Республики Дагестан.
Награжден орденами “За заслуги перед Отечеством” III степени, Мужества (1996), Почета (2004), юбилейной медалью “300 лет Российскому флоту”, медалью “В память 850-летия Москвы”, медалью Волжского казачьего войска “За заслуги”.
Почетный гражданин Новосибирска.
Был дружен с министром финансов Дагестана Мамедовым, убитым в 1996 году.
Вторая жена – Анна Каменева, от этого брака трое детей – Рамзан, Анна и Алина. Москвичка Анна числилась помощницей депутата Госдумы Адама Амирилаева. Амирилаев женат на старшей дочери Махачева от первого брака.
Махачевым создан Фонд имени Махачева (своего собственного имени) для постоянной поддержки науки, образования и культуры, учреждены стипендии, гранты и премии. Фонд ежегодно присуждает 5 премий (грантов) в размере 1000 долларов каждая. Фонд также издает статьи молодых ученых и поэтические произведения начинающих литераторов.
Источники:
1. Т.Музаев. Путь боевика в кресло депутата Госдумы. Карьера Гаджи Махачева// Русский Deadline, 17 февраля 2000
Интервью.
1. Труд. 7 декабря 1999. С.2.
2. Коммерсантъ, 8 апреля 2000, С.3.
3. Правда России, 17-23 мая 2000. С.7.
4. Парламентская газета. 30 мая 2000 г.
5. Версты, 10 августа 2000. С.2.
6. Независимая газета, 26 мая 2001. С.4.
См. также в интернете:
http://www.persons.ru/cgi/show.exe?Num=794&Get=All&Item=
Можно еще долго перечислять добрые дела Гаджи Махачева, расширять и расширять их список, но достойным завершением этой короткой статьи вполне могут, на мой взгляд, стать слова народного поэта Дагестана Расула Гамзатова: “Гаджи Махачев – это явление, событие в нашей жизни. Двуликости в нем не было никогда. У меня нет сыновей и я свое основное богатство, которое получил от отца – мой Дагестан, завещаю ему, как сыну”. (Официальный сайт Республики Дагестан: http://rd.dgu.ru/personnel/makhachev.html)