РАДУЕВ Салман

РАДУЕВ Салман
    (1967-2002)
Командир “Армии генерала Дудаева”,
лидер движения “Путь Джохара”


     Умер в декабре 2002 г. в колонии.
   
      Салман Радуев родился 13 января 1967 в городе Гудермесе (Чечено-Ингушская АССР). Отец Бетир Абдул – строитель. Мать домохозяйка.
      После школы работал в стройотряде Гудермесского горторга.
     Служил в армии в Белоруссии, в ракетных войсках, был отличником боевой и политической подготовки. 
      Во время службы в армии занимался комсомольской работой, был заместителем секретаря комитета ВЛКСМ соединения, вступил в КПСС.
       После армии работал секретарем комитета ВЛКСМ СПТУ-24 в Гудермесе, инструктором Чечено-Ингушского обкома ВЛКСМ, с апреля 1989 г. – директором Гудермесского центра добровольных трудовых объединений, позже работал во внешнеторговой фирме.
          После “чеченской революции” поддержал режим Д.Дудаева, в июне 1992 г. был  назначен префектом Гудермесского района ЧР. Создал вооруженное формирование “Президентские береты” (“6-й батальон вооруженных сил ЧР”, позже переименовано в “Одинокий волк”), которое занималось грабежами на железной дороге. В октябре 1992 г. был одним из организатором и лидеров Движения в поддержку независимости “Нохчийчо”, с ноября 1992 г. – командир “6-й бригады вооруженных сил ЧР”.
         В декабре 1994 – феврале 1995 гг. организовывал вместе с отрядами Султана Гелисханова и Хункарпаши Исрапилова антироссийское вооруженное движение в Гудермесском районе Чечни и приграничных районах Дагестана.
         9 января 1996 г. возглавил террористический рейд на дагестанский г.Кизляр. Боевики пытались захватить воинскую часть и аэродром, но не смогли и заняли вместо этого роддом и больницу. Около суток все находившиеся в лечебных заведениях были заложниками. Радуевцы сначала требовали прекращения боевых действий в Чечне, но затем снизили свои требования до права беспрепятственно уйти в Чечню.
        При отходе отряд Радуева был блокирован в селе Первомайском. Часть террористов во главе с Радуевым смогла выйти из окружения, потеряв около 200 человек. Потери среди российских военнослужащих и мирных граждан составили ок. 100 человек.
         Создал “Общество ветеранов Кизляра и Первомайского”.
         В апреле 1996 года на Радуева было совершено нападение. Несколько человек из его охраны были убиты, а сам он тяжело ранен. Долгое время лечился за границей.
         Накануне выборов Президента Ичкерии захватил в качестве заложников на дагестанской границе несколько десятков бойцов ОМОНа. Также делал заявление о том, что Джохар Дудаев жив. Возглавил т.н. “Армию генерала Дудаева” (ок. 200 человек). В 1997 году возглавил т.н. движение “Путь Джохара”.
         В апреле 1997 года взял на себя ответственность за взрывы на вокзалах в Пятигорске и Армавире, а также в пос.Бира в Хабаровском крае (следстви установило, что причиной взрыва на складе была халатность часового). Кроме того, взял на себя покушение на президента Грузии Шеварднадзе, а однажды сказал, что у него есть атомная бомба. (Власть, 25 декабря 2001)
        В прессе неоднократно высказывались предположения, что Радуев психически ненормальный человек.
         Весной 1998 г. руководил группой бойцов, захвативших телецентр в Грозном, чтобы выступить перед гражданами Чечни с разоблачением “антинародного режима Масхадова”. В результате столкновения погиб руководитель Службы национальной безопасности Чечни Леча Хултыгов , а его братья объявили Радуеву кровную месть.
         В ноябре 1998 года указом А.Масхадова разжалован в рядовые в связи с вступлением в силу приговора Верховного шариатского суда, осудившего Радуева на четыре года за попытку государственного переворота. Радуев заявил, что указ президента неправомерен, так как звание бригадному генералу присваивал Д.Дудаев. Приговор суда Радуев опротестовал.
    18 февраля 2000 года снова было объявлено, что Радуев убит в Ножай-Юртовском районе Чечни.
    12 марта 2000 года было объявлено, что в ходе сложнейшей спецоперации Радуев был захвачен в плен и доставлен в Москву. Содержался в СИЗО “Лефортово”.
     В начале ноября 2001 г. были определены дата и место начала суда над Радуевым и двумя его подельниками (Атгиреевым и Алхазуровым) – 15 ноября, Верховный суд Дагестана в Махачкале. Группу государственных обвинителей возглавил генпрокурор РФ Владимир Устинов.
      По прибытии в Дагестан Радуев дал интервью в котором сказал о нападении на Кизляр: “Если бы не Дудаев, а любой другой военачальник такой приказ дал бы, я бы даже под угрозой, может быть, расстрела его не выполнил бы. С Дудаевым тоже я спорил о целесообразности этой операции”. О главе администрации Чечни Кадырове сказал: “Это тот человек, который нужен Чечне в данный момент”. На вопрос, как он попал в руки российских войск, ответил: “Меня сдали. Свои. И не низшие чины. Меня сдали как конкурента”. (Регионс.ру,  13 ноября 2001 )
       На первых допросах в суде Радуева дал понять, что раскаяния от него суд не получит, заявив, что главные виновники и Кизляра, и всех прочих чеченских трагедий – высшие чиновники самой России, которые позволили Дудаеву создать свою армию и ее вооружили: “Прежде чем судить меня, надо судить Павла Грачева, генерала Соколова (бывший командующий Северо-Кавказским военным округом) – если бы они не дали нам оружие, у нас не было бы вооруженных сил”. Также Радуева сказал, что председатель Госсовета Дагестана Магомедали Магомедов, принимавший участие в переговорах с террористами зимой 1996 года, настаивал на том, чтобы при отходе боевики взяли с собой часть мирных жителей Кизляра и Первомайского, – дагестанские чиновники, сопровождавшие сепаратистов, просто использовали своих граждан в качестве “живого щита”. В связи с этим Радуев категорически не принял само слово “заложники” и требовал говорить только о “местном населении”. При этом он утверждал, что все жертвы среди мирных граждан были вызваны обстрелами войск, а не действиями его “диверсионной группы”. В результате по конкретным обвинениям Радуев согласился признать свою вину только в неприкосновенности жилища и незаконном лишении людей свободы. (Время новостей, 20 ноября 2001 )
       Заключительную речь на суде закончил стихами собственного сочинения.
       25 декабря 2001 г. был приговорен к пожизненному заключению.
       В августе 2002 г. был доставлен в колонию особого режима “Белый лебедь” в город Соликамск Пермской области. (Газета.ру, 12 августа 2002 )
      15 декабря 2002 г. в пресс-службе Управления исполнения наказаний Пермской области сообщили, что Радуев умер.

   
    Жена Лидия – племянница Дудаева. Двое сыновей – Джохар и Зелимхан. На 2003 г. проживала в Стамбуле. В феврале 2003 г. сказала корреспонденту “Комсомольской правды”, что если бы знала о готовящемся терракте на спектакле “Норд-Ост”, была бы среди шахидок. Также сказала, что сыновья отомстят за отца. (КП, 14 февраля 2003
     Старший брат Сулейман, пять сестер.

     Интервью:
     1. Версия, 28 ноября – 4 декабря 2000, С.7.