МАГОМЕДТАГИРОВ Адильгерей Магомедович
(1956-2009)
Министр внутренних дел Республики Дагестан
Убит 5 июня 2009 г.
Родился в 1956 году в селе Гонода Гунибского района Дагестанской АССР.
В 1988 окончил Минскую высшую школу милиции.
Служил в армии.
По его словам, работать в милиции мечтал с детства.
В 1978 начал службу рядовым отдельного батальона патрульно-постовой службы Советского РОВД Махачкалы.
С 1988 по 1992 – инспектор уголовного розыска, старший оперуполномоченный уголовного розыска Советского РОВД Махачкалы.
В 1992-1994 – начальник отдела, заместитель начальника управления уголовного розыска МВД Дагестана.
В 1994-1998 – начальник Дербентского РОВД.
В 1994 г. на него было совершено первое покушение. (Ъ, 5 февраля 2007 )
С мая 1998 – министр внутренних дел Республики Дагестан. Был назначен на этот пост в тот момент, когда обстановка в Дагестане резко обострилась. Были смещены органы законной власти в селах Карамахи и Чабанмахи, в мае несколько тысяч человек захватили здание Госсовета и правительства республики, устроив там погром.
При новом министре дагестанская милиция стала использовать довольно жесткие методы для быстрого раскрытия резонансных преступлений. Заподозренные, как правило, признавались во всем уже через несколько дней, а потом рассказывали в судах, как для получения нужных показаний их жестоко избивали, стачивали им зубы напильниками или засовывали в задний проход колючую проволоку. Именно из-за этого в судах были оправданы многие обвиняемые в громких преступлениях. Например, подсудимые по делу о теракте во время демонстрации 9 мая 2002 года в Каспийске, жертвами которого стали 43 человека. “Я рад, что дожил до суда”, – говорил на процессе в Верховном суде Дагестана один из подсудимых. Его оправдали по обвинению в теракте, но все-таки посадили за участие в незаконных вооруженных формированиях. (Коммерсант, 6 июня 2009)
Из “Коммерсанта”: “Методы, к которым прибегали подчиненные Магомедтагирова, вызывали ответную реакцию со стороны боевиков. Многие ушли в горы не из идейных соображений, а как раз для того, чтобы мстить сотрудникам милиции. В результате МВД и другие силовики Дагестана ежегодно теряли десятки сотрудников, которых взрывали и расстреливали. Причем потери силовиков по дороге на службу или со службы домой были в разы больше, чем в ходе спецопераций против боевиков, которыми генерал Магомедтагиров, как правило, командовал лично”. (Коммерсант, 6 июня 2009)
31 февраля 2000 года у дома Магомедтагирова в машине “Волга” ГАЗ-3110 взорвалась бомба, эквивалентная 4 кг тротила. Никто не пострадал. (Коммерсант, 6 июня 2009)
16 марта 2006 на пресс-конференции опроверг слухи о его якобы предстоящей отставке.
8 августа 2006 г. на Магомедтагирова было совершено покушение: неизвестные сначала взорвали, а затем обстреляли из автоматического оружия его кортеж. Министр направлялся в Буйнакск, где было совершено покушение на прокурора города Битара Битарова.
В результате нападения трое сотрудников милиции получили ранения. Двое из них скончались по дороге в больницу. Министр не пострадал, его спасла броня служебной иномарки.
Поздним вечером 3 февраля 2007 г. было совершено новое покушение на Магомедтагирова. Его бронированная служебная Toyota Land Cruiser попала в классическую ловушку. На пульт дежурного МВД поступило сообщение об убийстве следователя следственного управления при МВД Дагестана 27-летнего Максуда Магомедова. Магомедтагиров обычно выезжал только на самые громкие преступления. Убийство капитана юстиции формально не относилось к таким преступлениям, но преступники рассчитали все точно: погибший был сыном давнего друга Магомедтагирова. (Ъ, 5 февраля 2007)
Магомедтагиров не стал дожидаться, когда за ним заедет служебный транспорт, а поехал вместе со своим братом на его машине, что спасло ему жизнь. Его Toyota Land Cruiser выехала за ним с задержкой в несколько минут. Когда министр уже находился на месте происшествия, его внедорожник был взорван метрах в трехстах от места убийства капитана Магомедова. Под колесами сработало два взрывных устройства общей мощностью 15 кг в тротиловом эквиваленте. Джип смяло так, что шансов выжить у находившихся в нем не было. В результате погибли милиционер–водитель ОМОНа при МВД республики – прапорщик Алексей Жданов и старший оперуполномоченный по особо важным делам управления собственной безопасности МВД по Дагестану Магомед Османов. Оба входили в круг самых доверенных людей министра, Османов неофициально считался руководителем его охраны. (Ъ, 5 февраля 2007)
Всего, по данным “Ъ”, с 1994 по февраль 2007 г. на Магомедтагирова было совершено 6 покушений. (Ъ, 5 февраля 2007)
15 февраля 2007 г. в Махачкале, во время собрания, на котором обсуждались внутримилицейские проблемы, личный состав полка патрульно-постовой службы отказался подчиняться вышестоящему начальству из аппарата МВД Дагестана. В результате произошла потасовка. (Газета.ру, 15 февраля 2007)
Как рассказал один из милиционеров, они планировали проведение во время обеденного перерыва митинга “против коррупции в системе МВД республики Дагестан и в защиту конституционных, социально-экономических и трудовых прав сотрудников милиции”. Однако митинг не состоялся. Инициативная группа приняла резолюцию с требованиями призвать главу МВД к ответу, искоренить коррупцию, обеспечить сорокачасовую рабочую неделю для сотрудников милиции, обеспечить уважительное отношение к чести и достоинству сотрудника милиции руководством МВД Дагестана и т.д. (Газета.ру, 15 февраля 2007)
20 февраля 2007 г. стало известно, что отстранен от занимаемой должности замкомандира 2-го полка патрульно-постовой службы милиции (ППСМ-2) при УВД Махачкалы Абдурашид Бибулатов – один из руководителей “бунта”.
Бибулатов рассказал, что Магомедтагиров пригласил к себе на прием членов инициативной группы “бунтовщиков” и пообещал им всяческое содействие в решении “поднятых вопросов”. Однако затем был издан приказ об отстранении Бибулатова от должности. У него отобрали служебный транспорт и табельное оружие, а 20 февраля сотрудники ГИБДД по указанию руководства МВД забрали у подполковника личную машину и поставили ее на стоянку УВД. (Ъ, 21 февраля 2007)
Бибулатов направил обращение начальнику УФСБ России по Дагестану Николаю Грязнову, попросив обезопасить его и членов его семьи “от возможной провокации со стороны руководства МВД”. “Ежедневно у моего дома дежурит автомобиль ВАЗ-2106, фиксируя все мои передвижения,– говорилось в обращении,– а также контролируя моих друзей, приходящих ко мне. Все противозаконные действия руководства МВД по Дагестану и УВД Махачкалы направлены на нейтрализацию моих активных действий по созданию профсоюзной организации в ППСМ-2 в защиту социально-экономических и трудовых прав сотрудников милиции… У меня есть все основания полагать, что меня могут физически устранить”. (Ъ, 21 февраля 2007)
3 апреля 2007 г. прокурор Дагестана объявил о раскрытии двух покушений на Магомедтагирова. Его пытались устранить боевики из группировки “Шариат”, которые были установлены и объявлены в розыск. (Ъ, 4 апреля 2007)
26 сентября 2007 г. Магомедтагиров расформировал несколько подразделений УГИБДД, обвинив их в коррумпированности: отдел по регистрации иностранного автотранспорта, отдел УГБДД Махачкалы, отдел по угону автотранспорта, а также отдел по расследованию убийств по Махачкале. Функции расформированных подразделений были переданы в районные ОВД. (Газета.ру, 26 сентября 2007)
12 ноября 2007 г. в Махачкале был уничтожен костяк группировки “Сейфулла” (“Меч Аллаха”), совершившей два покушения на Магомедтагирова и другие теракты. Дом, в котором укрывались боевики, расстреляли из крупнокалиберных пулеметов и огнеметов, а потом сравняли с землей с помощью танка. В завалах нашли трупы семи мужчин и двух женщин. (Ъ, 13 ноября 2007)
20 октября 2008 в Советском райсуде Махачкалы начался гражданский процесс по делу о защите чести и достоинства. Ахмед Газилалиев, отец преподавателя Дагестанского педагогического университета Рашида Газилалиева, убитого во время спецоперации в столице Дагестана 28 июня 2008 г., пытался взыскать с Магомедтагирова 1 млн руб.
Вскоре после завершения спецоперации в Махачкале, в результате которой были убиты Газилалиев, его жена Севда Абдуллаева и их гость Руслан Казанбиев, Магомедтагиров заявил журналистам, что преподаватель университета был членом группы боевиков, которые совершали нападения на сотрудников правоохранительных органов. По словам министра, убитый прошел “идеологическую подготовку за границей”, когда учился в Чехии и Германии, и собирался организовать в Махачкале ячейку террористической организации “Хизб ут-Тахрир”. Отец убитого утверждал, что его сын никогда не был боевиком, а сведения, распространенные Магомедтагировым, не соответствуют действительности. (Коммерсант, 21 октября 2008)
26 октября 2008 суд отказал в удовлетворении иска Ахмеда Газилалиева. Интересы Магомедтагирова защищал сотрудник МВД Имамутдин Мамаев. Он заявил, что сказанное министром на пресс-конференции соответствует действительности, и в качестве доказательства представил суду постановление о прекращении уголовного преследования Рашида Газилалиева от 15 сентября. В документе говорилось, что некто А. опознал Газилалиева по фото как лицо, производившее выстрелы несколькими днями ранее в начальника Буйнакского ГОВД Магомедарипа Алиева”. Также, согласно химической экспертизе, в смывах с рук убитого Рашида Газилалиева обнаружены следы металлизации сурьмой, а значит, считали силовики, он отстреливался во время спецоперации”. (Коммерсант, 24 октября 2008)
Убит 5 июня 2009. (См.)
24 февраля 2010 было заявлено о раскрытии убийства Магомедтагирова. СКП при Генпрокуратуре РФ отказался привести какие-либо подробности. Было сказано лишь, что в преступлении участвовали пять человек, которых уже арестовал суд и которые уже признали свою вину. Как удалось выяснить “Коммерсанту”, все пятеро фигурантов громкого дела – из Ботлихского района. Двое из них служили рядовыми по контракту в горнострелковой бригаде Минобороны. Третий — Андрей Резанов был в той же бригаде прапорщиком. Еще двое подозреваемых – Абдулмажид Манапов и Шамсула Бурзиев так же в прошлом были силовиками. Манапов служил сержантом в роте патрульно-постовой службы, а его предполагаемый подельник Бурзиев был судебным приставом. (Коммерсант, 26 февраля 2010; Коммерсант, 27 февраля 2010)
16 марта 2011 судебная коллегия по уголовным делам Верховного суда РФ отменила постановление Верховного суда Северной Осетии (здесь содержались фигуранты дела) о продлении срока содержания под стражей Шамсуле Борзиеву – одному из обвиняемых по делу об убийстве Магомедтагирова. (Коммерсант, 17 марта 2011)
25 июня 2013 Северо-Кавказский окружной военный суд назначил в особом порядке 15 лет колонии строгого режима лейтенанту Минобороны Андрею Резанову за убийство Магомедтагирова. Имя заказчика осталось неизвестно. (Коммерсант, 26 июня 2013)
Посмертно присвоено звание Героя России.
Генерал-лейтенант милиции.