ПЕТРОВ Юрий Владимирович
(1939-2013)
Бывший советник председателя Государственной инвестиционной корпорации,
бывший председатель Государственной инвестиционной корпорации,
бывший председатель движения “Союз реалистов”
бывший руководитель администрации президента РФ,
бывший первый секретарь Свердловского обкома КПСС (1985-1988)
Умер 24 октября 2013 г.
Юрий Петров родился 18 января 1939 в городе Нижнем Тагиле Свердловской области, русский.
В 1966 окончил Уральский политехнический институт.
В 1974 окончил Свердловскую высшую партийную школу.
Начал трудовую деятельность зуборезчиком на Уральском вагонном заводе в 1956 году, затем работал на Нижнетагильском заводе пластмасс.
Служил в армии, где вступил в 1962 в КПСС (оставался членом КПСС до ее запрета в августе 1991 года).
После окончания института вернулся в Нижний Тагил на завод пластмасс и проработал год заместителем начальника цеха.
С 1967 – на партийной работе, в 1967-1972 был заведующим промышленно-транспортным отделом Дзержинского райкома КПСС, затем – Нижнетагильского горкома КПСС.
В 1972-1974 – второй секретарь Нижнетагильского горкома КПСС.
В 1974-1977 – первый секретарь Нижнетагильского горкома КПСС.
С 1977 по 1982 – секретарь Свердловского горкома КПСС. Работая в этой должности, часто встречался с Борисом Ельциным, который тогда занимал должность заведующего отделом Свердловского обкома КПСС.
В 1982 был переведен в Москву. До 1985 работал в Отделе организационно-партийной работы ЦК КПСС – сначала заведующим сектором, затем заместителем заведующего отделом.
С апреля 1985 по июнь 1988 – первый секретарь Свердловского обкома КПСС. На этот пост Петрова рекомендовал Ельцин.
Был делегатом ХХVII съезда КПСС в марте 1986, в своем выступлении поднимал вопрос о территориальном хозрасчете. На съезде был избран членом ЦК КПСС (оставался им по 1990).
Избирался в Верховный Совет СССР 11-го созыва (1985?-1989). В 1987 был председателем Комиссии по транспорту и связи Совета Союза Верховного Совета СССР. Был депутатом Верховного Совета РСФСР 9-го и 11-го созывов (1986-90).
В апреле 1988 на совещании в ЦК КПСС с первыми секретарями обкомов выступил в поддержку сталинистской статьи Нины Андреевой в “Советской России”, официально расцененной как “антиперестроечный манифест”. На удивленную реплику Горбачева ответил: “Вы же сами требовали, чтоб говорили то, что думаем”.
Летом 1988 был назначен послом СССР на Кубе, где проработал три года (до августа 1991). Время проведенное в Гаване, оставило у Петрова положительные впечатления. Он избегал любого осуждения существующего на Кубе режима. Фиделя Кастро называл “великим политиком ХХ века”. Среди сотрудников посольства Петров был известен как строгий блюститель “сухого закона” и нравственности.
Во время июльского отпуска Петрова в 1991 году Ельцин предложил ему пост руководителя президентской администрации. По словам Петрова, он принял это предложение “не без серьезных колебаний и размышлений”.
5 августа 1991 был назначен и 19 августа 1991 приступил к работе в должности руководителя президентской администрации.
В функции Петрова входило определение регламента работы президента, подготовка его встреч и визитов, подготовка и контроль исполнения распоряжений и поручений президента, кадровые вопросы в администрации президента. В администрации готовились и некоторые указы Ельцина. Помимо этого, в ее ведении находится обширное хозяйство, унаследованное от Хозяйственного управления ЦК КПСС и Управления делами Совета Министров СССР.
Зимой 1992 в адрес Петрова стало раздаваться все больше и больше критических замечаний. Центр политологических исследований “РФ-политика ” опубликовал аналитическую записку под названием “Номенклатурное подполье берет под контроль администрацию президента России”, в которой Петров фигурировал как противник проведения реформ и создатель “номенклатурного заговора” в союзе с другими противящимися реформам силами. В частности, указывалось на факты задержки Петровым новых назначений и критиковалась его хозяйственная деятельность. К тому же времени относится борьба между Петровым и первым вице-премьером и госсекретарем Генадием Бурбулисом за влияние на президента, а также конфликт с шефом Государственного Правового управления Сергеем Шахраем из-за того, что на подпись Ельцину не раз передавались указы, не прошедшие экспертизу Государственного Правового управления (ГПУ). Тогда же начал создаваться отдельный аппарат правительства во главе с бывшим помощником Бурбулиса Алексеем Головковым.
На митинге, организованном Движением “Демократическая Россия” у Белого Дома 9 февраля 1992, Петров был главным обьектом критики. Многие выступавшие требовали его отставки. На февральском рабочем заседании правительства, где рассматривался вопрос о трудностях в работе управленческих структур из-за неудовлетворительной деятельности администрации президента, был сделан вывод о необходимости смены руководства администрации.
Сначала Петров отказался выйти в отставку, заявив, что таким образом противники реформ стараются вывести из состава команды Ельцина верных президенту людей (в их числе назвал, кроме себя, руководителя секретариата Виктора Илюшина, председателя экспертного совета Олега Лобова и других).
Вскоре после февральского митинга и заседания правительства Ельцин заявил: “Петрова я не отдам”, но постепенно стал изымать из его компетенции все больше функций. Усилилось влияние Бурбулиса на решение кадровых вопросов.
В апреле 1992 Петров сам подал заявление с просьбой об отставке. Около двух недель оно находилось у Ельцина, затем между ним и Петровым состоялась трехчасовая беседа, в результате которой отставка не состоялась. Ельцин вновь доверил Петрову решение кадровых вопросов на уровне президентской администрации.
6 мая 1992 была произведена реорганизация аппарата. Ликвидированы должности госсоветников и госсекретаря РФ. Из Государственного Правового управления под контроль Петрова были переданы отделы по вопросам гражданства, помилованиям и награждениям. Некоторые структуры при президенте были ликвидированы, а некоторые переданы правительству. В целом влияние Петрова в значительной, хотя и не в полной мере, восстановилось. Он возглавил комиссию по по реорганизации аппарата президента и по Вооруженным силам.
7 мая 1992 вышел в отставку Шахрай. Он заявил при этом, что одной из ее причин является невозможность работы с Петровым.
Петров стремился сохранить под своим руководством единый аппарат исполнительной власти, конфликтуя при этом с руководителем аппарата российского правительства Головковым.
В августе 1992 в рамках подготовки официального визита Ельцина Петров ездил в Японию, где выступил по вопросу о “северных территориях” с более жестких позиций, чем руководители МИДа России и побывавший в Японии до этого вице-премьер Михаил Полторанин.
7 января 1993 был заменен на посту руководителя администрации президента Сергеем Филатовым , а 5 февраля указом президента был назначен председателем новообразованной Государственной ивестиционной корпорации (ГИК). По утверждению Петрова, переход на новую работу состоялся по его собственной инициативе.
В уставной фонд корпорации вносилось 50 миллионов долларов, 200 миллиардов рублей и государственное имущество на сумму 1 миллиард долларов, которое использовалось в качестве залога для страхования рисков иностранных инвесторов. ГИК обладала правом самостоятельно заниматься коммерческой деятельностью.
С начала 1994 – председатель правления общественно-политического клуба “Реалисты“.
11 февраля 25 марта 1995 на учредительном съезде Общественно-политического движения “Союз реалистов” (ДСР) был избран председателем ДСР.
Летом 1995 вошел в избирательный Блок Ивана Рыбкина, в котором занял 2-е место в списке кандидатов в депутаты Государственной Думы.
В конце мая 1996 от имени президиума координационного совета “Круглого стола бизнеса России” подписал заявление в поддержку избрания Ельцина на второй срок.
Распоряжением президента № 358-р от 9 июля 1996 года получил благодарность Ельцина за активное участие в организации и проведении выборной компании президента РФ.
В декабре 1996 возглавил оргкомитет Союза общественных объединений “Российское движение за новый социализм” (РДНС).
В апреле 1997 организовал и возглавил Общественный комитет содействия союзу России и Белоруссии.
19 сентября 1997 был назначен заместителем председателя Межведомственной комиссии СБ РФ по экономической безопасности.
Был председателем Совета, затем был членом совета директоров Свердловского губернского банка (Екатеринбург, бывший – “Инкор-банк”).
В сентябре 1999 был выдвинут движением “Наш дом – Россия” (НДР) кандидатом в депутаты Государственной Думы РФ третьего созыва по Первоуральскому одномандатному избирательному округу № 166 (Свердловская область), но не принял участия в выборах.
1 октября 1999 ушел с поста председателя движения “Союз реалистов”.
27 мая 2000 на учредительном съезде партии “Единство” был избран членом президиума политсовета партии.
В мае 2001 указом президента был отправлен в отставку с поста руководителя ГИК.
С 2001 – советник председателя ГИК.
С января 2003 – член Совета директоров банка “Тверь”.
22 марта 2003 был вызыван вместе с сыном Александром на допрос в Генпрокуратуру РФ для дачи свидетельских показаний по делу о хищении госсредств в ходе реализации крупной партии драгоценных металлов в 1996 году. Накануне Генпрокуратура произвела выемки в Гута-банке, председателем которого был Александр Петров, в рамках возбужденного в этот же день уголовного дела. По словам представителя прокуратуры, “в ходе выемок были получены доказательства причастности руководителей Госинкора и Гута-банка к противоправным действиям”. По мнению следователей, хищение произошло в ходе незаконной продажи в 1996 году 300 тонн серебра, выделенных Госинкору Роскомдрагметом. В Генпрокуратуре считали, что данная партия была продана Гута-банку по явно заниженной цене. При этом за якобы оказанные посреднические услуги банку было перечислено 2,5 миллиарда неденоминированных рублей. (Лента.ру, 22 марта 2003)
Награжден двумя орденами Трудового Красного Знамени.
Убежденный трезвенник. Любит рыбачить и собирать грибы. Увлекается лыжами, волейболом.
Женат. Имеет дочь, сына и внучку.
Сын Александр – первый заместитель председателя Госинкора.
Дополнительная информация
Петров заявил, что инициатором его отставки был не президент, а он сам, “чтобы развязать президенту руки”. Говорит, что нашел “общий язык с президентом по всем моментам”.
5 февраля 1993 был назначен председателем Государственной инвестиционной корпорации, которой президент передал имущества на 1 млрд долларов. По мнению Петрова, корпорация будет заниматься только российскими инвестициями. ГИК были переданы 4 здания и дачный поселок Жаворонки в Подмосковье.
Перед своей отставкой получил задание разобраться с крушением южнокорейского самолета, для этого летал в Париж и передал “черный ящик” с записями международным экспертам.
По мнению газеты “Известия”, в условиях развала СССР Петров был незаменим как главный диспетчер сдачи-приемки его имущества, системы “проводников” власти на места. Он готовил указы о переводе союзных министерств под юрисдикцию России, спасал остатки золотого запаса страны, “приватизировал” Кремль, брал под контроль практически брошенные линии секретной связи. Петров не испытывал особого пиетета перед командой реформаторов и нередко давал это почувствовать в самой бестактной форме (бывало так, что без ведома Гайдара и руководства его аппарата в комплексе зданий на Старой площади менялся режим охраны, при этом затруднялся доступ к правительству лиц из демократического лагеря). Не довольствуясь достигнутым, быстро начал переключаться на политику, что привело к столкновению с Бурбулисом. Когда под давлением группы Илюшина президент все же решился на отставку Петрова, он это сделал в максимально деликатной форме, предложив ему оставить отнюдь небесконфликтный пост главы его администрации и заняться тем, чем он пожелает. Так возникла идея Государственной инвестиционной корпорации. (Известия, 2 июля 1994 )
Юрий Петров обратился с письмом к Ельцину со своими предложениями по компенсации сбережений, утраченных в результате инфляции. Он предлагал собрать деньги под залог госимущества (земля и т.д.), разместить их в высокоэффективные проекты и за счет полученной прибыли индексировать дореформенные сбережения в пропорции 1:1000.
Для реализации этого проекта Петров хотел бы создать под эгидой Госинкора госфонд “Земля и люди”, которому были бы переданы 5 млн га государственных резервных земель (для справки: территория всей Московской области на 3 тыс. кв. км. меньше), в том числе 1,5 млн га городских и пригородных, т.е. наиболее ценных земель. На этих землях, пишет Петров, будут прокладываться дороги, мосты и т.д., а возросшие в цене участки будут продаваться. Плюс к этому глава Госинкора просил передать для использования также недвижимое имущество, объекты незавершенного строительства, пакеты акций, принадлежащие государству и т.д. “на общую сумму 300 триллионов рублей”. Всего Госинкор рассчитывал получить земель и имущества на сумму 600 триллионов (валовой внутренний продукт России – 700 трил.). (Известия, 30 ноября 1994 )
Интервью: Новые известия, 16 сентября 2000, С.4.
