БАТДЫЕВ Мустафа Азрет-Алиевич

БАТДЫЕВ Мустафа Азрет-Алиевич
Руководитель Пенсионного фонда Карачаево-Черкесии, 
     бывший президент Карачаево-Черкесии,
 бывший председатель Национального банка Карачаево-Черкесии


          Мустафа Батдыев родился в 1950 году, карачаевец. 
          В 1978 г. окончил экономический факультет МГУ им. М.В.Ломоносова, затем аспирантуру экономического факультета.
          Работал главным экономистом колхоза “Родина”.
          Затем был инструктором и заместителем заведующего социально-экономическим отделом Карачаево-Черкесского обкома партии.
          В 1992-1994 гг. занимал должность председателя Комитета по управлению имуществом- заместителя председателя правительства республики.
          С 1994 г. – заместитель председателя правительства по экономике.
          С 1997 года – председатель Национального банка Карачаево-Черкесской Республики.
           В 1999 г. рассматривался как кандидат на пост временно исполняющего обязанности главы республики.
          В 2000 г. возглавлял республиканский предвыборный штаб Владимира Путина.
          В июне 2003 года заявил о намерении баллотироваться на пост президента Карачаево-Черкесской Республики и был зарегистрирован избиркомом.
         Накануне выборов вся республика, вплоть до отдаленных аулов, была завешена портретами Батдыева. Многие СМИ уверяли, что именно его поддерживает Москва, и, в случае его победы, в республику хлынет финансовая помощь, которую центр отказывается давать не оправдавшему его доверия Семенову. (Власть, 11 августа 2003 )
         17 августа 2003 г. в первом туре выборов занял первое место (41,67%) и вышел во второй тур вместе с действующим президентом Владимиром Семеновым (36,92%). 
         31 августа 2003 г. был избран президентом, набрав 48,36% голосов избирателей. 
         После выборов Батдыев заявил: “Командой Семенова во втором туре был задействован огромный ресурс. Надо заметить, она отработала вовсю. В ход были пущены многочисленные митинги, на которых меня кем только не объявляли – жидом, человеком Чубайса, даже Грефа с Гайдаром приплели. Кроме того, во втором туре людей заставляли голосовать за Семенова. В итоге во многих населенных пунктах я не получил даже тех голосов, что имел в первом туре. Люди просто испугались. Это тяжелейшая драма для генерала. Я уверен, что спокойно, достойно Семенов власть не передаст .”(Коммерсантъ, 2 сентября 2003) 
          На инаугурацию Батдыева приезжали лидеры СПС Егор Гайдар, Анатолий Чубайс и Альфред Кох.  (Ведомости, 27 октября 2004)
         18 октября 2004 г. в Черкесске был убит вице-премьер правительства КЧР, друг Батдыева со школьных времен Ансар Тебуев . В тот же день на состоявшемся экстренном совещании правительства республики Батдыев заявил: “Брошен вызов всей правоохранительной системе КЧР, системе республиканской власти и мне как президенту республики. Все прекрасно знают принципиальную позицию Ансара Магометовича по отношению к криминалитету и коррупции, к разгулу ваххабизма в республике. Дело нашей с вами чести – принять брошенный вызов, и мы его принимаем… Земля будет гореть под ногами криминалитета, мы должны навести в республике порядок”. Также Батдыев заявил, что срочно вылетает в Москву для встреч с президентом России, главами МВД и ФСБ, и пообещал принять меры, чтобы «положить конец тому, что сегодня здесь творится, тому, что творилось в течение последних лет». (Газета, 19 октября 2004
     В ночь с 10 на 11 октября 2004 г. в Карачаево-Черкесии пропали семь человек – депутат республиканского парламента Расул Богатырев и шесть его друзей. Их родственники утверждали, что молодые люди поехали на дачу зятя Батдыева, председателя Совета директоров ОАО “Кавказ-цемент” и депутата Народного собрания республики Али Каитова , и затем возле нее в течение получаса была слышна автоматная стрельба. В результате все семеро пропали. Каитов исчез и был объявлен в розыск.
     По данным “Коммерсанта”, у Каитова и Богатырева были разногласия из-за контроля над АО “Химическое объединение имени Цахилова”. По словам сестры Богатырева Фатимы, в ночь исчезновения ее брат по телефону договорился с Каитовым о встрече, тот предложил ему приехать к нему на дачу. “Расул поехал туда с друзьями на двух автомобилях. С тех пор никто больше не видел ни их, ни автомобилей”. (Коммерсант, 22 октября 2004 )
     По информации “Профиля”, в ту ночь милиционеры, получив сигнал об автоматных очередях во дворе дома Али Каитова, потоптались возле забора, но не решились побеспокоить президентского зятя. Из источника в МВД республики “Профилю” стало известно, что наутро к дому Али Каитова прибыли трое сотрудников УБОПа при республиканском МВД, которые обнаружили следы преступления. Но начальник УБОПа Али-Султан Хапаев разорвал их рапорт, сказав, что “за это президент их всех выгонит”. (Профиль, 15 ноября 2004 )  
     21 октября 2004 г. родственники пропавших ворвались в здание правительства и парламента республики в Черкесске. Им удалось прорваться в кабинет Батдыева, которого на месте не оказалось. 
     22 октября 2004 г. Бадтыев осудил действия своего зятя и сообщил, что его дочь три дня назад подала на развод.  (РИА Новости, 22 октября 2004
     23 октября 2004 г. объявил о том, что за информацию о местонахождении зятя назначил премию в 5 миллионов рублей. За информацию о местонахождении убийц Тебуева – 2 миллиона рублей. (РИА Новости, 23 октября 2004)
     25 октября 2004 г. Генпрокуратура России сообщила, что Каитов сам сдался органам правопорядка. В дальнейшем официальные лица, впрочем, заявляли, что он был пойман в результате тщательно спланированной операции.
     26 октября 2004 г. “Известия” сообщили, что дочь Батдыева Людмила, вопреки публичному заявлению отца, не подавала заявление о разводе с Каитовым. (Известия, 26 октября 2004 )
     29 октября 2004 г. ИТАР-ТАСС сообщило, что Людмила получила развод с Каитовым, а заявление на развод было подано сразу же после совершения преступления. (ИТАР-ТАСС, 29 октября 2004 )
      1 ноября 2004 г. Батдыев выступил с заявлением о том, что выплатит 5 млн рублей за информацию о месте нахождения тел семи молодых людей, пропавших в ночь на 11 октября, пояснив, что деньги будут выделены не из республиканского бюджета. (Интерфакс, 1 ноября 2004 )
      9 ноября 2004 г. на площади перед Домом правительства в Черкесске начался митинг с требованием отставки Батдыева и руководителей силовых ведомств республики. Затем несколько десятков человек ворвались в здание и заняли кабинет Батдыева. Около 50 человек провели там всю ночь на 10 ноября.  
      10 ноября 2004 г. вечером состоялась встреча полпреда президента в Южном ФО Дмитрия Козака с советом старейшин Черкесска и муфтием Карачаево-Черкесии. Батдыев в ней не участвовал. Его трехчасовой разговор с Козаком состоялся позже. Рано утром 11 ноября появилось сообщение о том, что Батдыев заявил о своей готовности уйти в отставку. Козак назвал это решение Батдыева неконструктивным: в этом случае, по его мнению, на улицы могли бы выйти тысячи его сторонников, и возникнла бы опасность начала гражданской войны. (Интерфакс, Газета.ру, 10 ноября 2004 )  
     17 ноября 2004 г. Батдыев выступил с завлением по республиканскому телевидению: “Беспорядки отбросили экономику КЧР далеко назад. Во время захвата моего кабинета безвозвратно уничтожены все инвестиционные проекты – бумаги пропали, электронные версии погибли с базой данных, после того как компьютеры выкинули в окно. Никто из организаторов погрома от ответственности не уйдет. Я работаю не тестем Али Каитова, а президентом КЧР. К Мустафе Батдыеву как к президенту претензий быть не может, и я доведу начатое в 2003 году до конца”. (Коммерсантъ, 19 ноября 2004)
     18 ноября 2004 г. Путин, давший интервью трем российским телеканалам,  оценил события в Черкесске: “Мы видим, что там, по сути дела, кризис власти, правда, замешанный на криминальных событиях. Но этот криминал связан с переделом собственности”. (Коммерсантъ, 19 ноября 2004 )  
     19 ноября 2004 г. на брифинге Батдыев сказал, что ситуация в республике развивается по чеченскому сценарию и что его отставки добиваются некие международные силы, стремящиеся к развалу России. (Коммерсант, 20 ноября 2004)
     Его поддержал специально приехавший в Карачаево-Черкесию президент Чечни Алу Алханов: “Я приехал сюда не только по своему желанию. Жители Чечни просили меня приехать в эту республику и предостеречь, чтобы здесь не разгорелся пожар войны. Я уверен, люди, которые стоят за организацией митингов и погрома Белого дома, безразличны к горю, постигшему родных и близких убитых молодых людей. В 1991 году в Чечне начиналось так же – с безобидных митингов и заявлений. В свое время мы не смогли разобраться с 15-20 человеками, и ситуация в Чечне закончилась войной. Нам известно, что и теперь ситуацию в Карачаево-Черкесии хотят раскачать силы, причастные к терактам в Беслане и Москве, подотчетные международным террористическим организациям”. (Коммерсант, 20 ноября 2004
       19 января 2005 г. отправил в отставку республиканское правительство в полном составе. Сказал, что его не в полной мере устраивала работа этого правительства.  
      13 июня 2005 г. в Черкесске прошел многотысячный митинг в поддержку Батдыева, на котором выступил Козак. Он опроверг появившиеся в республике слухи о снятии  Батдыева с должности президента. (РИА Новости, 13 июня 2005
       14 июня 2005 г. при усиленных мерах безопасности в Верховном суде Карачаево-Черкесии начался судебный процесс по делу об убийстве в октябре 2004 года семи предпринимателей.  
       18 августа 2005 г. Батдыев не явился по повестке в суд для дачи показаний по делу Каитова и его сообщников, не уведомив о причине своего отсутствия. (РИА Новости, 18 августа 2005 )
        19 августа 2005 г. он явился в суд, где заявил, что по существу рассматриваемого дела он не является свидетелем и вызов в суд воспринимает как действие своих политических оппонентов. Затем Батдыев ответил на все заданные прокурорами и адвокатами обвиняемых вопросы. (РИА Новости, 19 августа 2005)
     24 августа 2005 г. заявил на совещании по вопросам противодействия террористическим актам, что в Карачаевске был предотвращен теракт. По его словам, террористы готовили захват школы, как в Беслане. (Газета.ру, 24 августа 2005)
     Пресс-служба УФСБ по КЧР подтвердила слова Батдыева, сказав, правда, что теракт готовился не в Карачаевске, а в Черкесске. (Коммерсант, 25 августа 2005)
     Однако помощник замгенпрокурора РФ в ЮФО Сергей Прокопов заявил, что информация о том, что в Карачаево-Черкесии был предотвращен теракт, подобный бесланскому, в прокуратуре “не проходила”. “Это тем более странно, что вся подобная информация проходит только через нас”, – сказал Прокопов. (Коммерсант, 25 августа 2005)
        29 июня 2006 г. в доме правительства Карачаево-Черкесии шло внеочередное заседание парламента, на котором рассматривались требования экстренного съезда абазинского народа, которые касались восстановления существовавших ранее границ муниципального образования “аул Кубина” Усть-Джегутинского района, часть земель которого решением Народного собрания КЧР была передана поселку Усть-Джегута. На заседании присутствовал Батдыев. Около 400 абазин ожидали исхода сессии на площади перед зданием правительства. Неожиданно группа из двухсот человек ворвалась в зал заседаний и потребовала выполнения решений съезда. Президент в спешном порядке покинул дом правительства. (Регнум, 29 июня 2006 )
       27 декабря 2006 г. зять Батдыева был приговорен к 17 годам колонии строгого режима. 


30 июля 2008 г. президент Медведев внес в парламент Карачаево-Черкесии кандидатуру Бориса Эбзеева для утверждения на посту главы республики.


С октября 2008 г. – руководитель Пенсионного фонда Карачаево-Черкесии.


25 февраля 2011 Эбзеев написал заявление об отставке по собственному желанию. Президент Медведев отставку принял.


Накануне отставки Эбзеев разговаривал по телефону с председателем Совета Федерации Сергеем Мироновым – тот поздравлял его с днем рождения. “Эти гады меня победили”, – сказал Эбзеев Миронову. В республике считают, что президент имел в виду представителей местных элит. “Против него объединились практически все влиятельные кланы, с которым он не сумел договориться по бизнесу и по вопросам распределения высоких должностей”, – заявили в окружении Эбзеева. (Коммерсант, 28 февраля 2011)


The Moscow Post писала, что Эбзеев установил в республике жесткие “феодальные порядки” и спровоцировал межэтнические конфликты. “Однако, как выяснилось, причиной отставки было не только это. Клан Эбзеева был побежден кланом экс-президента КЧР Мустафы Батдыева”.


28 февраля 2011 на пост президента КЧР был утвержден Рашид Темрезов.


В республике выдвижение Темрезова связывали с Батдыевым. Говорили даже о его возвращении к власти.  (Коммерсант, 28 февраля 2011)


     
                    
                                
         
     Дочь Людмила была замужем за директором компании “Кавказцемент” Али Каитовым. Сын Марат был начальником инвестиционного департамента правительства КЧР. Отцовским указом был освобожден от должности после ареста зятя. Двое внуков от дочери.
     Один из племянников президента Хаджи-Мурат Батдыев был рекомендован своим дядей на должность начальника Таможенного управления Карачаево-Черкесии. Другой племянник возглавлял Управление налоговых проверок. Брат президента Батдыева возглавляет крупное ремонтно-строительное управление республиканского значения, специализирующееся на ремонте дорог. Двоюродный брат Елизар Аппаков руководит Домбайским горнолыжным туркомплексом. (Известия, 23 октября 2004)
    
     Был членом правления Ассоциации приватизируемых и частных предприятий.