ШАШУРИН Сергей Петрович
Депутат Государственной думы РФ второго и третьего созывов (1995-99, 1999-2003)
Сергей Шашурин родился 21 января 1957 года в селе Нижние Вязовые Зеленодольского района Татарской АССР.
“После 9 класса отец привез меня в Загорск, учиться в семинарию. Я сбежал. Там розгами пороли. А я уже тогда свободолюбивый был”, – рассказывал позднее Шашурин журналистам. Рассказ странный, ибо в советское время поступить в семинарию мог только отслуживший в армии человек, к тому же для поступления требовалась рекомендация духовника, которая вряд ли могла быть у насильно привезенного отцом подростка. Розги в семинарии в комментариях не нуждаются.
В 1974 году, после окончания школы, поступил в Казанский инженерно-строительный институт, который окончил после выхода из мест заключения в 1985 году. В 1996 защитил кандидатскую диссертацию в Казанском финансово-экономическом институте; кандидат экономических наук.
С 1975 по 1976 год проходил срочную воинскую службу, во время которой за драку с офицером был списан со справкой о психопатии.
В 1970-1980-е гг. был два раза осужден: в 1978 году – за хулиганство и сопротивление милиции по ст.191-1 УК РСФСР, в 1979 году – за то же самое. В третий раз был арестован, отсидел год и девять месяцев в следственном изоляторе, дело было прекращено “за отсутствием состава преступления”. В общей сложности отсидел три с половиной года. (См. рассказ Шашурина о посадках)
В 1990 году стал одним из создателей и президентом казанской ассоциации “ТАН”. За годы существования ассоциация осуществила различные благотворительные акции на сумму около 60 миллионов рублей, а также построила ок. 1500 объектов (в частности, в Казани “Тан” построила 15 мечетей).
В ноябре 1991 года был членом стачкома шахтеров Воркуты.
В 1992 году вступил в Народную партию “Свободная Россия” (НПСР) (“партия Руцкого”).
В 1992 году предложил всем основным политическим организациям Татарстана (ТОЦу, “Иттифаку”, ДПР, НПСР) по миллиону рублей ежемесячно за совместное заявление, что “политическая обстановка в Татарии стабильная” (Шашурин жаловался, что из-за борьбы местных политических партий в Татарию не вкладывают деньги).
В сентябре 1993 года находился в Москве и обеспечивал сторонников Верховного Совета РФ продовольствием и соляркой для автономной электостанции. 26 сентября был арестован в Москве, сидел в следственном изоляторе “Лефортово” (заявлял потом, что на допросах из него “выбивали показания на Руцкого и Хасбулатова”), затем через месяц был перепровожден в Казань, где находился под арестом. Первоначально Шашурину были предъявлены обвинения в подготовке и организации покушения на президента Ельцина, хищении государственного имущества в особо крупных размерах (в частности 712 “КАМАЗов”), получении нескольких миллиардов рублей в Центральном Банке РФ по фальшивым авизо (ст. 93, 147, и 193 УК РФ). Позже к ним прибавилось обвинение в нападении на следователя прокуратуры Татарии Бориса Лукоянова и нанесении ему телесных повреждений.
Первые два обвинения были сняты после восьми месяцев разбирательства в Верховном Суде Татарии. На суде (он начался 1 ноября 1994) постоянно присутствовали журналисты и телерепортеры из разных стран мира. Во время суда Шашурин пообещал “сломать хребет” прокурору Арлату Аббасову.
В ходе процесса в поддержку Шашурина выступили кинорежиссер, депутат Государственной Думы РФ Станислав Говорухин, которому Шашурин помогал спонсировать документальный фильм “Великая криминальная революция”, и тележурналист Александр Тихомиров, снявший о нем фильм (оба они заявивили на суде, что считают данный процесс не уголовным, а политическим). Также в защиту Шашурина выступили Верховный Муфтий России Талгат Таджуддин, актриса Людмила Чурсина и др.
18 марта 1995, все еще находясь в заключении, во втором туре был избран депутатом Государственного Совета Татарии по Арбузовскому территориальному избирательному округу №80 (получил 49,64% голосов избирателей).
10 июля 1995 был освобожден из под стражи в зале суда, отсидев в тюрьме один год, девять месяцев и тринадцать дней (суд признал его виновным только в сопротивлении представителю власти, срок за это Шашурин отбыл, находясь под следствием).
После окончания процесса подал апелляцию в Верховный суд РФ, который обязал прокуратуру Татарии доследовать до 18 января 1996 факт хищения “КАМАЗов” и по фальшивым авизо. 18 января 1996 расследование было приостановленно, а спустя девять месяцев передано в Ульяновскую областную прокуратуру на дополнительное расследование.
После своего освобождения выступил в прессе с одобрительными оценками деятельности президента Татарии Минтимера Шаймиева .
В газете “Правда” за 11 августа 1995 обвинил Виктора Черномырдина в незаконных финансовых операциях. В этом же номере рассказывал о политической подоплеке своего судебного процесса.
На выборах в Государственную Думу РФ 1995 года первоначально вошел в избирательные списки Партии самоуправления трудящихся (ПСТ) Святослава Федорова и социал-патриотического движения “Держава” А.Руцкого.
17 декабря 1995 был избран депутатом Государственной Думы РФ как независимый депутат по Приволжскому избирательному округу №26 (Татария), получив на выборах 25,56% голосов (ближайший соперник А.Салий – 18,65%).
В Государственной Думе РФ второго созыва входил в депутатскую группу “Народовластие” (лидеры – Сергей Бабурин и Николай Рыжков ). С января 1996 по декабрь 1999 года – член Комитета ГД по промышленности, строительству, транспорту и энергетике.
В газете “Коммерсантъ-DAILY” министр внутренних дел РФ Анатолий Куликов отозвался о Шашурине (не называя его имени) как о “главаре казанской мафии”. Шашурин предложил Куликову встретится в прямом эфире в телевизионной программе “Один на один” и “обменятся мнениями” по обвинениям, прозвучавшим в его адрес, а также по проблеме организованной преступности и коррупции. Куликов предложение проигнорировал.
В июне 1996 года стал одним из учредителей ЗАО “МИТАНКО” (торговая деятельность).
В апреле 1997 года Ульяновская областная прокуратура направила генеральному прокурору РФ представление о лишении Шашурина депутатского иммунитета.
В 1997 году примкнул к Народно-патриотическому союзу России (НПСР).
В газете “Казанские ведомости” заявил о себе как о стороннике “экономического фашизма”. Автор экономической программы “Колесо”, которая, по словам Шашурина, “заключается в тесной взаимоувязке производственного процесса в масштабах всего народного хозяйства, начиная с добычи угля, руды, выплавки металла до изготовления машин и производства сельхозпродукции” (Правда, 11 августа 1995 ).
В январе 1997 года стал издателем казанской газеты “Честное слово”.
Финансировал экспедицию альпинистов в Памире, которая назвала безымянный пятитысячник “Тан” (по соседству с “Пиком Коммунизма”).
В сентябре 1999 года был включен в общефедеральный список избирательного объединения “Российский общенародный союз” (№1 в Региональной части списка по Татарии) для участия в выборах в Государственную Думу РФ третьего созыва. Также был выдвинут от РОС кандидатом по Приволжскому одномандатному избирательному округу №26 (Татария).
19 декабря 1999 был избран депутатом Государственной Думы РФ третьего созыва по Приволжскому избирательному округу №26, получив на выборах 21,08% голосов (ближайший соперник Александр Сапоговский – 13,07%).
В Государственной Думе РФ в январе 2000 года вошел в депутатскую группу “Народный депутат”. С 26 января 2000 – заместитель председателя Комитета Государственной Думы по экологии. С марта 2000 года – член постоянной Комиссии Государственной Думы по борьбе с коррупцией.
18 марта 2000 г. был избран председателем Татарской республиканской организации “Партия пенсионеров”.
В январе 2001 заявил о намерении участвовать в выборах на пост президента Татарии 25 марта 2001. По словам Шашурина, его выдвижению очень обрадовались в кремлевской администрации, надеясь, что он составит реальную конкуренцию М.Шаймиеву (Коммерсант, 26 марта 2001 ). В ходе предвыборной борьбы договорился с кандидатом Робертом Садыковым о том, что если одного из них изберут президентом, другой станет вице-президентом.
В марте 2001 года вошел в состав межфракционной депутатской группы Государственной Думы РФ “Волга-Урал”.
В марте 2001 в информационно-аналитической программе “Татарстан: итоги недели” была показана 13-минутная видеозапись, где Шашурин заявил, что благодаря ему “поднялись “первогоровские” (одна из преступных группировок Казани) и что с их помощью автомобили КамАЗ” десятками шли в Китай и Сибирь. Управление ФСБ и МВД отрицали причастность своих структур к этой съемке (Сегодня, 23 марта 2001 ).
На выборах президента Татарии 25 марта 2001 занял второе место, набрав 5,78% голосов. Президентом вновь стал Шаймиев (79,52%).
В июне 2003 г. в журнале “Власть” была помещена реплика Шашурина, в которой он сказал, что министр внутренних дел Татарии Сафаров замешан в заказных убийствах. После того, как Сафаров прислал в журнал письмо, в котором выразил неудовольствие тем, что журнал печатает голословные и бездоказательные обвинения, редакция извинилась перед министром. (Власть, 28 июля 2003 )
Собирался баллотироваться на выборах в ГД РФ в декабре 2003 г. по Приволжскому округу № 27, но за два часа до истечения сроков регистрации суд отменил регистрацию Шашурина по заявлению окружного избиркома о том, что он был уличен в подкупе избирателей. (Коммерсант, 16 марта 2004 )
15 марта 2004 г. Шашурин был арестован в Москве сотрудниками Главного следственного управления при МВД Татарии и управления по борьбе с экономическими преступлениями МВД республики. Он подозревался в совершении преступления, предусмотренного ст. 159 УК России (мошенничество). (Газета.ру, 15 марта 2004 )
18 марта 2004 г. в отношении Шашурина было возбуждено уголовное дело по подозрению в групповом мошенничестве в крупном размере (больше 3 млн. рублей).Он обвинялся в хищении материальных ценностей ОАО “Татархлебпродукт” и ЗАО “Сувар”, совершенном в 1996-1997 годах. В ответ адвокаты Шашурина заявили, что он, будучи членом антикоррупционной комиссии, несколько раз обращался в Генпрокуратуру РФ с заявлениями о привлечении к ответственности лиц, связанных с хищениями в этих кампаниях. Однако, его заявления к сведению приняты не были. (Коммерсантъ, 19 марта 2004)
22 марта 2004 г. Главное следственное управление Татарии предъявило Шашурину новое обвинение в клевете на руководство МВД Татарии. Министр Асгат Сафаров, его первый заместитель Ренат Тимерзянов и начальник главного следственного управления Андрей Вазанов подали на Шашурина заявление в прокуратуру. Поводом для этого послужили обвинения в их адрес, которые он делал через СМИ. Например, Сафарова Шашуров обвинял в организации заказных убийств. “Власть в Татарстане еще раз подтвердила, что продажа наркотиков, оружия, заказные убийства – все это происходит под непосредственным ее прикрытием, под эгидой руководства”, – утверждал Шашурин в своем интервью. По заявлению его адвокатов, представители МВД республики сделали их подзащитному предложение – извиниться, обещая взамен прекратить уголовное дело. Но он извиняться отказался. (Коммерсантъ, 22 марта 2004)
30 апреля 2004 г. сотрудники МВД Татарии внесли в уголовное дело Шашурина новое обвинение в мошенничестве. По версии следствия, он присвоил более 10 млн рублей, полученных от продажи нефтепродуктов. (РИА «Новости», 30 апреля 2004)
17 января 2005 г. начались судебные слушания по делу Шашурина.
2 февраля 2005 г. суд приговорил Шашурина к 1 году и 8 месяцам лишения свободы в колонии-поселении за клевету на руководство МВД Татарии. Перед оглашением приговора Шашурин в последнем слове подтвердил все свои обвинения в отношении Асгата Сафарова и его заместителей, назвав процесс “политическим”. (Интерфакс, 2 февраля 2005 )
14 февраля 2005 г. начался суд над Шашуриным по обвинению в мошенничестве.
10 августа 2005 года в Вахитовском суде Казани началось оглашение приговора Шашурину. Обвинение требовало для него максимального наказания в виде десяти лет лишения свободы.
В августе 2005 года суд признал Шашурина виновным по всем шести эпизодам уголовного дела, возбужденного по ст.159 ч.3 УК РФ (мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, а равно в крупном размере), По разным эпизодам Шашурин был осужден на 3 и 4 года лишения свободы, и путем частичного сложения, наказание было определено в 7 лет. С учетом приговора мирового суда Московского района, вынесенного в отношении Шашурина в феврале 2005 года по делу о клевете и предусматривающего наказание 1 год 8 месяцев общего режима, суд определил окончательное наказание в виде лишения свободы на 7 лет 6 месяцев лишения свободы в колонии общего режима.
Кроме того, суд удовлетворил иски и постановил взыскать с Шашурина 895 тысяч рублей в пользу ОАО “Татнефть НН” (Нижний Новгород), а также 283 тысяч рублей (разными долями) в пользу пяти физических лиц, проходивших по эпизоду с гаражами (в 1998-1999 гг. Шашурин путем двойной продажи гаражных боксов завладел деньгами граждан, причинив им ущерб в 670 тысяч рублей. (NEWSru.com, 22 августа 2005 ) .
Еще несколько исков, в том числе ОАО “Сувар”, ОАО “ХК “Татархлебопродукт”, ОАО “ТНК” и девяти граждан суд не удовлетворил. Это было связано с необходимостью провести дополнительные расчеты (по гражданским искам), а также ввиду ранее вынесенных судебных решений о взыскании в пользу потерпевших сумм ущерба.
24 октября 2005 Верховный суд Татарии смягчил приговор и сократил срок наказания по уголовному делу о мошенничестве с 7,5 до 4,5 лет.
4 мая 2006 г. Верховный суд России отменил приговор Шашурину, вынесенный за клевету на руководство МВД Татарии. После этого срок его наказания составил два года восемь месяцев. (Коммерсант, 5 мая 2006)
В июне 2006 г. Шашурину было отказано в условно-досрочном освобождении. Как установил суд, за полгода пребывания в менделеевской колонии Шашурин четыре раза нарушил режим содержания, в том числе “хранил запрещенные предметы”, что считается особо злостным нарушением в местах лишения свободы. Поэтому судья не удовлетворил ходатайство. (Коммерсант, 20 июня 2006)
Шашурин оспорил решение, доказав незаконность его помещения в ШИЗО на 15 суток и добившись исключения других негативных моментов. После этого он вновь обратился в суд с прошением об освобождении. Однако новая характеристика из колонии, представленная суду, мало отличалась от предыдущей. В мае 2007 г. Верховный суд Татарии отклонил кассационную жалобу Шашурина на отказ в условно-досрочном освобождении. (Ъ, 7 мая 2007)
Жена, Любовь Петровна Шашурина, директор благотворительного фонда ассоциации “ТАН”. Сын Антон и дочь.
Избил госдумовского водителя за то, что тот отказался возить на служебной машине жену Шашурина (Новые известия, 30 декабря 2000 )
В мае 2000 в Казани были задержаны трое пьяных молодых людей, ехавших в “Крайслере” Шашурина – его сын Антон и двое его приятелей. (Коммерсант, 24 мая 2000 ).
Со времен Казани был знаком с Виктором Ериным. С трибуны Государственной Думы обвинял В.Ерина в том, что тот в бытность старшим лейтенантом милиции распространял в Казани наркотики. В.Ерин в суд на Шашурина не подал.
“В целом вокруг меня уже погибли где-то около 100 человек, 5 помощников. Убийство последнего помощника Юрия Плясунова в Солнцево замалчивается. Почему? У меня масса материалов. Я вскрываю крупные многомиллиардные хищения долларов и имущества”. (Век, N13, 1997).
Интервью:
1. Трибуна, 16 февраля 2000
2. КП, 4 марта 2000