ШУТОВ Юрий Титович

ШУТОВ Юрий Титович
(1946-2014)
Бывший депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга (1998-2002, 2002-2006),
бывший помощник мэра Санкт-Петербург Анатолия Собчака


         Умер 13 декабря 2014 г.

         Юрий Шутов родился 16 марта 1946 г. в Ленинграде, русский.
         Учился в ремесленном училище. В 1968 г. окончил Ленинградский кораблестроительный институт.
         После окончания училища работал слесарем на заводе.
         Служил в армии. 
         Затем работал шофером, бульдозеристом, председателем золотодобывающей артели на Колыме и Чукотке.
         После окончания института работал начальником участка в Главленинградстрое, главным механиком, главным инженером, директором – на строительных предприятиях. Был первым заместителем начальника регионального Ленинградского областного и городского статистического управления (ЛОГСУ) – по вопросам строительства, транспорта, связи, тяжелой и оборонной промышленности.
         В 1981 г. был арестован и приговорен к лишению свободы за хищение госимущества и должностной подлог. Из-за ареста не защитил подготовленную диссертацию по экономике. Заодно его пытались обвинить в поджоге Смольного – здания Ленинградского обкома КПСС, но следствию доказать его вину не удалось. Отбывал срок на золотых приисках в Восточной Сибири. В 1986 г. вышел по амнистии. 
        Газета “Завтра” писала, что истиной причиной ареста Шутова была его ссора с партийным начальством. (Завтра, №10, 2006)
         После освобождения работал в 1986-1989 главным механиком строительного треста, директором производственного объединения.
         Во время перестройки затеял процесс по пересмотру своего уголовного дела 1981 года и был в реабилитирован судом. 
         Весной 1990 года выставил свою кандидатуру в Ленсовет от трудового коллектива 8-го грузового автопарка. Выборы проиграл.
         Летом-осенью 1990 года вошел в команду председателя Ленсовета Анатолия Собчака. Организовал подписание Собчаком контракта городской администрации с британским бизнесменом Шахом Шейрманом, благодаря которому англичану (вскоре оказавшемуся банкротом) предоставлялись огромные права в планировавшейся тогда в Петербурге “свободной экономической зоне”. Контракт вызвал грандиозный скандал и стал одной из причин вражды между демократическим большинством Ленсовета и председателем исполкома Александром Щелкановым с одной стороны и председателем совета Собчаком с другой. Шутов организовал у Мариинского дворца демонстрацию водителей 8-го грузового автопарка в поддержку Собчака и против Щелканова под лозунгом “Вся власть Собчаку!”.
         12 ноября 1990 г. Шутов был уволен из числа помощников Собчака – ровно через неделю после того, как получил эту должность официально (согласно справке пресс-секретаря мэра Санкт-Петербурга А.Баранова, Шутов работал помощником народного депутата Собчака с 5 ноября по 12 ноября 1990 г. и освобожден “за неэффективность работы”, а также за то, что сочетал должность с собственной предпринимательской деятельностью: “Его работа вызвала резкую критику депутатского корпуса и была признана некомпетентной, в частности, в связи с подготовкой им к подписанию крупного проекта с английской фирмой, объявленной банкротом”). 
          В феврале 1991 г. произошел пожар в гостинице “Ленинград”, где находился офис Шутова и где он снял комнату для работавшего на него журналиста Марка Григорьева. Во время пожара Григорьев погиб. Следствие подозревало умышленный поджог, но виновных не нашли.
         Ночью 6 октября 1991 г., войдя в свою собственную квартиру, получил молотком по голове. Официальная версия: попытка ограбления, Шутов спугнул ворье. Сам Шутов утверждал, что целью покушавшихся на него преступников была рукопись книги о Собчаке и компрометирующие мэра Петербурга документы, покушение якобы было заказано самим Собчаком, и назвал непосредственным организатором покушения некоего сотрудника петербургского РУБОПа (регионального управления по борьбе с организованной преступностью). Этот сотрудник вскоре стал заместителем начальника РУБОПа, а потом был уличен в связях с преступным миром и попал в тюрьму.
         После покушения Шутов надолго попал в больницу, ему делали трепанацию черепа.
         31 марта 1992 г. арестован в связи с возбуждением против него дела по ст.146 УК РФ (разбой в составе группы граждан) и ст.218 (хранения оружия и боеприпасов). Вместе с ним было арестовано еще 7 человек. Конкретно обвинялся в рэкете, разбойных нападениях, убийстве литовских таможенников в Медининкае, в подготовке покушения на азербайджанского президента Абульфаза Эльчибея, а также в незаконном вывозе золота за границу. Из заключения передал первую часть рукописи книги “Собчачье сердце”. Через полтора года был освобожден под подписку о невыезде, а в 1996 году полностью оправдан решением Выборгского районного суда Санкт-Петербурга.
         12 декабре 1993 г. участвовал в выборах в Государственную Думу в округе, где кроме него баллотировались Александр Невзоров, Вдовин (“Выбор России”), Юрий Нестеров (“ЯБЛоко”) и др. Отказался снять свою кандидатуру в пользу Невзорова, выборы проиграл (депутатом стал Невзоров).
         В 1995 г. был в списке “Блока Дикуля“, выбыл из него до регистрации. Баллотировался как независимый в мажоритарном округе, проиграл Анатолию Голову (“Яблоко”).
         19 мая 1996 г. баллотировался в первом туре на губернаторских выборах в Санкт-Петербурге. Получил менее 1% (9-е место). Во втором туре призвал своих сторонников голосовать против Собчака и за Владимира Яковлева.
         С 1996 г. – помощник вице-спикера Государственной Думы Сергея Бабурина и член бабуринской партии “Российский общенародный союз” (РОС).
         В 1996 г. назначен председателем постоянно действующей региональной (Санкт-Петербург и Ленинградская область) комиссии по проверке и анализу итогов приватизации в 1992 – 1996 гг. и ответственности должностных лиц за ее негативные результаты. Комиссия была создана решением Государственной Думы. Одновременно с руководством комиссией работал главным редактором радиостанции “Ленинград”. 
         В декабре 1998 г. баллотировался в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга по округу N9 в качестве независимого кандидата. Поддерживался петербургской организацией Национал-большевистской партии (НБП) и газетой “Новый Петербург”. Санкт-Петербургская организация РОС (председатель – Григорий Шаповалов) в первом туре поддержала в этом округе не Шутова, а бизнесмена Гейдара Иманова. В первом туре голосования получил 27,26% голосов избирателей. Был включен в губернаторский “Петербургский список” и включен в список поддержки блока “Коммунисты Ленинграда”. 20 декабря 1998 г. во втором туре был избран депутатом ЗС СПб. Ни в одну из фракций не вошел.
         В газете “Новый Петербург” вел в 1998 г. – начале 1999 г. регулярную рубрику “Вся королевская рать”, посвященную окружению президента Б.Ельцина (Черномырдин, Савостьянов, Ястржембский, Путин и др.). В статье “Неужели это правда?” о Путине, в частности, пишется: “За время почти пятилетней службы в ГДР капитан госбезопасности Путин ощутимых результатов не добился. Однако был замечен в несанкционированном контакте с представителем агентурной сети противника. После чего немедленно отправлен в Союз, куда отбыл на купленной в ГДР подержанной автомашине ГАЗ-24 “Волга” с тремя коврами немецкого производства”. И далее: “Собчак охотно информировал помощника проректора Путина по всему спектру интересовавших его вопросов. Папочка с оригинальными рукописными донесениями этого информатора, называемая на канцелярском языке УКГБ “Рабочее дело агента”, впоследствии, в 1990 году, оказалось очень весомым аргументом при поступлении Путина на работу в качестве советника председателя Ленсовета”. (НП, 24.12.98
         За два дня до ареста был избран председателем городской организации РОС.
         16 февраля 1999 г. был арестован сотрудниками прокуратуры СПб по подозрению в руководстве бандгруппировкой, которой приписывалась организация убийств председателя совета директоров ЗАО “Банк Менатеп-Спб” Дмитрия Филиппова, руководителя адвокатской конторы (юридической консультации N30) бывшего советника губернатора СПб Игоря Дубовика (27 февраля 1998), председателя совета директоров оборонного предприятия ОАО НИАИ “Источник” Николая Болотовского (16 июня 1998), председателя комитета по потребительскому рынку петербургской администрации Евгения Агарева, а также подготовка покушения на нового председателя совета директоров ОАО НИАИ “Источник” депутата Государственной Думы Вячеслава Шевченко   (ЛДПР). Кроме того, обвинялся в убийствах трех членов своей банды. Проверялась возможная причастность банды к убийствам Михаила Маневича (18 августа 1997 г.) и Галины Старовойтовой (ноябрь 1998 г.)
         Санкцию на арест Шутова дал заместитель генпрокурора Михаил Катышев. Кроме Шутова было арестовано еще 12 человек – членов банды, у которых при обысках обнаружены большие запасы огнестрельного оружия и взрывчатых веществ. Некоторые из этих 12-ти – арестовывались вместе с Шутовым и в 1992 г. Более 20 человек в связи с “делом Шутова” были объявлены в розыск. 
        23 февраля 1999 г. Шутову были предъявлены обвинения по трем статьям Уголовного кодекса: бандитизм, организация убийств, совершенных с особой жестокостью и общественно опасным способом, подготовка к совершению убийства.
         В конце февраля 1999 г. был этапирован в Новгород, где был помещен в один из следственных изоляторов города. Адвокат Шутова отказался сообщить о причинах перевода.
         После ареста Шутова депутаты ЗС СПб обратилась в Прокуратуру города с просьбой разрешить Шутову присутствовать на заседаниях Законодательного Собрания. Прокуратура в просьбе отказала. 
        В сентябре 1999 года был выдвинут кандидатом в депутаты Государственной Думы ФС РФ третьего созыва по 209-му избирательному округу (Санкт-Петербург) от РОС. В ноябре 1999 года зарегистрирован кандидатом в депутаты Государственной Думы ФС РФ третьего созыва по 211-му избирательному округу (Санкт-Петербург). При регистрации внес денежный залог.
        16 ноября 1999 г. Куйбышевский федеральный суд Санкт-Петербурга в лице судьи Натальи Петренко освободил Шутова под подписку о невыезде. В частном определении суда было сказано, что возбуждение уголовного дела против Шутова было незаконным. Однако спустя три минуты после освобождения Шутов был задержан вооруженными людьми в камуфляже и масках и отправлен в прокуратуру. Был этапирован в Нижний Новгород.
       1 декабря 1999 г. городской суд Санкт-Петербурга отказал прокурору города в иске к избиркому о регистрации Шутова в качестве кандидата в депутаты Государственной Думы.
       3 февраля 2000 г. был зарегистрирован Санкт-Петербургской городской избирательной комиссией кандидатом в депутаты Государственной Думы РФ третьего созыва на повторных выборах по Северо-Западному одномандатному избирательному округу №210 (Санкт-Петербург).
       31 августа 2000 г. был зарегистрирован кандидатом в депутаты Госдумы РФ по 209 избирательному округу.
       15 октября 2000 г. дополнительные выборы в Государственную Думу не состоялись из-за низкой явки избирателей.
       15 декабря 2000 г. Шутову было предъявлено новое обвинение в похищении человека, истязаниях и грабеже.
        27 декабря 2000 г. депутаты Законодательного собрания Санкт-Петербурга дали согласие на направление у суд дела Шутова по обвинению в организации банды и заказных убийствах.
        В январе 2001 прокуратура Санкт-Петербурга передала дело в суд. По мнению следствия, Шутов и его подельники были виновны в 8 убийствах, 4 покушениях и 5 приготовлениях к убийству. Их причастность к смерти Старовойтовой и Маневича следователи доказать не смогли. (Коммерсант, 27 января 2001).
        Баллотировался на дополнительных выборах в Госдуму по 209 ИО в Санкт-Петрбурге 14 октября 2001 г. Зарегистрирован не был.
        1 октября 2001 г. в горсуде Санкт-Петербурга начались слушания по делу Шутова. 
        15 февраля 2002 г. Шутов получил уведомление из прокуратуры о том, что уголовное дело номер 31850 по обвинению его “в создании банды, разбое, приобретении и ношении оружия, угрозе убийством, истязаниях и незаконном лишении свободы” прекращено за отсутствием состава преступления. В прокуратуре пояснили, что дело номер 31850 было выделено из основного дела Шутова в июне 2000 г. в связи с тем, что один из членов банды был в основном деле Шутова и потерпевшим, и подозреваемым, что противоречит российским процессуальным нормам. (РИА Новости, 20 февраля 2002)  
    В декабре 2002 г. был избран депутатом ЗС Петербурга (Калининский избирательный округ N 9).  
    В июле 2003 г. уведомил избирком Санкт-Петербурга о своем желании баллотироваться в губернаторы на выборах 21 сентября 2003 г. 
         26 августа 2004 г. в городском суде Петербурга возобновились слушания по делу Шутова. Он был впервые за два года доставлен в суд из следственного изолятора. 
         23 сентября 2004 г. во время судебного заседания Шутову стало плохо, он чуть не потерял сознание, начались судороги. Было оглашено заключение медиков, согласно которому состояние здоровья Шутова оценивалось как нестабильное, средне-тяжелое -тяжелое. (РИА Новости, 23 сентября 2004 )
         27 сентября 2004 г., во время  изложения обвинительного заключения, Шутов начал требовать назначения суда присяжных, перебивая прокурора и не реагируя на предупреждения судьи, который в итоге вынес следующее решение: “В связи с систематическими попытками срыва судебных заседаний, а также в связи с оскорблениями суда, суд постановил удалить Шутова из зала суда до окончания прения сторон”. (Интерфакс, 27 сентября 2004
         5 октября 2004 г. Серафим Виноградов, адвокат одного из подсудимых по делу Шутова Евгения Николаева, заявил, что его подзащитный пытался покончить жизнь самоубийством. Попытка не удалась, и Николаев был помещен в психиатрическое отделение медсанчасти следственного изолятора “Кресты”. Адвокат заявил, что это была уже восьмая попытка суицида, совершенная его подзащитным. (Интерфакс, 5 октября 2004 )
         28 июля 2005 г. из-за резкого ухудшения здоровья Шутова было перенесено заседание суда.
         7 ноября 2005 было объявлено об окончании судебного следствия по делу Шутова и 16 участников его группировки. Сам Шутов на процессе отсутствовал. По словам его адвоката, он впал в кому и был помещен в тюремную больницу. (Коммерсант, 8 ноября 2005 )
         В этот же день на процессе по делу Шутова прокуратура отказалась от обвинений по основным эпизодам. Обвинение само признало недоказанным участие Шутова и его людей в двух убийствах, а также прекратила их уголовное преследование за подготовку еще двух преступлений. (Коммерсант, 9 ноября 2005 )
        10 ноября 2005 прокуратура  заявила о доказанности обвинения Шутова по 22 эпизодам.  (Коммерсант, 11 ноября 2005 )  
        22 ноября 2005 в городском суде Петербурга закончилось выступление государственного обвинителя по делу Шутова. Он попросил суд назначить пятерым подсудимым, в том числе и Шутову, пожизненные сроки заключения. (РИА овости 22 ноября 2005)
       20 декабря 2005 г. судья объявил о завершении судебных прений и дал распоряжение конвойным привести в зал подсудимых во главе с Шутовым. Из справки о состоянии здоровья Шутова, которую огласили в суде, следовало, что оно удовлетворительное и, по мнению врачей, подсудимый мог принимать участие в процессе. Шутова привезли в инвалидном кресле. Перед залом его привязали бинтами к креслу и ввезли в клетку. 
     – Подсудимый Шутов, вам предоставляется право сказать последнее слово,– обратился к депутату судья Иванов. 
        Никакой реакции из клетки не последовало. Судья повторил вопрос еще несколько раз. Кто-то из подсудимых обратился к судье: 
      – Ваша честь, если вы считаете, что это затягивание процесса, то вы ошибаетесь – нам всем это уже надоело. А что касается справок… Так мы все знаем, какие справки выдают в медсанчасти “Крестов”. 
     После этого был объявлен перерыв, и Шутова отвезли к врачам. Примерно 40 минут понадобилось медикам, чтобы дать повторное положительное заключение о состоянии подсудимого. Справку подписали невропатолог и терапевт. 
     – Подсудимый Шутов, вы будете выступать с последним словом? – снова обратился к нему судья. 
     Голова Шутова безвольно висела на груди, глаза были закрыты. Несколько раз повторив свое предложение,  Иванов посчитал, что “подсудимый отказывается от последнего слова”.  (Коммерсант, 21 декабря 2005)
     17 февраля 2006 г. Шутов был приговорен к пожизненному заключению.
     Суд признал  его виновным в руководстве бандой, а также в организации четырех убийств – советника губернатора Санкт-Петербурга и адвоката Игоря Дубовика и председателя совета директоров Тобольского нефтехимического комбината, ФГП “Роско” и петербургского филиала банка МЕНАТЕП Дмитрия Филиппова, а также мелкого предпринимателя Тимохина и члена банды Федорова (его убили за недисциплинированность). Четверо других подсудимых – ближайшие соратники Шутова Айрат Гимранов, Сергей Денисов, Евгений Николаев и Александр Лагуткин – были признаны судом виновными в бандитизме, шести убийствах, приготовлениях к нескольким убийствам и покушениям. Всех их суд также приговорил к пожизненному лишению свободы.  (Коммерсант, 18 февраля 2006)
     21 ноября 2006 г. Верховный суд РФ оставил  приговор в силе.
     Для отбывания наказания был этапирован в Соликамск (Пермская область) в колонию “Белый лебедь” для лиц, осужденных к пожизненному лишению свободы.
     19 апреля 2007 адвокат Шутова Дмитрий Аграновский сообщил, что он подал жалобу в Европейский суд по правам человека в Страсбурге (ЕСПЧ). “В жалобе мы просим обязать Россию выплатить Шутову 3 миллиона евро в связи с наступившими тяжкими последствиями при отбывании им наказания”,  – заявил адвокат. По мнению защиты, были нарушены статьи 3 (право не подвергаться бесчеловечному обращению) и 6 (право на беспристрастное разбирательство в суде) Европейской конвенции. Кроме того, адвокат настаивал на рассмотрении дела в ускоренном порядке в связи с плохим самочувствием осужденного. (РИА Новости, 19 апреля 2007


В начале октября 2010 адвокат Аграновский сообщил о том, что ЕСПЧ принял жалобу Шутова к рассмотрению. (Коммерсант, 11 октября 2010)


Умер 12 декабря 2014 в колонии для пожизненно осуждённых “Белый лебедь” в Соликамске.

     
                   
Был членом совета директоров ЗАО “Петербургская топливная компания“. 
          
         Автор около 300 газетных и журнальных публикаций на социально-политические темы. 
         Написал семь книг, в т.ч. трилогию “Ворье”: “Собчачье сердце” (1992), “Собчачья Прохиндиада” (1993), и ?, 1995). Готовится к изданию книга “Тюрьма, или Что такое нынешняя “диктатура закона” (по данным на 2005 г.)


Кличка “Папа”. (Коммерсант, 11 октября 2010)
     
        Женат.
 




   
         Возможно, минирование дачной дороги было покушением не на В.Шевченко, а на брата Н.Болотовского – генерального директора завода “Источник” (дачи Болотовского-младшего и Шевченко-старшего находятся рядом).
 

См. также в интернете:

          http://www.compromat.ru/main/shutov/a.htm