ДЖЕМАЛЬ Гейдар Джахидович

ДЖЕМАЛЬ Гейдар Джахидович
(1947-2016)
Председатель Исламского комитета России,
первый зампредседателя Исламской партии возрождения (российской),
    председатель Движения за глобальную демократию


Умер 5 декабря 2016 г.     

      Гейдар Джемаль родился 6 ноября 1947 в Москве, азербайджанец. Выходец из старинной бекской семьи Нагорного Карабаха, которая по линии ханов Сарджалинских восходит к правителю Карабаха ХVII века Панах-хану. Отец – азербайджанец, известный художник Джахид Джемаль, мать – русская, профессиональная наездница, заслуженный мастер спорта. 
      Отец матери, Леонид Шаповалов, был директором Малого театра и заместителем председателя Комитета по делам искусств. Мать родила Гейдара в 18 лет и вскоре развелась с мужем, вышла замуж во второй раз за военного моряка и уехала в Эстонию, там и начала работать на ипподроме наездницей (мастре-наездник международной категории). В третий раз вышла замуж за начальника производственного отдела тбилисского ипподрома Амилахвари. Позже переехала из Тбилиса в Москву и работала в уголке Дурова.
         Гейдара воспитывали бабушка с дедушкой. 
         В 1965 поступил в Институт Восточных языков при МГУ (нынешний Институт стран Азии и Африки) на арабское отделение.
       В 1967 вышел из ВЛКСМ и ушел из института – формально по собственному желанию, фактически – по предложению партийного и административного руководства в связи с обвинениями в “буржуазном национализме” (по собственным словам). По другим данным, исходящим от бывшего комсорга курса Владимира Козловского, Джемаль принципиально прогуливал физкультуру и был отчислен.  
        Был призван в армию, через несколько месяцев освобожден от службы с формулировкой “по состоянию здоровья”. 
       С 1968 работал корректором в издательстве “Медицина”. Тогда же сошелся с  писателем Юрием Мамлеевым и эстетиком-символистом Евгением Головиным. Входил в кружок Мамлеева, собиравшийся на квартире писателя в Южинском переулке. После эмиграции в 1974 Мамлеева Джемаль принял участие в выходе в самиздате романа Мамлеева “Шатуны”. Во второй половине 70-х входил в подпольный “Черный Орден SS”, рейсфюрером которого был провозглашен Головин.
         С 1969 Джемаль занимался изучением проблем традиционализма, герметики и классической метафизики. В 1970-е  стремился создать интеллектуальный центр на основе теоретического наследия философов и политологов “новой правой” Рене Генона и Юлиуса Эволы. .
         В 1970-1980 зарабатывал на жизнь частным репетиторством, преподавая иностранные языки.
         С 1980-х поддерживал дружеские и научные контакты с лидерами “новых правых” в странах Европы.
         В 1980 написал (вместе с Игорем Дудинским, но не в соавторстве, а скорее под влиянием) философскую работу “Ориентация – Север”, вышедшую в СССР в Самиздате, а также опубликованную за рубежом и в России уже в 1990-х годах. Дудинский говорит, что это была его идея: “Я его заставлял писать, он много пьянствовал тогда…”
         По информации Дудинского, фарцевал иконами и на это жил.    
         В 1980-е, сохраняя при этом общую праворадикальную ориентацию, переходит на позиции исламского фундаментализма.
         По совету Головина вместе с Александром Дугиным вступил в 1988 (по другим данным, уже в 1984) в Национально-Патриотический фронт “Память” Дмитрия Васильева, в конце 1988-начале 1989 в течение шести месяцев был членом ее центрального совета. Был дружен с Александром Баркашовым. Вскоре разочаровался в перспективе этого движения и после конфликта с Дмитрием Васильевым покинул НПФ.  
         В 1990 принял участие в первом учредительном съезде Исламской партии возрождения (ИПВ) в Астрахани и был избран членом координационного совета ИПВ – куратором идеологических вопросов и организационной работы и заместителем председателя ИПВ (председатель – Ахмед-кади Ахтаев).
         В 1990 создал информационный центр “Тавхид” (“Единобожие”), выпустил два номера газеты “ат-Тавхид”.
         Осенью 1991 принял участие в качестве гостя в работе съезда ИПВ Таджикистана, на котором было принято решение об отделениии партии от всесоюзной организации. Впоследствии критиковал это решение, а также принятый ИПВ Таджикистана курс на выход из СССР.       
         С 1992 возглавил издательство “Тавхид”, издающее литературу фундаменталистского содержания.
         С 1992 вел на канале “Останкино” исламский раздел религиозной передачи “Ныне”. 
        Бывший народный депутат и бывший православный священник Вячеслав Полосин принял ислам под влиянием Джемаля.
         В 1994 выпустил №1 журнала “Ат-Тавхид. Русский журнал исламской перспективы”. Кроме материалов собственно об исламе, в журнале были и статьи о противостоянии с “мондиализмом” в традиционном духе журнала “Элементы”, а также в защиту преследуемых в Узбекистане исламистов.
         Летом 1995 объявил о создании движения “Исламский комитет”. В него вошли также Исраил Арсамаков, ингуш по национальности, глава Федерации тяжелой атлетики, чемпион Олимпиады в Сеуле; Растам Валеев, представитель муфтия Талгата Таджутдина в Москве; ряд бизнесменов. Комитету недолгое время сочувствовал Талгат Таджуддин, верховный муфтий мусульман России, Джемаль даже получил по его протекции помещение.
         В начале избирательной кампании 1995 по выборам кандидатов в депутаты Государственной думы вошел в первоначальный список избирательного блока “Союз труда” (№1 в региональной группе кандидатов “Кавказ” – Адыгея, Ингушетия, Чечня), вышел из списка до регистрации.
         Пытался создать (под крышей Партии конституционных демократов Виктора Золотарева и Российской буржуазно-демократической партии Евгения Бутова) избирательный блок “Восточный союз России”, блок не был зарегистрирован Центризбиркомом из-за того, что ПКД не соблюла всех необходимых формальностей.
         В июне 1996 избран членом политсовета Союза патриотических и национальных организаций России (СПНОР). Был консультантом Александра Лебедя по вопросам ислама и Северого Кавказа.
        В 1997 в журнале “Волшебная гора” была опубликована книга Джемаля “Ориентация – север”.
        В сентябре 1999 был включен в общефедеральный список избирательного объединения “Движение в поддержку армии” (ДПА,  №17 в центральной части списка) для участия в выборах в Государственную думу РФ третьего созыва.
        В октябре 2001, после начала военной операции США и их союзников в Афганистане, заявил на пресс-конференции, что подготовка терактов, осуществленных 11 сентября членами тоталитарных сект различной национальности, велась в течение нескольких лет профессиональными агентами спецслужб некоего “ныне несуществующего гособразования”. Таким образом, по мнению Джемаля, исламский мир не имеет никакого отношения к организации террактов.
       Относительно феномена международного терроризма Джемаль сообщил, что терроризм был создан спецслужбами США и СССР во времена холодной войны для манипуляции общественным мнением, и в настоящее время по-прежнему контролируется теми или иными спецслужбами.
       Он  считал, что операция США в Афганистане является новой формой колонизации и приведет к переделу мира и сокращению существующих в настоящее время прав и свобод. Кроме того, по мнению Джемаля, средства массовой информации США и их союзников “затушевывают пропасть между мировой бюрократией”, которой выгодны военные действия, и гражданским обществом, интересами которого якобы руководствуется “мировое правительство”, поддержавшее решение Джорджа Буша о начале бомбардировок.
      Возможное вступление России в НАТО, по словам Джемаля, совершенно не выгодно для нашего государства: необходимо не допустить повторения ситуации, сходной с “втягиванием в начале двадцатого века в Антанту через долги французскому правительству”, когда Россия в составе союза-победителя фактически оказалась проигравшей, а граждане страны утратили значительную часть прав и свобод. Джемиль сказал, что главной задачей России в настоящее время является защита собственного суверенитета, сохранение которого невозможно без солидарности с исламским миром. (РИА Ореанда, 9 октября 2001)
    Осенью-зимой 2001 провел несколько мероприятий (пресс-конференций, митингов) протеста против военной акции США в Афганистане.
    В декабре 2001 заявил в интервью еженедельнику “Версия”: “Телекомментаторы нам говорят, что боевики хотят взрывами вызвать страх, но никто почему-то не объясняет, зачем им это необходимо, и кого они намерены пугать. Ясно, политическому террористу, который ведет борьбу против режима, не нужно, чтобы его боялись рабочие, домохозяйки и прачки, он хочет вызвать страх у президентов и прокуроров. Поэтому жертвами становятся Александр II, президент Садат, великий князь Сергей Александрович или израильский министр. Напротив, взрывы жилых домов террористам абсолютно не нужны, они выгодны режиму, который в таком случае получает колоссальные дивиденды… Поэтому, когда говорят, что террористы взорвали дом, мы должны осознавать: речь идет об акциях спецслужб, организованных с целью ужесточения режима. Эта модель, которая была опробована в 1999 в России, теперь применяется в мировом масштабе”. По поводу Путина Джемаль высказался так: “…Скоро у Путина будет репутация панамского президента Норьеги. И с ним поступят точно так же: пошлют американский спецназ, арестуют и отдадут под суд какого-нибудь мелкого штата”. (Версия, 4-10 декабря 2001
        В сентябре 2005 был снят с должности шеф-редактора московского бюро телеканала “Аль-Джазира” Акрам Хузам. Джемаль утверждал, что Хузам был снят в связи с многочисленными обращениями мусульман страны, недовольных его оскорбительными высказываниями в адрес ислама: “Я несколько раз обращался к руководству “Аль-Джазиры”, чтобы Хузама удалили из Москвы за его подрывную деятельность”. В ответ на это Хузам сказал: “Мне очень жаль, что есть такие “мусульмане”, как Гейдар Джемаль, которые на самом деле очень далеки от ценностей ислама. Этот тип людей я называю разрушителями”. (Интерфакс, 19 сентября 2005
        В марте 2006 сделал заявление о том, что клип на песню “Восточные сказки” поп-группы “Блестящие” оскорбляет чувства мусульман. По его словам, показанные в ролике танцы девушек создают “атмосферу легкого разврата, не имеющую ничего общего с моралью мусульман”. В клипе молодой человек с восточным акцентом предлагает участницам группы, облаченным в костюмы восточных танцовщиц, стать его “четвертой женой”, на что девушки предлагают ему стать их “шестым мужем”. Заявление Джемаля поддержала председатель комиссии Мосгордумы по здравоохранению Людмила Стебенкова. (Коммерсант, 29 марта 2006)


17 мая 2008 прошло первое заседание учрежденной оппозицией Национальной ассамблеи. Были сформированы совет, в который вошли 50 активистов, и его президиум из девяти человек. Среди них Гарри Каспаров, Эдуард Лимонов, Максим Резник, Алексей Пригарин. В работе Ассамблеи приняли участие Олег Шенин, Алексей Кондауров, Джемаль.


18 октября 2008 прошел учредительный съезд новой социалистической организации “Левый фронт”. В нее вошли активисты “Авангарда красной молодежи” (АКМ), несколько нацболов, члены “Трудовой России”, Союза коммунистической молодежи, Революционно-коммунистического союза молодежи, Российской коммунистической партии-КПСС (РКП-КПСС), Исламского комитета, Ассоциации марксистских организаций. Для руководства объединением был избран координационный совет из 30 человек. Среди них Сергей Удальцов, Алексей Пригарин, Илья Пономарев, директор института “Коллективное действие” Карин Клеман (жена депутата ГД Олега Шеина), Джемаль. (Коммерсант, 20 октября 2008)


В мае 2009 депутат Госдумы от ЕР Максим Мищенко потребовал от Генпрокуратуры признать Исламский комитет экстремистской организацией и рассмотреть вопрос об уголовном преследовании Джемаля: “Гейдар Джемаль – лидер так называемого “Исламского комитета” на своем сайте не раз заявлял о своей близости ко всем крупнейшим исламским военизированным группировкам, гордости, которую он испытывает от знакомства с боевиками. В последнее время этот лидер исламистов начал вести активную пропаганду свержения федеральной власти на Северном Кавказе”, – говорилось в запросе генпрокурору. (Мусульмане поволжья, 5 июня 2009)


2 ноября 2009 президент Ингушетии Юнус-Бек Евкуров сказал, что ингушские власти намерены трудоустроить безработных жителей республики в других регионах страны, переселив их туда с их согласия вместе с семьями, и что начать переселение планируется со Свердловской области. (Коммерсант, 3 ноября 2009)


Джемаль так прокомментировал эту инициативу: “Это преступная программа, которая политкорректными формулировками прикрывает возврат к практике 1943 года, когда с политически проблемной территории выселяли неугодных. Сейчас речь идет о переселении ингушей на могильники радиоактивных отходов в Свердловской области, где ничего не растет. Да и переселять собираются не безработных, а родственников людей, получивших ярлык “экстремист”. Им будет запрещено возвращаться на родину на период четырех-пяти поколений. Это геноцидная расправа”. (Коммерсант, 3 ноября 2009)


18 декабря 2011, во время протестных выступлений против фальсификации выборов в ГД, выступил на митинге КПРФ в Москве: “Мы видим, как олигархи хотят устроить переворот под прикрытием общегражданского протеста. Этого нельзя допустить!” (Коммерсант, 19 декабря 2011)


25 марта 2012 ФСБ обыскала квартиру Джемаля, по его словам, в поисках экстремистской литературы. Джемаль уточнил, что против него не было заведено уголовное дело, и он стал объектом дела против кого-то другого: “Это была, разумеется, акция устрашения”. 


В пресс-службе ФСБ сообщили, что обыск проводился в связи со статьей с призывами к терроризму: “Предварительным следствием установлено, что в сети интернет на сайте islamcom.ru от имени Юсуфа Аль-Ийери опубликована статья “Роль женщины в джихаде”, в которой автор приводит примеры участия исповедующих ислам женщин в террористических действиях, в том числе против военнослужащих… и призывает читателей следовать их примеру”. По данным ФСБ эта “статья была размещена с компьютера, которых находится в офисе Исламского комитета”. (Газета.ру, 28 марта 2012)


5 декабря 2016 умер в Алма-Ате.


6 декабря 2016 похоронен на мусульманском кладбище Баганашил в Алма-Ате. По словам муфтия Духовного управления мусульман Казахстана, проводившего ритуал джаназа-намаз (погребальная молитва), Джемаль хотел быть похороненным там, где закончатся его дни. (Интерфакс, 6 декабря 2016)
        
                 
         Член Ахль аль Бейт (Всемирной ассамблеи людей Дома Пророка).
        
         Член Хартумской конференции (с 1992 года).
         Владеет английским, французским, турецким языками, языком фарси.
         В юности занимался конным спортом, имел второй разряд.
         Женат третьим браком (жена Галя/Гюльнар, азербайджанка). 
         Первая жена Джемаля – Елена (ушла к Евгению Головину);  сын Юрий (1968 г.р.)  Сын Орхан Гейдар оглы.