ЮРЬЕВ Михаил Зиновьевич

ЮРЬЕВ Михаил Зиновьевич
(1959-2019)
Председатель совета директоров “Еврофинанс-групп”,
бывший заместитель председателя Государственной думы (1995-1999)    


        Умер 15 февраля 2019 г.

         Михаил Юрьев родился 10 апреля 1959 в Москве. Отец – Зиновий Юрьевич Юрьев и мать – Елена Михайловна – журналисты.
         В 1973 году окончил школу в возрасте 14 лет. В 1978 году (в возрасте 19-ти лет) окончил с отличием биологический факультет Московского государственного университета им. М.Ломоносова по специальности “биохимик”.
         После окончания университета в 1978 году до 1988 года работал в Институте молекулярной генетики АН СССР.
         Не был членом КПСС.
         В 1988 году, после опубликования Закона об индивидуальной трудовой деятельности, организовал кооператив “Интер” (уставной капитал – 5 тысяч рублей) по выпуску химреагентов, одним из первых в стране занявшийся посредническими операциями и за несколько месяцев превратившийся в крупное производственное объединение. За полгода существования кооператива Юрьев дважды безуспешно пытался заняться производственной деятельностью. Был заместителем председателя, затем председателем кооператива “Интер”.
         Первая прибыль кооператива составила 300 тысяч рублей. В результате возникших споров о том, куда вкладывать эти деньги (в посреднические операции или производство – на последнем настаивал Юрьев) кооператив распался.
         В марте 1989 года часть кооператива под руководством Юрьева стала совладельцем завода в Белоруссии, выпускавшего кормовые добавки для животноводства – лизин. По признанию Юрьева, ему помогли в этом председатель Госплана Белоруссии Вячеслав Кебич (ныне премьер-министр Белоруссии), а также заместитель агропромышленным отделом ЦК КП Белоруссии Самощев. 
         Затем Юрьев арендовал цеха химического завода в Дзержинске, в которых было налажено производство полимерных ластиков (эта продукция тогда импортировалась). Во второй половине 1990 года кооператив сначала взял в аренду, а затем купил у государства один за другим 3 дрожжевых завода. Затем – совладелец и генеральный директор промышленной группы “Интерпром”, в которую входило несколько предприятий химической и пищевой промышленности.  
         С 1990 года – генеральный директор производственного объединения “Интерпром”, президент ТОО “Промышленная группа Интерпром” (г.Москва).
         С января 1992 по 1995 год – вице-президент Российского союза промышлеников и предпринимателей (РСПП).  
         Будучи вице-президентом РСПП, негативно относился к деятельности “Гражданского союза”, считая, что эта организация не центристская, а склоняющаяся в сторону коммунистов. В интервью “НГ” сказал: “В РСПП, чье имя и имя его президента тесно связывается с “ГС”, все больше крепнет мнение, что от “ГС” над решительно отмежеваться”. В апреле 1993 обвинил ГС, что он необоснованно выступает от имени всех предпринимателей.
         Входил в состав Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, образованной 24 января 1992 (председатель – государственный секретарь РФ Геннадий Бурбулис). В комиссию вошли представители от правительства, профсоюзов и объединений предпринимателей (по 14 человек). В результате ее деятельности было разработано тарифное соглашение на 1992, по которому правительство взяло на себя обязательство не вводить предельный уровень рентабельности и ограничения на рост фонда оплаты труда. По мнению Юрьева, основной смысл соглашения – в обещании профсоюзов не подстрекать коллективы к забастовкам. Однако его отказались подписать руководители крупнейшей в стране профсоюзной организации – ФНПР.
         В июле 1992 вошел в движение “Демократический выбор”, был избран членом его Политического Консультативного Совета.
         В 1992 Юрьева называли одним из наиболее вероятных кандидатов на пост министра промышленности в случае реорганизациии правительства. Его кандидатуру поддерживали “Демократическая Россия”, “Конгресс деловых кругов России” и РСПП. Против выступала парламентская фракция “Промышленный Союз”, которая не имела ничего конкретно против Юрьева, однако считала, что это назначение все равно не внесет нужной корректировки в работу правительства.
         Сам Юрьев высказался по этому поводу так: “В той политике, что показывают по телевизору, я ни за какие коврижки учавствовать не соглашусь… Меня усиленно толкали в “ту” политику. Например, при Гайдаре прочили в министры промышленности, что, по счастью, не состоялось из-за ухода Гайдара”. 
         С 1993 – в Круглом столе бизнеса России (КСБР), созданном по инициативе Ивана Кивелиди, член КС, член президиума КС, вице-президент. 
         Вошел под № 26 в список “50 самых богатых русских“, опубликованном бизнес-журналом “Мост” в феврале 1993.
         На II съезде КСБР в ноябре 1995 избран одним из 4-х сопредседателей КСБР (наряду с Олегом Киселевым, Яковым Дубенецким, Андреем Нечаевым), получил 20 голосов против (против Нечаева было 4 голоса, против Киселева и Дубенецкого – ни одного). На съезде КСБР против Юрьева выступал Владимир Гусинский (Группа “Мост”).
         Летом 1995 вошел в список кандидатов в депутаты Гсударственной думы от “Яблока” (10-е место в центральной части списка). 17 декабря 1995 избран депутатом ГД.
         Вошел во фракцию “Яблоко”, работал в Комитете по международным делам.
         20 марта 1996 избран заместителем председателя ГД, в связи с чем 3 апреля 1996 года покинул Комитет. 
         Юрьев совместно с генеральным директором предприятия “ИнтерУрал” Алексадром Тихоновым, президентом Инкомбанка Владимиром Виноградовым, губернатором Свердловской области Эдуардом Росселем, генеральным директором Нижнетагилского металлургического комбината Юрием Комратовым  выступил инициатором проведения 17 мая 1996 в Екатеринбурге Первого российского экономического форума.
         Выступая 6 мая 1996 на пресс-конференции по этому поводу, Юрьев раскритиковал обращение “Выйти из тупика!“, назвав его благим пожеланием из серии “хорошо бы, хорошо бы нам слона поймать большого”. 
         В феврале 1997 принял непосредственное участие в создании новой депутатской группы в ГД РФ – “Российский промышленный союз”. Отвечая на вопрос о совоем участии в создании этой группы, ответил: “… Я полностью разделяю идеологию этой группы… Мне близок взгляд новой группы на Государственную Думу как на акционерное общество, контрольный пакет которого не должен находиться в чьих-то одних руках. Сегодня такой контрольный пакет по существу принадлежит группе левых фракций. По сути дела, заседания Думы… в общем-то и незачем созывать – решения все равно принимаются в кабинете Зюганова. Это, конечно, неправильно и вызывает совершенно естественное желание поддержать любых людей и любые действия, направленные на то, чтобы эту ситуацию изменить”. (Независимая газета, 8 февраля 1997
    В июне 2003 владельцы 53% акций ЗАО “Агрохимическая корпорация “Азот” продали свои бумаги группе компаний, сформированной вокруг АКБ “Нефтегазбанк” Юрьевым. (Коммерсант, 23 июня 2003)         
     На 2005 – председатель совета директоров “Еврофинанс-групп”. 


15 января 2013 “Коммерсант” писал: “Агентство Bloomberg сообщило, что …глава группы “Интерпром” Михаил Юрьев собирается привлечь $2 млрд для вложений в энергетику США – добычу и разведку сланцевого газа и шельфовой нефти. Его доля в фонде Amshale Capital Partners составит половину, сам предприниматель вместе с российскими партнерами вложит дополнительные $200 млн. Фонд сосредоточится на разведке в районах штатов Техас, Монтана и Луизиана. Господин Юрьев уточнил “Ъ”, что начал вкладывать средства в американские активы три года назад. Источник происхождения средств бизнесмен не раскрывает, отмечая, что проекты в США сейчас стали его основным бизнесом”.



           
         Женат.
                                   





         Финансовую политику Гайдара в принципе характеризовал в 1992 как правильную, хотя иногда противоречивую. Серьезным упущением стали изъяны в налоговой политике. Считает, что в стране не идут реформы потому, что не была осуществлена структурная перестройка экономики, не началась распродажа земли.
         В январе 1992 года заявил, что нормативная база для развития предпринимательства уже имеется, но самому развитию мешают просчеты правительства в макроэкономике. По его мнению, для нормального развития экономики необходимы 4 вещи: либерализация цен, запрет хождения валюты, неграбительская налоговая система и свобода поставок.
         Считал, что съезд народных депутатов и ВС России никому не нужны. (Куранты, №64, 1993). 
         В начале 1993 сказал в интервью, что в парламенте встречаются “здравые люди”, например Владимир Исправников, но тем не ВС должен уйти. Идеальный парламент для Юрьева – избираемый по партийным спискам, с меньшим количеством депутатов, со всегда поименным голосованием. Деньги должны быть абсолютной прерогативой парламента, но он не должен иметь право назначать и убирать должностных лиц. Этим должно заниматься правительство. (Независимая газета, 14 апреля 1993)
         Осудил создание Ельциным “именных корпораций” для “провинившихся чиновников” – Юрия Петрова , Андрея Нечаева и др., назвав их “подарками за счет госбюджета”. (Мегаполис-Экспресс, 28 апреля 1993
         Говорит, что принимаемые ВС законы никак не влияют на деятельность промышленников, потому что они меняются каждый квартал, а половина из них – “дурацкие”, поэтому их и стараются обходить. По мнению Юрьева, наиболее сильно препятствуют нормальной работе действия ВС, связанные с кредитной эмиссией и приводящие к гиперинфляции, хотя к этому прикладывает руку и правительство. И даже президент начинает соревноваться с ВС, кто больше даст социальных выплат (Независимая газета, 14 апреля 1993).
         Не видит среди ныне действующих политиков никого, кто мог бы стать идеальным президентом России, причем считает, что все потенциальные кандидаты не просто не годятся, а каждый из них будет очень плох для этого поста. Теоретически, по его мнению, президентом должен стать “человек из промышленности – руководитель крупного предприятия, не замаранный ни работой в обкомах, ни выступлениями на митингах”. (Независимая газета, 14 апреля 1993
         По словам Юрьева, безвластие в стране довело его до того, что он не будет против прихода к власти хунты, если ее члены “будут стоять на нормальных экономических позициях и не считать себя гениями в этих вопросах”. (Независимая газета, 14 апреля 1993)
         Считает, что от коррупции на местах можно избавиться, ликвидировав систему регистрации уставов предприятий. По его мнению, достаточно, чтобы предприятие оповещало власти о начале своей деятельности.
         Полагает, что через три-четыре года, даже независимо от поведения властей, экономика начнет переживать эпоху подъема.
         Заявил, что приятно удивлен деятельностью правительства Черномырдина, который, вопреки ожиданиям, не свернул приватизацию и реформы. Более того, в отличие от Гайдара, который, по мнению Юрьева, промышленной политикой вообще не занимался, Черномырдин приглашает в правительство практиков, крупных предпринимателей, и неважно, что никто это приглашение пока не принял. (Мегаполис-Экспресс, 28 апреля 1993
         Партия экономической свободы (“партия Борового”), по его мнению, не является защитником интересов предпринимателей. Она создана для того, чтобы способствовать политической карьере ее лидеров.
         Заявил, что московское правительство Лужкова “побило рекорды коррумпированности”. (Новое время, № 14, 1992
 
         В сентябре 1997 заявил, что, если в 2000 году “выбирать придется между Лужковым и Чубайсом, я первый пойду к Ельцину и буду уговаривать его баллотироваться в третий раз” (Коммерсант (журнал), 9 сентября 1997). 

    
   Имеет “Чайку” (бывшая машина председателя КГБ Крючкова).(Независимая газета, 14 апреля 1993)           





     Михаил Юрьев – известный предприниматель. Он, по крайней мере ранее, контролировал страховую компанию АСКО, группу “Супримэкс”, замешанную в громком скандале вокруг Легпромбанка. и группу “Интерпром”. Последняя до 1995 года контролировалась семьей Полевых. Евгений Полевой в 1995 году был убит своим 16-летним сыном Алексеем в Париже; брат Евгения, Дмитрий Полевой, в 1996 году был убит неизвестными в Витебске. По данным французского журнала Paris Match, Евгений Полевой интересовался возможностью поставок туркменского газа в Россию и СНГ – бизнесом, на котором позднее выросла “Итера”. Какое отношение господин Юрьев имел к семье Полевых, неизвестно. Но в 1997 году Михаил Юрьев на выборах в Госдуму был объявлен совладельцем “Интерпрома”. Структуры “Супримэкса” были крупнейшими спонсорами партии “Яблоко” на выборах 1997 года; тогда господин Юрьев стал депутатом и вице-спикером Госдумы от “Яблока”, но в новый состав парламента не попал.
    С 2000 года имя господина Юрьева всплывало лишь в скандале вокруг торгового дома “П. А. Смирнов и потомки в Москве” – он якобы помогал группе “Альфа” перехватить контроль над ним у Бориса Смирнова в 2001 году. (Коммерсант, 23 июня 2003