КОБЕЦ Константин Иванович
(1939-2012)
Бывший главный военный инспектор Вооруженных сил РФ,
бывший заместитель министра обороны
Умер 30 декабря 2012 г.
Константин Кобец родился 16 июля 1939 в Киеве в семье сталевара, русский.
В 1959 году окончил Киевское училище связи, в 1967 – Военную академию связи, в 1978 – Военную академию Генерального штаба. Доктор военных наук, профессор.
Занимал различные командно-инженерные должности от командира телефонного взвода до старшего инженера батальона.
После окончания в 1967 Военной академии связи был командиром батальона, начальником штаба и командиром полка в Группе советских войск в Германии, начальником войск связи общевойсковой армии в Одесском военном округе.
В 1976-1978 – слушатель Академии Генерального штаба.
Затем служил заместителем начальника войск связи, начальником войск связи Забайкальского военного округа, а с 1982 года – начальником войск связи – заместителем начальника штаба войск Дальневосточного военного округа.
С 1986 – первый заместитель начальника войск связи Вооруженных Сил СССР, с 1987 года – начальник войск связи – заместитель начальника Генерального штаба МО СССР.
Участвовал в ликвидации последствий Чернобыльской аварии, в восстановлении системы связи в Армении после землетрясения.
С 1959 года состоял в КПСС, но в августе 1991 года в связи с департизацией армии приостановил свое членство в партии.
В 1990 году был избран народным депутатом РСФСР от города Чехова Московской области. Возглавлял группу народных депутатов РСФСР от Вооруженных Сил.
В начале 1991 года был назначен председателем Государственного комитета РСФСР по обороне и безопасности при правительстве – прообраза республиканского министерства обороны. Ожидалось, что Ельцин предложит этот пост кому-либо из офицеров – членов Межрегиональной депутатской группы (МДГ). Назначение Кобеца на эту должность должно было показать, что Ельцин не намерен использовать созданный комитет для политической борьбы в армии.
Политический выбор в пользу демократии Кобец, по его словам, сделал в январе 1991 года, после попыток свержения законно избранных органов власти в Вильнюсе и Риге. По неофициальным данным, поворот в его судьбе был обусловлен также ссорой с тогдашним министром Обороны СССР Язовым, изгнавшим его из Генштаба.
Во время августовской попытки государственного переворота в 1991 году возглавил оборону Белого Дома. 19 августа Указом Ельцина был назначен Министром обороны России, хотя такой пост и такое министерство не были предусмотрены в государственной структуре РСФСР. После подавления путча отказался от звания Героя Советского Союза.
Официально смещен с этой должности 6 сентября 1991 года. Министерство Обороны России тогда так и не было создано. Государственный комитет РСФСР по вопросам обороны тем временем возглавил Павел Грачев. Кобец фактически оказался не у дел, несмотря на то, что получил повышение в чине, став генералом армии, и три должности: Государственного советника Российской Федерации по обороне, председателя Комитета по подготовке и проведению военной реформы и председателя комиссии по расследованию действий высшего военного руководства во время переворота. Работа в этой комиссии не способствовала повышению популярности Кобеца среди коллег, хотя он действовал весьма осторожно, заслужив даже упреки со стороны радикальных депутатов в том, что покрывает путчистов.
Во время второго этапа V съезда народных депутатов осенью 1991 года вступил во фракцию “Левый центр”.
25 марта 1992 года должность госсоветника по вопросам обороны была ликвидирована. С 4 апреля генерал Кобец стал заместителем председателя государственной комиссии по формированию российского Министерства Обороны (председатель – генерал Дмитрий Волкогонов). В госкомиссии возглавлял группу по определению перечня и статуса войск, дислоцированных на территории соседних независимых государств. Вел переговоры с руководством Украины о судьбе Черноморского флота и других частей бывших Вооруженных Сил СССР, оказавшихся после распада Союза на ее территории.
В 1991 году становится одним из учредителей ООО “Информационное агентство”, созданного при Комитете по подготовке и проведению военной реформы (одним из соучредителей этого ООО был Дмитрий Якубовский). В числе задач этого “агентства”: “… приобретение, производство, доработка, переработка, реализация оружия и систем вооружения, … редкоземельных металлов, драгкамней, ювелирных изделий, нефти, газа и продукции из них, древесины, кож, транспортных средств всех видов…”.
В сентябре 1992 года Указом Президента Кобец был назначен Главным инспектором Вооруженных Сил РФ. В 1993 году стал заместителем министра обороны РФ.
В 1992-1993 гг. против Кобеца, как и против других высших военноначальников (Шапошникова, Грачева, Волкогонова и др.), в печати и в выступлениях народных депутатов выдвигались обвинения в приватизации и покупке по заниженным ценам государственных дач бывшего Министерства обороны СССР в подмосковном поселке Архангельское.
В сентябре 1993 года после нападения сторонников парламента на штаб Объединенных Вооруженных Сил СНГ Кобец от своего имени предъявил парламентариям ультиматум, требуя разоружения лиц, находящихся в Белом доме. В октябре возглавил штаб по борьбе с массовыми беспорядками. Был одним из руководителей штурма Белого Дома.
10 января 1995 был назначен статс-секретарем – членом представительства Правительства РФ в Федеральном собрании.
В июле 1996 года против Кобеца было возбуждено уголовное дело, связанное с его сотрудничеством с финансово-промышленной корпорацией “Люкон”, которое было затем приостановлено.
28 января – 18 декабря 1997 входил в состав Совета при Правительстве РФ по вопросам социального развития.
1 апреля 1997 года сотрудники Главной военной прокуратуры (ГВП) провели 36 обысков в офисе и на квартирах сотрудников “Люкона”. 25 апреля 1997 ГВП повторно возбудила дело против Кобеца. Кобец был обвинен в получении взятки в виде загородного дома стоимостью около 300 тысяч долларов.
29 апреля 1997 сотрудники Главной военной прокуратуры начали обыски на принадлежащих Кобецу и его родственникам кабинетах, квартирах и дачах (ок. 30 объектов). Во время обыска у Кобеца нашли два незарегистрированных пистолета (подарок министра обороны Сирии Мустафы Тласа). 14 мая 1997 Генеральный прокурор Юрий Скуратов заявил, что К.Кобецу может быть предъявлено обвинение, формулировка которого вызывала у прокуратуры затруднения. В это же время Кобец лег в госпиталь с диагнозом “гипертонический криз”.
16 мая 1997 Кобецу было предъявленны обвинения в получении взятки в размере 1 млрд. 400 млн. рублей, в злоупотреблении служебным положением и незаконном хранении огнестрельного оружия.
18 мая 1997 Указом Президента РФ был освобожден от должности и уволен из армии.
19 мая 1997 на заседании Коллегии Генеральной прокуратуры РФ было заявлено, что Главная военная прокуратура РФ вынесла представление на имя министра обороны РФ об отстранении Кобеца от занимаемой должности. В то же время Генеральная прокуратура РФ не приняла решения о мере пресечения, поскольку Кобец находился на лечении в военном госпитале. Зам. главного военного прокурора Станислав Гавето заявил: “… после выписки в отношении генерала будут избраны меры пресечения в соответствии с тяжестью совершенных им деяний” (Сегодня, 20 мая 1997).
21 мая 1997 Кобец был выписан из госпиталя, арестован и в тот же день был препровожден в СИЗО “Лефортово”.
В феврале 1998 года при медицинском обследовании у Кобеца были обнаружены хронические заболевания: ишемическая болезнь сердца, гипертония, атеросклероз с поражением сосудов головного мозга и др. Он был переведен из “Лефортово” в военный госпиталь им.Вишневского. При этом мера пресечения в отношении Кобеца не была изменена.
Во время допросов в госпитале признался следователям ГВП, что свой загородный дом (оцененный в $300 тыс.) построил не на свои деньги, но взяткой это не считает, т.к., по его словам, деньги ему дали в долг, который он не отдал из-за ареста.
В июне 2000 г. дело было закрыто. Кобец попал под амнистию в связи с 55-летием Победы.
Награжден орденама Красной звезды, “За службу Родине в ВС СССР”, III степени, Октябрьской революции, Боевого Красного знамени.
Владеет английским и украинским языками.
Женат, имеет сына.
Из ответов на анкету “Панорамы” (нач. 1990-х гг.)
В 1992 году считал целесообразным при перераспределении вооружения и определении ограничений для каждого независимого государства из состава бывшего СССР исходить из того, чтобы каждое из государств не представляло угрозы для остальных и чтобы при этом не нарушались региональные балансы сил. По его мнению, функции координации действий СНГ в области обороны должен выполнять специальный орган при Совете глав государств, обладающий консультационными и контрольными полномочиями.
Высказывал отрицательное отношение к идее принятия военнослужащими повторной присяги на верность государствам, образованным на территории бывшего СССР, считая ее профанирующей этот исключительный акт
