ГАЛАЗОВ Ахсарбек Хаджимурзаевич

ГАЛАЗОВ Ахсарбек Хаджимурзаевич
(1929-2013)
Бывший президент Северной Осетии,
    депутат Совета Федерации первого и второго созывов (1993- янв.1996, 1996-1998)


     Умер 10 апреля 2013 г.

     Ахсарбек Галазов родился 15 октября 1929 в селе Хумалаг Правобережного района Осетинской автономной области в составе РСФСР, осетин. 
     В 1952 окончил Северо-Осетинский государственный педагогический институт им. К.Л.Хетагурова. 
     Профессор, кандидат педагогических наук, тема диссертации: “Организационно-педагогические проблемы осуществления всеобщего среднего образования в национальной республике (на опыте Северо-Осетинской АССР).”      
     С 1952 – учитель, завуч хумалагской средней школы. 
     С 1958 – инспектор школ.
     С 1959 – директор института усовершенствования учителей Северо-Осетинской АССР (СО АССР).          
     Был членом КПСС с 1959 года до ее запрета в августе 1991 года. 
     С 1960 – инструктор Северо-Осетинского обкома КПСС.
     В 1961-1975 – министр просвещения СО АССР. 
     С 1975 – заместитель председателя Совета Министров СО АССР. 
     В 1976-1990 – ректор Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова, преобразованного из педагогического института. В 1989 году во время проверки, проводившейся Главной инспекцией Государственного комитета СССР по народному образованию, было выявлено, что тридцать пять сотрудников университета находятся в родственных отношениях с ректором. 
     Был депутатом Верховного Совета (ВС) СО АССР. 15 марта 1985 года был избран председателем ВС республики, однако эта должность была главной в то время скорее номинально; реально руководил работой ВС председатель Президиума. 
     Был членом областного комитета КПСС. 
     С февраля 1990 – первый секретарь Северо-Осетинского обкома КПСС. Сменил на этом посту Александра Дзасохова
     В 1990-1991 – член ЦК КПСС. 
     В 1990 был делегатом XXVIII съезда КПСС. 
     Весной 1990 был избран народным депутатом РСФСР и ВС СО АССР. 
     21 марта 1990 первая сессия республиканского ВС нового созыва упразднила должность председателя Президиума ВС Северной Осетии. Тогда же Галазов вновь был избран председателем ВС. 
     На Съезде народных депутатов РСФСР до сентября 1991 входил во фракцию “Коммунисты России“, далее до конца существования парламента во фракциях не состоял. 
     В ходе вооруженного конфликта в Южной Осетии Галазов санкционировал оказание гуманитарной помощи осажденному Цхинвалу. Заявлял, что “всякий, кто посягнет на Южную или Северную Осетию, будет иметь дело с единой Осетией”, и сквозь пальцы смотрел на участие в конфликте отрядов из Северной Осетии. В то же время препятствовал проходу в Южную Осетию отрядов Конфедерации народов Кавказа (КНК). Старался не предпринимать активных действий, направленных на блокаду Грузии, до тех пор, пока блокада не стала устанавливаться по инициативе снизу. 
     Позднее рассказывал: “Мне приходилось принимать непосредственное участие в переговорах в самые острые и затяжные фазы грузино-осетинского конфликта. На Ельцина оказывалось сильнейшее давление. “Демократы” в его окружении, по сути, подбивали его к “сдаче” Абхазии и Южной Осетии. Не сразу, но он распознал их игру. Был момент, когда ситуация в осажденном Цхинвале попросту висела на волоске. Вся Северная Осетия бурлила. Ведь наш народ не забыл, что во время правления меньшевистского правительства Жордания в Грузии в 20-м году в Южной Осетии было вырезано 5 тысяч осетин, десятки тысяч бежали в Северную Осетию и осели там навсегда. В срочном телефоном разговоре с Ельциным я заявил ему, что если Москва ничего не предпримет, то я буду вынужден во главе ополчения выступить на выручку Цхинвалу. Ельцин внял. Именно его воля и осознание, что создалась острая угроза интересам безопасности России на Кавказе, побудили его принять решительные действия. В итоге, после долгого противостояния, был подписан Сочинский договор и остановлена война в Южной Осетии”. (Завтра, №24, 2004
     Выступал за мирное решение вопроса о статусе Южной Осетии. По его мнению, “должен быть признан суверенитет республик Южная Осетия, Абхазия, Аджария в составе грузинской федерации”. 
     Во время попытки государственного переворота  ГКЧП  в августе 1991 года объявил о введении чрезвычайного положения в республике, создал Республиканский комитет по чрезвычайному положению. 31 августа после поражения ГКЧП в ВС Северной Осетии обсуждалось предложение об отставке Галазова, но оно не было принято. 
     Изначально отвергал возможность возвращения Ингушетии Пригородного района Северной Осетии, присоединенного к республике в 1944 году. Весной 1991 года ввел на территории района чрезвычайное положение. В ноябре того же года Президиумом ВС Северной Осетии было принято решение о создании Государственного комитета самообороны, который возглавил Галазов. Он руководил созданием республиканской гвардии и народного ополчения, которые были сформированы к осени 1992 года. 
     Во время разгоревшегося в ноябре 1992 года ингушско-осетинского конфликта заявил, что это – “вероломная агрессия ингушских национал-экстремистов” и что ” компромисс сегодня невозможен, потому что властных структур в Ингушетии нет”. Препятствовал возвращению беженцев-ингушей в Пригородный район. 
     В ноябре 1992 высказал несогласие с освещением телекомпанией “Останкино” ингушско-осетинского конфликта. Настоял на снятии председателя телерадиокомпании “Останкино” Егора Яковлева , мотивируя это тем, что телевидение не может возглавлять человек, который “разжигает страсти, подливает масло в огонь конфликта”.  
     12 декабря 1993 был избран депутатом Совета Федерации от Северной Осетии. Был членом Комитета Совета Федерации по делам Федерации, Федеративному договору и региональной политике в Совете Федерации первого созыва. 
     16 января 1994 в республике состоялись выборы, на которых Галазов был избран президентом. На пост президента претендовал также Сергей Хетагуров (ПСМ). В выборах приняло участие 59,8% избирателей. Из них за Галазова проголосовало 66%, за Хетагурова – 32%. 
     В апреле 1995 вошел в оргкомитет движения “Наш дом – Россия” (НДР), на учредительном съезде был избран членом Совета НДР. 
     В 1995 г. футбольная команда “Спартак” из Владикавказа впервые в истории стала чемпионом России. Ее успех во многом был обусловлен поддержкой Галазова.  Содержание команды обходился бюджету республики в десятки миллионов долларов, которые брались в том числе из денег, предназначенных бюджетникам. (Коммерсант-Спорт, 4 апреля 2006 )
     С января 1996 – член Совета Федерации нового созыва по должности. С января по февраль 1996 – член Комитета СФ по делам Федерации, Федеративному договору и региональной политике. На первом заседании Комитета 24 февраля 1996 был избран председателем Комитета (9 голосов против 7). Однако на пленарном заседании председатель парламента Ингушетии Руслан Плиев выступил против утверждения на эту должность представителя одной из сторон конфликта и вообще представителя Северного Кавказа. Предложение об утверждении Галазова не прошло. 6 февраля председателем Комитета избран Анатолий Сычев. 22 февраля 1996 Галазов перешел в Комитет СФ по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам. 
     С марта 1997 – член федеральной комиссии по проблемам Чечни. 
     11 ноября 1997 был зарегистрирован кандидатом на пост президента Республики Северная Осетия – Алания. 
     18 января 1998, в первом туре голосования, проиграл выборы Александру Дзасохову, получив 9,7% голосов избирателей. 
     Позднее Дзасохов говорил, что пришел к власти в трудный для республики период,  когда в Осетии похищали людей, когда случился дефолт и когда республика превращалась в криминальный спиртово-транзитный регион. (Коммерсант, 8 июня 2005
     27 мая 2000 на учредительном съезде партии “Единство” был избран членом политсовета партии.
     В октябре 2005 группа российских деятелей культуры попросила Генпрокуратуру дать правовую оценку высказываниям журналиста Михаила Леонтьева в адрес Галазова, которые прозвучали в прямом эфире “Эха Москвы”. Как отмечалось в документе, Леонтьев “допустил оскорбляющие высказывания в адрес… Галазова, такие как “жирная скотина”, “бывший глава водочной мафии”, “харя подлая”, “да надо было ему просто в харю ударить, чтобы он упал со стула, скотина”, “сытая, толстая, подлая харя”, “бандит несчастный”, а также распространил заведомо ложные сведения, порочащие его честь и достоинство и подрывающие репутацию”. (Грани.ру, 25 октября 2005)

     Женат, трое детей. Сын Алан – владелец компании “Алан”, дилера “АвтоВАЗа”.