БИРЮКОВ Юрий Станиславович

БИРЮКОВ Юрий Станиславович
Бывший представитель от администрации Калмыкии в Совете Федерации РФ (2014-2019),
     бывший представитель от администрации Ненецкого АО в Совете Федерации РФ (2006-2014),
бывший первый заместитель генерального прокурора РФ


      Юрий Бирюков родился в 1948 в г. Львове Украинской ССР.
      В 1975 окончил Свердловский юридический институт (ныне – Екатеринбургский).
      В 1963-1969 учился в Донецком политехническом техникуме, работал на Макеевском коксохимическом заводе в городе Макеевке Донецкой области.
      В 1969-1971 служил в армии.
      В 1975, после окончания института, был назначен следователем прокуратуры Абайского района города Чимкента в Казахстане, но в том же году переведен в Свердловскую область. 
      В 1975-1979 – старший следователь прокуратуры города Асбеста Свердловской области.
     В 1979-1980  – заместитель прокурора Асбеста.
     В 1980 переехал в Калмыкию и занял пост замначальником следственного отдела республиканской прокуратуры.
     В 1980-1982 –  транспортный прокурор г.Элисты.
     В 1982-1997 – прокурор Элисты.
     В 1997-2000 – заместитель начальника, затем начальник Главного управления Генеральной прокуратуры РФ по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности и межнациональных отношениях на Северном Кавказе.  
     В 1998 было  арестовано несколько человек по делу МАПО “МиГ” (речь шла о хищении нескольких десятков миллионов рублей), по которому также проходил бывший первый замминистра финансов Андрей Вавилов. Дело готовилось к направлению в суд, однако в 2000 Бирюков распорядился прекратить его, отпустив всех арестованных. Вообще, СМИ много писали о том, что Бирюков покровительствовал Вавилову. (Ъ, 15 января 2008
     В 1999 был публично обвинен в том, что фактически способствовал убийству журналистки Ларисы Юдиной. Не желая ссориться с президентом Илюмжиновым – главным оппонентом Юдиной, – не предпринимал никаких мер, чтобы защитить ее, а потом, уже после убийства, перейдя в главк по Северному Кавказу, “оказывал давление на следственную бригаду, чтобы в отношении организаторов преступления были “отрублены концы”, а на скамье подсудимых оказались лишь исполнители”. (Сведения из статьи А.Хинштейна в МК от 6 декабря 2001)
     С 7 июня 2000 – первый заместитель генерального прокурора РФ.
     В декабре 2001 комиссия по борьбе с коррупцией ГД едва не провела в парламенте обращение к президенту с предложением отправить в отставку генерального прокурора РФ Владимира Устинова и его заместителя Бирюкова за невыполнение возложенных на них обязанностей.
    19 апреля 2002 Пресненский суд столицы удовлетворил иск Бирюкова к журналисту Александру Хинштейну и газете “Московский комсомолец” о защите чести, достоинства и деловой репутации. Поводом для обращения Бирюкова в суд послужили две статьи Хинштейна: “Лицензия на террор”, опубликованная 2 ноября 2001, и “Мандарины на белом снегу” от 4 декабря 2000. Бирюков счел порочащими его честь, достоинство и деловую репутацию ряд распространенных в публикациях сведений, в частности о том, что чеченские боевики, “готовящие взрывы московских вокзалов” якобы находятся “под защитой” Генеральной прокуратуры, а также о том, что именно по воле Бирюкова “на свободе” разгуливают соратники полевого чеченского командира Бараева.
    15 ноября 2002 в “МК” был опубликован материал архимандрита Филиппа (Жигулина), который в 1996 был похищен в Чечне боевиками. Он, в частности, писал: “Когда Закаев был арестован в Дании и власти нашего отечества стали требовать его выдачи, я подумал, что могу оказаться полезным. В конце концов я едва ли не единственный потерпевший, кому посчастливилось остаться в живых… Я позвонил Владимиру Устинову, но на месте его не оказалось. Поняв суть вопроса, секретарь генерального прокурора связала меня с приемной его первого заместителя Юрия Бирюкова. Дальнейшее не поддается никакому здравому смыслу. В трубке отлично было слышно, как секретарша докладывает Бирюкову о моем звонке. “Я не знаю никакого отца Филиппа”, – ответствовал Бирюков. – А меня и не надо знать, – попытался объяснить я секретарю. – Скажите, что я основной потерпевший по делу Закаева. Что я готов оказать посильную помощь прокуратуре. – Я этим делом не занимаюсь, – был ответ Бирюкова”.  (МК, 15 ноября 2002)
       В феврале 2003 после публикации статьи Юрия Щекочихина “Ордероносцы”, где он рассказывал о том, кто и за сколько может закрыть дело “Трех китов” (контрабанда мебели), в его адрес стали поступать угрозы. 3 июля 2003 он умер. Официальная причина смерти – “тяжелая общая интоксикация”, вызванная аллергией. Проверка Генпрокуратуры ничего странного в смерти Щекочихина не обнаружила. Следователи не установили причину аллергии, родственникам Щекочихина долгое время не выдавалось свидетельство о его смерти, а решение о прекращении проверки по факту его гибели принял Бирюков, действия которого Щекочихин критиковал в своих публикациях по делу “Трех китов”. (Газета.ру, 29 октября 2007)
     18 августа 2003 в статье журналиста Романа Шлейнова “Петляющий вектор Генпрокуратуры”, опубликованной в “Новой газете”,  утверждалось, что Бирюков  препятствует проведению расследования по поступающим из комиссии Госдумы по борьбе с коррупцией материалам “в отношении крупных федеральных чиновников”. (РИА Новости, 25 октября 2003)
     В октябре 2003 Бирюков подал иск в Басманный суд Москвы. Он настаивал на взыскании с “Новой газеты” 10 млн рублей и 1 млн рублей с автора материала. Суд  частично удовлетворил иск, обязав ответчиков – редакцию газеты и автора публикации – выплатить Бирюкову 600 тыс. рублей. (РИА Новости, 25 октября 2003
     16 января 2004 газета “Коммерсантъ” опубликовала  статью, в которой утверждалось, что в Генпрокуратуре России должны были произойти кадровые перестановки. В частности, утверждалось, что в отставку уйдет Бирюков. Причиной отставки Бирюкова “Ъ” назвал скандал в Мосгорсуде 2 декабря 2003. Тогда судья Ольга Кудешкина обвинила в давлении на нее председателя суда Ольгу Егорову, заявив, что последняя по поручению Бирюкова давала ей незаконные указания по ведению уголовного дела против следователя МВД Павла Зайцева.(Коммерсантъ, 16 января 2004)
     2 марта 2005 один из главных обвиняемых по делу ЮКОСА Платон Лебедев заявил, что его дело “заведомо сфабриковано организованной преступной экстремистской группой, в которую входят в том числе Бирюков, следователь Салават Каримов и обслуживающий их интересы в суде прокурор Дмитрий Шохин”: “Это люди, которые для достижения своей преступной цели позволяют себе содержать в тюрьме матерей, имеющих маленьких детей [имелся в виду арест в декабре 2004 заместителя начальника правового управления ООО “ЮКОС-Москва” Светланы Бахминой], и задерживать матерей с детьми в аэропорту, якобы ища у них наркотики [имелся в виду обыск жены и детей двоката Ивлева]!”. (Коммерсант, 3 марта 2005)
     2 июня 2006 президент Путин неожиданно внес в Совет Федерации прошение об освобождении генерального прокурора Владимира Устинова от занимаемой должности, а через две недели в прессе появились публикации о том, что реанимировано знаменитое  “мебельное дело”, расследование которого тянулось с 2000. В связи с этим в отношении Бирюкова началась служебная проверка.
     7 июля 2006 уволен с поста первого заместителя генерального прокурора. 
     14 декабря 2006 Собрание депутатов Ненецкого АО одобрило кандидатуру Бирюкова на пост представителя окружной администрации в Совете Федерации РФ.
     18 января 2007 Платон Лебедев выступил с заявлением на имя генпрокурора об отводе следственной группы. В нем он назвал себя заведомо невиновным и обвинил следствие в клевете. Также он потребовал возбудить дело против старшего следователя Генпрокуратуры Салавата Каримова и Бирюкова. (Газета.ру, 22 января 2007)


В октябре 2008 Михаил Ходорковский дал интервью писателю Борису Акунину для журнала Esquire. На вопрос Акунина, кем дано было истолкование действий Ходорковского в 2003 как подготовки к захвату власти, он ответил: “Я понимал, что идет очень серьезное противостояние в Кремле между реально существующими, а совсем невыдуманными, группировками за влияние во время второго срока президентства Путина. Состав этих группировок постоянно меняется, и их можно только условно называть силовой и либеральной, но видение развития страны у них сильно различается. Одни, условно называемые либералами, видят цель в построении достаточно демократического, открытого общества. Я бы их, скорее, отнес к “сторонникам игры по правилам”… Другая группировка – “силовики”, опять же точнее – “адепты игры без правил”… Это люди неуверенные, компенсирующие доступом к насилию свою неуверенность…  Не знаю, стоит ли называть фамилии, но “та сторона” – это Сечин и куча чиновников “второго эшелона” (т.е. поддерживающих его не только из убеждений, но и в надежде на служебное продвижение или из-за имеющегося на них компромата). Это и Заостровцев, и Бирюков, и многие другие”.


7 февраля 2009 “Коммерсант” опубликовал официальное опровержение своей публикации от 15 января 2008 о том, что Бирюков распорядился прекратить дело, по которому проходил бывший первый замминистра финансов Андрей Вавилов


21 апреля 2009 на втором судебном процессе по делу Ходорковского-Лебедева оба подсудимых вновь обвинили “группу Каримова-Бирюкова” в том, что она разворовала “лучшую нефтяную компанию”. (Коммерсант, 22 апреля 2009)


2 ноября 2010 Ходорковский выступил с последним словом на суде. В частности, он сказал: “Те, кто начинал это позорное дело, – Бирюков, Каримов и другие, – тогда презрительно называли нас “коммерсантами”, считали быдлом, готовым на всё, чтобы защитить свое благополучие, избежать тюрьмы. Прошли годы. Кто оказался быдлом? Кто ради денег и из трусости перед начальством врал, пытал, брал заложников? И это они называли “государевым делом”! Мне стыдно за свое государство”.


3 июля 2013 в “новой газете” в статье к десятилетию смерти Юрия Щекочихина Бирюков был вновь назван в числе тех, кто препятствовал расследованию смерти журналиста.


С сентября 2014 – представитель от администрации Калмыкии в СФ.


В октябре 2019 его в СФ сменил Алексей Орлов.
     
     
     
     Государственный советник юстиции I класса.
     Заслуженный юрист России. 
     Награжден  орденом  Мужества, орденом “За заслуги перед Отечеством” IV степени.
     Любит музыку и вокал. Любимый исполнитель – Сергей Пенкин
     Женат. Две дочери.