ТРОФИМОВ Анатолий Васильевич

ТРОФИМОВ Анатолий Васильевич
(1940-2005)
Бывший начальник управления ФСБ РФ по Москве и Московской области – заместитель директора ФСБ,
бывший начальник управления по борьбе с коррупцией Министерства безопасности России


         Убит 10 апреля 2005 г.
         
         Анатолий Трофимов родился 14 июля 1940 г. в Московской области.
         В органах КГБ с 1962 года. 
         В 1966 г. окончил 1-й факультет Высшей школы КГБ им. Ф.Э.Дзержинского, выпускавший следователей особых отделов, расследующих воинские преступления. 
        Служил следователем особого отдела Туркестанского военнного округа, старшим следователем по особо важным делам в Среднеазиатском военном округе.
         С 1971 года – на различных должностях в управлении КГБ по Москве и Московской области – от старшего следователя до (с 1991 г.) заместителя начальника Московского управления. 
       Работал начальником 5-го, “диссидентского”, отдела, начальником 2-й службы (контрразведка), затем руководителем 3-й службы (борьба с организованной преступностью), замначальника УКГБ. (Коммерсант, 11 апреля 2005 )
       В 1972 году, будучи старшим следователем СО УКГБ, проводил обыск у Юрия Юхновца, обвиняемого в антисоветской агитации и пропаганде – дело Болонкина-Балакирева-Юхновца. С этого дела начался путь по тюрьмам доктора наук Александра Болонкина, пережившего три ареста и три приговора.
       В 1974 арестовывал и допрашивал Сергея Ковалева.
       В 1977-1978 вел дело Юрия Орлова.
       В 1978 допрашивал Александра Подрабинека по делу Виктора Орехова.
       В том же году уже в качестве зам. начальника следственного отдела московского КГБ курировал дело члена инициативной группы защиты прав человека и редактора “Хроники текущих событий” Татьяны Великановой.
       В 1979 руководил делом члена Рабочей группы против использования психиатрии в политических целях Ирины Гривниной.
       С 1980 – начальник следственного отдела. Вел дело Христианского комитета защиты прав верующих, в том числе дело Глеба Якунина. Лично предостерегал от попыток взять назад “раскаяние” Дмитрия Дудко.
         В 1982 вел дело директора Елисеевского гастронома.
         Участвовал в операциях по обезвреживанию “кунцевской” и подольской преступных группировок.
       С января 1992 – начальник управления по борьбе с контрабандой и коррупцией МБР. Тогда же был произведен в генерал-лейтенанты.
         4 октября 1993, во время штурма Белого Дома, участвовал в аресте Александра Руцкого и Руслана Хасбулатова.
         В 1994 был переведен на должность заместителя начальника Академии ФСК РФ.   
         17 января 1995 был назначен начальником Московского управления ФСК и замдиректора ФСК (сменил Евгения Савостьянова, уволенного 2 декабря 1994 из-за конфликта с начальником Службы безопасности президента Александром Коржаковым по поводу налета сотрудников СБП на охранников “Мост-банка”). 
         В феврале 1997 сотрудники МУРа и главного управления по незаконному обороту наркотиков МВД России задержали за торговлю кокаином сразу двух подчиненных Трофимова. (Страна.ру, 11 апреля 2005)
         20 февраля 1997 был освобожден указом президента от занимаемой должности с формулировкой: “за грубые нарушения, вскрытые проверкой Счетной палаты РФ, и упущения, допущенные в служебной деятельности”. Незадолго до этого был уволен и покровительствовавший Трофимову Коржаков.
         По информации “Коммерсанта”, при увольнении Трофимова из органов его обвиняли в связях и с коммерсантами, и с бандитами. В частности, упоминались взаимоотношения одного из подчиненных генерала, Алексея Юмашкина, с известным бандитом Максимом Лазовским. (Коммерсант, 11 апреля 2005)
     С 2000 по 2005 работал в инвестиционной компании “Финвест Групп” (совладельцы – В.Слуцкер и А.Сафарян). В рамках сотрудничества с “Финвестом” Трофимов участвовал в проекте этой компании “Новое жёлтое такси”, пытался решить конфликты в Москве на рынке перевозок. 
     Был помощником члена Совета Федерации  Владимира Слуцкера. В апреле 2005 был уволен с этой должности. 
     На 2005 вроде бы курировал деятельность нескольких крупных охранных предприятий, созданных отставными сотрудниками ФСБ. Одно из них возглавлял его сын Борис. (Коммерсант, 11 апреля 2005)
         10 апреля 2005 был застрелен в 19:30 в районе дома № 11 по Клязьминской улице. По сообщению ГУВД, “Трофимов вместе с женой Татьяной Копытцыной выходил из джипа “Гранд Чероки”, когда к ним подбежал неизвестный в маске. Он выстрелил в голову генерала, а затем в его жену, после чего скрылся на машине вместе с сообщником”. От полученного ранения Трофимов скончался на месте, а его 28-летняя жена была госпитализирована и позднее скончалась в больнице.  Коммерсант, 11 апреля 2005)
         Как рассказала одна из соседок  Трофимова, незадолго до убийства  ему угрожали. 7 апреля 2005 неизвестный ударом кирпича согнул стойку джипа Трофимова. Он спустился во двор, осмотрел машину и вернулся. На лестничной площадке его ждали супруга и их соседка. Последняя предположила, что это сделали хулиганы, но Трофимов ответил: “Это точно не хулиганы, и я знаю, кто”. “Они не знают, с кем они связались”, – прокомментировала слова мужа супруга. (Коммерсант, 11 апреля 2005)
        Супруги были похоронены на Ваганьковском кладбище.
        Накануне намеченного на 23 ноября 2005 переутверждения полномочий Владимира Слуцкера в Совет Федерации поступила телеграмма от Алексея Валетова – адвоката семьи Трофимова. В ней адвокат просил членов СФ отложить переутверждение, чтобы лишить Слуцкера неприкосновенности и дать возможность прокуратуре полноценно отработать версию о возможной причастности Слуцкера к убийству Трофимова. Валетов напомнил председателю СФ Сергею Миронову о том, что в последние годы жизни Трофимов был помощником и “поддерживал тесную связь” со Слуцкером, однако за месяц до убийства они крупно повздорили. При этом партнеры обвинили друг друга в подготовке покушения на себя. 
        Валетов сообщил, что за месяц до убийства Трофимова в офисе Слуцкера была обнаружена бомба. Поскольку охрана офиса подчинялась Трофимову, подозрения пали на него. В итоге между Слуцкером и Трофимовым состоялся тяжелый разговор, в конце которого Слуцкер потребовал от Трофимова положить на стол удостоверение помощника парламентария. Трофимов подчинился, но перед тем как уйти, произнес: “Слуцкер, это была последняя ошибка в твоей жизни!” Слуцкер, знавший оперативные возможности своего помощника, по мнению адвоката, мог принять превентивные меры. “Я не утверждаю, что Слуцкер мог являться организатором преступления, – сказал Валетов. – Но сбрасывать со счетов эту версию тоже нельзя. Слуцкера допрашивали по этому делу в Моспрокуратуре, но только один раз. Он проходит свидетелем по делу”. (Коммерсант, 23 ноября 2005
         
       Женат. Трое детей. Старший сын – офицер армии. Дочь Татьяна от погибшей вместе с ним Татьяны Копытцевой (2000 г.р.)
 




 
       См. о нем: А.Подрабинек, “Знакомые люди, знакомая работа” – ЭХ, 16-23 марта 1995, N9.