СУРИНОВ Татевос Романович
Президент ФПГ “Российский авиационный консорциум”,
бывший и.о. генерального директора ОАО “Внуковские авиалинии”
Татевос Суринов родился 13 июля 1960 года в Саратове.
Окончил Саратовский сельскохозяйственный институт.
Работал лаборантом НИИ клинической и экспериментальной хирургии.
По данным “Новой газеты” (N8/1999), первоначальный капитал заработал на экспорте цветных металлов.
С 1992 года – гендиректор НПЦ “Универсал” в Орле (владелец авиакомпании “Орел-авиа”). Был президентом авиакомпании “Орел-авиа”.
С 1992 года – генеральный директор Научно-производственного центра “Универсал”.(авиакомпания “Орел-Авиа”).
В 1993 г. подозревался правоохранительными органами в связях с северокавказской организованной преступной группировкой. (Коммерсант, 21 октября 2004)
По данным СМИ, причиной преследования стал его конфликт с губернатором Орловской области Егором Строевым, воспользовавшимся финансовой поддержкой “Орел-авиа” на выборах главы региона в апреле 1993 года в обмен на обещание авиакомпании монопольного положения на рынке авиаперевозок области. После победы на выборах Строев отказался от своих обещаний, а руководство “Орел-авиа” было обвинено в финансовых злоупотреблениях. (Коммерсант, 21 октября 2004 )
С 1995 года – президент и член Совета директоров ФПГ “Российский авиационный консорциум“, созданной указом Бориса Ельцина “для проведения активной политики в области продвижения на рынок самолетов Ту-204”.
В этом же году возглавляемый им “Росавиаконсорциум” на инвестиционном конкурсе купил у государства 41,4% акций “Внуковских авиалиний”.
В 1995 году баллотировался в Государственную Думу по общефедеральному списку ЛДПР (был N2 в Московской области). Избран не был. По данным “Коммерсанта”, место в списке обошлось ему в $500 тыс. (Коммерсант, 21 октября 2004)
С 1996 года после преобразования ФПГ “Росавиаконсорциум” в акционерное общество стал его гендиректором.
С августа 1996 года по август 1997 года – председатель совета директоров АНТК им. Туполева.
Был членом Совета директоров авиакомпании “Внуковские авиалинии” (ВАЛ).
В октябре 1997 года на выборах губернатора Орловской области оказывал поддержку кандидату от ЛДПР Сергею Исакову, получившему отказ в регистрации из-за нарушений порядка сбора подписей.
В июне 1998 года после забастовки авиатехников компании “Внуковские авиалинии”, приведшей к срыву полетов, был назначен и.о. генерального директора авиакомпании “Внуковские авиалинии”. Занимал эту должность до мая 1999 года.
К 1999 году ВАЛ оказались в предбанкротном состоянии. В это время авиакомпанией руководили либо сам Суринов, либо его ставленники, в том числе его партнер и в дальнейшем гендиректор авиакомпании “Сибирь” Владислав Филев. Им открыто противостоял главный правовой инспектор Ассоциации летного состава России, председатель профкома технического комплекса ВАЛ Геннадий Борисов. Он обвинял команду Суринова в разворовывании авиакомпании и невыполнении условий инвестиционного конкурса, требуя провести проверку их деятельности. 27 января 1999 г. Борисов был убит у подъезда собственного дома, получив 25 ножевых ранений. (Газета.ру, 20 октября 2004)
С июня 2003 года – член Совета директоров ОАО “Авиакомпания “Сибирь “.
С 2003 г. – генеральный директор Российской футбольной премьер-лиги (РФПЛ). Назначен на пост президентом РФПЛ Евгением Гинером .
20 октября 2004 г. был арестован по обвинению в мошенничестве. По версии Генпрокуратуры, будучи гендиректором ФПГ “Росавиаконсорциум”, он в 2002 году за $10,5 млн незаконно продал французскую автоматизированную систему управления воздушным движением, установленную в аэропорту Казани (по данным следствия, система стоила $30 млн). При этом Суринов сразу выкупил ее по той же цене, тем самым легализовав это имущество. В ходе следствия к обвинению в мошенничестве прибавилось также отмывание денег организованной группой. Одним из членов этой группы следователи считали первого замгендиректора “Росавиаконсорциума” Ибрагима Сулейманова, арестованного по тому же делу. Кроме того, перед судом предстали руководитель регионального отделения РФФИ по Татарии Рубен Бедретдинов и директор компании “Сувар” Борис Чуб, которые находились под подпиской о невыезде. (Коммерсант, 11 мая 2006 )
Уже в ходе расследования эпизода с аэропортовским оборудованием следователи выяснили, что в июле 2002 года возглавляемый Суриновым и Сулеймановым “Росавиаконсорциум” незаконно расторг договор субаренды с автосалоном “Родео-Авто”, арендовавшим площади на аэровокзале в Москве у “Росавиаконсорциума”. Владелец автосалона Андрей Арзяев отказывался покидать помещения, и тогда руководители “Росавиаконсорциума”, как установило следствие, подослали к нему своих людей, которые угрозами заставили его расторгнуть договор. (Ъ, 12 февраля 2007)
10 мая 2006 г. Басманный суд Москвы начал слушание дела Суринова. Гособвинитель огласил формулу обвинения, а затем суду пришлось сделать перерыв, так как адвокаты Суринова обжаловали в Мосгорсуде определение Басманного суда о принятии этого дела к производству. По мнению обвиняемого и его защитников, дело должно былослушаться в деревне под Казанью, в которой расположен местный аэропорт, так как именно там находится якобы похищенное навигационное оборудование. (Коммерсант, 11 мая 2006)
9 февраля 2007 г. Басманный суд приговорил Суринова и Сулейманова к 10 годам 7 месяцам и 10 годам 10 месяцам лишения свободы соответственно с отбыванием наказания в колонии строгого режима. (Газета.ру, 9 февраля 2007)
В том же деле Суринов и Сулейманов проходили и по другому эпизоду. Следователи выяснили, что в июле 2002 года возглавляемый ими “Росавиаконсорциум” незаконно расторг договор субаренды с автосалоном “Родео-Авто”, арендовавшим у них площади на аэровокзале в Москве. Владелец автосалона Андрей Арзяев отказывался покидать помещения, и тогда руководители “Росавиаконсорциума”, как установило следствие, подослали к нему своих людей, которые угрозами заставили его расторгнуть договор. Этот эпизод Басманный суд в 2007 г. квалифицировал как самоуправство.
26 мая 2008 г. Замоскворецкий суд столицы вынес новый приговор в отношении Суринова и Сулейманова. Дело касалось эпизода с “Родео-Авто”. По данным следствия, автосалон, арендовав помещения у “Росавиаконсорциума”, вложился в ремонт помещений, а в 2002 году руководство салона “попросили” освободить здание. Следствие утверждало, что “Росавиаконсорциум” стал требовать деньги с “Родео-Авто”, поскольку фирма якобы не заплатила за аренду, и в итоге компании заключили договор купли-продажи имущества (в счет оплаты долга). Однако по этому договору имущество (мебель, бытовая техника, оборудование) было передано на баланс “Росавиаконсорциума” по заниженной цене. По подсчетам следствия, ущерб составил 1 млн 637 тыс. руб. Примерно на такую же сумму подсудимым предъявил гражданский иск и Арзяев. Обвинение просило признать Суринова и Сулейманова виновными по ст. 159 (“Мошенничество”) и ст. 174 (“Легализация средств”) УК РФ. И приговорить их с учетом сложения сроков к 13 годам лишения свободы каждого.
Суд счел, что документы по сделкам купли-продажи и передачи имущества, по которым подсудимые завладели имуществом автосалона “Родео-Авто”, не имеют юридической силы и являются подложными. Судья Елена Потапова напомнила и прошлогодний приговор Басманного суда и объявила Суринова и Сулейманова виновными в мошенничестве, дав каждому по три года заключения. В итоге с учетом частичного сложения сроков и учитывая смягчающие обстоятельства (в частности, наличие маленьких детей у подсудимых), суд приговорил Суринова и Сулейманова по совокупности к 12 и 11 годам лишения свободы соответственно. (Коммерсант, 27 мая 2008)
Был членом совета директоров АКБ “Федеральный промышленный банк“, членом совета директоров ЗАО Лизинговая компания “Москоу Авиэйшн Интернэйшнл”.
Женат.
См. в интернете
http://compromat.ru/page_11809.htm