МУРАТОВ Дмитрий Андреевич
Главный редактор “Новой газеты”,
лауреат Нобелевской премии мира (2021)
Дмитрий Муратов родился 30 октября 1961 года в г. Куйбышеве (ныне – Самара).
Окончил филологический факультет Куйбышевского государственного университета.
Работал корреспондентом газеты “Волжский комсомолец” (Куйбышев).
С 1987 по 1990 – заведующий отделом рабочей молодежи газеты “Комсомольская правда”.
Был членом КПСС.
С 1990 по ноябрь 1992 – редактор отдела информации “Комсомольской правды”.
В ноябре 1992 на выдвигался наряду с Сергеем Кушнеревым, Сергеем Кожеуровым и др. на пост главного редактора “Комсомольской правды”, однако на выборах победила кандидатура Владислава Фронина.
Наряду с Кожеуровым, Кушнеревым, Акрамом Муртазаевым, Павлом Вощановым, Зоей Ерошок, Юлией Будинайте ушёл из “КП” и в январе 1993 стал одним из создателей “Новой ежедневной газеты”. Был в числе учредителей ТОО “Товарищество 6-й этаж”.
В газете с апреля 1993 по 1994 вел рубрику “Рейтинг вранья”. Участвовал в выпусках спортивного обозрения “НЕГ” “Честная игра”.
Член редакционной коллегии “НЕГ” с апреля 1993 по ноябрь 1994 и заместитель главного редактора “НЕГ”.
В декабре 1994 – январе 1995 – специальный корреспондент “НЕГ”.
В феврале 1995 назначен главным редактором “Новой ежедневной газеты”, сменив на этом посту Владимира Лепехина.
С 1996 “НЕГ” стала выходить один раз в неделю под названием “Новая газета”.
В 1997 был ведущим программы “Пресс-клуб” (“ATV” – ОРТВ).
С 1998 по 1999 – ведущий (“судья”) еженедельной программы “Суд идет” на телеканале “НТВ”.
Постоянно иинтервьюировал в “Новой ежедневной газете” бывшего президента СССР Михаила Горбачева.
Сотрудничал с еженедельной программой “Скандалы недели” (АО “Взгляд” – телеканал “ТВ-6 Москва”).
В январе 2004 был одним из учредителей “Комитета-2008: Свободный выбор“, основной задачей которого являлось противодействие режиму личной власти президента Путина. В него вошли Муратов, лидер СПС Борис Немцов, главный редактор еженедельника “Московские новости” Евгений Киселев, руководитель фонда “Открытая Россия” Ирина Ясина, Виктор Шендерович, “поэт-правдоруб” Игорь Иртеньев и другие. Председателем комитета был избран Гарри Каспаров. (Интерфакс, 19 января 2004)
28 мая 2007 Муратов выразил озабоченность тем, как велось расследование убийства Анны Политковской. “Меня пугает, что в последнее время ему придают нужное власти политическое направление”, – сказал Муратов, выступая на конгрессе Международной федерации журналистов. В частности, он обратил внимание на то, что некоторое время назад один из представителей власти заявил, что “Политковскую убили враги России за рубежом”. (Интерфакс, 28 мая 2007)
Также высказался за “создание специального бюро расследования смертей журналистов, которое бы официально сотрудничало с Интерполом”. (Интерфакс, 28 мая 2007)
В сентябре 2007 г. базирующийся в Нью-Йорке “Комитет по защите журналистов” решил наградить Муратова премией “За свободу прессы” 2007. (Свобода, 25 сентября 2007)
В сентябре 2011 Муратов передумал баллотироваться в Госдуму по спискам “Яблока”, как планировал ранее. Объяснил, что не хочет отказываться от работы в газете. (РИА Новости, 14 сентября 2011)
21 февраля 2012 владелец “Новой газеты” Александр Лебедев заявил, что его счет, с которого производилось финансирование издания пуст: “Сейчас банк убыточен, он парализован проверками Центробанка, судами и наездами силовых органов. До апреля мы не выйдем в прибыль такими темпами, а счет не будет пополняться”. Лебедев пояснил, что все остальные его активы убыточны, прибыль давал только банк. По его словам, он будет искать деньги для финансирования газеты за счет продажи части своих активов, ну а пока договорился с журналистами, что они будут работать какое-то время бесплатно. (Газета.ру, 21 февраля 2012)
13 июня 2012 Муратов в открытом письме на имя председателя Следственного комитета РФ Александра Бастрыкина обвинил его в давлении на журналистов. Причиной конфликта стал материал заместителя главного редактора издания Сергея Соколова о расследовании уголовного дела о массовом убийстве в станице Кущевская, в котором мягкий приговор одному из фигурантов дела, Сергею Цеповязу, связывался с его тесными отношениями с правоохранителями. “Либо бандиты с ментами и прокурорами обо всех вытерли ноги, либо все это было не больше, чем операция по укрывательству”, – говорилось в статье.
“В нашей стране иная власть: не Путин, сидящий на своих дутых процентах, не гомеричные Чайка с Бастрыкиным, не все эти Грызловы и Патрушевы. Все они – просто обслуга бессчетного количества российских цапков. Цапки – опора их власти, а они – опора цапковского бизнеса”, – писал Соколов.
Бастрыкин пригласил Соколова на совещание комитета в Нальчик. По словам Муратова, там Бастрыкин потребовал извинений от журналиста, и Соколов извинился “за эмоциональный перехлест”, “задав ряд вопросов по сути расследования”. Глава СКР на совещании заявил, что Соколов при подготовке материала не пытался переговорить ни с ним, ни с его заместителями, и извинений не принял. (Коммерсант, 14 июня 2012)
Далее в письме Муратова говорилось: “После приземления Вашего борта поздним вечером Соколов был усажен в машину Вашей охраной и отвезен без объяснения причин в подмосковный лесок. Там Вы попросили охрану удалиться и остались с Соколовым наедине. Мы не хотим мельчить, Александр Иванович, не хотим участвовать в клановой войне силовиков, и поэтому не цитируем то, что Вы в крайне экспрессивном состоянии высказали Соколову о газете, редакционной политике, как Вы охарактеризовали нашего погибшего обозревателя Политковскую. Вы, Александр Иванович, признанный ученый, сторонник так называемого «института установления истины». Это когда соблюдается не только формальная, процедурная часть правосудия, но открывается правда, устанавливается истина. И Вы знаете, что на этот раз жестокая правда в том, что Вы в запале грубо угрожали жизни моего заместителя. И даже удачно пошутили, заметив, что сами же это дело и будете вести… Александр Иванович! Я знаю, что генералы и дети любят пугать. Но мы не дети, и к Вашей деятельности всегда относились с профессиональным уважением. Именно поэтому к Вашим словам я и редакционная коллегия отнеслись со всей серьезностью. Мы работали на многих войнах. Мы хоронили наших коллег. Мы принесли Вам извинения в газете за избыточные эмоции и двусмысленную формулировку”.
14 июня 2012 Бастрыкин и Муратов помирились и пожали друг другу руки. При этом Бастрыкин принес извинения за эмоциональные высказывания в адрес газеты и опроверг факт вывоза Соколова в лес. (ИТАР-ТАСС, 14 июня 2012)
20 декабря 2012 Лебедев заявил, что перестает финансировать “Новую газету”, так как она вышла на самоокупаемость. (Газета.ру, 20 декабря 2012)
13 марта 2014 было опубликовано обращение инициативной группы по проведению Конгресса интеллигенции “Против войны, против самоизоляции России, против реставрации тоталитаризма”: “Наша страна оказалась ввергнутой в опаснейшую авантюру. Под лозунгом “Защитим русских в Крыму, а также всех украинцев от новой нелегитимной фашистской власти в Украине!” уже произошла фактическая аннексия Крыма…. Россия стремительно скатывается к новой холодной войне с Западом, тяжелейшие последствия которой невозможно предсказать”. Среди подписавших письмо был Муратов.
12 марта 2015 Муратов сообщил, что выпуск бумажной версии “Новой газеты” может быть приостановлен в мае 2015. По его словам, издание не могло составить конкуренцию СМИ, которые получали поддержку государства. Муратов заявил, что “одного из акционеров все время стараются разорить, думая, что он участвует в управлении редакционной политикой”. По его мнению, возможность размещения рекламы превратилась в “политический бонус”. “В этих условиях мы хотим быть людьми, которые всем заплатят все — партнерам, типографиям, и уйти без долгов, — сказал он. – У нас нет никаких проблем с контентом, у нас проблема с политической системой, которая категорически не дает возможности ни привлекать инвесторов, ни акционеров, ни рекламу. Реклама у нас является платой за лояльность, а мы не умеем ее производить. У нас нет цеха производства лояльности”. (Газета.ру, 12 марта 2015)
23 апреля 2015 Муратов заявил, что редакция ведет интенсивные переговоры с потенциальными инвесторами и продолжит выходить в печать. (РИА Новости, 23 апреля 2015)
13 ноября 2017 Муратов объявил, что он покидает пост главного редактора, но останется издателем, а также возглавит редакционный совет. Он напомнил, что возглавляет издание уже 22 года. “22 года – огромный срок, необходимо обеспечить сменяемость власти”, – сказал Муратов. (Интерфакс, 13 ноября 2017)
“Сейчас будут говорить: “Кремль уволил Муратова, а Муратов был частью этой цепи”. Конечно, это не так. Это мое личное решение, никакой Кремль ни на что не влияет, когда у тебя есть принципы из ценности. Я не ухожу из “Новой газеты”, я перестаю быть ее главным редактором, но остаюсь там работать, это дело моей жизни”, – сказал Муратов. (Газета.ру, 13 ноября 2017)
17 ноября 2017 главным редактором “Новой газеты” был избран Сергей Кожеуров.
С 15 ноября 2019 – вновь главный редактор “Новой газеты”.
8 октября 2021 было объявлено, что Нобелевская премия мира за 2021 присуждена Муратову и филиппинской журналистке Марии Ресса за их “усилия по защите свободы слова и самовыражения, что является основополагающим условием для демократии и прочного мира”.
28 марта 2022, через месяц после начала военной спецоперации РФ на Украине, “Новая газета” приостановила выпуск в связи с предупреждением Роскомнадзора.
7 апреля 2022 Муратов подвергся нападению неизвестных в купе поезда Москва – Самара. “Облили в купе масляной краской с ацетоном. Глаза ужасно жжет”, – сообщил Муратов. По его словам, один из нападавших выкрикнул: “Муратов, вот тебе за наших пацанов!”. (Коммерсант, 8 апреля 2022)
8 апреля 2022 полиция задержала одного из нападавших.
Награжден Орденом Почета (январь 1999).