УМАНСКИЙ Игорь Иванович
бывший министр финансов Украины (2020),
бывший первый заместитель министра финансов Украины (2009-2010, 2014-2015),
бывший и.о. министра финансов Украины (2009-2010)
Игорь Уманский родился 9 января 1975 года в г. Припять Киевской области.
В 1997 году окончил Киевский национальный экономический университет им. Вадима Гетьмана по специальности “Экономика предприятий”, в 2011-2012 гг. учился в аспирантуре Одесской национальной академии связи им. А.С. Попова; кандидат экономических наук (2012).
С 1997 по 1998 год – ведущий специалист, главный специалист Национального агентства Украины по вопросам развития и Европейской интеграции.
В 1998-2000 гг. работал экспертом Службы вице-премьер-министра Украины по вопросам экономики Сергея Тигипко.
С 2000 по 2001 год – заместитель руководителя группы советников министра экономики и по вопросам европейской интеграции Украины С. Тигипко, руководитель Департамента структурной политики Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Украины.
С 21 сентября 2001 по август 2003 года занимал должность заместителя государственного секретаря Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Украины.
C сентября 2001 по май 2003 года – член Наблюдательного совета ОАО “Укртелеком”.
С 2004 по 2005 год – руководитель Департамента по работе с проблемными банками Национального банка Украины (должность заместителя председателя НБУ занимал Александр Шлапак).
С августа 2005 по октябрь 2006 года занимал должность заместителя председателя Правления ОАО “Укртранснефть”.
С 11 мая по октябрь 2007 года работал заместителем председателя Правления Государственного ипотечного учреждения.
В июне 2007 года был назначен заместителем председателя Государственного агентства Украины по инвестициям и инновациям.
9 января 2008 года Распоряжением Кабинета министров Украины был назначен первым заместителем министра финансов Украины (министр – Виктор Пинзенык). Являлся кандидатурой первого заместителя главы Секретариата Президента Украины А. Шлапака. Курировал работу департаментов макроэкономического прогнозирования; имущественных отношений и предпринимательства; финансов предприятий государственного сектора.
C 16 июля 2008 года входил в состав Наблюдательного совета НАК “Нафтогаз Украины” от Минфина Украины.
После отставки Виктора Пинзеника с поста главы Минфина (февраль 2009 года), исполнял обязанности министра финансов Украины.
18 февраля 2009 года премьер-министр Украины Юлия Тимошенко заявила, что довольна работой Уманского. “Он выполняет свои обязанности очень четко, согласованно работает. Я довольна его работой на эту минуту, и думаю, что будут совместно приниматься кадровые решения, когда к этому будет готова коалиция. Мы сделаем это все единым, по сути дела, решением” (“ЛигаБизнесИнформ”, 18 февраля 2009).
8 апреля 2009 года Распоряжением Кабмина Украины на Уманского вплоть до назначения парламентом главы Минфина были официально возложены обязанности и.о. министра финансов Украины.
В марте 2009 года, комментируя решение Конституционного Суда Украины, заявил, что считает нецелесообразным регулирование правительством цен на отдельные группы товаров.
3 марта 2010 года правительство Юлии Тимошенко было отправлено в отставку. 11 марта 2010 года был освобожден с поста первого заместителя главы Минфина.
В интервью газете “Экономическая правда” заявил: “Я блокировал большинство решений Тимошенко” (“Экономическая правда”, 13 апреля 2010).
В сентябре-октябре 2011 г. – старший преподаватель кафедры экономики предприятия и корпоративного управления Одесской национальной академии связи им. А.С. Попова.
С декабря 2011 года – член Политсовета Украинской социал-демократической партии (УСДП).
С сенября 2012 по сенябрь 2013 года – старший преподаватель кафедры экономики предприятия и корпоративного управления Одесской национальной академии связи им. А.С. Попова.
В июле-октябре 2014 года – член Совета американской компании Great East Energy Ltd (с января 2014 г. компанию возглавлял Тимур Хромаев).
14 сентября 2014 года присутствовал на II съезде партии Сергея Тигипко “Сильная Украина”. Выступая на съезде, заявил: “Руководство страны до сих пор не решило для себя, завершился ли этап перераспределения капитала. Судя по отсутствию реформ и изменений в судебной и правоохранительной системе, большинство считает, что этап перераспределения необходимо продолжить” (“Комсомольская правда в Украине”, 15 сентября 2014).
8 октября 2014 года Распоряжением Кабинета министров Украины был назначен первым заместителем министра финансов Украины.
30 декабря 2015 г. освобожден с занимаемой должности с 31 декабря 2015 года “по собственному желанию”.
18 июля 2016 г. у себя на Facebook предложил провести в Украине “частичную” денежную реформу и ввести новые банкноты. “… Учитывая масштаб цен, давно и объективно нужно отказаться от копеек! Возможно, гривны номиналом 1, 2, 5 сделать металлическими. Эффект для экономики переоценить трудно! Особенно для учета (как наличных, так и бухгалтерского) и сервиса (начиная от банкоматов и заканчивая терминалами, автоматами по продаже кофе и т.д.). Также ввести купюры номиналом 1000 грн. (~ 36€) и 5000 грн. (~ 178,5€) Убежден, Нацбанк стоит над этим подумать и обсудить с рынком и обществом”, написал Уманский (“Страна.ua”, 18 июля 2016).
12 октября 2016 года Указом Президента Украины был назначен советником Президента Украины (вне штата).
26 февраля 2019 г. написал заявление об отставке. 27 февраля 2019 г. в эфире программы “ТСН” заявил: “Вместо поддержки экономики, поддержки реального сектора, стимулирования кредитования, у нас подменена цель, и мы занимаемся непонятным таргетированием инфляции”. “Нет цели, развития экономики – есть подмененная, искусственная цель, и, к сожалению, ни предыдущее, ни нынешнее руководство Нацбанка и правительства не хотят эту политику изменить”, добавил Уманский.
С июля 2019 г. внештатно консультировал Президента Зеленского и Офис Президента Украины, принимал участие в рабочих совещаниях в ОП (“Украинские новости”, 21 августа 2019; см. https://ukranews.com/interview/2228-igor-umanskij-rukovodstvo-natsbanka-nanosit-vred-strane-ego-nuzhno-srochno-menyat).
3 марта 2020 г. на заседании парламентской фракции “Слуга народа” кандидатура Уманского была предложена на должность министра финансов Украины.
4 марта 2020 г. на внеочередном заседании Верховной Рады Украины в результате пакетного голосования утвержден министром финансов Украины в правительстве Дениса Шмыгаля.
Конфликтовал с Д. Шмыгалем, выступал за отставку главы налоговой службы Сергея Верланова и руководителя таможенной службы Максима Нефедова.
30 марта 2020 г. парламент отправил Уманского в отставку. За это проголосовали 249 депутатов.
Они должны внимательно исследовать все процессы на таможне и в налоговой и найти все схемы. В результате мы планируем получить от них существенную аналитику и пакет предложений, как эти схемы закрыть раз и навсегда. А общество, наконец, должно открыто получить ответы на все неприятные вопросы о коррупции в этих органах” (см. https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=2814998138554050&id=100001316744918 ).
Уманский также рассказал, что еще месяц назад обсуждалась программа с МВФ, куда также был включен т.н. “антиколомойский” закон, закон о рынке земли и другие требования. А сейчас обсуждается уже «коронавирусный транш». Но, по мнению Уманского, эти программы одновременно осуществляться не могут.
“Нужно либо трусы надеть, либо крестик снять. Украина официально обратилась к МВФ за новой программой. Наличие двух программ невозможно. Либо же мы получаем программу EFF в увеличенном размере, не в том размере, который был изначально”, сказал он, уточнив, речь идет о сумме в $8 млрд. “Либо мы отказываемся от программы EFF и обращаемся по программе коронавируса. МВФ нам тоже говорит об этом”, – заявил “Стране” Уманский.
Однако, по его словам, правительство “играется” в этих переговорах и до сих пор пытается объединить эти два транша. “Но их невозможно объединить. Поэтому с МВФ была договоренность: раз мы в программе EFF, то просто увеличим размер этой программы, с учетом новых вызовов. Программа по коронавирусу не является невозвратной, она не беспроцентна, по ней те же сроки и проценты, что и по программе EFF. Только для самых бедных стран есть возможность получить другие инструменты. Мы по классификации МВФ не относимся к самым бедным странам, поэтому можем получить либо по программе COVID 1,4 миллиарда, либо по EFF 5,5. Или, если договоримся, то 8 млрд”, сказал Уманский.
На вопрос, закончится ли его «вендетта” только “чередой публикаций в СМИ”, ответил: “Это же не моя вендетта. Все эти люди – враги страны и украинской экономики, украинского бизнеса. Важно понимать, что в этих схемах зачастую выбрасываются “дутые” сделки, где “рисуют” НДС, что разбалансирует электронную систему автоматического возмещения. По итогу не сходится баланс. Случается нестыковка в системе администрирования НДС и его автоматического возмещения, по той причине, что “вкинут” воздушный НДС. Что делают налоговики? На соответствующую сумму блокируют реальных плательщиков. У них реально есть остатки на НДС-счетах, но они не могут подать декларацию. Соответственно, они не попадают в систему. Таким образом реальный бизнес, который не участвовал в этих схемах, страдает от схем, которые крутят другие люди. Это массовое явление. Поэтому все эти люди – не мои враги, они враги экономики. Следующий шаг, который мы обсуждали – необходимо уволить четырех ключевых людей из налоговой и таможни – профильных начальников департаментов”.
На уточняющий вопрос, являются ли Верланов и Нефедов причастными к таким схемам, Уманский ответил: «Не могу комментировать такие вопросы. Я уже говорил, что дал подписку о неразглашении. Это с одной стороны. С другой, – ответ на ваш вопрос может дать только суд” (“Страна.UA”, 27 апреля 2020; см. https://strana.ua/articles/interview/263783-eks-ministr-finansov-ukrainy-ihor-umanskij-o-krizise-karantine-i-mvf.html ).
С 1 июня 2020 г. – член Национального совета по вопросам антикоррупционной деятельности.
В ноябре 2020 г. объявил об уходе из ОП.
“Люстрация показала, что государственная служба ничего не гарантирует. Ты будешь работать на сложной и стрессовой работы, но в какой-либо момент все может кончиться, и ты еще окажешься виновным и презренным (только за то, что работал в то же время, что и какая-то из “преступных властей”)”, написал Уманский.
По его мнению, в результате люстрации на госслужбу пришли люди, основная мотивация которых – продвижение личных интересов. «Эти люди непрофессиональны (так как им не у кого учиться) и не достояны доверия, и это еще больше подрывает авторитет государственных служащих”, заявил Уманский (см. https://m.facebook.com/ihor.umanskyi/posts/220964526476958).