ПОЛЕВАНОВ Владимир Павлович

ПОЛЕВАНОВ Владимир Павлович
Президент Консорциума “Золотой мост”,
бывший заместитель председателя правительства РФ,
      бывший председатель Госкомитета РФ по управлению государственным имуществом,
бывший глава администрации Амурской области (1993-1994) 


      Владимир Полеванов родился 11 ноября 1949 в Харькове, украинец. Отец, Павел Тихонович Полеванов (умерший в 1984), токарь харьковского завода “Серп и молот”, участвовал в Великой Отечественной войне, был тяжело ранен в висок 9 мая 1945 под Прагой, после чего пролежал в госпитале 3 года. Мать Полеванова Фекла Алексеевна была медсестрой в том же госпитале.
         В 1971 году окончил геологический факультет Харьковского государственного университета им.Горького по специальности “инженер-геолог”. По распределению должен был работать в Крыму, но добился, чтобы его направили на Колыму.
         С 1971 по 1989 год работал на колымских приисках в Магаданской области: горным мастером на золотодобывающей шахте в Сусуманском районе, главным геологом партии (с 1974), главным геологом Ягодинской экспедиции (с 1977).
         В 1983 г. окончил заочную аспирантуру Ленинградского Горного института, защитив кандидатскую диссертацию по теме “Геология и особенности поисков и разведки центральных колымских районов”. Доктор геолого-минералогических наук (1991, тема диссертации “Геология месторождений золота мира. Особенности их поиска”).
         С 1984 – начальник объединения “Северовостокгеология”. С 1987 года объединению “Северовостокгеология” было поручено организовать поиск золота в Амурской области и Полеванов, находясь в Магадане, кроме Магаданской области организовывал геологоразведывательные работы в Амурской обалсти.
         С 1989 г. – главный геолог объединения “Амургеология” в Благовещенске – административном центре Амурской области. Кроме золота, руководил также поисками урана.
         Был членом КПСС (вышел в июне 1991).
         В мае 1992 г. был назначен (тогдашним главой областной администрации Альбертом Кривченко) на пост председателя Амурского областного комитета по геологии (“Амургеолком”). Как утверждали местные журналисты, по рекомендации известного золотопромышленника Вадима Туманова.
         В качестве руководителя “Амургеолкома” провел первый в России конкурс за предоставление лицензии на добычу золота. Этот конкурс – на право разрабатывать месторождения в руслах рек Агорта и Пролетарка – выиграло Акционерное общество (АО) “Туманов и К”. Вскоре после этого Полеванов вступил в конфликт с областным Советом, от которого потребовал провести конкурс на право разработки золоторудного месторождения “Покровское”.
         Весной 1993 г. на выборах главы администрации области был доверенным лицом одного из проигравших кандидатов. Новым губернатором был избран Александр Сурат, который в тяжбе между “Амургеолкомом” и Советом встал на сторону Совета.
       В сентябре – октябре 1993 года Сурат и областной Совет в конфликте между президентом и Съездом народных депутатов однозначно поддержали парламент. 5 октября 1993 г. Сурат был снят. Полеванов был назначен сначала исполняющим обязанности главы администации Амурской области, а 18 декабря 1993 г. – главой администрации Амурской области. 
         Немедленно приостановил деятельность Амурского областного Совета.
         На выборах 12 декабря 1993 г. в Амурской области (единственной в стране) оба места в Совете Федерации заняли депутаты-коммунисты. Результаты референдума по Конституции, которые губернатор поспешил объявить положительными, были официально признаны фальсифицированными. Обнаружив подчистки и исправления в записях “за” и “против” Конституции в протоколе, Центризбирком был вынужден расформировать окружную избирательную комиссию. После пересчета голосов выяснилось, что Конституция населением Амурской области не принята.
         В начале 1994 г. Полеванов провел в Москве конкурс на право разработки “Покровского”, в котором победила дружественная ему фирма АО “Токур-золото”.
         Местные демократы сначала поддержали назначение Полеванова, но довольно скоро с ним рассорились. За попытку передать в эфир два соообщения партии Демократический выбор России (ДВР) Полеванов немедленно отстранил от должности председателя телерадиокомпании “Амур” Владимира Мартынова. В конфликте с Полевановым находился также представитель президента в области Григорий Никандров.
         Председатель политсовета Амурской региональной организации партии ДВР Альберт Кривченко (бывший народный депутат РФ и бывший губернатор, занимавший этот пост в 1991-1993 гг.) в октябре 1994 г. опубликовал в газете “Российские вести” статью с обвинениями Полеванова в административно-финансовых злоупотреблениях и покровительстве – в ущерб интересам области – коммерческим фирамам “Токур-золото” и “Зея”.
         По утверждению Кривченко, 7 процентов уставного капитала фирмы “Токур-золото”, выигравшей конкурс на разработку золотого месторождения “Покровское”, принадлежало инвестиционной корпорации “Зея”, членом совета учредителей которой был Полеванов. В качестве единовременного платежа (“бонуса”) в бюджет области “Токур-золото” должно было уплатить некую сумму – которая оказалась значительно ниже ожидаемой местной общественностью, а кроме того, Полеванов разрешил фирме выплачивать этот “бонус” в рассрочку на три года. Плату за недра фирме установили в размере 40 процентов от того, что платят другие предприятия региона.
         Корпорацию “Зея”, по словам Кривченко, губернатор наделил правом управлять государственной долей собственности в акционированных и приватизированных предприятиях области. Корпорация выпустила акций на 50 млрд рублей, причем губернатор издал распоряжение оформить регистрацию проспекта эмиссии “с частичным отклонением от установленных требований и без оплаты сбора” (т.е. без внесения в казну 250 млн. рублей). Управление федерального казначейства Министерства финансов РФ по Амурской области предложило регистрацию аннулировать. После этого губернатор распорядился выделить “Зее” 1 миллиард рублей из Фонда поддержки Севера, из которых “Зея” сразу же перевела 100 млн. другой фирме, которая действительно занимается поставками продовольствия на Север – взяв 15 млн. р. в качестве комиссионных. Из территориального Фонда обязательного медицинского страхования Полеванов взял 5 млрд р., направив их на нужды “Амуроблгаза”, “Амуржилкомхоза” и др. подразделений администрации. Когда исполнительный директор фонда пожаловался на это в Москву, его сняли, назначив на его место жену губернатора.
         В 1994 году областной суд отменил прошлогоднее постановление Полеванова о приостановлении деятельности Совета, однако губернатор распорядился не пускать депутатов в помещение Совета. Действия Полеванова были обжалованы в Верховном суде, который признал роспуск Совета незаконным. Тем не менее, областная милиция так и не позволила депутатам собраться.  
         Предлагал прорыть тоннель под Амуром – для удобства сообщения с Китаем, а также – во время приезда в область министра иностранных дел А.Козырева – построить на территории Амурской области космодром на месте пусковой площадки стратегических ракет.
         Заявлял о своей поддержке движения за возрождение казачества в Амурской области.
         В июне 1994 вручил всем амурским инвалидам Великой Отечественной и Афганской войн (сорок человек) автомобили с ручным управлением, закупленные в Южной Корее.
         В марте 1994 г. Полеванов отменил выборы в новое областное Собрание за несколько дней до голосования и перенес их на октябрь. 23 октября 1994 г. большинство в Собрании получила враждебная главе администрации прокоммунистическая оппозиция.
         Незадолго до выборов областные лидеры 15 политических партий и движений – от демократов до коммунистов и жириновцев (Движение “Выбор России”, партия “Демократичский выбор России”, “Демократическая Россия”, “Трудовое Приамурье”, Коммунистическая партия Российской Федерации, областной совет Федерации профсоюзов, Партия российского единства и согласия, Либерально-демократическая партия России и др.) подписали обращение к президенту с большим списком обвинений в адрес губернатора и с призывом прислать комиссию для проверки его финансово-кредитной деятельности.
         15 ноября 1994 года был назначен заместителем председателя Правительства РФ – председателем Госкомитета РФ по управлению государственным имуществом.
         Считается, что назначение прошло благодаря протежированию со стороны Владимира Шумейко  и Александра Коржакова“. Благосклонно относился к Полеванову также тогдашний начальник управления Администрации президента по связям с территориями Николай Медведев.
      По словам Сергея Пархоменко, Полеванова “уверенно называли прямым протеже Александра Коржакова“. (Московские новости, N31, 1995
         Егор Гайдар назвал Полеванова опытным администратором и признался, что в бытность свою вице-премьером рекомендовал назначить его губернатором, а также сказал, что назначение Полеванова в ГКИ прошло с одобрения Анатолия Чубайса
         В бытность Полеванова председателем Комитета он направил Черномырдину письмо, в котором доказывал пагубность приватизации по Чубайсу. По мнению “Известий”, письмо содержало множество подтасовок и откровенной лжи. (Известия, 25 февраля 1995).
       Журнал “Столица” напротив полагал, что Полеванов пострадал за то, что был слишком честен и обвинил Чубайса в том, что он “объективно не заинтересован в искоренении недостатков и будет проводить прежнюю, во многом дискредитировавшую себя линию в области приватизации”. (Столица, N6, 1995 ).   
         В интервью корреспонденту газеты “Сегодня” Полеванов заявил, что “прежде всего необходимо вернуть изначальную идею всей деятельности комитета, призванного именно управлять государственным имуществом на территории России, а не равнодушно наблюдать за его разбазариванием”. В интервью журналу “Коммерсант” заявил, что с его назначением “стратегические задачи, которые выполняло ГКИ, ни на йоту не будут изменены”. Основная задача ГКИ, по его словам, – “обеспечить максимальный приток инвестиций в российскую экономику”.
         Критические замечания прессы и беспокойство сторонников линии Чубайса (в том числе в самом ГКИ) вызвало высказывание нового председателя ГКИ о том, что необходимо провести деприватизацию российского алюминевого комплекса.
         24 декабря 1994 года выступил в часовом прямом эфире по “Радио России”, в котором полнее изложил свои взгляды. “Новый этап” Полеванов обещал “проводить с точки зрения точечной приватизации: приватизация только в том случае, когда уже не приватизировать невозможно” и допустил возможность национализации “неправильно” приватизированных предприятий. Принадлежащие государству акции обещал продавать исключительно по максимальным ценам – с целью пополнения бюджета. Уже после своего смещения одобрительно высказывался о московской практике приватизации, осуществлявшейся мэром Москвы Юрием Лужковым.
         В январе 1995 года по настоянию Анатолия Чубайса был смещен с поста председателя ГКИ (заменен Сергеем Беляевым) и назначен заместителем начальника Контрольного управления Администрации президента. 
         Полеванов рассказывал о причинах своего увольнения следующее: “5 января 1995 года я приказал охранявшему здание ЧОПу изъять пропуска у всех 32 иностранцев, в том числе и у Хэя [Джонатан Хэй, советник Чубайса, сотрудник Гарвардского университета]. Разразился скандал. Тогдашний пресс-секретарь Чубайса (ныне глава «Мосэнерго») Аркадий Евстафьев лично возглавил прорыв. Вместе с иностранцами он забаррикадировался в компьютерном зале и в течение суток не выходил оттуда. Как я понимаю, уничтожал компрометирующую документацию – от фамилий людей до условий будущих конкурсов, названий фирм. А тем временем мне в истерике беспрерывно звонил Чубайс: «Оставьте американцев и Хэя в покое!» «Дайте письменный приказ, и мы сразу вернем пропуска назад», – вежливо отвечал я ему. Понятно, что прислать письменный приказ Чубайс никогда бы не решился…» (АиФ, №43, 2004)
      «Подняв документы, я с ужасом обнаружил, что целый ряд крупнейших предприятий ВПК был скуплен иностранцами за бесценок. То есть заводы и КБ, выпускавшие совсекретную продукцию, вышли из-под нашего контроля. Тот же Джонатан Хэй с помощью Чубайса купил 30% акций Московского электронного завода и действовавшего с ним в кооперации НИИ «Графит» – единственного в стране разработчика графитового покрытия для самолетов-невидимок типа «Стелс». После чего Хэй заблокировал заказ военно-космических сил на производство высоких технологий». (АиФ, №43, 2004) 
        По словам Полеванова, в конце января 1995 г. предстояли переговоры с МВФ о кредитах, и одним из условий фонда было его увольнение. Также рассказывал, что как вице-премьер он знакомился с письмами послов, и «посол России в США [Юлий] Воронцов слал истерические петиции с требованием госсекретаря США уволить Полеванова к началу переговоров 26 января». (SmartMoney, 14 мая 2007)
         В марте 1995 создал и возглавил политическое движение “Новая Россия“. 
         29 мая 1995 года был освобожден от должности заместителя начальника Контрольного управления Администрации президента в связи с сокращением штатов.
         Летом 1995 создал на базе движения “Новая Россия” и Народно-патриотической партии (НПП) избирательный блок “За Родину!“, который потерпел поражение на выборах в Государственную Думу 17 декабря 1995 года, получив 0,28% голосов.
         В ноябре 1995 вошел в Оргкомитет создаваемого В.Шумейко движения “Реформы – новый курс (РНК)”, на учредительном съезде в декабре 1995 был избран членом совета РНК.
         Был вице-президентом национального фонда “Стратегические ресурсы”. 
         Вице-президент инвестиционного фонда “Золото России” (1998).
         На апрель 2004 г. – президент консорциума “Золотой мост”. (Власть, 12 апреля 2004
   
           
         В 1993 г. избран членом Президиума Амурского научного центра Дальневосточного отделения Академии Наук Российской Федерации. Действительный член Российской академии естественных наук (РАЕН). Автор более 30 печатных научных работ.
 
         Женат с 1974 года, жена, Валентина Свиридова, картограф по профессии, родом из кубанской станицы Кущевская. Двое детей: дочь Светлана (1975 г.р.) и сын Антон (1983). Дочь родилась в Сусумане, сын Антон – в Магадане. 
    
     Утверждает, что “беда России в том, что мы до сих пор не родили общенациональную идею. Все старые заглохли, а новые, общеобъединяющие, не появились. Те же, которые были нам навязаны со стороны – либерализм и демократия – это не российский путь. Такие лозунги противоречат российскому национальному характеру”.
         После отставки из министров демонстрировал  уважение к президенту Ельцину и публично высказывался в его поддержку. Высоко отзывается о Юрии Лужкове (“то, что сделал Лужков, это подвиг. Он сумел провести приватизацию в Москве по своим правилам… Лужкова я всячески поддерживал и буду поддерживать любыми доступными формами”). Считает Виктора Черномырдина “не национально мыслящим премьером”, который к тому же, по его словам, “находится в непонятной зависимости от Чубайса”.
         Высказывал уважение к экономическим воззрениям Сергея Глазьева, Дмитрия Львова, Перламутрова.
         Среди политиков прошлого, на деятельность которых он ориентируется, называл Столыпина, Витте, Франклина Рузвельта. 

    
    (С) Владимир Прибыловский, ИИЦ “Панорама”
    




  
       Интервью
    1. Трибуна, 24 января 2001. С.3.
    

См. также в интернете:
    http://www.biograph.comstar.ru/bank/polevanov.htm
    http://www.whoiswho.ru/russian/bd/15r/polevanov.htm