БЕЛОЗЕРЦЕВ Сергей Владимирович

БЕЛОЗЕРЦЕВ Сергей Владимирович
(1955-2013)
Бывший председатель Социал-демократической партии РФ (СДПР),
   президент Фонда социальной защиты материнства и детства


Убит 2 декабря 2013 г.         

         Сергей Белозерцев родился 22 апреля 1955 г. в Вологде, русский.
         В 1978 г. окончил философский факультет Ленинградского государственного университета. Кандидат философских наук.
         В 1978-1982 гг. преподавал на кафедре марксизма-ленинизма Ульяновского высшего военно-технического училища им.Б.Хмельницкого. 
         В 1979-1980 подготовил, но не смог опубликовать книгу по зарубежной социологии. В 1982-1985 учился в аспирантуре Московского государственного университета (МГУ). С 1985 был сначала ассистентом, а затем старшим преподавателем кафедры философии Карельского государственного педагогического института. Был лектором общества “Знание”.
         Был членом КПСС с 1980 по 1990 год.
         В ноябре 1988 года вошел в состав временного Оргкомитета Народного фронта Карелии (НФК) и написал проект Декларации НФК, названный им “Обращение оргкомитета по инициативе всенародного движения за перестройку в Карелии”. Обращение сначала не было принято. Его окончательный вариант (подготовленный к январю 1989 года) определял НФК как “организацию, действующую во имя социалистической демократии, гуманизма и прогресса”. К весне 1989 Белозерцев стал наиболее влиятельной фигурой в Инициативной группе “За НФК” и подготовил проект Устава и Программы НФК (устав был принят, а программа отправлена на переработку).
         13 июля 1989 под руководством Белозерцева прошла учредительная конференция петрозаводского отделения НФК, а 16-17 ноября – учредительная конференция НФК. Из документов Фронта было исключено слово “социализм”.
         В 1989 был избран народным депутатом СССР по 570 Калининскому национально-территориальному округу (Карелия). С момента основания Межрегиональной депутатской группы (МДГ) вошел в ее состав.
         В Верховном Совете (ВС) СССР работал на общественных началах в Комитете по законности и правопорядку. Председатель Комитета Юрий Калмыков предлагал Белозерцеву перейти в ВС на постоянную работу, но председатель ВС Анатолий Лукьянов не допустил этого.
         Кроме МДГ, Белозерцев входил в Социал-демократическую группу и группу “За радикальую военную реформу”. На съездах голосовал за включение в повестку дня вопроса об отмене 6-й статьи Конституции СССР, предусматривавшей руководящую роль КПСС, против принятия программы правительства Николая Рыжкова.
         В конце 1989 принял активное участие в проведении расследования по поводу поступившего в продажу в Карелии “радиоактивного” мяса. В начале 1990 опубликовал список очередников на покупку легковых автомобилей в Пектрозаводске, что вызвало широкий резонанс, так как в списке в основном были представители местного начальства.
         Участвовал в кампании защиты арестованного народного депутата Армении Аркадия Манучарова.
         В октябре 1989 участвовал в работе учредительного съезда Народного фронта РСФСР в Ярославле, но отказался войти в его Координационный Совет, взяв самоотвод.
         В марте 1990 на базе петрозаводского отделения НФК оформилось местное отделение Социал-демократической ассоциации (СДА), в мае 1990 преобразованное в петрозаводское отделение Социал-демократической партии России (СДПР) (25 человек). Весной 1990 заявил о своем выходе из КПСС и вступлении в СДПР.
         В сентябре 1990, ссылаясь на данные Союза защиты военнослужащих “Щит”, сообщил в ВС СССР о подозрительных маневрах десантных частей, которые тайно перебрасывались под Москву. Владимир Крючков и Дмитрий Язов опровергли его слова. Однако вскоре майор ВВС Михаил Пустобаев публично подтвердил факт переброски полка десантников из Пскова (впоследствии о том, что в Москву тогда было переброшено не менее двух дивизий воздушно-десантных войск, рассказал в своих воспоминаниях участвовавший в переброске генерал Александр Лебедь).
         20 октября 1990 на учредительном съезде движения “Демократическая Россия” (ДР), Белозерцев, не приводя доказательств, обвинил заместителя председателя Оргкомитета Льва Пономарева в “контактах с КГБ”.
         Был одним из двух представителей СДПР в Координационном Совете ДР, но в 1992 вышел из него, заявив, что считает руководство ДР продажным и связанным со спецслужбами.
         В ноябре 1990 вошел в созданную Михаилом Горбачевым Комиссию по проверке полноты расследования причин гибели и травматизма военнослужащих, созданную по требованиям родителей погибших солдат. Активно сотрудничал с Комитетом солдатских матерей.
         В апреле-мае 1991 года принял активное участие в работе комиссии ВС СССР по расследованию деятельности рижского ОМОНа. Участвовал в акциях солидарности с Балтийскими республиками. Принимал участие в съездах ингушского и кумыкского народов.
         После неудачной попытки государственного переворота ГКЧП в августе 1991 года Белозерцев стал членом Совета Союза ВС СССР от России и вошел в возглавляемую Александром Оболенским Комиссию по расследованию участия в событиях высшего руководства МВД, КГБ и армии. Из итогового доклада Комиссии следовало, что высшие чины армии и КГБ, поддержавшие ГКЧП, после путча получили повышение по службе, заняв ряд важных постов в российском руководстве. В материалах комиссии содержались данные, компрометирующие Павла Грачева, Бориса Громова и других. Однако представленные комиссией материалы не были использованы российскими властями. В выступлении по телевидению Белозерцев обвинил в причасности к действиям ГКЧП М.Горбачева, после чего последний обратился в прокуратуру с требованием привлечь Белозерцева к ответственности за клевету.
         23 мая 1992 Белозерцев был обнаружен на платформе Казанского вокзала с серьезной травмой головы в состоянии (как заявлено милицией и врачами) сильного алкогольного опьянения. Милиция придерживалась мнения, что произошел обыкновенный несчастный случай, однако на пресс-конференции, организованной блоком партий “Новая Россия”, в который входила СДПР, отрицалось, что Белозерцев был пьян и выдвигалась версия покушения. Этой версии придерживается и сам Белозерцев.
         На учредительной конференции Российского социал-демократического центра (РСДЦ) Олега Румянцева в ноябре 1992 был заочно, без личного согласия избран в состав Совета РСДЦ.
         После V съезда СДПР в мае 1993, на XXI пленуме Правления был избран заместителем председателя СДПР.
         Во время избирательной компании 1993 не подчинился решению Правления СДПР о выходе из “Новой России” и вхождении в ЯБЛоко. Вошел в список кандидатов от возглавляемого Тельманом Гдляномблока “Новая Россия“, который не собрал необходимых для участия в выборах 100 тыс. подписей.
         В 1993-94 был советником президента Ингушетии Руслана Аушева. Уволился от Аушева из-за того, что Аушев, по его мнению, сквозь пальцы смотрел на взяточничество в ингушском МВД (сам Аушев впоследствии говорил, что Белозерцев не мог доказать эти взятки явными уликами, но после ухода Белозерцева он все-таки поменял и министра внутренних дел и всех его заместителей).
         Весной 1994 восстановил связи с СДПР.
         Во время раскола СДПР осенью 1994 на две партии (Анатолия Голова – право-либеральной ориентации, и А.Оболенского – собственно социал-демократической и отчасти лево-либеральной) поддержал Анатолия Голова и на съезде СДПР(Г) в декабре 1994 был избран в состав Правления. На VII объединительном съезде СДПР в сентябре 1995 избран председателем партии.
         Выступал против вступления в избирательный блок “Социал-демократы” во главе с Гавриилом Поповым и Василием Липицким, за блокирование на выборах в Государственную Думу с Российской партпей свободного труда (РПСТ) в коалиции “Вера, труд, советь”, который не собрал нужного для участия в выборах количества подписей.
         В декабре 1996 на VIII съезде СДПР был упразднен пост председателя партии, вместо поста председателя был учрежден коллективный Президиум (из 5 человек), в который С.Белозерцев не был избран. Был избран членом правления СДПР, однако решений VIII съезда не признал. 
        В 1999 г. влил остатки своей партии в СДПР Титова-Горбачева.   


2 декабря 2013 убит в подмосковном Королеве. Белозерцев утром шел к автобусной остановке. В этот момент на него напал злоумышленник, который нанес ему несколько ударов ножом в спину и грудь, после чего скрылся. 



         Соучредитель газеты “Набат Северо-Запада” (1990-92), с мая 1992 – член редколлегии газеты “Альтернатива”. В начале 1992 безуспешно пытался создать независимый аналитический центр (виновником своей неудачи называет Министерство безопасности России).
         Президент Фонда социальной защиты материнства и детства.
         Наибольшие политические симпатии С.Белозерцев в разное время высказывал к Борису Орлову, Олегу Румянцеву, а также (всегда) – к Тельману Гдляну.
         Среди политиков, вызывающих у него наибольшие отрицательные эмоции, называл В.Жириновского, А.Руцкого, В.Лысенко, М.Горбачева, Г.Зюганова, А.Баркашова, Р.Медведева, Л.Пономарева и др.
         Скептически относится к перспективе объединения организаций с.-д. ориентации.
         Считает, что СНГ должен быть трансформирован в конфедерацию государств. В вопросе государственного устройства России – сторонник парламентско-президентской республики.
         К практике проводимых в стране реформ относится критически, полагая, что существуют альтернативные модели соц.-экон. преобразований. События сентября-октября 1993 расценил как “аморальный и антиконституционный, коммунистический способ борьбы за власть с обеих сторон. Это нужно было сделать иначе и в 1991 – начале 92-го”.
         Выступает против регулирования цен, поддерживает индексацию зарплаты, предоставление льгот трудовым коллективам при приватизации их предприятий. Положительно относится к введению частной собственности на землю с правом ее продажи. Считает, что при разделе СССР межреспубликанские границы могут изменяться, но только в договорном порядке.
         Увлекался баскетболом, скалолазанием, туризмом (в том числе водным).
         Женат, имеет дочь 15 лет (1996).
 





 
         Председатель СДПР выдвинут кандидатом в президенты
         24 февраля 1996 в помещении “Партдома” Московской городской организации Социал-демократической партии России должен был состояться пленум Правления СДПР, на который был приглашен и корреспондент “Партинформа”. Однако Правление собралось в штаб-квартире партии, куда наш корреспондент допущен не был.
         26 февраля об итогах пленума рассказал председатель партии Сергей Белозерцев на пресс-конференции в Российско-американском информационном пресс-центре. Он, в частности, сообщил, что пленум принял решение выдвинуть его – С.Белозерцева – кандидатом в президенты от СДПР. Относительно руководителя АО “Ферейн” Владимира Брынцалова, чью кандидатуру, как предполагалось, социал-демократы должны были поддержать на президентских выборах, а сам он будет избран председателем СДПР, выступающий сообщил следующее. Действительно, Брынцалов обещал оказать партии финансовую поддержку в обмен на поддержку политическую, и часть партии выразила готовность пойти ему навстречу (речь при этом шла лишь о поддержке на выборах, а не о председательстве). Однако в последнее время “в партии наметилось непонимание некоторых его политических позиций” (в Госдуме Брынцалов вошел в антиреформаторскую депутатскую группу “Народовластие”), а сам президент АО “Ферейн” стал настаивать на том, чтобы его избрали председателем СДПР. Все “точки над i”, по словам Белозерцева, должен расставить намеченный на конец марта съезд партии.
         Кроме того, пленум обсудил итоги парламентских выборов. Белозерцев напомнил о том, что в сентябре 1995 г., на VII съезде, СДПР предоставила своим членам относительную свободу в решении вопроса об участии в различных предвыборных объединениях “социал-демократической направленности”. В итоге часть членов СДПР поддержала “Яблоко” и Партию социальной демократии, часть, “в нарушение решения съезда”, примкнула к блоку “Социал-демократы” (лидер – Г.Попов). Сама же партия, совместно с Российской партией свободного труда (лидер – А.Орлов) и Партией жертв политических репрессий (лидер – Л.Пюрбеев), учредила избирательный блок “Вера, Труд, Совесть”, который, однако, не набрал нужного количества подписей и в выборах участия не принимал. В Думе II созыва СДПР имеет 6 представителей, избранных в Думу от других избирательных объединений или в качестве независимых кандидатов: бывший председатель партии Анатолий Голов, Михаил Емельянов, Ольга Беклемищева, Владимир Брынцалов, Игорь Лукашев и Игорь Мальков.
         Пленум одобрил участие лидера СДПР в прошедшей 20-22 февраля встрече руководителей демократических организаций (см. рубрику “От выборов к выборам”) и поручил партийному руководству продолжить переговоры с объединениями демократической ориентации – в частности с Партией социальной демократии, Социально-либеральной партией. (Сам Белозерцев наиболее приемлемыми партнерами СДПР назвал Республиканскую партию РФ и Российскую партию свободного труда.)
         Основной политической задачей сегодняшнего дня С.Белозерцев назвал противостояние “нависшей над страной коммуно-фашистской угрозе”. По его словам, СДПР отдает себе отчет в том, что в случае прихода к власти Зюганова или Жириновского “в стране прольется много крови”. Вместе с тем он высказал мнение, что стараниями средств массовой информации часть электората Зюганова и Жириновского будет в конце концов “переманена” на сторону Ельцина. И хотя социалдемократам, по словам выступающего, ближе Г.Явлинский, однако СДПР понимает, что шансы лидера “Яблока” стать президентом “ничтожно малы” – он не имеет опыта практических дел, а тех голосов, которые он получил на выборах в Госдуму, не хватит для победы на президентских выборах. За Ельциным же “стоят на сегодняшний день 23 промышленные группировки”, в то время как за Зюгановым – “сильные общественные структуры”.
         В ходе ответов на вопросы С.Белозерцев сообщил, что за последние несколько месяцев число региональных организаций СДПР выросло с 48 до 63, в частности появились новые отделения в Северной Осетии, Ингушетии, Новокузнецке, Ульяновске и др. Молодежная организация партии зарегистрирована в “Социнтерне”. Отвечая на вопрос об отношениях с профсоюзами, Белозерцев сообщил, что в Якутии свободные профсоюзы входят в состав Социал-демократической партии на правах коллективных членов, в Санкт-Петербурге у социал-демократов налажены хорошие контакты с ФНПР. У партии в целом неплохие отношения сложились с СОЦПРОФом. В заключение председатель СДПР основной и наиболее актуальной задачей партии назвал “тотальную правозащиту”.