УДУГОВ Мовлади Саидарбиевич
Директор информационно-аналитической службы Имарата Кавказ,
бывший глава Национальной службы информации “Чеченской Республики Ичкерия” (ЧРИ),
бывший министр информации и печати ЧРИ,
бывший вице-премьер – министр иностранных дел ЧРИ,
бывший первый вице-премьер правительства ЧРИ, министр государственной политики и информации
Мовлади Удугов родился 9 февраля 1962 года в Грозном.
В 1988 г. окончил Чечено-Ингушский госуниверситет.
Был осужден за мелкое мошенничество.
В 1990 г. стал редактором газеты “Ориентир”, работал на местном телевидении. В 1990-1991 гг. организовал военно-патриотический клуб “Мансур”. В 1989-1991 гг. – активист обществ “Кавказ” и “Барт”, член Президиума исполкома Общенационального конгресса чеченского народа, председатель Комитета информации исполкома ОКЧН.
Активный участник “чеченской революции” осенью 1991.
С декабря 1991 – министр информации и печати ЧР (позже – председатель Госкомитета по печати и информации, руководитель Национальной информационной службы, начальник Департамента информации и печати, Национальной службы информации).
Былодной из ключевых фигур режима Д.Дудаева , курировал вопросы пропаганды и идеологии.
В октябре 1994 Удугову было присвоенно звание “бригадного генерала”.
С 1994 по 1996 был руководителем информационного вещания сторонников Джохара Дудаева и независимости ЧР. По мнению экспертов и журналистов, с громадным первесом выиграл “информационную войну” во время боевых действий на территории ЧРИ у федерального правительства.
В октябре 1996 был назначен З.Яндарбиевым первым вице-премьером правительства Чеченской Республики Ичкерия (ЧРИ) и министром государственной политики и информации.
Принимал участие в президентских выборах в ЧР 27 января 1997.
В феврале 1997 возглавил чеченскую комиссию на переговорах с Москвой.
В январе 1998 был назначен вице-премьером – министром иностранных дел ЧРИ в правительстве, сформированном Шамилем Басаевым .
В том же году ушел в отставку с поста министра иностранных дел Ичкерии и создал так называемый центр стратегических исследований, а затем и телеканал “Кавказ”, который стал, по существу, рупором антимасхадовской оппозиции. (Коммерсант, 28 августа 2002)
Весной 1999 Удугов вошел в состав сформированной Шамилем Басаевым шуры (орган коллегиального управления в исламском государстве), которую Масхадов объявил вне закона и обвинил Удугова и его сторонников в попытке госпереворота. “Мовлади Удугов для Чечни хуже Ястржембского”, – не раз заявлял Масхадов, комментируя пропагандистскую деятельность бывшего министра печати Ичкерии. (Коммерсант, 28 августа 2002)
30 августа 1999 был исключен из Совета национальной безопасности ЧРИ с формулировкой: “за действия, направленные против чеченского народа”.
В апреле 2000 Удугов был объявлен в международный розыск.
В мае 2000 лишился вместе с З.Яндарбиевым визы для въезда в Объединенные Арабские Эмираты по решению властей ОАЭ.
25 июня 2001 Удугов официально подтвердил факт гибели Арби Бараева. Но при этом сказал: “Все заявления российской стороны о том, что якобы они добились успеха и т.д. – все это не соответствует действительности”. По словам Удугова, Исламский полк особого назначения, которым командовал Бараев, не распался, в полку до тысячи бойцов, а в бою в Алхан-Кале погибло всего лишь 20 моджахедов.
9 января 2002 Турция попросила у российских властей документы для экстрадиции Удугова.
15 января 2002 Алан Масхадова объявил своих соратников – Зелимхана Яндарбиева, Мовлади Удугова, Шамиля Басаева и Ваху Арсанова – виновниками трагедии, которую пережила Чечня в последние годы. (Лента.ру, 16 января 2002)
27 августа 2002 на сайте kavkaz.org. появилось сообщение о том, что Масхадов восстановил в должностях в своем правительстве Удугова, возглавившего службу внешней информации, и Зелимхана Яндарбиева, ставшего представителем президента Ичкерии в странах Ближнего Востока. Таким образом, произошло объединение всех ранее враждовавших сил Ичкерии. (Коммерсант, 28 августа 2002)
В октябре 2002, после захвата заложников в театральном центре в Москве, член СФ от Чечни Ахмар Завгаев сказал, что “разбогатевшие на страданиях народа бандиты вроде Удугова и Яндарбиева скрываются за границей не потому, что бояться российских спецслужб, а потому, что на них висят десятки “кровников”, готовых отомстить бандитам, как только они появяться в Чечне”. (АиФ, №44, 2002)
5 ноября 2002 Турция отказала Удугову во въезде в страну. (Интерфакс, 5 ноября 2002)
В начале декабря 2002 Удугов выступил с предостережениями в адрес Грузии в связи с планами выдачи России троих чеченцев, задержанных ранее на границе. В интервью грузинской газете “Трибуна” он сказал: “Eсли чеченцы обратятся к ответным действиям, то события для Тбилиси будут развиваться весьма неожиданно и нежелательно”. По словам Удугова, чеченские моджахеды проявили в отношении Грузии добрую волю и сделали всё возможное, чтобы у Москвы не было повода для начала военной операции в Панкисском ущелье. Грузинские власти не оценили великодушия моджахедов. (Эхо Москвы, 6 декабря 2002)
8 декабря 2002 Удугов опроверг информацию о том, что он выступил с угрозами в адрес Грузии. В прямом эфире радиостанции “Рустави-2” Удугов сказал следующее: “Официально заявляю, это провокация, и мы призывает грузинскую сторону не цитировать российскую прессу, которая ведет информационную войну против Чеченской республики и пытается вбить клин между чеченским и грузинским народами”. (ИД Коммерсант.ру, 8 декабря 2002)
28 февраля 2003 заместитель генпрокурора Сергей Фридинский сообщил, что Генпрокуратура направила в Турцию повторный запрос об экстрадиции Удугова. Он отметил, что в прошлом году Генпрокуратура направила в Турцию перечень документов, предусмотренных международной конвенцией о правовой помощи. Основное обвинение Удугову заочно предъявлено по статье 279 УК РФ – вооруженный мятеж. По данным прокуратуры, Удугов был одним из главных организаторов и участников нападения чеченских боевиков на Новолакский район Дагестана в сентябре 1999. (Интерфакс, 28 февраля 2003)
29 апреля 2004 начальник службы безопасности президента Чечни Рамзан Кадыров заявил, что Удугов распространяет слухи о его гибели. “Это очередные сплетни Удугова. Самое большое желание Басаева и Масхадова – моя смерть”, – заявил Рамзан Кадыров в прямом эфире НТВ. (РИА Новости, 29 апреля 2004)
25 января 2005 в интервью “Кавказ-Центру” заявил, что у чеченских боевиков меняются цели. Они намерены добиваться независимости для всех северо-кавказских республик, а не только для Ичкерии. По его мнению, Москва больше не справляется с ролью так называемого контролёра. “Россия поражена глубинным кризисом, который провоцирует всё новые и новые дестабилизационные процессы в стране”, – заявил Удугов.
2 июля 2005 на том же сайте появилось новое интервью с Удуговым, в котором он сказал, что с Путиным нельзя вести никаких переговоров. Условием для переговоров с Россией должны быть не только вывод войск, но и арест и выдача Путина чеченским правоохранительным органам. По его словам, любые обвинения против Басаева могут быть рассмотрены исключительно по законам Ичкерии. Путин и Басаев, как полагает Удугов, не могут быть поставлены “на одну доску”. Удугов назвал Путина военным преступником, совершившим преступления против человечности, а Басаева – защитником своего отечества, который прибегает к вынужденным мерам, что бы прекратить массовое истребление своего народа. (Газета.ру, 2 июля 2005)
25 августа 2005 стало известно о формировании президентом Ичкерии Абдул-Халим Сайдулаевым нового кабинета министров. На посты соответственно первого вице-премьера и министра информации и печати были возвращены Шамиль Басаев и Удугов, уволенные с этих должностей Масхадовым. (Коммерсант, 26 августа 2005)
5 февраля 2006 Сайдулаев провел реорганизацию правительства Ичкерии. В частности, Удугов был снят с поста министра и назначен главой Национальной службы информации. Сайдулаев сообщил в своем приказе, что одной из причин перестановок стала публичная полемика между министрами о приверженности сепаратистского движения международному праву и демократии. (Газета.ру, 6 февраля 2006)
По сообщениям прессы, именно Удугов спровоцировал правительственные перестановки. Поводом для дискуссии, которая подвигла Сайдулаева на реорганизацию правительства, стала подготовленная под руководством Удугова работа “Размышления моджахеда”, в которой содержался призыв к полному отказу от навязанных западной политической культурой государственных институтов и стремления к признанию мировым сообществом. В работе Удугова утверждалось, что в мире “нет множества религий, а есть только две веры: ислам и язычество”. (Газета.ру, 6 февраля 2006)
Против такого подхода выступил Ахмед Закаев . В ответной статье он заявил, что “игнорирование норм международного права чеченским сопротивлением может привести к тому, что чеченцы в глазах многих людей станут на одну доску с обыкновенными бандитами, грабителями, убийцами”, а именно этого так ждут в Москве. В ответ Удугов обвинил Закаева в том, что тот “выступает против шариата, искажает ислам и подгоняет его под “международное право” и “демократию”. (Газета.ру, 6 февраля 2006 )
23 апреля 2006 г. Удугов в интервью интернет-изданию The Caucasus Times заявил о намерении объявить России тотальную войну, посылая террористов во все ее уголки. (Газета, ру, 23 апреля 2006 )
22 ноября 2007 г. депутаты парламента Ичкерии избрали главой правительства Ахмеда Закаева. Введение должности премьера (раньше ее не было) Закаев объяснил тем, что президент Ичкерии Доку Умаров устранился от исполнения президентских обязанностей, а “назначить нового президента парламент по конституции не мог, но был вправе делегировать кому-то из членов правительства полномочия премьера”. Закаев сказал, что в течение двух недель должен сформировать новый кабинет. “Кто будет в этой команде, пока еще рано говорить, но могу точно сказать, что Мовлади Удугова в нем не будет точно”, – заявил он. (Ъ, 24 ноября 2007)
10 марта 2009 сайт чеченских сепаратистов chechenpress.com обнародовал решение комитета по шариатскому праву так называемого правительства Ичкерии о привлечении Удугова к шариатскому суду. Ичкерийской прокуратурой Удугов обвинялся в антигосударственной деятельности, в частности, в “содействии в организации вторжения чеченских добровольцев в Дагестан в 1999 году”.
Нападение на Дагестан, как было сказано в материалах следствия, было спровоцировано вооруженной оппозицией Масхадову и имело целью вызвать силовое вмешательство со стороны России. Удугов, как считали ичкерийские следователи, в этой провокации сыграл ключевую роль.
Расследование деятельности Удугова шариатским судом вполне оправданным считал и Ахмед Закаев: “Удугов и его единомышленники тогда ставили перед собой далеко идущие цели — свергнуть Аслана Масхадова, который был законно избранным президентом, и установить в регионе “исламские порядки”. (Коммерсант, 11 марта 2009)
2 августа 2010 в интернете появилось видеобращение Умарова, в котором он заявил, что снимает с себя полномочия “амира” “Имарата Кавказ”. (Коммерсант, 3 августа 2010)
4 августа 2010 Умаров опроверг сделанное им заявление об отставке и объяснил, что оно было сфабриковано, а сам он отходить от дел не собирался. (Коммерсант, 5 августа 2010)
Выяснилось, что “сфальсифицированное” заявление Умарова об отставке было опубликовано по приказу Удугова. В результате он был отстранен Умаровым от должности директора информационно-аналитической службы так называемого Имарата Кавказ. (Коммерсант, 9 августа 2010)
Из Википедии: “Удугов предположительно скрывается в одной из мусульманских стран, среди возможных мест его нахождения назывались Турция, Бахрейн и др. В марте 2011 года обозреватель газеты “Московский комсомолец” Вадим Речкалов сообщил, что в настоящее время Мовлади Удугов проживает в Чехии, “где серьёзно злоупотребляет красивой жизнью”. В мае того же года “Аргументы.ру” также заявили, что Удугов “живёт под Прагой”. Между тем, по заявлениям Рамзана Кадырова, сделанным в апреле и мае 2010 года, Удугов находится в Турции”.
“АиФ” от 30 сентября 2014: “У Удугова часто возникают конфликты с бывшими соратниками – им не нравится роскошный образ жизни пропагандиста, который, по некоторым сведениям, он ведёт в эмиграции. На Западе популярности Удугову не добавляют его откровенно антисемитские взгляды, а также призывы отказаться от либеральных ценностей в пользу исламского фундаментализма. Тем не менее на Западе Удугов официально террористом не признан, что позволяет ему чувствовать себя уверенно и наслаждаться жизнью, путешествуя из стран Ближнего Востока в Европу и обратно”.
Имеет двух жен, двух дочерей и сына.