СКОКОВ Юрий Владимирович

СКОКОВ Юрий Владимирович
(1938-2013)
Бывший секретарь политсовета партии “Родина”,
     бывший председатель Национального Совета Конгресса русских общин (КРО)
бывший председатель Федерации товаропроизводителей России (ФТР)


   Умер 5 февраля 2013 г.

     Юрий Скоков родился 16 июня 1938 года во Владивостоке в семье офицера НКВД, русский. 
     В 1955 поступил в Ленинградский электротехнический институт имени В.И.Ульянова-Ленина (ЛЭТИ), который окончил в 1961, получив специальность “радиоинженер, конструктор-технолог.
         С 1961 года работал в Научно-исследовательском институте (НИИ) №2 Министерства Обороны (МО) СССР в г.Калинине младшим научным сотрудником. В 1963-1966 годах окончил аспирантуру в ЛЭТИ, защитив в 1966 г. диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук по закрытой теме. После этого работал старшим научным сотрудником в том же НИИ №2.
         Был членом КПСС с 1967 года до ее запрещения в августе 1991 года.
         В 1969 году был переведен в третье Краснодарское отделение Всесоюзного НИИ источников тока (ВНИИИТ) при МО СССР. Занимался, в частности, автономными энергетическими системами, солнечными батареями. Работал начальником сектора одного из отделов, в 1970-1973 годах – исполняющим обязанности начальника отдела. С 1973 по 1976 год был заместителем директора Краснодарского отделения ВНИИИТ, с 1976 года – директором. С 1978 по 1986 год исполнял обязанности директора краснодарского опытного завода “Сатурн” ВНИИТа.   
         В 1986 году был переведен в Москву и назначен генеральным директором ВНИИИТ, позже – генеральным директором научно-производственного объединения (НПО) “Квант”, а затем – председателем правления образованного в 1988 году по его инициативе государственного межотраслевого объединения “Квант-ЭМП” (Кооперативная Всесоюзная ассоциация науки и техники в электроприборостроении, машиностроении и производстве). Концерт “Квант-ЭМП”, созданный в порядке эксперимента, полностью вышел из подчинения отраслевого министерства и получил налоговые льготы, за счет которых выплачивал своим сотрудникам высокую по тем временам зарплату. В 1987-1988 годах НПО “Квант” как передовое предприятие посещали и познакомились со Скоковым Генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачев, премьер-министр Николай Рыжков, первый секретарь Московского горкома КПСС Борис Ельцин. Вскоре после перевода в Москву Скоков был избран членом Московского городского комитета КПСС. Ельцин характеризовал Скокова как ценного работника. 
         В 1988 году был одним из инициаторов создания АМБИ-банка (Акционерного коммерческого банка межотраслевой интеграции). В 1990 году инициировал создание “Уникомбанка” (Универсального акционерного коммерческого банка). Официальным учредителем Уникомбанка стал Квант-ЭМП, а председателем Совета – председатель правления КвантЭМП Анатолий Слуцкий. 
         В 1989 году был избран народным депутатом СССР по Свердловскому территориальному округу г. Москвы. Во время избирательной кампании был поддержан райкомом КПСС, который (через предвыборное окружное собрание, имевшее право отсеивать кандидатов) воспрепятствовал регистрации кандидатами в народные депутаты в Свердловском округе наиболее популярных соперников Скокова – редактора журнала “Огонек” Виталия Коротича и артиста Юрия Никулина. Протестуя против этого, неформалы пытались организовать бойкот второго тура выборов, в который Скоков вышел, лидируя по результатам первого тура. Несмотря на листовки с призывами бойкотировать выборы, на избирательные участки все-таки явилось более 50% избирателей. Популярная самиздатская газета “Хроника” (редактор Виктор Миронов) после выборов обвинила окружную избирательную комиссию в подтасовке результатов голосования: в уменьшении списка избирателей на одном из участков и в завышении процента принявших участие в голосовании на тех участках, куда не были допущены наблюдатели от неформалов, а процент проголосовавших оказался самым высоким.
         На I съезде народных депутатов СССР Скоков вошел в состав Верховного Совета (ВС), но особой политической активности не проявлял. Был членом Комитета по вопросам экономической реформы. На II съезде народных депутатов СССР голосовал за проведение реформ по программе Николая Рыжкова. За все время существования Съезда народных депутатов СССР не выступал на нем ни разу, за что был прозван “молчаливым Скоковым”.
         После создания Компартии РСФСР Иван Полозков предлагал Скокову занять в ней высокий пост, но согласия не получил.
         8 сентября 1990. на завершающем этапе формирования первого ельцинского правительства РСФСР, Скоков был назначен на пост первого заместителя Председателя Совета Министров РСФСР. Представляя его кандидатуру Верхъовному Совету, премьер Иван Силаев подчеркнул, что Скоков будет “действительно первым” заместителем (в смысле: в отличие от первого заместителя по сельскому хозяйству Г.Кулика). Скоков остался генеральным директором ВНИИИТ, но ушел с поста руководителя концерна “Квант-ЭМП”, после чего концерн пришел в упадок. На посту первого вице-премьера Скоков зарекомендовал себя сторонником твердого административного руководства экономикой. Не высказываясь формально против перехода к рыночной экономике, выступал за “поэтапный”, “строго регламентированный” порядок этого перехода.
         Возглавлял рабочую группу при Совете Министров по разработке новых условий хозяйствования на Севере и проводил переговоры с забастовочными комитетами шахтеров. Для этого приезжал в Воркуту и, в частности, обещал шахтерам Печорского угольного бассейна перевести их под юрисдикцию России.
         В мае – июне 1991 года принял активное участие в организации избирательной кампании по выборам Ельцина Президентом РСФСР, в поездках по стране, когда они с Ельциным “месяца два жили в самолетах”. По словам Скокова, у него с Ельциным “была такая договоренность: если он становится президентом, я становлюсь премьером. Потом, по некоторым соображениям, этого не произошло”.
         После вступления Ельцина в должность Президента (июль 1991) формирование Правительства снова было поручено Ивану Силаеву, а Скоков был назначен секретарем Совета по делам Федерации и территорий при Президенте – членом Госсовета РСФСР.
         Во время попытки государственного переворота ГКЧП в августе 1991 года по поручению Ельцина вел переговоры с руководством армии и КГБ, встречался с маршалом Дмитрием Язовым и Владимиром Крючковым.
         Осенью 1991 года назначен секретарем Комиссии при Президенте по разработке предложений, структуре и порядку деятельности Совета безопасности РСФСР – членом Госсовета РСФСР.
         Намерение Ельцина включить Скокова в сформированное в ноябре 1991 года “правительство реформ” не было осуществлено, как считается, из-за противодействия Геннадия Бурбулиса и Егора Гайдара.
         В феврале 1992 года по инициативе Скокова было собрано координационное совещание директоров государственных предприятий для выработки альтернативной курсу правительства экономической политики. На совещании была создана постоянно действующая комиссия, которую возглавили Скоков, Михаил Малейи Владимир Исправников. В состав комиссии вошли руководители государственных предприятий, трудовых коллективов и региональных администраций (около пятнадцати человек). На места были посланы телеграммы с требованием создать местные совещания по экономической безопасности, в состав которых входили бы директора и главы администраций. Эта инициатива Скокова в некоторых промышленных кругах была воспринята с раздражением и расценена как попытка втянуть директоров в политику. С президентом Российского Союза промышленников и предпринимателей Аркадием Вольским у Скокова сложились конкурентные отношения.
         3 апреля 1992 года Скоков назначен секретарем Совета Безопасности России. 7 июля 1992 года вышел Указ Президента, предоставляющий секретарю Совета Безопасности полномочия по координации деятельности органов исполнительной власти в процессе реализации решений Совета.
         Кроме того, Скоков являлся руководителем разработки Программы национальной безопасности России. Возглавлял также Высшую аттестационную комиссию (ВАК) для подготовки предложений по расстановке руководящих кадров, включая специалистов из гражданских лиц, на период формирования аппарата МО. ВАК была ликвидирована 30 сентября 1992 года, но через несколько дней восстановлена – и снова пощд руководством Скокова.
         15 октября 1992 года был назначен руководителем аппарата созданного тогда же Совета глав республик при Президенте Российской Федерации.
         Эти назначения сделали Скокова одной из ключевых фигур в администрации Ельцина. Аппарат Совета безопасности контролировал МО, Министерство внутренних дел и Министерство безопасности. Кроме того, от Скокова, в определенной степени, стали теперь зависеть кадровые назначения в МО и отчасти в органах безопасности.
         Находился в дружеских отношениях с министром обороны Павлом Грачевым. Поддерживал с ним связь в августе 1991 года, когда Грачеву – в то время командующему воздушно-десантными войсками – ГКЧП поручил “взятие под охрану” стратегически важных объектов, включая Белый Дом. Поддерживал хорошие отношения с бывшим руководителем Администрации Президента Юрием Петровым , вице-президентом Александром Руцким и первым вице-премьером, а затем – председателем Экспертного Совета Олегом Лобовым. В аппарате Совета Безопасности при Скокове было довольно много бывших и нынешних сотрудников госбезопасности.
         Осенью 1992 года распространились слухи о назначении Скокова новым премьер-министром, однако в интервью телевизионной программе “Итоги” 1 ноября 1992 года Егор Гайдар заявил, что это только слухи и используются они для давления на “Гражданский Союз”, некоторые лидеры которого конфликтуют со Скоковым.
         В октябре 1992 года Ельцин поручил Скокову координировать действия по проведению 19-20 ноября 1992 года второго совещания товаропроизводителей, созванного по инициативе умеренно-консервативной фракции ВС “Промышленный союз”. Член координационного совета созданной на совещании Федерации товаропроизводителей России (ФТР) Василий Романов (заместитель председателя ФНПР) охарактеризовал это поручение Президента как “признание необходимости коррекции реформ”.
         На VII съезде народных депутатов России выдвигался на пост премьер-министра и на рейтинговом голосовании получил наибольшее число голосов из пяти предложенных Ельциным кандидатов (637, Виктор Черномырдин – 621 и Гайдар – 400). За Скокова, главным образом, голосовало большинство съезда, боровшееся за отставку Гайдара. Ельцин, однако, заявил, что Скокову предстоит большая работа в Совете безопасности, и поставил на голосование кандидатуру Черномырдина, который и был избран премьер-министром. Как утверждает сам Скоков, Ельцин спросил перед этим совета у Гайдара, и Гайдар ответил: “кого угодно, только не Скокова”.
 
         16 декабря 1992 указом Президента Ельцина Скоков был назначен главой межведомственной внешнеполитической комиссии Совета безопасности России, которой поручено “координировать работу по подготовке решений в области внешней политики”.
         20 марта 1993 года Скоков отказался визировать проект Указа Президента о введении особого порядка управления страной, а затем выступил с критикой этого проекта на заседании Верховного Совета России. На IX съезде народных депутатов выступил за создание в структуре органов власти Совета Федерации.
         10 мая 1993 года Указом Президента РФ был освобожден от должности секретаря Совета Безопасности с формулировкой “в связи с переходом на другую работу”.
         Летом 1993 возглавил Центр межнациональных и межрегиональных экономических проблем созданный главами национальных республик в составе Российской Федерации и Ассоциацией экономического содействия.
         26 июля 1993 года на Координационном Совета Федерации товаропроизводителей России (ФТР) избран ее председателем – вместо президента Лиги содействия оборонным предприятиям Алексея Шулунова.
         Являлся президентом Фонда социальных гарантий военнослужащим.
         В августе – сентябре 1993 года участвовал в создании комитета “Согласие ради Отечества” и фактически возглавил эту новую центристскую организацию, в которую вошли политики различных ориентаций – от либерала Олега Попцова до социалистки Людмилы Вартазаровой и православного патриота Вячеслава Полосина (председателем комитета был бывший министр юстиции Николай Федоров).
         В сентябре 1993 года подписал от имени правления Федерации товаропроизводителей России “Обращение к руководителям органов власти и управления субъектов Российской Федерации и руководителям региональных союзов и объединений товаропроизводителей”, в котором указ Ельцина о роспуске парламента назвал “роковой ошибкой, чреватой общенациональной катастрофой”. Призвал к проведению “досрочных одновременных выборов федеральной представительной и исполнительной власти на основании законодательных актов, разработанных с участием субъектов Федерации и принимаемых в порядке, установленном действующим законодательством” (то есть через Съезд и Верховный Совет). Предложил создать “на период до проведения выборов и сформирования новых органов федеральной власти совещательный орган, формируемый исключительно из представителей субъектов Федерации”.
         В начале 1995 года реанимировал комитет “Согласие ради Отечества”, о котором ничего не было слышно в течение более чем года, и стал его председателем вместо Николая Федорова. 5 января 1995 года вместе с Н.Федоровым организовал в Чебоксарах совещание комитета “Согласие ради Отечества” с лидерами национальных республик в составе РФ. Совещание приняло документ с осуждением военных действий в Чечне и с требованием восстановить деятельность Совета глав республик, который не созывался с 1992 года.
         28 января 1995 был избран председателем Оргкомитета всероссийского Конгресса русских общин (КРО) вместо Петра Романова. Оргкомитет был создан в октябре 1994 года по инициативе председателя исполкома международного Конгресса русских общин Дмитрия Рогозина на конференции междугнародного КРО 8-9 октября 1994 года. Первоначально предполагалось, что КРО будет продвигать в президенты России кандидатуру Петра Романова, но Романов как человек и политик к концу 1994 года разочаровал Скокова и других участников оргкомитета.
         В апреле 1995 Скоков и рогозин провели Всероссийский съезд КРО, на котором Скоков был избран председателем Национального Совета КРО. В состав Национального Совета вошел ряд известных политических деятялей: Александр Лебедь, Сергей Глазьев, Станислав Говорухин, Константин Затулин и др.
         После неудачи КРО на выборах 17 декабря 1995 в Государственную Думу пытался в апреле 1996 инициироватьзадуманный еще осенью 1995 сбор подписей за референдум с вопросом “Считаете ли Вы, что уровень жизни, рост благосостояния и продолжительности жизни граждан России должны стать главной целью государстувенной политики и конституционной нормой оценки деятельности правительства Российской Федерации?”.
         26 мая 1996 на съезде КРО был заочно освобожден от обязанностей председателя Национального Комитета. Результатов съезда не признал, и Рогозину пришлось регистрировать в органах юстиции еще один КРО.
         С 1997 года – член президентского совета Республики Саха (Якутия).
    В 1999 году после проверки КРУ президента Скоков был уволен с поста президента фонда “Гарантия”, владевшего 5% акций АК “АЛРОСА”. Однако Скоков не смирился с отставкой и стал оспаривать законность назначения своего преемника – Романа Блохина. В 1999 г. Скокову удалось доказать в Московском городском суде, что именно он легитимный руководитель “Гарантии”, а Блохин был избран незаконно. Новое руководство фонда оспорило это решение и подало ряд встречных исков. Разбирательства тянулись вплоть до конца 2001 г. – в частности, в ноябре фонд в очередной раз добился признания недействительным избрание Скокова президентом “Гарантии” в Дорогомиловском межмуниципальном суде. (Ведомости, 9 апреля 2002
     6 июля 2004 г. на IV съезде партии “Родина” был избран секретарем политсовета. (Коммерсантъ, 7 июля 2004)

В 2006 был избран в президиум центрального совета “Справедливой России”.

В 2007 вошел в число руководителей московского отделения СР.

Умер 5 февраля 2013. Похоронен на Троекуровском кладбище. На панихиде не было ни председателя СР Николая Левичева, ни ее лидера Сергея Миронова. Из бывших партийных соратников пришел только Сергей Глазьев. Вице-премьер Дмитрий Рогозин, который на выборах в 1995 шел четвертым в списке КРО, на прощание не пришел. (Коммерсант, 8 февраля 2013)

               
         Награжден орденами и медалями.
         Женат, имеет дочь.  
    




Из ответов на анкету “Панорамы” (1993 г.)

              Характеризует себя как “центриста” и государственника. По собственным словам, – “категорический противник стремительного принятия Конституции”, так как это – “путь, который ведет к дезинтеграции”. Считает, что неумная политика федеральных властей угрожает целостности страны. Обвинял Сергея Шахрая и Сергея Филатова в том, что они подталкивают Ельцина к созданию “силовыми методами… унитарного, тоталитарного государства”, тогда как это уже невозможно после того, как республикам дали “суверенитета, сколько они хотели”.
         Не видит опасности в стремлении президента Татарии Минтимера Шаймиева стороить отношения с Центром “на договорно-конституционной основе”, так как, по его мнению, “это и есть суть федерации”, но категорически возражает против превращения России в конфедерацию. Полагает, что федеральным политическим деятелям необходимо “выявить интересы, которые защищают края, области, национальные образования, и найти способ, как их согласовать.
     
     См. также в интернете:

  http://www.scrf.gov.ru/Personnels/Biograhpy/Skokov.html