ЭРНСТ Константин Львович
Генеральный директор, член совета директоров ОАО “Первый канал”
Константин Эрнст родился 6 февраля 1961 в Москве в семье биолога, академика Льва Константиновича Эрнста (1929-2012).
В 1983 окончил биологический факультет Ленинградского государственного университета (ЛГУ) им. А.А. Жданова, в 1987 – аспирантуру МГУ; кандидат биологических наук (кандидатская диссертация на тему: “Динамика созревания мессенджер-РНК при созревании ооцитов млекопетающих in vitro”).
До 1988 занимался биохимией.
Работал в ТПО “Видеофильм”. Был режиссером клипа на песню группы “Алиса” “Аэробика” (альбом “Шестой лесничий”).
С 1988 работал в Главной редакции молодежных программ ЦТ Гостелерадио СССР, в еженедельной информационо-музыкальной программе “Взгляд”.
В 1990 на телекомпании “ВиД” создал публицистическую программу “Матадор”, посвященную вопросам культуры, кино, моды. До 1995 – автор и ведущий программы “Матадор”.
Снял фильм “Апокалипсис Ф.Ф. Кополы”, посвященный съемкам Копполой фильма “Апокалипсис сегодня”.
В 1992 Эрнст вместе с Леонидом Парфеновым и Игорем Угольниковым создал независимую продюсерскую фирму “Мастер-ТВ” и стал в ней генеральным директором, однако после года существования компания распалась. По мнению Эрнста, Парфенова и Угольникова, причиной краха послужили финаносовые злоупотребления генерального директора “Мастер-ТВ” Светланы Поповой.
С 1995 – главный редактор журнала “Матадор”.
В июне 1995 был назначен генеральным продюсером ЗАО “ОРТВ”.
Своей заслугой в качестве генерального продюсера ОРТВ считал выработку новой концепции I телеканала. По словам Эрнста, его программой минимума было ликвидация “совсем плохих программ”, введение “нового оформления канала который создаст ему образ”, заметное улучшение кинопоказа. Он заявил, что члены новой команды “ОРТ” “в короткие сроки улучшили уровень кино. Ввели первые пакеты оформления… Музыка новая появилась, появился новый логотип и заставки, работающие на имидж”.
В сентябре 1995 вместе с президентом телекомпании “Свежий ветер” Дмитрием Дибровым стал автором и режиссером новой информационно-развлекательной программы “СВ” “Подьем!”.
Вместе с Парфеновым стал автором новогодних сценариев “Русский проект. Старые песни о главном” и “Старые песни о главном – II” (ОРТ).
В 1995-1996 был генеральным продюсером и одним из режиссеров фильмов “социальной рекламы” “Русский проект ОРТ”.
3 сентября 1999 президент Ельцин в своем письме рекомендовал общему собранию акционеров АО “ОРТ ” назначить Эрнста на должность генерального директора ОАО “ОРТ”.
С 3 сентября по 6 октября 1999 – и.о. генерального директора ОАО “ОРТ”.
6 октября 1999 собранием акционеров был утвержден генеральным директором ОАО “ОРТ”.
С 1999 – президент звукозаписывающей компании Реал Рекордз.
В июне 2001 покинул пост генерального продюсера ОРТ.
7 сентября 2001 на собрании акционеров ОРТ был вновь введен в состав совета директоров ОРТ (затем “Первый канал”).
С 2002 – генеральный директор ОАО “Первый канал” (бывш. “ОРТ”).
В ноябре 2002 стал одними из инициаторов обращения руководителей крупнейших СМИ к Путину с призывом наложить вето на поправки к закону о СМИ, принятыми Госдумой и Советом Федерации после захвата заложников в ДК на Дубровке. (Коммерсантъ, 21 ноября 2002)
В 2002-2004 неоднократно выступал основным противником компании TNS Gallup Media на продолжение компанией исследования российской телевизионной аудитории.
3 января 2004 был вновь избран в состав совета директоров ОАО “Первый канал”. Представлял интересы акционеров “Первого канала” – ООО “ЭберЛинк” (11% акций) и ООО “РастрКом” (14% акций).
В апреле 2005 вошел в состав попечительского совета фестиваля “Кинотавр”.
7 июня 2005 руководители шести российских телеканалов, в том числе и Эрнст, подписали хартию телевещателей “Против насилия и жестокости”, в которой, в частности, отмечалось, что СМИ должны принимать “меры к недопущению нанесения ущерба общественной нравственности, распространения информации и материалов откровенно циничного и оскорбительного характера и (или) пропагандирующих культ насилия и жестокости”. В хартии также говорилось, что электронные СМИ “признают свою особую социальную ответственность за соблюдение прав детей” и защиту их права на получение информации, не наносящей вред их физическому и нравственному здоровью.
C мая 2006 – член Правительственной комиссии по развитию телерадиовещания.
В ноябре 2006 архиепископ Уфимский и Стерлитамакский Никон направил Эрнсту письмо, в котором выразил свое беспокойство “проведением на канале систематической и явно преднамеренной пропаганды оккультизма”. По мнению архиепископа, регулярно появляющиеся в эфире телеканала так называемые “познавательные программы” о магии, гадании и колдовстве срежиссированы настолько изощренно, что убеждают телезрителя, что наведение сглаза и порчи не только приемлемы и допустимы, но и полезны в современном обществе. “В передачах практически отсутствует контрмнение священнослужителей, медиков и психологов на представленную проблему, либо оно крайне коротко и обязательно поставлено последующими комментариями оккультистов в таком свете, что, дескать, “они еще многое не понимают”, – отметил архиепископ. (Русская линия, 20 ноября 2006)
“Это просто невероятно! – отмечалось в письме. – XXI век на дворе, и я, архиерей Русской Православной Церкви, не раз ложно обвиняемой в противлении научному прогрессу, встаю на защиту науки и просвещения, и, конечно, здоровой духовности, в то время как “прогрессивная элита” масс-медиа тиражирует на многомиллионную аудиторию лженаучные знания, средневековое мракобесие и суеверия”. (Русская линия, 20 ноября 2006)
С 2009 – вновь член совета директоров “Первого канала”.
С мая 2009 – член Правительственного совета по развитию отечественной кинематографии.
24 декабря 2011 на встрече президента с руководителями телеканалов Медведев спросил: “Я смотрю за тем, как обсуждается в интернете ситуация в СМИ. Не так давно прозвучал целый ряд упрёков в адрес электронных СМИ и прежде всего каналов в том, что они фильтруют информацию, в том, что они не дают правды, в том, что у них есть специальные решения о том, чего показывать, чего не показывать. А из-за этого, несмотря на то, что у нас прекрасное телевидение и смотреть его действительно интересно, новостная лента убогая: не показывают того, что должны показывать, – стало быть, нет свободы слова. Есть что сказать на эту тему?”
Эрнст ответил: “Я считаю, что свобода на телевидении ограничена. Она ограничена законом. Она ограничена представлениями о морали и нравственности, ограничена сотрудничеством с властью, ограничена сотрудничеством с общественными структурами… Я понимаю характер претензий, но тем не менее телевидение, которое не ограничено диктатурой, не ограничено цензурой, и в этом плане я думаю, что современное российское телевидение ничем не отличается по степени ограничения свободы от телевидения крупнейших демократических стран”.
В феврале 2012 Алексей Навальный сообщил, что руководство Первого канала вырезало из авторской передачи Владимира Познера размышление о цензуре на телевидении. К своей записи Навальный приложил два видеофрагмента из передачи “Познер” – один шедший в прямом эфире на Дальний Восток, а второй – из варианта, продемонстрированного на центральную часть страны. “Я-то Алексея Навального позову, но, как вы думаете, мне позволят?” – спрашивал Познер у своей собеседницы в версии передачи для Востока, а в варианте, показанном на Центр этого вопроса уже не было. (Газета.ру, 7 февраля 2012)
4 апреля 2013 журналист Евгений Левкович выложил в интернет текст интервью с Эрнстом, в котором последний сказал, что считает заказчиком убийства Владислава Листьева Сергея Лисовского. Левкович сообщил, что Эрнст не давал согласия на публикацию интервью, но что он, Левкович, опубликовал эту информацию из-за ее общественной значимости. Также Левкович рассказал, что беседа состоялась давно (когда именно, не уточнялось). (Газета.ру, 4 апреля 2013)
Главред “Эха Москвы” Алексей Венедиктов написал в своем твиттере, что в беседе с ним Эрнст категорически опроверг информацию о том, что он когда-либо что-то подобное говорил про Лисовского. Другим изданиям Эрнст ситуацию не комментировал. Как сообщало “Эхо Москвы”, Лисовский также отказался комментировать информацию, назвав сообщение “глупостью”. (Газета.ру, 4 апреля 2013)
27 мая 2016 президент Украины Петр Порошенко подписал указ о введении персональных санкций против главных редакторов ряда российских СМИ, “которые создают реальные и потенциальные угрозы национальным интересам, национальной безопасности, суверенитету и территориальной целостности Украины, способствуют террористической деятельности…” Среди попавших под санкции был Эрнст.
C июля 2016 – член совета директоров ООО “Национальный рекламный альянс”.
C апреля 2017 – член попечительского совета Федерального фонда социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии (Фонд кино).
В феврале 2011 награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени.
С 2007 года – член Попечительского совета “Премии Кандинского” в области современного искусства.
24 мая 1998 года стал лауреатом телевизионной премии “ТЭФИ-98” в номинации “Продюсерская работа” за телепроект “Старые песни о главном – III”.
С 1996 года – академик Академии российского телевидения.
С 1994 года – секретарь Союза кинематографистов России.
В октябре 2017 Эрнст вошел в список Variety500. Variety – ведущее американское издание, освещающее события в мире медиабизнеса. Выходит с 1905. В пресс-релизе издания отмечалось: “Эрнст известен как жесткий медиаменеджер и успешный кинопродюсер. Под его руководством Первый канал стал самым рейтинговым телеканалом страны… Помимо работы во время Олимпиады в Сочи, Эрнст ежегодно участвует в организации парада ко Дню Победы, а также “Прямой линии с Владимиром Путиным”. Эрнст также ответственен за международную экспансию Первого канала, который сейчас доступен в 190 странах”. (Газета.ру, 2 октября 2017)
Был членом редакционного совета журналов “Медведь”, “Киноателье”.
Один из владельцев ресторанов “Пушкин”, “Бочка”, “Шинок”.
Был сопродюсером художественных фильмов “Блокпост”, “Особенности национальной охоты в зимний период”, “Ночной дозор” и др.
Коллекционирует старинные книги, графику 20-х гг. XX века.
По утверждению Дмитрия Губина, ездит “на членовозе с мигалкой”.
Вдадеет английским языком.
Жена, Софья Эрнст, актриса.
Бывшая жена, Лариса Синельщикова, бывший руководитель телекомпании “Красный квадрат”.
Бывшая супруга, Анна Селюнас, дочь профессора естествознания, театральный критик. Дочь Александра (1995 г.р.).
