ПУЛИКОВСКИЙ Константин Борисович
Председатель совета Краснодарского отделения “Справедливой России”,
бывший руководитель Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор),
бывший полномочный представитель президента РФ в Дальневосточном федеральном округе
Константин Пуликовский родился 9 февраля 1948 в г.Уссурийске Приморского края в семье военнослужащего. Средний из трех сыновей. Дед и прадед были офицерами. Дед погиб в Первую мировую войну. Отец был полковником. (Век, №48, 2001) Мать Анисья Федоровна (умерла в 2005 г. в г. Кузнецке Пензенской области).
До окончания школы 8 раз переезжал с семьей с одного места службы отца на другое. Школу окончил в г. Кузнецке Пензенской области.
После окончания школы поступил в Ульяновское высшее командное танковое училище, которое окончил с отличием в 1970 году. В 1982 году с отличием окончил Высшую академию бронетанковых войск, Военную академию им. М.В. Фрунзе, в 1992 году с золотой медалью – Высшую академию Генерального штаба МО.
С 1970 года проходил службу в Белорусском военном округе.
После окончания в 1982 году военной академии службу продолжил в Прибалтийском военном округе командиром танкового полка, затем дивизии.
В 1992 по окончании академии Генерального штаба был направлен для прохождения службы в Туркестанский военный округ.
В 1993 году в связи с признанием суверенитета Туркмении для дальнейшего прохождения службы был направлен в Краснодар. Командовал войсками, участвовавшими в разрешении осетино-ингушского конфликта.
Был заместителем командующего Северо-Кавказского военного округа.
С декабря 1994 по август 1996 год командовал войсками на территории Чеченской Республики. В ходе военных действий в Чечне погиб его старший сын – офицер. Позднее Пуликовский говорил: “После гибели сына, через 40 дней, я опять уехал в Чечню. Командовал горной группировкой в Ножай-Юртовском и Веденском районах. Я боялся одного – упрека моих подчиненных – офицеров и солдат в том, что я бросаю их в бой, чтобы отомстить за своего сына. Поэтому я сам участвовал в бою вместе с солдатами. На многие операции шел первым. Это знают мои товарищи, с которыми я вместе был в окопах. Теперь я знаю, что меня никто упрекнуть не может”. (Век, №48, 2001)
В июле-августе 1996 – командующий группировкой федеральных сил в Чечне.
6 августа 1996 чеченские боевики захватили Грозный.
10 августа 1996, на четвертый день после этого события, полномочным представителем президента РФ в Чечне стал Александр Лебедь.
14 августа Лебедю удалось достичь первой временной договоренности о прекращении огня с начальником штаба чеченской армии Асланом Масхадовым. Вторая договоренность – о разводе войск и передаче контроля над Грозным совместным патрулям федеральных и сепаратистских войск – была достигнута на фоне ультиматума Пуликовского, который потребовал вывода войск сепаратистов из Грозного в 48 часов, угрожая приступить к штурму и бомбардировкам.
31 августа 1996 Лебедь подписал с Масхадовым в с.Хасавюрт (Дагестан) соглашение о прекращении военных действий на территории Чечни.
Впоследствии о хасавюртовском мире часто говорили как о позоре России. По мнению многих, он был заключен в тот момент, когда дни боевиков в Грозном были сочтены, и дал возможность противнику перегруппироваться и набраться новых сил.
В 1998 ушел в отставку в звании генерал-лейтенанта. “Предложили командовать миротворческими силами в Таджикистане. Я спросил в кадровом управлении Минобороны: может, найдется другой генерал, я-то уже четыре года отвоевал… Но мне сказали, что в стране генералы специализируются: ты умеешь воевать, другие – управлять”. (Новые извести, 18 января 2001)
В 1998 был избран председателем Краснодарского краевого отделения Всероссийского общественного движения “Боевое братство”.
С 1998 работал помощником губернатора – помощником мэра Краснодара по работе с муниципальными предприятиями мэрии Краснодара, руководителем комитета по благоустройству города.
В 1998 был выдвинут группой избирателей кандидатом в депутаты Краснодарского краевого Законодательного собрания второго созыва по Краснодарскому четырехмандатному и.о. №2. Входил в список кандидатов, поддержанных мэром Москвы Лужковым. Избран не был.
В 2000 году был руководителем предвыборного штаба Путина по Краснодарскому краю.
18 мая 2000 был назначен полномочным представителем президента РФ в Дальневосточном федеральном округе.
В августе 2000 заявил о намерении создать в округе Совет федерального округа, в который должны были войти все губернаторы региона, руководители федеральных структур и силовых ведомств.
1 декабря 2000 на пресс-конференции заявил о своем недовольстве “кризисом в умах руководителей Приморья”, которые применяют “изуверские методы” к населению, выбивая с его помощью транши из Москвы. Деятельность краевой администрации, по словам Пуликовского, – это “классика обворовывания государства”. (Коммерсант, 2. декабря 2000)
В декабре 2000 администрация Приморского края подала иск о защите чести и достоинства против Пуликовского и ряда СМИ в качестве соответчиков (телекомпании НТВ, “Российской газеты” и др.).
В январе 2001 года по поводу госпитализации губернатора Приморского края Евгения Наздратенко заявил: “Евгений Иванович болен, но болезнь его не медицинского характера, оценка ее и диагноз будут даны правоохранительными органами”. (Новые известия, 7 февраля 2001)
В феврале 2001 года скептически воспринял назначение Наздратенко на пост главы Госкомрыболовства: “Отдав Наздратенко пост главы Госкомрыболовства, правительство, вероятно, сочло, что это назначение сможет восстановить разваливающуюся рыбную отрасль. Я думаю, что это мнение ошибочно”. (Коммерсантъ, 28 января 2001)
16 марта 2001, выступая перед журналистами СМИ Приморского края заявил, что вызвал на дуэль мэра Владивостока Юрия Копылова (выбор оружия за Копыловым). Причиной этого шага Пуликовский назвал тот факт, что в декабре 2000 года на улицах Владивостока появились растяжки с лозунгами: “”Приморье – не пуликовское поле”, “Пуликовские – руки прочь от Приморья” и др. По мнению Пуликовского, инициатором этой акциии выступил Копылов. 20 марта 2001 в прямом эфире краевого радио Копылов выступил с публичными извинениями перед Пуликовским, заявив, что плакаты были вывешены во Владивостоке без ведома городской администрации. (Коммерсант, 21 марта 2001)
В марте 2001 один из кандидатов на пост губернатора Приморья И.Касатонов подал жалобу в краевой избирком на заместителя полпреда президента в Дальневосточном федеральном округе Г.Апанасенко, обвинив его в преждевременном начале агитации, а самого полпреда Пуликовского – в неприкрытом лоббировании кандидатуры своего заместителя.
Вскоре после победы на губернаторских выборах в Приморье Сергея Дарькина Пуликовский заявил, что некоторые из новоизбранных в его округе губернаторов (уточнять фамилии он не стал) пришли к власти “случайно”. Также Пуликовский предложил вообще отменить выборы глав администраций. Губернаторы при этом, по его мнению, должны назначаться президентом. “Я считаю, что избираться должна государственная власть, а такую государственную власть мы избрали: это – всенародно избранный президент”. (Интерфакс, 27 июня 2001)
В июле-августе 2001 г. Пуликовский сопровождал северокорейского лидера Ким Чен Ира во время визита в Россию. В ноябре 2001 г. получил от Ким Чен Ира два официальных приглашения посетить КНДР. Первое распространялось на ближайший месяц, второе – на конец апреля 2002 года, когда отмечается 70-летие создания корейской народно-революционной армии. (ИТАР-ТАСС, 22 ноября 2001 ) О Ким Чен Ире Пуликовский сказал: “Я понял, что он человек умный и эрудированный, тонкий политик, умеющий давать очень точные характеристики другим политикам. Мы с ним ежедневно беседовали по три-четыре часа”. (Век, №48, 2001)
В декабре 2001 г. сказал в интервью газете “Век”: “Вы не можете себе представить, до какой степени Наздратенко со своей администрацией развалил этот богатейший край… Сейчас в Приморье пришел новый губернатор – Дарькин. Он очень хорошо разбирается в экономике, умеет находить нестандартные решения, но он не может ничего исправить за такой короткий срок”. (Век, №48, 2001)
В феврале 2002 г. посетил с визитом КНДР, где встретился с Ким Чен Иром.
В ноябре 2003 года Пуликовский, комментируя арест на Дальнем Востоке чиновников Министерства природных ресурсов России, заявивил, что действия силовиков направлены в целом против МПР. Он не исключил того, что “вся история со взятками могла быть очень тонко продуманной и хорошо организованной провокационной операцией в адрес чиновников из этого министерства”. Начальник Дальневосточного окружного управления МПР Сергей Крупецкий и глава Хабаровского краевого управления МПР Виталий Севрин были задержаны в ноябре 2003 года. Они обвинялись в вымогательстве у руководства артели старателей “Амур” 1 млн долл. По одной из версий, эти деньги должны были стать “благодарностью” за положительное решение вопроса о выдаче лицензии на разработку платинового месторождения в Хабаровском крае. Арестованные чиновники были назначены на свои должности с непосредственного согласия Пуликовского. Крупецкий являлся, по мнению многих в Хабаровске, вообще “человеком полпреда”. Он с 1997 по 2001 год был вице-мэром Краснодара, а Пуликовский в эти годы был помощником краснодарского градоначальника по работе с муниципальными предприятиями. В марте 2003 года именно Крупецкий представил полпреду нового руководителя ГУПР МПР по Хабаровскому краю Виталия Севрина. (Время новостей 12.11.2003)
В начале 2005 г. в Приморье пошли слухи, что Пуликовский может отомстить за фиаско своего кандидата (Апанасенко) на выборах в Приморском крае летом 2001 года и не внести Сергея Дарькина в список претендентов на пост главы края. Дарькин решил рискнуть и сам поставил перед Путиным вопрос о доверии. В результате президент вынес его кандидатуру на утверждение Законодательным собранием края. Пуликовский же так отозвался о Дарькине: “За восемь лет работы он станет менеджером высочайшего класса, и ему могут предложить руководить более крупным регионом. У него впереди широко открытая дорога”. (Власть, 14 февраля 2005)
В июле 2005 г. посетил семь населенных пунктов Корякского автономного округа, где зимой 2004-2005 гг. были большие проблемы с отоплением, и заявил, что ситуация по подготовке предприятий жилищно-коммунального хозяйства к грядущей зиме удручающая: “Власти муниципальных образований Корякского автономного округа привыкли жить в разрухе, грязи и беспределе. Они поощряют ситуацию, когда жители не платят за услуги ЖКХ и не заботятся о восстановлении котельных, размороженных предыдущей зимой теплотрасс и батарей в домах… Половина государственных служащих Корякского автономного округа имеют свой бизнес, думают о своих предприятиях, а не о том участке работы, за который они получают зарплату”. (Дейта.ру, 8 июля 2005)
В августе 2005 года Пуликовский сказал, что предприниматель Виктор Вексельберг может стать одним из кандидатов на пост губернатора Камчатки в 2007 году. Он положительно оценил опыт работы Романа Абрамовича на посту губернатора Чукотки и заявил: “Мы будем предлагать подобных кандидатов и в других регионах”. (Газета.ру, 10 августа 2005)
Про Абрамовича также сказал: “Откровенно говоря, мне даже неинтересно, каким образом Абрамовичу досталась “Сибнефть”. Главное, что люди на Чукотке относятся к нему с огромным уважением, любят и боготворят. Он не часто там бывает. Ну и что? У него работают замечательные менеджеры – как в бизнесе. А для того чтобы управлять бизнесом, необязательно находиться на рабочем месте”. (АиФ, №32, 2005)
16 августа 2005 г. встретился с Ким Чен Иром в его загородной резиденции в пригороде Пхеньяна.
С октября 2005 года – член Совета при президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов.
14 ноября 2005 был освобожден от должности полномочного представителя президента РФ в Дальневосточном федеральном округе. Эту должность занял Камиль Исхаков.
15 ноября 2005 газета “Ведомости”, ссылаясь на свой “кремлевский источник”, сообщила, что с поста полпреда президента Пуликовский был уволен за продвижение кандидатуры Вексельберга на пост губернатора Камчатской области. (Ведомости, 15 ноября 2005)
С 5 декабря 2005 г. – руководитель Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).
6 июня 2007 г., выступая в Госдуме и говоря о двух трагедиях с многочисленными жертвами, прозошедших вна шахтах Кузбасса, Пуликовский заявил, что руководство Кемеровской области знало о намеренном вмешательстве в систему газовой защиты на шахте “Ульяновская” и о том, что такое же вмешательство имело место и на шахте “Юбилейная”. (Ъ, 13 июня 2007)
Губернатор Кемеровской области Аман Тулеев выступил с ответными обвинениями в адрес ведомства Пуликовского, заявив, что это “клевета и прямое оскорбление” и что он подает в суд на главу Ростехнадзора иск о защите чести и достоинства. Тулеев назвал заявление Пуликовского “провокационной попыткой переложить с себя ответственность за аварии на шахтах” и возложил ее как раз на федеральное ведомство. На сторону Тулеева встала группа депутатов Федерального собрания, обратившаяся в правительство РФ и Генпрокуратуру с просьбой дать правовую оценку деятельности руководства ведомства. (Ъ, 13 июня 2007)
5 сентября 2008 г. ушел в отставку по собственному желанию.
18 сентября 2008 г. стало известно, что глава Минприроды Юрий Трутнев обратился в Счетную палату с предложением провести проверку деятельности Ростехнадзора. “Это ведомство было недавно передано нам, я считаю, что к нему есть вопросы с точки зрения расходования бюджетных средств”, – сказал министр. (Интерфакс, 18 сентября 2008)
28 ноября 2009 региональное отделение “Справедливой России” в Краснодарском крае выбрало Пуликовского председателем совета отделения партии.
Воинское звание – генерал-лейтенант запаса.
Имеет награды: ордена “За службу Родине в ВС СССР”, “За личное мужество”, орден “За заслуги перед Отечеством” 4-й степени (2003).
Любит охотиться, рыбачить, водить машину.
После гибели сына крестился. По его словам, перед отъездом на Дальний Восток получил благословение Патриарха Алексия. (Век, №48, 2001)
Жена – Вера Ивановна, медсестра. Младший сын Сергей – военнослужащий. Внуки Соня – дочь погибшего в 1995 г. в Чечне старшего сына Алексея и Никита (2000 г.р). Пуликовский рассказывал, что он делал все, чтобы сын не попал в Чечню, но Алекей без конца писал рапорты, чтобы его туда направили. (Век, №48, 2001)