ЧАХМАХЧЯН Левон Хоренович
Бывший представитель от Народного хурала Калмыкии в Совете Федерации РФ (2004-2006),
бывший президент Ассоциации российско-армянского делового сотрудничества,
бывший председатель Высшего совета “Российской Партии самоуправления им. Святослава Федорова”
Левон Чахмахчян родился 30 августа 1952 г. в Ереване, армянин.
Окончил филологический факультет Ереванского государственного университета и Высшую партийную школу при ЦК КПСС.
С 1974 по 1981 г. работал политическим обозревателем, заведующим отделом в республиканской русскоязычной газете “Коммунист”.
В 1980 г. освещал олимпийские игры в Лейк-Плэсиде (США). Заместителем руководителя советской делегации был заведующий отделом пропаганды и агитации ЦК Компартии Армении Анатолий Мкртчян, который после игр пригласил Чахмахчяна на работу в ЦК. (Век, 30 августа 2002)
С 1981 по 1990 г. работал в ЦК КП Армении инструктором, заведующим сектором, помощником первого секретаря, заведующим общим отделом.
С января 1990 работал в аппарате ЦК КПСС, где занимал должность консультанта, а затем заведующего сектором идеологического отдела.
Затем работал в администрации президента СССР Горбачева и затем в аппарате правительства РФ.
В 1995 году баллотировался в Государственную Думу по списку Федеративно-демократического движения России (ФДДР).
В 1996 году по предложению Эдуарда Сагалаеваруководил президентской избирательной кампанией Святослава Федорова. (Век, 30 августа 2002)
В 1997-2001 – гендиректор вещательного центра “ТВ-6 Волна” и агентства “ТВ-6 Медиа” (1997-2000).
После гибели Святослава Федорова был летом 2000 избран и.о.председателя Высшего совета Партии самоуправления трудящихся (ПСТ).
На V внеочередном съезде партии 18 ноября 2000 было принято “Программное заявление” и новая редакция устава партии. Л.Чахмахчян утвержден на посту председателя Высшего Совета, избран новый состав Высшего совета (из 88 человек), президиум ВС (31 человек, в том числе и.о.гендиректора МНТК “Микрохирургия глаза” Леонид Линник, президент “Внешнеаргобанка” Андрей Ярин, вице-президент “Внешнеаргобанка” Виктор Букато, председатель совета директоров ОРТ-АВТОВАЗ Магомед Шейман). Принято новое название партии – Российская партия самоуправления им. Св.Федорова (РПСФ). Одобрено вступление РПСФ в качестве коллективного члена в движение “Россия” Геннадия Селезнева.
На съезде 13 января 2001 движения “Россия” было утверждено вступление РПСФ в движение “Россия”, Чахмахчян был избран в состав политсовета “России”.
На заседании политсовета движения “Россия” 27 апреля 2001 избран первым заместителем председателя политсовета (председатель политсовета – Георгий Пряхин).
25 апреля 2002 года РПСФ была перерегистрирована под новым названием – Российская партия самоуправления трудящихся (РПСТ) – в соответствии с новым законом, запретившим использование имен и фамилий в названиях партий.
В 2002 г. поддержал Кирсана Илюмжинова на президентских выборах в Калмыкии. Выступая на инаугурации Илюмжинова, сказал, что РПСТ – единственная политическая партия страны, которая в “трудной избирательной кампании открыто и без колебаний поддержала кандидатуру избранного президента”. Против переизбрания Илюмжинова главой Калмыкии выступило так называемое питерское крыло кремлевской администрации. “Защитить его от потоков лжи и клеветы, противостоять циничному шантажу мы сочли своим политическим и нравственным долгом”, – сказал Чахмахчян. (Новая политика, 29 ноября 2004)
29 ноября 2004 г. был избран представителем от Народного Хурала Калмыкии в СФ. 19 парламентариев поддержали кандидатуру Чахмахчяна, 5 выступили против, 1 – воздержался.
С 24 декабря 2004 г. – член комитета СФ по вопросам местного самоуправления.
С 27 декабря 2004 г. – 23 марта 2005 г. – член комиссии СФ по делам молодёжи и спорту.
С 26 января 2005 г. – член комиссии СФ по информационной политике и комиссии СФ по контролю за обеспечением деятельности СФ.
В марте 2005 г. было объявлено о заключении политического союза между Российской партией Жизни(лидер – председатель СФ Сергей Миронов), партией СЛОН (лидер – Вячеслав Игрунов) и Партией самоуправления трудящихся. Миронов сказал, что перед коалицией стоит задача преодолеть семипроцентный барьер на парламентских выборах 2007 г., а в 2011 г. стать партией парламентского большинства. (Газета, 22 марта 2005)
В декабре 2005 в связи с вступлением в силу поправок к закону о партиях, потребовавших увеличения минимальной численности партий с 10000 до 50000 членов, съезд РПСТ преобразовал партию в общественное объединение, порекомендовав членам бывшей партии вступать в Российскую партию жизни.
2 июня 2006 г. информагентства сообщили, что во время спецоперации ФСБ у Чахмахчяна в кейсе нашли $300 тыс., помеченных оперативниками. Он приехал для деловой беседы в офис к главе совета директоров авиакомпании “Трансаэро” Александру Плешакову. По словам Чахмачяна, по окончании встречи Плешаков якобы попросил спутника Чахмахчяна, главного бухгалтера Ассоциации российско-армянского делового сотрудничества (АРАДЕС) Игоря Арушанова, забрать стоявший под письменным столом портфель. Тот так и сделал, решив, что в портфеле находится один из сувениров, которыми они обменялись в ходе встречи. Чахмахчян утверждал, что сам он “к тому портфелю не притрагивался и о его содержимом не знал”. На выходе из офиса их задержали сотрудники ФСБ. “Причину задержания мне не назвали, требование об освобождении и доводы, что я являюсь членом Совета федерации, во внимание не принимались, – заявил Чахмахчян. – Оперативные сотрудники вели себя грубо, цинично, применяли физическое насилие, пренебрежительно относились ко мне, в том числе допуская высказывания националистического характера”. (Коммерсант, 5 июня 2006)
Через два с половиной часа Чахмахчяна с извинениями отпустили. Арушанова поместили в СИЗО “только лишь за то, что он прикоснулся к тому портфелю”. В тот же день был вызван в Генпрокуратуру и задержан зять Чахмахчяна помощника аудитора Счетной палаты (СП) Армен Оганесян.
Источники в ФСБ сообщили, что в кейсе было найдено 30 пачек по $10 тыс., помеченных специальной пачкающей краской. По словам оперативников, это была лишь часть взятки в $1,5 млн, а оставшаяся сумма должна была быть перечислена на банковский счет. Кто именно выступал взяткодателем, спецслужбы скрывали, намекая лишь, что проверяли информацию “о взятках, взимаемых крупными чиновниками, за исключение фактов из материалов проверок Счетной палаты” (СП). (Коммерсант, 5 июня 2006)
5 июня 2006 г. председатель СП Сергей Степашин сообщил, что три недели назад к нему обратился Плешаков “в связи с проверкой, проводимой в компании Счетной палатой”. Он был не согласен с выводами СП о необходимости уплатить в бюджет 14 млрд руб. за растаможивание иностранных самолетов. Тогда же Плешаков сообщил главе СП, что его подчиненным поступило предложение “от посредников” изменить акт и отчет СП и не дать хода этим материалам в прокуратуру. За это просили $3 млн (впоследствии сумма была снижена до $1,5 млн). По версии обвинения, “нужным человеком” оказался Чахмахчян, который за взятку в $1,5 млн пообещал с помощью Оганесяна, снять претензии к “Трансаэро”. (Ъ, 13 декабря 2006)
Степашин обратился к директору ФСБ Николаю Патрушеву, и в его ведомстве была спланирована и осуществлена спецоперация. О ней, по словам Степашина, были заранее оповещены Путин, Грызлов и Миронов. “Никакой провокации здесь не было. Это активная работа органов ФСБ”. (Коммерсант, 6 июня 2006)
5 июня 2006 г. Миронов направил представление в народный хурал Калмыкии о досрочном прекращении полномочий Чахмахчяна. Илюмжинов заявил, что “в сложившейся ситуации” парламент республики должен удовлетворить представление и отправить Чахмахчяна в отставку. И лишь затем, по словам Илюмжинова, “судебные органы будут решать, виновен человек или нет”. (Коммерсант, 6 июня 2006)
6 июня 2006 г. исполняющий обязанности генпрокурора России Юрий Бирюков обратился к председателю Верховного суда России Вячеславу Лебедеву с представлением, в котором просил дать заключение о наличии в действиях Чахмахчяна признаков преступления по статье 159 части 4 УК (“Mошенничество, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере”). (Интерфакс, 6 июня 2006)
9 июня 2006 г. Народный хурал Калмыкии отозвал Чахмахчяна из СФ.
16 июня 2006 г. стало известно о беспрецедентном решении Верховного суда, разрешившего прослушивание телефонных переговоров Чахмахчяна до снятия с него депутатского иммунитета. Адвокат Чахмахчяна Борис Кузнецов подал кассационную жалобу на это решение и сказал, что “Генпрокуратура и ФСБ обходятся с Конституцией и федеральными законами как с рулоном туалетной бумаги”. (Коммерсант, 17 июня 2006)
В Верховном суде сообщили, что, санкционируя прослушивание Чахмачяна, судья сослался на ст. 450 ч. 5 УПК, в которой говорится, что если в отношении неприкасаемого лица еще не возбуждено уголовное дело, то следственные и “иные процессуальные” действия в отношении него производятся с согласия суда, в отношении члена Совета федерации – с согласия Верховного суда. Однако адвокат Кузнецов посчитал, что оперативно-розыскная деятельность спецслужб не относится к “иным процессуальным действиям”. (Коммерсант, 17 июня 2006 )
23 июня 2006 г. СФ прекратил полномочия Чахмачяна.
В течение последующих месяцев суд 14 раз переносил рассмотрение вопроса о наличии в действиях Чахмахчяна состава преступления в связи с болезнью подозреваемого.
8 декабря 2006 г. Верховный суд дал согласие на привлечение Чахмахчяна к уголовной ответственности, удовлетворив ходатайство Генпрокуратуры, и признал, что в действиях Чахмахчяна присутствует состав преступления. Суд рассматривал дело в больнице, где лечился Чахмахчян. Он заявил, что не вымогал взятки и не мошенничал, а лишь вел с Плешаковым переговоры об увеличении за счет самолетов “Трансаэро” количества авиарейсов между Москвой и Ереваном. (РИА Новости, 8 декабря 2006 )
1 февраля 2007 г. был задержан и доставлен в Генпрокуратуру, но, как сообщил его адвокат Борис Кузнецов , отказался давать показания, мотивировав свое решение депутатской неприкосновенностью. “Постановление Верховного суда о привлечении Чахмахчяна к уголовной ответственности пока не вступило в законную силу, следовательно, он еще обладает неприкосновенностью”, – сказал адвокат. (РИА Новости, 1 февраля 2007 )
В тот же день Басманный суд Москвы санкционировал арест Чахмачяна.
8 февраля 2007 г. ему были предъявлены обвинения. По версии следствия, он входил в организованную преступную группу, вымогавшую $1,5 млн у Плешакова, из которых сам Чахмахчян получил $300 тыс.
Следствие сообщило, что оно установило, что в мошенническом хищении $300 тыс. у Плешакова участвовали шесть человек. Началось все с того, что в апреле 2006 года руководитель отдела информтехнологий “Трансаэро” Дмитрий Тюрин привел к Плешакову некоего Максима. Тот предложил за $3 млн “решить вопрос” об исключении из готовящегося акта проверки Счетной палаты упоминание о том, что “Трансаэро” должно заплатить в госбюджет порядка $300 млн ввозных таможенных пошлин за 17 самолетов иностранного производства. (Ъ, 20 февраля 2007)
Затем тот же Тюрин привел к шефу “знакомого предпринимателя” Александра Стульбу, с которым, по словам Плешакова, они “сговорились на $1,5 млн”. В свою очередь, Стульба познакомил Плешакова с ключевой фигурой в сделке – Чахмахчяном. Плешаков и Чахмахчян встречались впоследствии два раза – в ресторане “Пушкин” и в кабинете у Плешакова. По версии прокуратуры, они якобы договорились, что $300 тыс. Чахмахчян получит наличными, а остальные $1,2 млн будут перечислены “Трансаэро” на счета двух указанных им компаний по фиктивному договору о проведении возглавляемой Чахмахчяном Ассоциацией российско-армянского делового сотрудничества (АРАДЕС) рекламной кампании будущих полетов “Трансаэро” в Ереван. (Ъ, 20 февраля 2007)
В Генпрокуратуре считали, что в регистрации двух фирм-однодневок по утерянному паспорту на имя гражданина Ткаченко участвовали зять Чахмахчяна Армен Оганесян и главбух АРАДЕС Игорь Арушанов. По версии прокуратуры, предъявившей обоим обвинения в рамках дела о хищении $300 тыс., они купили паспорт на Черкизовском рынке в Москве. (Ъ, 20 февраля 2007)
Никто из обвиняемых, за исключением Тюрина, не признал свою вину в мошенническом хищении. Посредник Стульба и вовсе подался в бега и был объявлен в розыск. (Ъ, 20 февраля 2007 )
6 марта 2007 г. Верховный суд России признал законным привлечение Чахмахчяна к уголовной ответственности. (РИА Новости, 6 марта 2007 )
19 июля 2007 г. прокуратура передала дело Чахмачяна в Верховный суд РФ.
10 августа 2007 г. Верховный суд вернул в Генпрокуратуру дело Чахмахчяна, удовлетворив ходатайство защиты о возврате дела для устранения недостатков в обвинительном заключении. (РИА Новости, 10 августа 2007 )
4 октября 2007 г. адвокат Валентина Сизова сообщила, что дело Чахмахчяна передано в Мосгорсуд. Таким образом, Верховный суд удовлетворил протест Генпрокуратуры на возврат дела следствию. Защитница пояснила, что суд решил, что дело должен рассматривать обычный, а не Верховный суд. По ее словам, Мосгорсуд должен определить подсудность уголовного дела Чахмахчяна. Сизова уточнила, что в случае если с дела не снимут гриф “секретно”, оно будет рассматриваться по существу именно Мосгорсудом. Если же дело перестанет быть секретным, то его рассмотрит один из районных судов столицы. “Это совершенно неожиданный поворот, который нас не удовлетворяет, и мы считаем, что это нарушает права нашего подзащитного”, – сказала Сизова. (РИА Новости, 4 октября 2007)
14 января 2008 г. “Ъ” сообщил, что Чахмахчян направил открытое письмо членам СФ и депутатам Госдумы. “Кому-то выгодно убедить общественность, будто Чахмахчян получил от Плешакова дипломат с деньгами и на выходе из офиса был задержан… Ни я, ни сотрудник АРАДЕС (Арушанов.- “Ъ”), также присутствовавший на встрече не только не выносили портфель с деньгами, но и не имеем к нему никакого отношения… Поэтому и демонстрируют по телевидению отдельно видеокадры: это Чахмахчян, а это портфель с деньгами. Умалчивая при этом, что дактилоскопическая экспертиза ни на портфеле, ни на деньгах не обнаружила отпечатков пальцев — ни моих, ни сотрудника ассоциации. Деньги поднес к видеокамерам кто-то другой…” (Ъ, 14 января 2008)
Чахмахчян также сообщил, что его общение с Плешаковым было вызвано его желанием помочь ему в ответ на его просьбу в проблемах со Счетной палатой, выявившей “недоплату авиакомпанией “Трансаэро” в бюджет страны миллиардов рублей”. Чахмахчян выразил в открытом письме возмущение тем, что его дело рассматривает не Верховный, а городской суд, по его мнению, это “прецедент, позволяющий при необходимости фактически ликвидировать институт неприкосновенности”. (Ъ, 14 января 2008)
11 февраля 2008 г. Мосгорсуд удовлетворил ходатайство гособвинителя о переносе процесса по делу Чахмахчяна в Лефортовское СИЗО. Гособвинитель Сергей Дубинский мотивировал свое ходатайство тем, что обвиняемый слишком часто жалуется на высокое артериальное давление и заявляет о невозможности дальнейшего участия в суде. Несколько раз Чахмахчяну по его просьбе вызывали в суд скорую помощь, которая, по словам его брата Рубена, фиксировала у него нижний показатель давления до 140 мм рт. ст. Однако прокурор посчтиал, что обвиняемый симулирует обострение гипертонии, намеренно отказываясь принимать прописанные ему таблетки. (Ъ, 12 февраля 2008)
28 февраля 2008 г. адвокат Садуков сообщил, что Чахмахчян переведен из Лефортова в “Матросскую Тишину” в связи с обнаружением у него гипертонической болезни второй степени, поскольку там есть медицинский стационар, а в Лефортове нет. (РИА Новости, 28 февраля 2008)
17 июля 2008 г. Чахмахчян был приговорен к девяти годам колонии общего режима, Оганесян и Арушанов соответственно к восьми и семи годам. Чахмахчян успел прокричать судье: “Оборотень в мантии!”, а журналистам сказать, что всех троих осужденных преследуют “за армянскую национальность”, после чего троих приговоренных быстро увели в конвойное помещение. (Коммерсант, 18 июля 2008)
20 ноября 2008 Верховный суд РФ рассмотрел кассационную жалобу на приговор Мосгорсуда. ВС переквалифицировал действия осужденных на ч. 3 ст. 30 и ст. 159 УК РФ “Покушение на мошенничество”, а также исключил из мотивировочной части приговора фразу о том, что Чахмахчян совершил преступление, используя свое служебное положение. Всем осужденным были снижены сроки заключения: Чахмахчяну – до семи с половиной лет колонии общего режима, Оганесяну – до семи лет, Арушанову – до шести с половиной лет.
13 мая 2011 стало известно, что Чахмахчян условно-досрочно вышел на свободу. По словам его защитников, он по-прежнему не признавал своей вины, считая себя жертвой оговора. (Коммерсант, 14 мая 2011)
Жена Гаянэ. Поженились в 1977 г. Две дочери и внучка (2002 г.р.). Дочь Элина окончила Московский государственный лингвистический университет. Младшая дочь Диана учится на филологическом факультете МГУ (на 2002 г.).