ЦВЕТКОВ Валентин Иванович
(1948-2002)
Губернатор Магаданской области (1996-2002),
член Совета Федерации (1996-2000),
депутат Государственной Думы РФ второго созыва (1995-96),
депутат Совета Федерации РФ первого созыва (1993-96)
Убит 18 октября 2002 г. в Москве на Новом Арбате.
Валентин Цветков родился 27 августа 1948, русский. С 5-ти летнего возраста живет в Магаданской области.
В 1974 году окончил Запорожский машиностроительный институт.
В 1974-1980 гг. – мастер, старший мастер, начальник цеха, начальник отдела Магаданского ремонтно-механического завода.
В 1980-1983 гг. – заместитель директора Магаданского деревообрабатывающего комбината.
В 1983-1986 гг.- заместитель директора, директор предприятия “Магаданнеруд”. С 1986 по 1994 год – генеральный директор АО “Магаданнеруд”.
В 1990 году КГБ СССР было возбуждено уголовное дело о промышленной контабанде против СП “Спарк”, директором которого был Цветков. 17 апреля 1991 дело было прекращено “за отсутствием состава преступления”.
12 декабря 1993 был избран депутатом Совета Федерации по Магаданскому двухмандатному избирательному округу №49, был выдвинут группой избирателей. На выборах Цветков набрал наибольшее количество голосов – 28,63%, опередив главного инженера объединения “Магаданпромстрой” Михаила Шляпина – 26%, также избранного депутатом Совета Федерации.
В 1993-1996 гг. – депутат Совета Федерации, член депутатского объединения “Конструктивное сотрудничество”. С января по 27 апреля 1994 – заместитель председателя Комитета СФ по бюджету, финансовому, валютному и кредитному регулированию, денежной эмиссии, налоговой политике и таможенному регулированию. С 27 апреля 1994 по декабрь 1995 года – председатель Комитета СФ по делам Севера и малочисленных народов.
В 1995 году выдвигался независимым кандидатом в депутаты Государственной Думы РФ второго созыва по одномандатному Магаданскому округу №103. Также был включен в список избирательного объединения “Стабильная Россия” (№5 в списке) и в список избирательного объединения “Федерально-демократического движения “Россия” (ФДДР), выбыл из списков до их регистрации.
17 декабря 1995 был избран депутатом Государственнной Думы РФ второго созыва по Магаданскому избирательному округу №103, получив на выборах 41,8% голосов (в некоторых районах области за него проголосовало до 62%). В Государственной Думе РФ второго созыва входил в депутатскую группу “Российские регионы”. С марта по ноябрь 1996 года – член Комитета Государственной Думы по природным ресурсам и природопользованию.
В январе 1996 года объявил о своем намерении баллотироваться на пост губернатора Магаданской области.
3 ноября 1996 был избран губернатором Магаданской области, получив на выборах 45% голосов избирателей (основной соперник, действовавший глава администрации Магаданской области Виктор Михайлов – 41%).
В январе 1997 получил полномочия члена Совета Федерации, 23 января 1997 вошел в состав Комитета СФ по делам Севера и малочисленных народов. В 1998 году был избран заместителем председателя Комитета. 3 декабря 1997 вошел в состав Комиссии СФ по регламенту и парламентсим процедурам.
16 апреля 1997 вошел в состав Комиссии при Президенте РФ по взаимодействию федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов РФ при проведении конституционно-правовой реформы в субъектах РФ.
Оказывает финансовую поддержку газете “Магаданская правда” и одной из двух магаданских негосударственных эфирных студий.
В СФ 18 февраля 1998 голосовал против продажи земли.
В феврале 1999 года подписал “Обращение к российской общественности” с призывом к созданию избирательного блока за “равные права регионов” (“Голос России”, “губернаторский блок”).
В марте 1999 года стал инициатором законопроекта “Об отзыве губернатора Магаданской области”.
27 сентября 1999 подписал заявление 32-х руководителей регионов в поддержку на парламентских выборах блока “Единство” (лидер – Сергей Шойгу).
27 февраля 2000 на учредительном съезде Общероссийского политического общественного движения (ОПОД) “Единство” был избран членом политсовета ОПОД “Единство”.
В сентябре 2000 года был выдвинут избирателями кандидатом на пост губернатора Магаданской области на выборах 5 ноября 2000.
4 ноября 2000 Магаданский областной суд слушал иск группы избирателей о снятии В.Цветкова с регистрации кандидатом в губернаторы в связи с нарушениями в ходе предвыборной агитации; иск был отклонен.
5 ноября 2000 был вновь избран губернатором, получив около 63% голосов избирателей (ближайший соперник Владимир Буткеев – 14%). На выборах поддерживался партией “Единство”.
В ноябре 2000 года сложил с себя полномочия члена Совета Федерации (прекращены 20 декабря 2000).
В конце декабря 2000 года вместе с губернаторами Дальнего Востока обратился с письмом к президенту Путину с просьбой “остановить введение аукционной формы реализации водных биологических ресурсов”.
В январе 2001 года обратился в суд с иском о защите чести и достоинства к своему сопернику на выборах ладимиру Буткееву и ООО “Информагентство ВС”. Во время избирательной кампании Буткеев утверждал, что доходы от рыбодобычи распределяются между чиновниками администрации. В феврале 2001 года Владимир Буткеев обратился в суд со встречным иском о защите чести и достоинства к Валентину Цветкову.
В сентябре 2001 года был включен в состав президиума Государственного Совета РФ.
1 декабря 2001 г. на учредительном съезде Всероссийской партии “Единство и Отечество ” был избран членом Высшего совета партии, состоящего из 18 человек.
Утром 18 октября 2002 г. Цветков был убит в Москве на Новом Арбате выстрелом в голову из пистолета с глушителем.
Похоронен 22 октября 2002 г. на Ваганьковском кладбище в Москве.
22 января 2003 г. глава УВД Магаданской области Юрий Горлов заявил, что установлены лица подозреваемые в убийстве Цветкова. Горлов рассказал, что все подозреваемые находятся в федеральном розыске. Двое из них ранее проживали в Магаданской области. В рамках следствия, по словам Горлова, была “проверена деятельность многих крупных золотодобывающих предприятий Колымы, законность проведения тендеров на закупку и доставку топлива, а также схема распределения квот на морской промысел”. Главной версией был так называемый “золотой кредит”, выданный правительством России администрации Магаданской области в 1995 г. Время кредита давно истекло, а сотни миллионов долларов не были возвращены в федеральный бюджет и продолжали использоваться в коммерческих целях. Цветков предпринимал активные попытки по возврату компаниями Колымы правительственного кредита. В ходе следствия серьезное внимание было обращено и на другие сферы экономики Колымы. В том числе – морской промысел, контрабанда уловов за рубеж, а также использование средств федерального бюджета на “северный завоз”. (Коммерсант.ру, 22 января 2003)
17 марта 2003 г. заместитель генерального прокурора России Владимир Колесников заявил, что в действиях Цветкова следствие усматривает “элементы злоупотреблений” в рыбной отрасли. За несколько дней до этого заявления была арестована бывший советник Цветкова Виктория Тихачева.
25 марта 2003 г. был взят под стражу первый зампред Госкомрыболовства Юрий Москальцов по подозрению в превышении должностных полномочий с причинением тяжких последствий, а также в хищении чужого имущества. Ранее прокуратура Москвы арестовала по делу о злоупотреблениях в Госкомрыболовстве директора магаданского НИИ океанографии и рыбного хозяйства Александра Рогатных и бывшего советника Цветкова Викторию Тихачеву.
По версии следствия, участники группы, используя свои должности и общественное положение, “ввели в заблуждение членов правительства России” и получили право на бесплатный вылов в северной части Охотского моря особо ценных, так называемых “валютных” биоресурсов: синего краба, краба-стригуна опилио и трубача. Инициировал махинацию ученый Рогатных, запросивший бесплатную квоту для научных целей своего НИИРО. Учитывая, что пробить разрешение, которое требовало согласования в магаданской обладминистрации, Госкомрыболовстве, Минприроды и правительстве России, ученый самостоятельно не мог, к делу подключились Цветков со своей общественной помощницей Тихачевой и Москальцов. По версии следствия – не безвозмездно. (Коммерсант, 27 марта 2003)
Каждый из троих имел интересы в крупных рыбодобывающих предприятиях: Цветков контролировал созданный им при обладминистрации ГУП по добыче и переработке рыбопродуктов, Виктория Тихачева была владельцем “Магаданрыбфлота”, а Москальцов – совладельцем “Дальрыбы”. В итоге, когда квоты были получены, все три предприятия приняли участие в добыче краба и его последующей реализации за границу. С сентября по декабрь 2002 года им удалось выловить 2200 т морепродуктов и реализовать их. Таким образом, как посчитало следствие, участники преступной группы похитили у государства биоресурсов на $6 млн. (Коммерсант, 26 марта 2003)
24 декабря 2003 г. прокуратура Москвы завершила расследование “крабового”дела, передав его в Московский городской суд. По данным прокуратуры Магаданской области, следствием было заявлено, что преступной группой, в которую входил Москальцов, Рогатных и Тихачева, было совершено хищение ценных видов биоресурсов на сумму более 1 миллиарда рублей. Им было предъявлено обвинение по статье 159 ч.3 УК РФ – мошенничество в особо крупных размерах, совершенное группой лиц. Москальцову вменено также злоупотребление должностными полномочиями – статья 285 ч.3 УК РФ.
29 января 2004 г. было оглашено обвинительное заключение в котором утверждалось, что авторами аферы были сам Цветков и его советник Виктория Тихачева. Афера была проведена благодаря попустительству Москальцова. Несмотря на то, что обвинения им были предъявлены, не был дан ответ на главный вопрос: куда девались украденные, по версии обвинения, миллионы. Исходя из ответа на этот вопрос, ход дела был изменен из-за появившихся новых подробностей. Следствием было заявлено, что реализацией добытых ресурсов занималась не Тихачева, а предприятие ФГУП МПДПМ. И деньги переводились на его счет. Тихачева много раз подавала иски в арбитражный суд Магаданской области, в которых требовала от ФГУП выплатить ей 3 миллиона долларов за участие в путине. На заседании суда Тихачева и все обвиняемые заявили, что они сами стали жертвами аферы. Если бы суд принял бы эти заявления к сведению, то никакого мошенничества и не было. Просто государство переложило свои деньги из одного кармана в другой: одно госпредприятие (ФГУП МПДПМ) украло крабов у другого госпредприятия (Магдан НИРО). Суд потребовал дополнительные материалы об исках Тихачевой. (Коммерсантъ, 30 января 2004)
13 апреля 2004 г. Мосгорсуд вынес приговор по делу Цветкова. Его убийц так и не нашли, но в ходе расследования прокуратура вышла на злоупотребления в рыбной отрасли. Следствием было установлено, что Цветков выбивал в правительстве завышенные квоты на вылов крабов. Однако виновным Цветков признан не был. В приговоре говорилось, что он действовал “из ложного понимания интересов Магаданской области”. Москальцов и Тихачева были приговорены к четырем годам лишения свободы, Рогатных – к трем. (КП, 14 апреля 2004)
В апреле и июле 2003 года задержали предполагаемых организаторов убийства Цветкова – Артура Анисимова и Сергея Филипенко, по данным следствия, “крышевавших” рыболовецкие предприятия на Дальнем Востоке. Тогда же в розыск были объявлены еще семь предполагаемых участников преступления, в том числе киллер и его пособники, осуществлявшие слежку за губернатором, достававшие оружие, подвозившие убийцу к месту совершения преступления и обеспечивавшие его отход. (Коммерсант, 30 декабря 2004)
Одним из помощников исполнителя убийства считался Масис Ахунц, заочную санкцию на арест которого суд выдал в мае 2003. В декабре 2004 сотрудникам оперативно-разыскного отдела МУРа через свои источники в криминальной среде удалось выяснить адрес во Владивостоке, по которому мог скрываться Ахунц. Опасаясь возможной утечки информации, московские сыщики вылетели в столицу Приморья, где и задержали подозреваемого в причастности к убийству. (Коммерсант, 30 декабря 2004)
29 декабря 2004 в Генпрокуратуре сообщили, что Ахунц этапирован в Москву, где ему было предъявлено обвинение. (Коммерсант, 30 декабря 2004)
Что касается ранее арестованных по делу об убийстве Анисимова и Филипенко, то по истечении сроков их содержания под стражей Филипенко был освобожден под подписку, а Анисимов предстал перед судом за другое преступление – мошенничество. (Коммерсант, 30 декабря 2004)
12 июля 2006 МВД Испании сообщило об аресте двух граждан России по обвинению в убийстве Цветкова – Александра Захарова и Мартина Бабакехяна. Они проживали по фальшивым документам, говорилось в сообщении Главного управления полиции: “Арестованные жили в курортном поселке Баиа-де-Марбелья в муниципальном округе Марбелья на южном побережье Испании в двух роскошных виллах на расстоянии 300 метров друг от друга. Они вели скромный образ жизни, и местные жители считали их обычными людьми”. В сообщении также говорилось, что при обыске у задержанных “были изъяты документы подлинные”. (РИА Новости, 12 июля 2006 )
26 сентября 2006 г. Совет министров Испании поддержал просьбу российской стороны об экстрадиции Захарова и Бабакехяна.
17 августа 2007 г. Захаров был доставлен в Москву.
В январе 2008 г. в Москву был доставлен Бабакехян.
23 сентября 2009 в Мосгорсуде начался процесс с участием присяжных по делу об убийстве Цветкова. (Коммерсант, 24 сентября 2009)
9 февраля 2011 завершились прения сторон. Обвинение попросило коллегию присяжных признать виновными всех пятерых подсудимых, хотя так и не смогло назвать мотив и заказчика преступления. (Коммерсант, 10 февраля 2011)
21 февраля 2011 Мартин Бабакехян и Артур Анисимов, организовавшие убийство, были приговорены к 19 годам лишения свободы каждый, их сообщник Александр Захаров, следивший за губернатором, получил 17 лет, а Масису Ахунцу, увозившему одного из исполнителей убийства с места происшествия, назначили 13,5 лет. Лишь председателя рыбколхоза “Первое мая” Александра Чернышева, обвиняемого в хищении 30 млн руб. и единственного, кто из подсудимых не был причастен к убийству, суд приговорил к трем годам условного заключения. Таким образом, суд вслед за присяжными полностью поддержал версию обвинения. (Коммерсант, 22 февраля 2011)
1 августа 2012 коллегией присяжных заседателей был вынесен обвинительный вердикт в отношении 50-летнего Владимира Голбана и 42-летнего Сергея Филиппенко, которые были признаны виновными в участии в убийстве Цветкова. При этом коллегия сочла Филлипенко заслуживающим снисхождения. (Газета.ру, 2 августа 2012)
В мае 2001 был награжден орденом “За заслуги перед Отечеством” IV степени.
Женат, один ребенок.
Выбирая между окладом члена Совета Федерации (ок. 500 тыс. руб.) и зарплатой, равной его среднему заработку на предыдущем месте работы за последний квартал, Цветков выбрал последнее. Он попросил впредь выплачивать ему 5 983 333 руб. ежемесячно.
Сегодня, 03.06.94.