МОСКАЛЬЦОВ Юрий Иванович

МОСКАЛЬЦОВ Юрий Иванович
Президент ОАО “Дальрыба”,
бывший заместитель председателя Государственного комитета РФ по рыболовству

 Юрий Москальцов родился 17 ноября 1941 года в Астраханской области.
    В 1960 году окончил Астраханский рыбопромышленный техникум. В 1968 году окончил Дальневосточный технический институт рыбной промышленности и хозяйства по специальности “промышленное рыболовство”.
    С 1960 по 1961 год работал мастером добычи рыбы Управления тралового флота “Сахалинрыбпрома” (г. Невельск). В 1961-1964 гг. – младший научный сотрудник Сахалинского отделения Тихоокеанского НИИ.
     В 1964-1971 гг. – флагманский инженер добычи, начальник экспедиции, заместитель начальника отдела добычи Сахалинского облрыбколхозсоюза (г. Южно-Сахалинск).  
    С 1971 по 1975 год занимал пост заместителя начальника Управления морского рыболовного и зверобойного флота “Сахалинрыбпрома” ГУ “Дальрыба” (г. Холмск).
     С 1975 года – заместитель начальника управления “Сахалинрыбпром”. С 1977 года – заместитель, с 1978 года –  первый заместитель, с 1980 года – генеральный директор ПО “Сахалинрыбпром” Всесоюзного рыбопромышленного объединения “Дальрыба”
(г. Южно-Сахалинск).
    С 1982 года – первый заместитель начальника, с 1987 года – начальник объединения “Дальрыба”.
    С 1990 года – генеральный директор компании АООТ “Дальрыба”.
    С 1993 года – президент объединения акционерных обществ и предприятий рыбной промышленности Дальнего Востока.
    С 1995 года – член Совета директоров ОАО “Дальрыббанк”. 7 июля 1999 года на заседании Наблюдательного совета был избран Председателем Совета директров ОАО АКБ “Дальрыббанк” (Владивосток). Доля в уставном фонде банка – 0,06%.
    Резко критиковал постановление правительства о введении системы платных квот на пользование морскими биоресурсами. Москальцов персонально возложил на Юрия Синельника ответственность за появление такого постановления. В интервью  “Стране.Ru” заявил: “За полтора года его работы мы не увидели профессионального отношения к рыбной отрасли. Не было ни одного результативного совещания, никакой кропотливой работы с приглашением представителей регионов”. По его словам, Госкомрыболовство при Синельнике, по его словам, утратило способность принимать по-настоящему эффективные меры по защите рыбаков. Комментируя введение аукционов по продаже рыбных квот, Москальцов также подчеркнул, что “организаторам аукционов не мешало бы прислушаться к мнению тружеников моря и уже совместно выработать безболезненные для отрасли способы выполнения этой задачи”. 
     В феврале 2001 года Евгений Наздратенко предложил кандидатуру Москальцова на пост заместителя председателя Госкомрыболовства. 5 мая 2001 года был назначен заместителем председателя Государственного комитета РФ по рыболовству. Курировал собственно вопросы рыболовства, а также деятельность Управления мореплавания, развития флота и портов.
     14 февраля 2003 г. Наздратенко был временно отстранен от должности, и Москальцов был назначен врио председателя Государственного комитета РФ по рыболовству.
     25 марта 2003 г. Москальцов был взят под стражу по подозрению в превышении должностных полномочий с причинением тяжких последствий, а также в хищении чужого имущества. Заместитель генпрокурора РФ  Владимир Колесников сказал, что по этому делу уже были арестованы три человека. Ранее прокуратура Москвы арестовала по делу о злоупотреблениях в Госкомрыболовстве директора магаданского НИИ океанографии и рыбного хозяйства Александра Рогатных и бывшего советника магаданского губернатора Валентина Цветкова Викторию Тихачеву.
        По версии следствия, участники группы, используя свои должности и общественное положение, “ввели в заблуждение членов правительства России” и получили право на бесплатный вылов в северной части Охотского моря особо ценных, так называемых “валютных” биоресурсов: синего краба, краба-стригуна опилио и трубача. (В этой части моря промысел не велся, и целью вылова по научным квотам было доказательство того, что и здесь можно вести промысел ценных морепродуктов). Инициировал махинацию ученый Рогатных, запросивший бесплатную квоту для научных целей своего НИИРО. Учитывая, что пробить разрешение, которое требовало согласования в магаданской обладминистрации, Госкомрыболовстве, Минприроды и правительстве России, ученый самостоятельно не мог, к делу подключились Цветков со своей общественной помощницей Тихачевой и Москальцов. По версии следствия – не безвозмездно. (Коммерсант, 27 марта 2003)
      Каждый из троих имел интересы в крупных рыбодобывающих предприятиях: Цветков контролировал созданный им при обладминистрации ГУП по добыче и переработке рыбопродуктов, Виктория Тихачева была владельцем “Магаданрыбфлота”, а Москальцов – совладельцем “Дальрыбы”. В итоге, когда квоты были получены, все три предприятия приняли участие в добыче краба и его последующей реализации за границу. С сентября по декабрь 2002 года им удалось выловить 2200 т морепродуктов и реализовать их. Таким образом, как посчитало следствие, участники преступной группы похитили у государства биоресурсов на $6 млн. (Коммерсантъ, 26 марта 2003 ) Причем ловили не там, где планировалось, а в обычных местах промысла. (Деньги, 14 апреля 2003 )
      Вина Москальцова, как считали в прокуратуре, усугублялась тем, что он был единственным действующим высокопоставленным чиновником в группе, поэтому ему было предъявлено обвинение не только в мошенничестве, но и в злоупотреблении должностными полномочиями. Именно он, по версии следствия, согласовал запрос о выделении квот в Госкомрыболовстве, присвоил бумаге несуществующий регистрационный номер своего ведомства и обеспечил ей дальнейший ход через Минприроды в правительство. В качестве “оплаты” за услуги Москоальцова “Дальрыбе” разрешили выловить и продать значительную часть краба и трубача, определенного научной квотой, с чего Москальцов, владеющий 40% акции компании, получил дивиденды. (Коммерсантъ, 27 марта 2003 )
       27 марта 2003 г. прокуратура предъявила Москальцову обвинение в злоупотреблении должностными полномочиями и хищении путем мошенничества на сумму более $6 млн. После этого он был выпущен под подписку о невыезде.    
       23 июня 2003 г. премьер-министр Михаил Касьянов подписал распоряжение об освобождении Москальцова от должности заместителя председателя Государственного комитета по рыболовству “в связи с достижением им предельного возраста, установленного для замещения государственной должности государственной службы”. 
    С 2003 – президент объединения акционерных обществ “Дальрыба”.
     24 декабря 2003 прокуратура Москвы завершила расследование дела, передав его в Московский городской суд. В ходе расследования, было доказано, что  преступной группой, в которую входил Москальцов, было совершено хищение ценных видов биоресурсов на сумму более 1 миллиарда рублей. Группе было предъявлено обвинение  по статье 159 ч.3 УК РФ – мошенничество в особо крупных размерах, совершенное группой лиц. Москальцову вменено также злоупотребление должностными полномочиями – статья 285 ч.3 УК РФ.   (REGIОNS, 24 декабря 2003
     29 января 2004 было оглашено обвинительное заключение, в котором утверждалось, что авторами аферы были  Цветков и его советник Виктория Тихачева. Афера была проведена благодаря попустительству Москальцова. Несмотря на то, что обвинения им были предъявлены, не был дан ответ на главный вопрос: куда девались украденные, по версии обвинения, миллионы.  Исходя из ответа на этот вопрос, ход дела был изменен  из-за появившихся новых подробностей. Следствием было заявлено, что реализацией добытых ресурсов занималась не Тихачева, а предприятие ФГУП МПДПМ. И деньги переводились на его счет. Тихачева много раз подавала иски в арбитражный суд Магаданской области, в которых требовала  от ФГУП выплатить ей 3 миллиона долларов за участие в путине. На заседании суда Тихачева и все обвиняемые заявили, что они сами стали жертвами аферы. Если бы суд принял бы эти заявления к сведению, то никакого мошенничества и не было. Просто государство переложило свои деньги из одного кармана в другой:  одно госпредприятие (ФГУП МПДПМ) украло крабов у другого госпредприятия (Магдан НИРО). Суд потребовал дополнительные материалы об исках Тихачевой. (Коммерсантъ, 30 января 2004)
     13 апреля 2004 г. Мосгорсуд приговорил  Москальцова к четырем годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. Суд признал его виновным в мошенничестве в особо крупных размерах (часть 2 статьи 159 УК России) и злоупотреблении должностными полномочиями (часть 3 статьи 285 УК России). Тихачева была приговорена к четырем годам лишения свободы, Рогатных – к трем. Убийц Цветкова так и не нашли. (Газета. Ru, 14 апреля 2004)
     27 апреля 2004 г. адвокаты Москальцова, Тихачевой, Олейника и Рогатных   опротестовали приговор Мосгорсуда. (РИА “Новости”, 27 апреля 2004)
     24 августа 2004 г. Верховный суд России отменил приговор Мосгорсуда, освободил из-под стражи Москальцова и Тихачеву,  изменив им наказание на условный срок и оправдав Рогатных. (Коммерсант, 2 февраля 2005)

С 2006 года – вице-президент Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров.


На 2012 – президент “Дальрыбы”. Гендиректор – его сын Вячеслав.
     
     
    Награжден орденами Трудового Красного Знамени и Дружбы Народов, двумя медалями.
    Женат. Сын и дочь.