УМАРОВ Доку Хаматович

УМАРОВ Доку Хаматович
(1964-2014)
Один из лидеров чеченских сепаратистов,
бывший президент Чеченской республики Ичкерия (ЧРИ)


8 апреля 2014 директор ФСБ Бортников заявил, что в первом квартале 2014 Умаров был убит. По другим данным, погиб в сентябре 2013.
   
Доку Умаров родился 13 апреля 1964 в селении Харсеной Шатойского района Чечено-Ингушской АССР.
    “Коммерсант” писал, что, по данным СМИ, в 1980-х был осужден за убийство по неосторожности. (Коммерсант, 19 июня 2006)
     В июле 1992 был объявлен ГУВД Тюменской области  в федеральный розыск по обвинению в умышленном убийстве двух человек в поселке Патрушево.
     В конце 1994 возглавил один из отрядов чеченских сепаратистов, участвовал в боевых действиях против российских войск. 
     К 1996 получил звание бригадного генерала армии Ичкерии. 
     С конца 1996 вместе с полевым командиром Арби Бараевым занимался похищениями людей с целью выкупа. 
     1 июня 1997 указом президента ЧРИ Аслана Масхадова был назначен секретарем совета безопасности Чечни. 
     С ноября 1997 одновременно возглавлял штаб по координации борьбы с преступностью. 
     В 1998 указом Масхадова был снят со всех постов за причастность к похищениям людей и нападение на сотрудников прокуратуры Ичкерии. 
     В ответ Умаров пригрозил расстрелять Масхадова, если тот пойдет на переговоры с российским руководством. 
     С началом второй чеченской войны в 1999 активно участвовал в боевых действиях. 
     Публично обещал “расстрелять Аслана Масхадова, если тот пойдет на переговоры с Москвой”. 
     27 марта 2000 командование объединенной группировки войск на Северном Кавказе объявило о гибели Умарова в бою в Ножай-Юртовском районе Чечни. Однако Умаров не погиб и в августе 2002 приказом Масхадова был назначен командующим “Западным фронтом”. 
     Провел ряд громких акций: захват ряда населенных пунктов в Веденском и Урус-Мартановском районах (август 2002); похищение сотрудников чеченской прокуратуры Надежды Погосовой и Алексея Климова (декабрь 2002); взрывы зданий УФСБ Ингушетии в Магасе и электрички в Кисловодске (сентябрь 2003). 
     В марте 2004 объявил себя преемником убитого Руслана Гелаева и взял под контроль отряды боевиков в Ачхой-Мартановском, Урус-Мартановском и Шатойском районах. 
     Спецслужбы России считали его причастным к нападению боевиков на Ингушетию в июне 2004 года, к нападению на Грозный в августе того же года.
     В августе 2004 указом  Масхадова был назначен министром госбезопасности Ичкерии. 
     По данным спецслужб, был одним из организаторов рейда боевиков в Ингушетию 22 июня и вылазки в Грозном 21 августа 2004.
     1 сентября 2004 группа террористов захватила школу в североосетинском городе Беслане, взяв в заложники около 350 человек, в том числе множество детей. В тот же день официальный представитель Масхадова Ахмед Закаев заявил, что Масхадов не причастен к событиям в Северной Осетии. 
     2 сентября 2004 “Известия” сообщили, что, по их информации, группой командовал именно Умаров. Его опознал по фото один из школьников, которому удалось убежать во время захвата. (Известия, 2 сентября 2004) Однако позднее выяснилось, что среди убитых 3 сентября 2004 бандитов Умарова не было.
     13 октября 2004 бойцы чеченского ОМОНа в Грозном поймали личного телохранителя Умарова Турпала Татаева и двух боевиков из его группы. Омоновцы сказали, что правоохранительные органы должны вскоре обезвредить и самого Умарова: боевики, рассчитывая на то, что им сохранят жизнь, активно сотрудничали со следствием. (Коммерсант, 14 октября 2004)
     16 марта 2005 сайт чеченских сепаратистов сообщил, что федеральные власти задержали родственников Умарова. По их данным, был задержан брат Умарова Руслан, который содержался на военной базе в Ханкале и подвергался пыткам, а также двоюродный брат Заурбек Умаров и дальний родственник Роман Атаев. (Газета.ру, 16 марта 2005)
     16 апреля 2005 ФСБ провела неудачную операцию по захвату Умарова в одной из многоэтажек Грозного. 
     В ночь с 4 на 5 мая 2005, по сообщению сайта сепаратистов “Чеченпресс”, был похищен отец Умарова Хамад. 
     2 июня 2005 и.о. президента Ичкерии Абдул-Халим Сайдулаев назначил Умарова вице-президентом Ичкерии.
     В ночь на 12 августа 2005 группа неизвестных вооруженных лиц похитила в Урус-Мартане сестру Умарова 45-летнюю Наталью Хумадову. По словам ее сына, похитители были в камуфляжной форме и разговаривали друг с другом на чеченском языке. (Коммерсант, 13 августа 2005)
        13 мая 2006 МВД РФ сообщило, что в станице Асиновская в ходе специальных мероприятий был обнаружен бункер, в котором долгое время скрывался Умаров. (РИА Новости, 16 мая 2006)  
         17 июня 2006 был убит президент Ичкерии Абдул-Халим Сайдулаев. Умаров автоматически занял его место.
         10 июля 2006 был убит Шамиль Басаев .
         В августе 2006 официальным чеченским властям сдался брат Умарова Ахмед.
         18 августа 2006 председатель правительства Чечни Рамзан Кадыров сказал об Умарове: “Это террорист номер один на сегодняшней день в Чеченской Республике. Мы ищем Умарова, выходим на связь с его родственниками и ведем переговоры. И если он сам придет и сложит оружие – это для нас хорошо, поскольку у нас задача – не убивать, а сохранить человеческие жизни. Если он не сделает этого, у него дорога одна – или в тюрьму, или на тот свет”. По его словам, Умаров на август 2006 – “самый активный, ярый международный террорист, который остался у нас в республике”. (ИТАР-ТАСС, 18 августа 2006)
        2 октября 2006 стало известно, что Умаров провел масштабную реорганизацию террористического подполья на Северном Кавказе, повысив в званиях некоторых полевых командиров и перераспределив между ними зоны ответственности. По сведениям “Ъ”, приказы на этот счет были подписаны еще 24 сентября, однако на сайте боевиков их опубликовали только в начале октября. Из этих документов следовало, что Умаров впервые после смерти Басаева занялся реорганизацией подполья не только в Чечне, но и по всей России. Согласно его приказам, Северный фронт боевиков был преобразован в два новых: Северо-Восточный и Северо-Западный, а Восточный фронт стал Юго-Восточным. За административной границей Чечни появились Дагестанский, Кавказский, Поволжский и Уральский фронты. (Ъ, 2 октября 2006)
         8 октября 2006 было опубликовано заявление министра иностранных дел Ичкерии Закаева по поводу убийства журналистки Анны Политковской, в котором он “от имени Умарова, чеченского Правительства и лично от себя” высказывал решительное осуждение убийства, “преследующего цель устрашить других честных, независимых от власти журналистов России… Память о великой российской женщине, сопереживавшей трагедии чеченского народа, и сделавшей все, чтобы донести правду о ней до мирового сообщества, навсегда сохранится в наших сердцах и в свое время будет увековечена в Чеченской Республике”. (Цит. по cjes.ru, 8 октября 2006)
         23 ноября 2006 стало известно, что подразделения Министерства обороны и ФСБ  в течение трех дней проводили недалеко от чеченского райцентра Ачхой-Мартан операцию по уничтожению Умарова. Об участии в боестолкновении Умарова и его ранении заявил руководитель организации “Чеченский комитет национального спасения” Руслан Бадалов. По его данным, раненому Умарову удалось вырваться из окружения, перебраться в соседнюю Ингушетию и скрыться там. По свидетельству жителей деревни Янды-Котар, в преследовании вырвавшихся из окружения боевиков, среди которых, возможно, был и Умаров, была задействована даже авиация. (Ъ, 24 ноября 2006)
     5 марта 2007 “Эхо Москвы” сообщило, что Умаров выступил с призывом к российским мусульманам “финансировать джихад” и снабжать чеченских бандитов всем необходимым, а также помогать в лечении раненых и больных боевиков. По его словам, “ограниченность средств не позволяла осуществить желание тысяч молодых людей, которые хотели принять участие в джихаде”. (Эхо Москвы, 5 марта 2007)
     13 августа 2007 была взорвана железная дорога Москва-Петербург на перегоне Торбино -Мстинский Мост в то время, когда там проезжал скоростной поезд “Невский экспресс”. По счастливой случайности, жертв не было. Следствие решило, что  именно Умаров был заказчиком этого теракта.
     31 октября 2007 Умаров объявил о создании нового “административно-территориального образования” – Кавказского эмирата. Он призвал отказаться от употребления официальных названий регионов российского Северного Кавказа и считать эти территории одним общим “субъектом”. При этом сам Умаров, в дополнение к своим должностям “президента” Ичкерии и главнокомандующего ее “вооруженными силами”, возложил на себя обязанности “эмира моджахедов Кавказа”. (Страна.ру, 7 ноября 2007)
        Проживающий в Лондоне Ахмед Закаев, “министр иностранных дел” Ичкерии, назвал решение Умарова “должностным преступлением”. Закаев осудил его заявление и от имени “правительства” Ичкерии объявил об отказе этого “органа власти” представлять отныне Умарова в качестве лидера за пределами Чечни. “С некоторого времени у меня была информация, что он попал под влияние провокаторов, – сказал Закаев. – Могу только выразить сожаление, что враги чеченского народа смогли подтолкнуть его к попытке совершения должностного преступления”. (Страна.ру, 7 ноября 2007; Газета.ру, 1 ноября 2007)
        14 ноября 2007 Кадыров заявил: “Я настойчиво призываю Доку Умарова встать на колени и со слезами на глазах просить прощения у народа… Твои товарищи-террористы сбежали на Запад, и тебе советую так же поступить, если не хватает духа встать на колени перед народом”. Поводом для такого обращения, как пояснил сам Кадыров, стало состояние здоровья Умарова: “Я располагаю достоверными данными о том, что Умаров серьезно болен, у него во рту нет ни одного зуба, от переохлаждения гниют ноги. Зима будет холодной, он ее не переживет”,- сообщил Кадыров. (Ъ, 15 ноября 2007)
     Хорошо знающий Умарова и неоднократно во вторую чеченскую кампанию встречавшийся с ним корреспондент радио “Свобода” Андрей Бабицкий подтвердил, что у того действительно проблемы со здоровьем: “В одном боестолкновении ему осколком снесло челюсть, теперь она у него вставная. Кроме того, у него из-за подрыва на мине повреждена нога”. Правда, по словам Бабицкого, у лидеров боевиков, в частности у Умарова, есть все возможности для того, чтобы получить квалифицированную медпомощь: “Сейчас Умаров, насколько мне известно, находится не в Чечне, а в Кабардино-Балкарии. Там на базах у них есть и лекарства, и хорошие врачи”. (Ъ, 15 ноября 2007)     


4 июня 2009 чеченские власти объявили о завершении первого этапа спецоперации против боевиков, проводившейся на границе с Ингушетией. В ходе боевых действий, продолжавшихся с 16 мая, было уничтожено 22 участника незаконных вооруженных формирований и ранен Умаров, которому удалось уйти.


17 августа 2009 на Саяно-Шушенской ГЭС произошла авария, в результате которой погибло 75 человек. Умаров распространил информацию, что это был теракт, проведенный под его руководством. Однако комиссия признала случившееся техногенной катастрофой.


27 ноября 2009 снова был подорван поезд “Невский экспресс”. 27 человек погибли, несколько десятков получили ранения. Подозрения снова пали на Умарова. Они главным образом базировались на способе проведения диверсии и на том, что исполнители акции оставили вторую бомбу для следователей – метод двойного подрыва давно является фирменным знаком боевиков, действующих на Кавказе. (Коммерсант, 3 декабря 2009)


29 марта 2010 в московском метро произошло два взрыва. Погибло 40 человек. Умаров взял ответственность за взрывы на себя.


23 июня 2010 США официально включили Умарова в список международных террористов.


2 августа 2010 в интернете появилось видеобращение Умарова, в котором он заявил, что снимает с себя полномочия “амира” “Имарата Кавказ”, и назвал своего преемника, указав на находившегося  справа от него Асланбека Вадалова. (Коммерсант, 3 августа 2010)


4 августа 2010 Умаров опроверг сделанное им заявление об отставке и объяснил, что оно было сфабриковано, а сам он отходить от дел не собирался. (Коммерсант, 5 августа 2010)


Выяснилось, что “сфальсифицированное” заявление Умарова об отставке было опубликовано по приказу главного идеолога боевиков Мовлади Удугова. В результате он был отстранен Умаровым от должности директора информационно-аналитической службы так называемого Имарата Кавказ. (Коммерсант, 9 августа 2010)


В сентябре 2010 Умаров объявил о том, что он отстранил от командования отказавшихся подчиняться ему лидеров чеченского сектора имарата “Кавказ” Асланбека Вадалова, Хусейна Гакаева и Тархана Газиева. (Коммерсант, 22 сентября 2010)


7 октября 2010 в заявлении чеченских боевиков, которое было обнародовано в интернете, сообщалось, что отказавшиеся от байта (присяги) Умарову полевые командиры выбрали своего собственного амира. Им стал Хусейн Гакаев. (Коммерсант, 8 октября 2010)


24 января 2011 в московском аэропорту Домодедово взорвался смертник. Погибло 36 человек.


8 февраля 2011 на сайте “Кавказ-центр” было опубликовано видеообращение Умарова, в котором он назвал себя заказчиком теракта. Также он сообщил, что такие атаки будут повторяться в дальнейшем.


В конце марта 2011 в Сунженском районе Ингушетии в входе спецоперации с применением авиации была ликвидирована крупная база боевиков. Уже в первых отчетах об операции появились сообщения о том, что спецслужбам удалось ликвидировать ближайших сподвижников Умарова и, не исключено, что и его самого. (Огонек, 4 апреля 2011)


Среди уничтоженных были опознаны гражданская жена Умарова и его личный врач. На сайте бандитов появилось сообщение о том, что они подтверждают смерть Супьяна Абдуллаева, ближайшего помощника Умарова.


7 апреля 2011 в северокавказскую редакцию радиостанции “Свобода” во время интерактивного общения с радиослушателями позвонил человек, который предложил поговорить с Умаровым”. По словам журналиста “Свободы”, Умаров поздоровался, представился и заявил, что вопреки распространяемым слухам с ним ничего не случилось. “Мы собирались ему задать несколько вопросов, да и он вроде был не против продолжения беседы, но связь неожиданно прервалась на третьей минуте разговора”, – уточнили на радиостанции. На вопрос, есть ли у них сомнения в том, что с ними разговаривал Умаров или это мог быть человек с похожим голосом, журналист ответил: “Мне приходилось и раньше по телефону говорить с Умаровым – это без сомнений был он”. (Коммерсант, 9 апреля 2011)


26 июня 2011 в СМИ появились сообщения о том, что Умаров вернулся в Ингушетию после отдыха и лечения в Турции.  (Lifenews.ru, 26 июня 2011


28 марта 2012 официальный представитель СКР сообщил, что в ходе следствия было установлено, что теракты 29 марта 2010 в московском метро организовал не Умаров, как он сам заявлял, а лидер дагестанских боевиков Магомедали Вагабов.  (Коммерсант, 29 марта 2012


3 июля 2013 Умаров в опубликованном в сети видеообращении призвал своих соратников не допустить проведения зимней Олимпиады 2014 в Сочи и объявил, что для срыва игр он “отменяет мораторий на операции в России”. (Газета.ру, 3 июля 2013)


В ответ Рамзан Кадыров выразил уверенность в том, что до игр Умаров будет уничтожен: “Мы его ищем каждый день, он нигде не появляется. Он где-то там записал видео и опять же уйдет в нору, и там будет прятаться. Я смотрел запись, по его виду видно, что он спрятался и отлеживается где-то. Крысоматка и есть крысоматка, поэтому что от него еще ожидать”. (Газета.ру, 3 июля 2013)


18 декабря 2013 Кадыров сказал: “От Умарова никакой опасности для чеченского народа и республики нет. Я вам официально заявляю: он давно мертв, мы просто ищем его труп”. Источник “Ъ” в спецслужбах также предположил, что Умаров “скорее мертв, чем жив”: “По нашим данным, выложенный недавно в интернет ролик с выступлением Умарова записан был еще летом, и после этого никаких признаков жизни он не подавал”. (Коммерсант, 19 декабря 2013)


17 января 2014 Кадыров вновь заявил, что Умаров мертв. Такой вывод он сделал на основе перехваченных телефонных разговоров боевиков. (Коммерсант, 18 января 2014)


Проживающий за границей бывший высокопоставленный сотрудник администрации Аслана Масхадова в беседе с “Ъ” также поддержал версию о гибели Умарова, причем давней. “По нашим данным, появившееся в августе прошлого (2013) года видеообращение Умарова на самом деле было записано еще раньше, а его самого тогда уже не было в живых”, – сказал он. По его словам, на одном из сайтов, которым управляют Мовлади Удугов и Иса Умаров (оба скрывались в одной из арабских стран), еще в начале 2013 было выложено сообщение о том, что “Доку Умаров стал шахидом”. Правда, через несколько часов оно было удалено. (Коммерсант, 18 января 2014)


18 марта 2014 о смерти Умарова со ссылкой на на сайт “Кавказ-центр” сообщили многие СМИ. При этом официальный представитель Национального антитеррористического комитета заявил, что спецслужбы РФ не располагают информацией об уничтожении Умарова. (Коммерсант.ру, 18 марта 2014)


Ахмед Закаев заявил, что Умарова давно нет в живых: “По нашим данным, Умаров скончался еще летом, возможно, в августе прошлого года”. (Коммерсант, 19 марта 2014)


8 апреля 2014 директор ФСБ Александр Бортников сказал на заседании Национального антитеррористического комитета: “В результате проведенной оперативно-боевой работы нейтрализована деятельность главы террористической организации “Имарат Кавказ” Умарова”. (РИА Новости, 8 апреля 2014)


10 апреля 2014 Бортников сказал, что банда Умарова была ликвидирована в конце 2013: “Настанет время, мы тогда проинформируем общественность о том, что и как было сделано”.


25 сентября 2017 телеканал РЕН ТВ сообщил, что в горах Ингушетии проводилась операция по извлечению тел нескольких боевиков, среди которых, предположительно, были обнаружены останки Умарова. 


27 сентября 2017 ФСБ подтвердила эту информацию. “Интерфакс” сообщил со ссылкой на свой источник, что Умаров  умер от отравления высокотоксичным веществом в 2013. (Интерфакс, 27 сентября 2017)


     
В ходе чеченских войн погибли два брата Умарова – Муса и Иса.
Женат. Шесть детей.