САМОДУРОВ Юрий Вадимович
Член политсовета движения “Солидарность”,
бывший директор Музея имени Андрея Сахарова
Юрий Самодуров родился 27 сентября 1951 г. в Москве.
Один из основателей “Мемориала”.
Был членом “Московской трибуны“.
Был директором Музея имени Андрея Сахарова.
С 4 апреля 2002 г. – член общественной комиссии по расследованию обстоятельств взрывов жилых домов в городах Москве и Волгодонске и проведения учений в Рязани в сентябре 1999 г.
В январе 2003 г. в возглавляемом Самодуровым музее им. Сахарова проходила выставка “Осторожно, религия!”, на которой были представлены экспонаты вроде щита с логотипом “Coca-cola”, на котором изображен лик Христа и надпись “Сия есть Кровь Моя” по-английски, или постер с фотографией обнаженной женщины, сфотографированной как бы распятой на кресте. 18 января в музей ворвались шесть человек и залили краской стены и картины в одном из выставочных залов, разбили стекла витража. Выставку были вынуждены закрыть досрочно.
Против лиц, разгромивших выставку, было заведено уголовное дело. 22 августа 2003 г. оно было прекращено.
Выставка вызвала резкое осуждение со стороны официальных представителей РПЦ и верующих. После погрома в прокуратуру поступило около 4 тыс. писем с требованием призвать организаторов и участников выставки к уголовной ответственности.
13 февраля 2003 г. к генпрокурору РФ Владимиру Устинову с такой же просьбой обратились депутаты Госдумы.
28 февраля 2003 г. Таганская межрайонная прокуратура Москвы возбудила уголовное дело по ст. 282 УК РФ против организаторов и участников выставки «Осторожно, религия!». По словам Самодурова, их допрашивали несколько месяцев в качестве свидетелей. (Коммерсант, 22 декабря 2003)
25 декабря 2003 г. прокуратура Центрального АО Москвы вынесла постановление о привлечении Самодурова и руководителя группы организации выставок музея Василовской Л.В. в качестве обвиняемых по уголовному делу.
В феврале 2004 г. в Петербурге были залиты краской картины на выставке Олега Янушевского “Cosmopolitan Icons”. Комментируя это событие, Самодуров сказал: “Если вы подойдете к церковной ограде или ограде синагоги, или мечети и будете кричать: “Мухаммед – дурак!” или “А ваш Христос вообще неизвестно, существовал или нет! Все вы сами придумали!” – это, конечно, намеренное оскорбление. А если это делается в выставочном зале, то – прошу прощения – вы должны мириться с тем, что вас это оскорбляет! (www.newsinfo.ru, 29 февраля 2004)
15 июня 2004 г. Таганский суд Москвы вернул в прокуратуру уголовное дело в отношении Самодурова, а также его сотрудницы и художника в связи с нарушениями в обвинительном заключении.
В июне 2004 г. публицист Максим Соколов писал о Самодурове: “Самодуров и его соратники очень точно воспроизводят важную особенность ленинской психики. Вождь мирового пролетариата, будучи вообще человеком очень злобным, осыпал грубой бранью всех – Плеханова, Мартова, Каутского, Маха, Авенариуса, чудовищных Романовых etc. Но существовал один предмет, при упоминании которого Ленин не просто бранился – его откровенно корчило и корежило. Конвульсии, одолевавшие вождя при одном упоминании имени Божьего, не могли не наводить на мысль об одной категории существ, для которых сама лишь мысль о Боге является источником нестерпимой муки. Что никак не объяснимо в рамках материалистического мировоззрения, вроде бы исповедовавшегося Лениным. Религиозные предрассудки, конечно же, вредны, но уж никак не больше, чем ренегатство Каутского, отзовизм, ликвидаторство, хвостизм, эмпириокритицизм etc. – и отчего же такая принципиальная разница в реакциях?
Ленинские труды являются убедительным доказательством бытия Божьего, ибо если Бога нет, откуда такие корчи. Но радикальные правозащитники являют ту же картину. Нестроений и безобразий, проходящих по ведомству правозащиты, в России хоть отбавляй, но ни одно из них не вызывает столь конвульсивной реакции и столь глумливой ненависти, как в случае, когда речь заходит о православной вере. Вчуже может показаться, что деятели радикальной правозащиты беспрестанно терзаемы на омерзительных оргиях фанатизма – хотя в реальности это совершенно не так. Ведь рационалистическому правозащитнику (будь он хоть сто раз атеистом) вообще бы не пришло в голову устраивать глумливую выставку – “веруют себе и веруют, нам-то какое дело?”. Здесь же отношение к религии похоже вовсе не на атеизм, но на состояние тех бесов, которые веруют и трепещут.
Но никак не дело светской юстиции бороться со столь пагубным состоянием души. Уместней просто повесить возле музея (и притом в частном порядке) предупредительную табличку “Осторожно: бесноватые!”. (Известия, 17 июня 2004)
В июне 2004 г. Самодуров и председатель совета Музея и центра имени Андрея Сахарова Анатолий Шабад подали в суд иск о защите “деловой репутации” против протоиерея Александра Шаргунова, настоятеля храма Святителя Николая в Пыжах и председателя общественного комитета “За нравственное возрождение Отечества”. В заявлении было сказано, что они оскорблены следующими заявлениями Шаргунова в их адрес: “Данное учреждение (Музей и Центр им. А. Сахарова) пропагандировало антиобщественные ценности, защищая бандитов и преступников, и, прежде всего, чеченских. Деятельность Центра была определенно направлена на моральное разложение российского общества и армии. Для этого лукаво используется лозунг: “Остановить войну в Чечне!” Вершиной антиобщественной деятельности Центра и Музея стала кощунственная выставка “Осторожно, религия!”
15 сентября 2004, через несколько дней после захвата заложников в североосетинском Беслане, в том числе сотен детей, в результате которого погибло более 300 человек, группа российских правозащитников, среди них был Самодуров, распространила заявление, в котором высказалась за урегулирование ситуации в Чечне путем начала переговоров с “вменяемыми силами среди чеченских формирований” (имелся в виду Аслан Масхадов ): “Мирные переговоры, ведущие к объективному расколу сепаратистов, к возможности для умеренных, вменяемых боевиков отмежеваться от экстремистского крыла, к постепенному созданию общечеченской коалиции умеренных общественных сил, возможность обрести новых союзников в борьбе с терроризмом – это безусловный политический выигрыш в долговременной перспективе”. (Интерфакс, 15 сентября 2004)
5 октября 2004 правозащитная организация “Общее действие” начала сбор подписей под обращением “Против конституционного переворота в России” (в числе подписавших обращение был Самодуров). Имелись в виду предложения Путина о назначении президентом РФ глав регионов и о выборах в Госдуму РФ только по партийным спискам. Эти инициативы Путина в обращении назывались “фактическим введением явочным порядком по всей территории страны элементов чрезвычайного положения”. Также они, по мнению правозащитников, “лишали граждан их права на самовыдвижение на выборах и вынуждали кандидатов в органы законодательной власти участвовать в партийной деятельности”. Правозащитники посчитали, что Путин, “использовав страшную трагедию в Беслане, обнародовал программу кардинального изменения государственного устройства нашей страны”, в случае реализации которой страну ждут “смена конституционного строя и отказ от последних демократических завоеваний”. (Коммерсант, 6 октября 2004)
В феврале 2005 в Таганский суд Москвы, в котором проходило слушание дела Самодурова, поступило заявление Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений в России, заявление представительства Евангелическо-Лютеранской Церкви в г. Москве, заявление Совета богословов Центрального духовного управления мусульман России, заявление председателя РОСХВЕ, епископа С.В.Ряховского. В этих документах устроители выставки назывались экстремистами, псевдоправозащитниками и подвергались безусловному осуждению.
2 марта 2005 на суде гособвинитель Кира Гудим заявила, что представленные на выставке “Осторожно, религия!” картины заведомо провоцировали зрителя на неприязнь к православию: “Выставка носила заведомо провокационный характер, что свидетельствует хотя бы из ее названия. Характер подобранной экспозиции также заведомо оскорбительный”. Прокурор попросила приговорить Самодурова к трем годам лишения свободы.
28 марта 2005 Таганский суд признал Самодурова и Василовскую виновными и назначил им штраф в размере 100 тыс. рублей каждому.
7 апреля 2005 защита Самодурова обжаловала приговор.
5 июля 2005 Мосгорсуд оставил приговор в силе.
10 ноября 2005 Союз правых сил уплатил штраф за Самодурова и за Василовскую.(Интерфакс, 10 ноября 2005)
В декабре 2005 защита Самодурова и Василовской подала жалобу в Европейский суд по правам человека в Страсбурге. Адвокат Анна Ставицкая заявила: “Мы подали жалобу в Европейский суд на нарушение трех статей Европейской конвенции по правам человека, в частности, статей 6, 7 и 10 (право на справедливое судебное разбирательство, наказание на основании закона и свобода выражения мнения)”.
27 марта 2007 Самодуров обратился в прокуратуру с просьбой обеспечить безопасность сотрудников и посетителей музея и защитить Центр от возможных погромов. Он пояснил, что у него есть информация о готовящемся нападении на музей, которое может произойти во время проведения очередного мероприятия. По мнению Самодурова, угрозы были связаны с открытием выставки “Запретное искусство-2006”, которая вызвала широкий общественный резонанс. Противники экспозиции считали ее провокационной, антиправославной и антигосударственной и требовали закрытия выставки. (Газета.ру, 27 марта 2007)
На организованной Андреем Ерофеевым выставке “Запретное искусство-2006” были показаны произведения, не разрешенные к показу в московских галереях и музеях художественными советами или директорами. При этом православная общественность обращала внимание на то, что среди экспонатов – порнографические картинки, матерные выражения на фоне распятия и других христианских символов, увидеть которые можно через дырки в простыне. (Интерфакс, 19 марта 2007)
Самодуров на это сказал: “Мне самому из представленных работ нравятся лишь несколько. Есть такие, которые очень не нравятся. Но меня поражает, что, если людям что-то не нравится, они сразу говорят, что это разжигание разной розни: национальной, религиозной и так далее. Не нравится – не ходи”. (Интерфакс, 19 марта 2007)
Несогласие с организацией выставки на сей раз высказали даже сподвижники Самодурова, в частности, Елена Боннэр и Олег Орлов. А Союз православных граждан посчитал, что “было бы целесообразно провести психиатрическую экспертизу организаторов и участников выставки, поскольку их маниакальная тяга к кощунству может быть следствием тяжелых патологий на сексуальной почве, например, одной из форм эксгибиционизма”. (Интерфакс, 19 марта 2007 )
В мае 2007 вошел в инициативную группу по выдвижению Владимира Буковского кандидатом на пост президента РФ на выборах 2008.
14 июня 2007 стало известно, что Таганская межрайонная прокуратура Москвы расследует уголовное дело, возбужденное по факту организации и проведения выставки “Запретное искусство – 2006”. Дело было возбуждено по статье 282 УК (возбуждение ненависти либо вражды). По данным следствия, в период проведения выставки были совершены действия, направленные на возбуждение ненависти и вражды, а также на унижение достоинства граждан по признаку их отношения к религии, что было связано с демонстрацией на данной выставке экспонатов и произведений, содержащих унизительные и оскорбительные изображения по отношению к христианской религии и гражданам, исповедующим данную религию. (Газета.ру, 14 июня 2007)
В тот же день Самодуров сказал: “Прокуратурой принято решение меня посадить, вопрос только насколько и когда это произойдет”. (Эхо Москвы, 14 июня 2007)
В июле 2007 подписал заявление “В поддержку письма академиков РАН”. В этом письме ученые возражали против серьезной, по их мнению, клерикализации России (обвинения были направлены против РПЦ) и вытравливания из образования “материалистического видения мира”. (За права.ру, 1 августа 2007)
14 ноября 2007 Самодуров заявил, что в 2008 музей может прекратить свою работу из-за проблем, связанных с получением западных грантов. При этом он отметил, что “иностранные грантодатели не выделяют деньги для выплаты заработной платы штатным сотрудникам и содержания инфраструктуры, а поддержки и источников дохода в России у музея нет”. По его словам, из-за политической ситуации в России музей не получает финансовую помощь от соотечественников: “Люди боятся выделять деньги для музея, поскольку у них могут быть большие неприятности. Есть страна Путина, и есть страна Сахарова. То, что думал о стране Сахаров, и то, что предлагает Путин,- это разные вещи”. (Ъ, 15 ноября 2007)
По его словам, музей без финансовой поддержки сможет просуществовать до 31 декабря 2007. “Дальше, если денег не будет, я буду вынужден уволить всех сотрудников”,- заявил Самодуров. (Ъ, 15 ноября 2007)
Участвовал в подготовке конференции “Новая повестка для демократического движения” в Санкт-Петербурге 5 апреля 2008. На конференции было принято решение о создании координационной группы из 12-ти человек по подготовке съезда демократических сил России, намеченного на осень 2008.
13 мая 2008 г. Самодурову было предъявлено обвинение в “возбуждении ненависти либо вражды” за организацию в 2006 выставки “Запретное искусство”. С него была взята подписка о невыезде.
7 июня 2008 лауреат Нобелевской премии, академик РАН Виталий Гинзбург выступил в защиту организаторов выставки “Запретное искусство-2006”. Об этом он написал в своем открытом письме, направленном в адрес Центра им. Андрея Сахарова. По мнению ученого, “привлекать к уголовной ответственности лиц, организующих антирелигиозную выставку – значит преследовать атеистов в нарушение Конституции России, декларирующей свободу совести”. Гинзбург отметил, что “как у верующих, так и у атеистов, признающих положение о свободе совести, есть свои права”, поэтому “как верующим и, конкретно, православным нельзя запрещать ходить в церковь, так и атеистам нельзя запрещать организовывать и ходить на антирелигиозные выставки”. (Эхо Москвы, 15 июня 2008)
Также в июне 2008 г. известный лингвист, академик Вячеслав Иванов обратился с открытым письмом к следователю Евгению Коробкову, возбудившему дело против Самодурова. По мнению Иванова, “никаких оснований для нареканий, не говоря уже об уголовном преследовании”, у прокуратуры нет, “непрофессиональные попытки охарактеризовать произведения искусства читаются как пародийные”. По мнению академика, произведения, представленные на выставке “Запретное искусство-2006” “могут не нравиться, могут быть разные оценки их с точки зрения вкуса, но в правовом государстве они не дают оснований для уголовного преследования”. “Мы как хранители традиции Бахтина настаиваем на необходимости признания карнавальной символики, которая, в частности, использовалась в авангардных работах, выставленных в музее”, – говорилось в письме Иванова. (Каспаров.ру, 19 июня 2008)
28 июня 2008 был избран одним из пяти сопредседателей Всероссийского гражданского конгресса (другие четверо – Гарри Каспаров, Лев Пономарев, сопредседатель “Голоса Беслана” Элла Кесаева и экс-депутат петербургского ЗС Наталья Евдокимова).
28 августа 2008 суд приостановил предварительные слушания по делу Самодурова и Ерофеева в связи с тем, что последний находился в больнице с переломом позвоночника.
19 августа 2008 Самодуров объявил об увольнении по собственному желанию. Причины такого решения – разные взгляды на развитие музея с учредителями из фонда Сахарова (председателем правления фонда был Сергей Ковалев). Самодуров пояснил, что конфликт с учредителями носил “прагматический характер”. Так, российский фонд имени Сахарова, ссылаясь на скудные пожертвования головного американского офиса, настаивал на сокращении финансирования: “При требуемом бюджете в $450 тыс. в год мне предлагалось сформировать смету в $100 тыс. А этих денег с трудом хватило бы на оплату коммунальных платежей и содержание технического персонала”. Музей же, по мнению Самодурова, “не равен музейному зданию”: “Он требует трат на хранение, комплектование музейных объектов, исследовательские программы, постоянные экспозиции, издательские проекты. А от меня требовали сокращения штата. К тому же учредители, кажется, не определились, нужны ли им стержневые музейные проекты: помимо деятельности Андрея Сахарова мы занимались темами тоталитарного прошлого и современного искусства”. (Коммерсант, 20 августа 2008)
1 сентября 2008 группа политиков выступила с заявлением, в котором осудила признание Россией независимости Абхазии и Южной Осетии. Среди подписавших заявление был Самодуров.
13 декабря 2008 на учредительном съезде движения “Солидарность” (учредители Немцов, Каспаров, Лев Пономарев и др.) Самодуров был выбран в его политсовет из 39 человек. “Надо помнить, что этот режим нереформируем, и наша задача – демонтаж путинского режима”, – заявил Каспаров в своем выступлении.
5 июня 2009 Самодуров и Ерофеев в Таганском суде Москвы не признали свою вину, и заявили, что предъявленное обвинение им непонятно. “Не ясно, к кому именно, к какой группе граждан была вызвана ненависть”, – сказала их адвокат Анна Ставицкая. (ИТАР-ТАСС, 5 июня 2009)
Накануне оглашения приговора, назначенного на 12 июля 2010, группа художников обратилась к президенту Медведеву с просьбой прекратить уголовное преследование организаторов выставки, а Патриархия попросила “о милосердии и снисхождении” в отношении обвиняемых. (Коммерсант, 7 июля 2010)
12 июля 2010 суд признал Самодурова и Ерофеева виновными, но на зону их не отправили, ограничившись штрафом в 200 тыс. рублей для Самодурова и 150 тыс. рублей для Ерофеева.
13 марта 2014 было опубликовано обращение инициативной группы по проведению Конгресса интеллигенции “Против войны, против самоизоляции России, против реставрации тоталитаризма”: “Наша страна оказалась ввергнутой в опаснейшую авантюру. Под лозунгом “Защитим русских в Крыму, а также всех украинцев от новой нелегитимной фашистской власти в Украине!” уже произошла фактическая аннексия Крыма…. Россия стремительно скатывается к новой холодной войне с Западом, тяжелейшие последствия которой невозможно предсказать”. Среди подписавших письмо был Самодуров.
Женат.