КРАХМАЛЬНИКОВА Зоя Александровна

КРАХМАЛЬНИКОВА Зоя Александровна 
(1929-2008)
    Диссидентка, христианский публицист


Умерла  17 апреля 2008 г.

     Зоя Крахмальникова родилась 14 января 1929 г. в Харькове. 
     Родители рано разошлись, и ее воспитывал отчим. После его ареста в 1936 осталась с матерью, инженером-экономистом. 
     После окончания в 1954 Литературного института им. Горького училась в аспирантуре Института мировой литературы АН СССР и работала в издательстве “Советский писатель”, в журнале “Молодая гвардия”, в “Литературной газете”. 
     В 1960-1970-х гг. публиковалась как критик в журналах. Автор нескольких литературоведческих книг и нескольких десятков статей. Занималась переводами. 
     После защиты в 1967 диссертации (“Творчество Ааду Хинта”) работала научным сотрудником в Институте социологии АН СССР. 
     В 1971 пришла к православию, за что была в 1974 уволена с работы и лишена возможности печататься в СССР. 
     С 1971 занималась религиозной деятельностью, написала несколько книг и статей, распространявшихся в самиздате и тамиздате. Основной темой Крахмальниковой были проблемы религиозного возрождения в России. 
     В 1976 стала выпускать самиздатский машинописный сборник “Надежда (Христианское чтение)”. Сборник выпускался открыто, имя редактора-составителя стояло на обложке. На издание получила благословение от иерархов Русской православной церкви за рубежом. Собирала для “Надежды” неизвестные в СССР тексты: сочинения святых отцов, пастырские послания и поучения православных подвижников, свидетельства новомучеников (письма из ссылки священников и епископов), современные работы по православному богословию. 
     В сборнике публиковались “пастырские беседы” священника Дмитрия Дудко.
     Успела составить десять номеров. 
      4 августа 1982 была арестована. Ей вменялось в вину составление сборника “Надежда” и передача его на Запад, написание религиозных статей, написание или подписание писем в защиту Т. Великановой и Дудко, распространение книги Дудко “О нашем уповании”. 
     Виновной себя не признала. 
     1 апреля 1983 по ст. 70 ч. 1 УК РСФСР. К. была приговорена к одному году заключения и пяти годам ссылки. С учетом времени, отбытого в тюрьме во время следствия, она была почти сразу отправлена в ссылку в Горно-Алтайскую область. 
     Освобождена в июне 1987 в рамках горбачевской кампании по помилованию политзаключенных. 
     С конца 1980-х печатала в различных периодических изданиях статьи о современном положении РПЦ. Цикл ее работ “Горькие плоды сладкого плена” (о взаимоотношениях РПЦ и советского государства) был опубликован в 1988-1990 в Канаде, Америке и Австралии. 
     Придерживалась мнения о необходимости покаяния высших иерархов РПЦ перед народом. 
     В 1994 стала составителем и одним из авторов сборника “Русская идея и евреи. Роковой спор. Христианство, антисемитизм, национализм”. 
     В 1995 вышла ее книга “Слушай, тюрьма!”, куда вошли “Лефортовские записки” и “Письма из ссылки”. В книге описаны переживания верующего человека, попавшего в тюрьму за свои религиозные взгляды и рассматривающего свое заключение как крестный путь.
      В августе 2000 опубликовала в “Независимой газете” статью, в которой объявила о своем переходе в “Богородичный центр“. 
        
     
     Муж Феликс Светов (Фридлянд; 1927-2002). Дочь – Зоя Светова (1959 г.р.) – журналист и правозащитник.