ГЛУШКОВ Николай Алексеевич (бывш. Аэрофлот)

 ГЛУШКОВ Николай Алексеевич
(1949-2018)
Бывший первый заместитель генерального директора АО “Аэрофлот – Российские международные авиалинии”


    Умер 12 марта 2018 г.

    Николай Глушков родился 24 декабря 1949 года в г. Майкопе Краснодарского края.
    Окончил Университет дружбы народов им. Патриса Лумумбы по специальности “физик”, затем – Академию внешней торговли по специальности “экономика”. Кандидат физико-математических наук.
    В 1986-1988 – начальник отдела внешнеторгового объединения “Продинторг”.
    В 1988-1989 – начальник сектора ВНИИ прикладных автоматизированных систем Госкомитета по вычислительной технике и информатике.
    В 1989 стал вместе с Борисом Березовским одним из шести физических лиц – учредителей АО “ЛогоВАЗ”. Занимал посты начальника отдела, заместителя генерального директора АО “ЛогоВАЗ”.
    С 1992 – заместитель генерального директора по экономике и планированию АО “АвтоВАЗ”. Возглавил финансовое управление. Был руководителем АО “Автомобильная финансовая корпорация”, учрежденной АО “АвтоВАЗ” для аккумулирования средств по западным кредитам.
         С января 1996 по 1998 – первый заместитель генерального директора по коммерции АО “Аэрофлот – Российские международные авиалинии”. С июня 1996 по июнь 1999 – член совета директоров АО “Аэрофлот – Российские международные авиалинии”. По данным прессы, оставил пост в конце 1998 – начале 1999.
    По словам Глушкова (Коммерсантъ 23.11.2000), в марте 1997 тогдашний генеральный директор “Аэрофлота” Евгений Шапошников предложил Глушкову возглавить компанию, но назначен был Валерий Окулов.
         С июня 1996 по 1997 был председателем наблюдательного совета АвтоВАЗбанка-Москва (г. Москва).
        Был члено совета директоров АО “Автомобильный всероссийский альянс” (AVVA), АО “ЛогоВАЗ”, ОАО “Авиакомпания “Трансаэро”. 
        В феврале 1997 вместе с Березовским подал иск в Верховный суд в Лондоне против американского журнала Forbes, опубликовавшего 30 декабря 1996 статью о Березовском “Крестный отец Кремля?” (Godfather of the Kremlin?). По утверждению журнала Forbes, Глушков был осужден в 1982 по ст. 89 УК РСФСР (кража государственной собственности). 
        6 апреля 1999 Генпрокуратура РФ вынесла постановление о заключении под стражу Глушкова и Березовского в связи с обвинениями по статьям ст. 171 ч.2 (незаконное предпринимательство) и ст. 174 (легализация незаконных доходов) УК РФ. 12 мая 1999 мера пресечения была изменена под подписку о невыезде. На Глушкова, как представителя “Аэрофлота”, была оформлена покупка “Аэрофлотом” 37% акций компании Andava (Швейцария).
    11 июня  1999 Генпрокуратура РФ предъявила Глушкову обвинения в незаконном предпринимательстве и отмывании денег. С него была взята подписка о невыезде.
    7 декабря 2000 Генпрокуратура предъявила Глушкову новое обвинение по “делу “Аэрофлота” –  в мошенничестве в крупных размерах (ст.159, ч.3 УК РФ). Он был арестован и помещен в СИЗО Лефортово.
    26 декабря 2000 в “Известиях” было помещено поздравление Глушкову с днем рождения, которое подписали 21 человек, в частности, руководители “ЛогоВАЗа”, ТВ-6, гендиректор ИД “Коммерсантъ” Милославский, Березовский, Гусинский, Рыбкин и др.
    13 апреля 2001 Генпрокуратурой было распространено заявление с обвинением Глушкова в попытке побега из-под стражи. Глушков пытался бежать из гематологического центра, куда попал в связи с заболеванием крови. Его задержали, когда он уже садился в автомобиль своего знакомого. (Известия, 14 апреля 2001)Адвокат Глушкова Дмитрий Якубовский заявил, что Глушкова вызвал запиской следователь по уголовному делу Филин.
    19 апреля 2001 Генпрокуратура предъявила обвинение двум сотрудникам ФСБ, охранявшим Глушкова в Гематологическом центре РАН. Им инкриминировали ст.313 ч.2 УК (“совершение побега организованной группой”).
    В июне 2001 руководитель следственной бригады Михаил Андреев расширил обвинение Глушкову и Красненкеру, добавив статью “невозвращение из-за границы валюты”.
    9 июля 2001 Генпрокуратура предъявила Глушкову новое обвинение в связи с объединением двух уголовных дел, по которым он проходил: о злоупотреблениях в “Аэрофлоте” и побеге из-под стражи. Адвокат Глушкова Боровков отметил, что его подзащитному инкриминируются те же статьи УК, по которым он уже обвинялся, а именно мошенничество в крупных размерах (ст. 159), отмывание денежных средств, приобретенных незаконным путем (ст. 174), невозвращение из-за границы иностранной валюты ст. 193), а также побег из-под стражи (ст. 313).
    4 июля 2002 Глушков отказался от услуг своего адвоката Дмитрия Якубовского, объяснив свое решение нежеланием затягивать процесс (Якубовский не смог прийти на заседание суда по причине занятости). (Время новостей, 5 июля 2002)
    16 сентября 2002 Савеловский суд Москвы освободил из-под стражи под подписку о невыезде трех подсудимых по делу “Аэрофлота”, обвиняемых в пособничестве в организации побега из-под стражи Глушкова – двух охранников и водителя. Самому Глушкову срок содержания под стражей был продлен до 18 декабря 2002.
    23 сентября 2002 суд  прервал слушания по делу в связи с плохим самочувствием Глушкова. Был объявлен перерыв до 12 ноября.
    29 апреля 2003 суд снова счел невозможным изменить Глушкову меру пресечения, несмотря на то, что он был признан инвалидом первой группы из-за тяжелого заболевания крови.
     16 февраля 2004 на прениях в Савеловском райсуде адвокаты Глушкова заявили, что он не отмывал 1 миллион долларов, как утверждала Генпрокуратура. По их версии, он предоставил эту сумму из личных средств в долг замгендиректору авиакомпании Красненкеру и главбуху авиакомпании Лидии Крыжевской.(Коммерсантъ, 17 февраля 2004)
       12 марта 2004 суд признал Глушкова и Красненкера виновными по статье 193 УК (“невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте”). Также Глушков был признан виновным в попытке побега из-под стражи и приговорен к 3 годам и 3 месяца заключения (то есть к сроку, который он уже отсидел).  При этом суд не усмотрел в действиях Глушкова и Красненкера хищения и оправдал их по статье 174 УК (“легализация денежных средств незаконным путем”). Кроме того, согласно приговору, обвиняемые не являлись виновными по статье 159 (“мошенничество”). Их действия были переквалифицированы по статье 201 УК (“злоупотребление служебными полномочиями”).  (Газета.ру, 12 марта 2004
       Глушков был освобожден в зале суда.
       Березовский утверждал, что перед ним было поставлено условие, что Глушкова выпустят из тюрьмы, если он продаст свою долю в телекомпании ОРТ. (Коммерсант, 5 июля 2005)
      24 марта 2004 Генпрокуратура подала кассационное представление об отмене приговора по делу “Аэрофлота” в связи с тем, что суд неправомерно оправдал Глушкова и  Красненкера. (Коммерсантъ, 24 марта 2004
     21 июня 2004 Мосгорсуд отменил приговор по “делу “Аэрофлота” и направил его на новое рассмотрение.
     27 сентября 2004 началось повторное рассмотрение дела.
     28 января 2005 умер Красненкер.
     30 марта 2006 судья Молчанова объявила о завершении судебного следствия, сообщив, что после обеденного перерыва начнутся прения. Однако в перерыве Глушкову стало плохо и ему в суд вызвали скорую помощь. Медики диагностировали гипертонический криз и предынсультное состояние и госпитализировали больного. (Коммерсант, 3 апреля 2006)
     21 апреля 2006 представители обвинения заявили, что вина Глушкова и главного бухгалтера Лидии Крыжевской, а также главы Финансовой объединенной корпорации Романа Шейнина полностью доказана, и просили суд назначить им от 4 до 5 лет колонии общего режима (Глушкову – 5). (Коммерсант, 22 апреля 2006)
       Как заявила гособвинитель Ирина Шляева, преступный умысел подсудимых начал реализовываться с обмана бывшего гендиректора “Аэрофлота” Евгения Шапошникова, когда под предлогом “прекрасной идеи о том, что “Аэрофлоту” нужен казначейский центр” Глушков убедил Шапошникова дать согласие на перевод части валютной выручки загранпредставительств “Аэрофлота” на счет швейцарской фирмы Andava в банке UBS. Шляева утверждала, что Шапошников и не подозревал о том, что подчиненные у него под носом реализовали преступную схему, с помощью которой уводили из-под контроля государства валюту. (Коммерсант, 22 апреля 2006)
       3 июля 2006 Савеловский суд Москвы приговорил всх обвиняемых к лишению свободы условно на срок два года.
        Летом 2006 Глушков подал в британское МВД просьбу о предоставлении ему политического убежища.
        20 октября 2006 Головинский райсуд Москвы принял к рассмотрению иск “Аэрофлота” к Глушкову, Крыжевской и Шейнину на 214,9 млн руб. Эту сумму они, согласно приговору Савеловского райсуда, похитили у истца. К этому времени Глушков уехал в Великобританию, где попросил политического убежища. (Ъ, 20 октября 2006
     14 ноября 2006 суд удовлетворил иск авиакомпании.Сумму ответчики должны были возместить “солидарно”. Глушков на суд из Лондона не приехал. (Ъ, 15 ноября 2006)
     21 декабря 2006 Мосгорсуд отклонил кассационную жалобу осужденных.


В 2007 Головинский суд Москвы удовлетворил иск “Аэрофлота” к условно осужденным на 214,9 млн руб., постановив взыскать с них эту сумму солидарно. Глушков и его британские адвокаты пытались доказать в МВД Британии, что это гражданское дело, как и предыдущее уголовное, политически мотивированы. Однако британские власти в октябре 2007 отказали Глушкову в политическом убежище, сославшись на то, что доказательств политического преследования недостаточно. Адвокаты Глушкова обжаловали это решение в трибунале по вопросам убежища и иммиграции Британии. (Коммерсант, 13 сентября 2008)


В середине сентября 2008 трибунал по вопросам убежища и иммиграции должен был начать рассмотрение апелляции адвокатов Глушкова, однако накануне заседания МВД Великобритании уведомило суд, что глава ведомства Джеки Смит отзывает свое решение об отказе предоставить убежище Глушкову и начинает процесс его пересмотра в свете новых улик. Содержание улик не обнародовалось, однако, по данным прессы, они могли быть связаны с Андреем Луговым, которого британские власти обвиняли в убийстве экс-офицера ФСБ РФ Александра Литвиненко. В 2001 Луговой был арестован и приговорен к 14 месяцам заключения (ровно столько он пробыл в тюрьме в ожидании суда) за участие в подготовке побега Глушкова. (РИА Новости, 12 сентября 2008)


В январе 2010 британский Верховный суд посчитал, что уголовное преследование Глушкова политически мотивированно и в его основе лежит близость просителя к Березовскому. В пресс-службе МВД Великобритании дали понять, что Глушкова нельзя официально считать политэмигрантом, “так как его дело еще находится в процессе рассмотрения”, однако фактически вопрос о признании Глушкова политэмигрантом был решен. (Коммерсант, 28 января 2010)


30 октября 2012 Лондонский судотклонил иск “Аэрофлота” к Березовскому и Глушкову, по которому компания требовала взыскать с них похищенные средства (ок.720 млн рублей), удовлетворив ходатайство обоих ответчиков, в котором они требовали отклонить иск “Аэрофлота” о взыскании с них средств на основании нелегитимности приговора российского суда. (Коммерсант, 31 октября 2012


25 октября 2016 Савеловский суд Москвы начал рассматривать уголовное дело Глушкова. По мнению следователей, в сговоре с Березовским Глушков убедил тогдашнего главу “Аэрофлота” Евгения Шапошникова взять крупные валютные займы якобы для финансового оздоровления компании, но деньги были похищены. (РИА Новости, 25 октября 2016)


3 марта 2017 Савеловский суд Москвы заочно приговорил Глушкова к 8 годам заключения. (РИА Новости, 3марта 2017)


12 марта 2018 тело Глушкова было найдено в его доме в Лондоне.


16 марта 2018 полиция сообщила, что патолого-анатомическое исследование показало, что причиной смерти стало “сдавливание шеи” (удушение). (Коммерсант, 17 марта 2018)


20 марта 2018 газета Daily Mail сообщила, что Глушков мог погибнуть в результате секс-игры. Его знакомый рассказал, что перед смертью Глушкова у него дома побывал любовник по имени Денис. “Я о нем немного знаю, кроме того, что его звали Денис, что он был намного моложе, я бы сказал около 20 лет, и был из России”, – сказал собеседник газеты. (Газета.ру, 20 марта 2018)
     
       Дочь Наталья.