ГЕЛЬМАН Марат Александрович
Бывший директор музея современного искусства в Перми,
бывший член Общественной палаты РФ,
бывший заместитель генерального директора ОАО “Первый канал”,
директор “Центра современного искусства”,
владелец и директор “Галереи Гельмана”,
бывший совладелец Фонда эффективной политики (ФЭП)
Марат Гельман родился 24 декабря 1960 года в Кишиневе. Сын драматурга Александра Гельмана.
В 1983 году окончил Московский институт связи.
С 1983 по 1985 год работал заведующим лабораторией нестандартного оборудования кишиневского телевизионного завода “Альфа”. В 1985 году работал инженером кишиневского НИИ методов неразрушающего контроля.
В 1985-1990 гг. – генеральный директор НТТМ в Кишеневе.
В 1990 году переезжает в Москву и становится создателем художественной “Галереи Гельмана”.
С 1991 года занимается имиджмейкерством. Сотрудничал с имиджмейкерской фирмой Ефима Островского .
На парламентских выборах 1995 значился в списке кандидатов от номенклатурно-молодежного блока “Поколения рубежа”.
В декабре 1995 Григорий Нехорошев написал в НГ, что галерея Гельмана работает на КРО Лебедя-Скокова (вместе с Глебом Павловским). В ответ Гельман написал письмо в НГ, что “художники, сотрудничающие с галереей, в той или иной степени принимают участие в предвыборных кампаниях “Яблока”, НДР, Блока Ивана Рыбкина, ДВР, КРО. Не имея возможности влиять на их деятельность вне галереи, тем не менее я рад, что никто из них не работает на Жириновского, КПРФ и другие деструктивные и реваншистские силы” (НГ.10.12.95 ).
С июня 1995 года – совладелец АОЗТ “Фонд эффективной политики” (ФЭП) (вместе с Павловским).
Был организатором выставки выставки “Компромат” в декабре 1996 г. На выставке немногочисленные образцы “подлинного компромата” неразличимо соседствовали с обильно представленными фальсификациями, выполненными в виде машинописных текстов на всевозможных бланках, фотографий, звукозаписей телефонных переговоров, видеофильмов, компьютерных программ и т.п. Противники Гельмана печатно обвиняли его в том, что выставка была организована в угоду или по заказу Анатолия Чубайса, чтобы дискредитировать начатую СМИ Березовского “войну компроматов” против команды Чубайса (“дело писателей” и др.).
Благодаря выставке “Компромат” попал в поэму Андрея Вознесенского “Компра” (“Пиковая дама явилась к Гельману. Марату. Чтобы зарезать его в ванной. Достала кинжал. Но ванная не работала”).
В 1997 году выступал за сбор подписей за референдум в Москве о сносе церетелиевского Петра I, а затем объявил об отмене сбора подписей (в связи с террористическими актами против памятников Николаю II и Петру I, устроенными террористами-комсомольцами из группы “Революционный военный совет РСФСР”).
С 1997 года – соиздатель (вместе с Павловским) ежемесячного публицистического журнала “Пушкин”.
В 1999 г. был руководителем предвыборного штаба Сергея Кириенко на выборах мэра Москвы.
С конца 2000 г. участвовал в организации “Медиасоюза“, созданного Александром Любимовым в противовес Союзу журналистов России. Вошел в правление “Медиасоюза” и возглавил в нем в 2001 году гильдию интернета.
В 2001 г. по приглашению Сергея Кириенко возглавил предвыборный штаб действующего губернатора Нижегородской области Ивана Склярова на губернаторских выборах. Скляров уступил во втором туре своему сопернику Геннадию Ходыреву более чем в два раза. Накануне второго тура через московские информационные агентства и телевидение была запущена информация со ссылкой на неназванный источник в Кремле, что в случае победы Ходырева столица Приволжского федерального округа может быть перенесена из Нижнего Новгорода в Самару или в Саратов. В Нижнем Новгороде это было воспринято как шантаж, авторство которого местные журналисты приписывали Гельману. (Деловая хроника, 2 июля 2002)
В мае 2002 г. отказался от своего пакета акций Фонда эффективной политики. Сказал: “ФЭП превратился практически в департамент по информационному обеспечению администрации президента России… Это делает для меня участие в ФЭПе бессмысленным, и в некоторых случаях вредным”. (Деловая хроника, 2 июля 2002)
В июне 2002 г. был назначен заместителем гендиректора телеканала ОРТ – руководителем аналитической дирекции телеканала.
В 2003 г. много говорилось о том, что Гельман был главным политтехнологом, призванным обеспечить успех избирательного блока “Народно-патриотический союз “Родина” на выборах в ГД в декабре 2003 г. Руководители блока – Сергей Глазьев, Дмитрий Рогозин, много говорившие о своей любви к русскому народу и Церкви. Правда, вскоре в прессе появились сообщения, что “Рогозин добился отстранения Гельмана от избирательной кампании блока”. А Глазьев сказал: “Марат Гельман очень активно предлагал блоку свои услуги, однако вряд ли они потребуются”. (Росбалт, 17 сентября 2003)
16 февраля 2004 г. Гельман подал в отставку с поста заместителя генерального директора ОАО “Первый канал”. Заявление об уходе “по собственному желанию” было подано еще 8 декабря 2003 г.. Заявил, что “Первый канал” и нынешняя власть больше не нуждаются в его “интеллектуальном обслуживании”: “Умение мыслить, прогнозировать теперь не будет иметь особого значения. Аналитиками станут те, кому будет доступна банальная информация: кто, с кем, когда. А это добывается в первую очередь прослушкой”. (Коммерсантъ, 17 февраля 2004)
Участвовал как политтехнолог в избирательной кампании Виктора Януковича на президентских выборах на Украине 2004 г. Говорил: “Если Ющенко [противник Януковича] станет президентом, то я буду считать это своим личным поражением”. Говорил, что обнародует “много таких реальных фактов о Ющенко, что станет плохо”. Однако в августе 2004 г., за несколько месяцев до выборов, покинул Украину и впоследствии винил в провале Януковича украинских политтехнологов. (НГ, 1 апреля 2005)
1 марта 2005 г. фракция “Родина” по инициативе Александра Чуева приняла заявление, в котором просила Генпрокуратуру привлечь к уголовной ответственности организаторов выставки современного искусства “Россия-2”, в частности, Гельмана. По мнению фракции, экспонировавшиеся на выставке так называемые “произведения искусства” носили явно оскорбительный характер не только для православных, но и всех, кому дороги духовные ценности России”. (Интерфакс, 1 марта 2005)
Летом 2005 г. вступил в Социал-демократическу партию России (СДПР; лидер – Владимир Кишенин).
6 декабря 2005 г. в Замоскворецком суде Москвы началось рассмотрение иска девяти московских художников против Галереи Гельмана и Центрального дома художников (ЦДХ). Истцы заявили, что прошедшая в начале 2005 года в ЦДХ выставка “Новейшее искусство постсоветского пространства” в рамках проекта “Россия-2” оскорбила их религиозные чувства и нанесла моральный вред на общую сумму 5 млн руб.
1 февраля 2006 г. суд отклонил иск к организаторам выставки.
В апреле 2006 г. поддержал издателя Илью Кормильцева, против которого было возбуждено уголовное дело по заявлению православного движения “Народная защита” в связи с изданием литературных произведений, по мнению заявителей, “полных богохульства, ненормативной лексики, неприкрытого сатанизма, порнографии и различных извращений”. Гельман сказал, что это уголовное дело – “огромная глупость”: “Выходящие в издательстве радикальные тексты не надо издавать миллионными тиражами. Но они нужны цивилизованному обществу. Почему люди должны быть лишены права на понимание альтернативной европейской культуры?” (Коммерсант, 10 апреля 2006)
21 октября 2006 г. около десяти молодых людей, одетых в черные вязаные шапки, черные куртки и высокие черные ботинки армейского типа, ворвались в помещение галереи Гельмана на улице Малая Полянка. В этот момент она была закрыта для посетителей, и внутри находились лишь несколько сотрудников и сам Гельман. Люди, разбившись на несколько групп, разбежались по помещениям галереи. Одни молча сорвали со стен и растоптали 40 работ грузинского художника Александра Джикии. Другая группа разгромила офис. Сотрудников галереи нападавшие поставили лицом к стене, отобрали у них мобильные телефоны и разбили их. В одном из офисных помещений нападавшие избили Гельмана. Его повалили на пол и били ногами. Одной из сотрудниц галереи удалось сбежать и вызвать милицию. Однако когда подъехали оперативники, нападавшие уже скрылись. Врачи зафиксировали у Гельмана сотрясение мозга, перелом носа, а также множественные ссадины на лице и теле. (Ъ, 23 октября 2006)
Как рассказал сам Гельман, погромщики действовали “без истерии” и выглядели не как “хулиганы или фанатики”, а как “профи, бойцы”. (Ъ, 23 октября 2006)
С апреля 2009 – директор музея современного искусства в Перми. (см)
В сентябре 2009 был назначен президентом Медведевым членом Общественной палаты РФ.
9 апреля 2010 в Общественной палате прошли слушания по генплану развития Москвы до 2025 года, на которых Гельман заявил: “Все понимают, что генплан плох, но его принимают по трем причинам: жадность, трусость, безразличие… Для нас центр Москвы – это любовь, а для Лужкова – овощная грядка, с которой он снимает урожай”. После этих слов председатель Мосгордумы Владимир Платонов и главный архитектор Москвы Александр Кузьмин встали и молча удалились под крики “Позор!”, “Трусы!” и “Люди Лужкова!”. В дверях главный архитектор города заявил, что “за такие слова надо бить”, чего он не хочет делать в стенах Общественной палаты. (Коммерсант, 10 апреля 2010)
4 июня 2010 президиум генсовета “Единой России” утвердил партийный проект “Культурный альянс (региональный аспект)”. Курировать его, как сообщила пресс-служба партии, было поручено музыканту Игорю Бутману и Гельману. Цель проекта – создание “механизма модернизации” культурной жизни в российских регионах. (Взгляд, 5 июня 2010)
В сентябре 2011 Медведев не включил Гельмана в новый состав ОП.
С октября 2011 года – член Общественного комитета сторонников Дмитрия Медведева.
В январе 2012 Гельман принёс извинения журналисту Аркадию Мамонтову, который в 2006 в своём журналистском расследовании рассказал о найденном в Москве шпионском передатчике (“шпионский камень”). Либеральная пресса издевалась над Мамонтовым, обвиняе его в придумывании страшилок. Гельман сказал, что тогда ему сложно было поверить в правдоподобность столь нетривиальной истории. Однако после того как в январе 2012 советник бывшего премьер-министра Великобритании Тони Блэра Джонатан Пауэлл признал факт провала британской разведки в 2006, когда ФСБ обнаружила замаскированный под камень передатчик, Гельман сказал, что он вынужден извиниться перед Мамонтовым.
28 февраля 2012 Савеловский суд Москвы удовлетворил иск Василия Якеменко о защите чести и достоинства к Гельману, который должен был выплатить 100 тыс. руб. в качестве компенсации морального вреда за высказывания о возможной причастности Якеменко к нападению на журналиста Олега Кашина. (Коммерсант, 29 февраля 2012)
28 августа 2012 Мосгорсуд признал это решение законным.
19 июня 2013 власти Пермского края приняли решение расторгнуть срочный контракт с Гельманом. (Газета.ру, 19 июня 2013)
В 2014 переехал в Черногрию. “Прочитал резолюцию Сената США по России и понял, почему уезжаю из России. Я не хочу участвовать в этой войне. На стороне “путинской власти”, потому что считаю, что она в этом конфликте – агрессор и нарушитель, на стороне “мирового сообщества”, потому что это война против моей страны”. (См.)
Пропагандирует современное искусство (типа постмодерниста Осмоловского и др.). Покровительствовал Александру Бренеру (творчество: публичные мастурбации как художественный акт, порча картины Малевича в голландском музее как перформанс; доставание из трусов собственных экскрементов и подношение их под нос журналистам в Пушкинском музее изобразительных искусств у картины Рембрандта; выставка “Мое Влагалище” в галерее Гельмана), Кулику (“человек-собака”, лидер Партии животных, специализируется на половых актах с собаками, свиньями, козами и др., устраивает “перформансы”, во время которых в голом виде на поводке изображает из себя собаку, кусая прохожих и мочась по-собачьи на тротуар), Тер-Оганьяну (публичное уничтожение икон, богохульные нецензурные надписи на иконах; в феврале 2003 г. в своей галерее открыл выставку Тер-Оганьяна); Мавромати (самораспятие на кресте с надписью на теле “Я – не сын божий”).
Жена Юлия, по образованию архитектор. Жила в Кишиневе, где в 1986 г. познакомилась с Гельманом. Сын от первого брака Игорь и дочь (2002 г.р.) – от второго. У Юлии также сын от предыдущего брака. В 2014 родился сын Егор.
В июле 2007 Игорь Гельман умер в Лондоне от передозировки наркотиков.