АБДУРАХМАНОВ Дукуваха Баштаевич

АБДУРАХМАНОВ Дукуваха Баштаевич 
(1956-2015)
     Председатель Парламента Чеченской республики


Умер  29 июня 2015 г.

      Дукваха Абдурахманов родился 14 марта 1956 года в г. Караганде Казахской ССР в семье рабочего.
       В 1974 году окончил среднюю школу в с. Джалка Гудермесского района.
       Окончил Чечено-Ингушский университет по специальности “преподаватель истории” и Чечено-Ингушский педагогический институт по специальности “экономист”.
       Служил в Советской армии в Монголии.
       Начал работать учителем.
       В разное время возглавлял Джалкинский сельсовет, Гудермесский горисполком, работал главой администрации Гудермеса и заместителем главы администрации администрации Аргуна. 
       В 2001-2005 годах – заместитель председателя правительства Чеченской республики, одновременно министр сельского хозяйства.
       В 2005 г. на выборах в Народное собрание возглавлял предвыборный список партии “Единая Россия”.
       12 декабря 2005 г. был избран председателем Народного собрания Чеченской республики.
       14 декабря 2005 г. Народное собрание на первом заседании единогласно приняло решение обратиться к российскому руководству с просьбой о переименовании столицы республики в Ахматкалу (в честь Ахмата Кадырова). “Основанная на месте нынешней столицы Чечни в XIX веке крепость Грозная ничего хорошего чеченскому народу не дала, – сказал Абдурахманов. – С именем этого города связаны самые темные страницы в истории чеченского народа”. (Газета, 15 декабря 2005)
       Против этого предложения выступил Рамзан Кадыров .
       В марте 2006 г. на заседании парламента Чечни было принято решение просить руководство России передать в собственность республики дополнительный пакет акций “Грознефтегаза”. Речь шла о 2% акций, после получения которых в собственности правительства Чечни оказался бы 51% акций. Комментируя журналистам принятое решение, Абдурахманов заявил: “Нефтяная отрасль является в Чечне бюджетообразующей, и поэтому мы требуем, чтобы деятельность “Роснефти” в Чечне носила абсолютно прозрачный характер”. (Коммерсант, 20 марта 2006 )
       30 марта 2006 г. сказал: “За последние три месяца мы сделали по восстановлению города значительно больше, чем за предыдущие пять лет”, – пояснив, что это стало возможным потому, что правительством в этот период руководил “не какой-нибудь заезжий премьер [видимо, имелся в виду Сергей Абрамов], а Рамзан Кадыров”.  (Коммерсант, 31 марта 2006)
       Также высказал убеждение в том, что чем больше Москва станет доверять местным властям, тем успешнее Чечня будет избавляться от негативных последствий разрушительных войн. А главным признаком такого доверия, по мнению Абдурахманова, стало бы подписание договора о разграничении полномочий с центром на предложенных чеченской стороной условиях. По словам Абдурахманова, принципиальными в договоре должны были стать три пункта: создание в Чечне свободной экономической зоны, освобождение на 10-15 лет от налогов всех физических и юридических лиц и предоставление на тот же период местным властям права самостоятельно пользоваться природными ресурсами, в частности, нефтью и минеральными источниками.  (Коммерсант, 31 марта 2006)
       Кроме того, Абдурахманов считал необходимым создание чеченской нефтяной компании наподобие тех, что действовали в Татарии и Башкирии. “Если такой вариант не подходит, то возможен другой, но доходы от реализации чеченской нефти должны поступать на социально-экономическое восстановление республики”. (Коммерсант, 31 марта 2006)
        24 апреля 2006 г. выступил с инициативой воссоединения Чечни и Ингушетии, назвав исторической ошибкой ликвидацию Чечено-Ингушской АССР. По его мнению, воссоединение “навсегда искоренит возможные очаги напряженности” в регионе, позволит урегулировать оставшийся не решенным после распада Чечено-Ингушетии вопрос установления административной границы между двумя республиками и юрисдикции Сунженского района. Однако президент Ингушетии Мурат Зязиков не раз высказывался против объединения, а после высказывания Абдурахманова против этой инициативы высказался и председатель Народного собрания Ингушетии Махмуд Сакалов.  (Коммерсант, 25 апреля 2006 
       6 мая 2006 г. “Коммерсант” писал, что, по его сведениям, Абдурахманов уже разработал план отстранения от власти президента Чечни Алу Алханова через вынесение ему депутатами вотума недоверия, с тем чтобы на этот пост был назначен Кадыров. (Коммерсант, 6 мая 2006 )
       14 июня 2006 г. сказал о Кадырове: “Рамзан Ахматович сдал своему народу очередной экзамен на политическую и гражданскую зрелость”,– подчеркнув, что сделанное премьером за 100 дней мог бы сделать только “мудрый государственный муж”. “Не поддается учету и воображению та надежда, которую вы вселили своими делами в души людей,– обратился он к Кадырову и добавил: – Итоги 100 дней позволяют утверждать, что и один в поле воин”. (Ъ, 15 июня 2006)
     Затем Абдурахманов зачитал постановление парламента о признании деятельности Кадырова заслуживающей высшей оценки. Она оказалась столь высокой, что чеченские депутаты посоветовали “в целях укрепления оборонной мощи РФ” распространить опыт чеченского премьера на другие субъекты страны, переживающие антикризисный период.  (Ъ, 15 июня 2006)


После назначения Кадырова и.о. президента Чечни заявил, что ЕР видит только его на посту президента: “Это мнение не только нашей партии, но и всех трех миллионов проживающих во всем мире чеченцев. Сказал, что в Чечне, “затаив дыхание, будут ждать верного решения президента России Владимира Путина по кандидатуре на пост главы Чечни”. (Ъ, 22 февраля 2007)


25 сентября 2007 Абдурахманов сообщил, что парламент Чечни подает иск на Гарии Каспарова, обвиняя его в оскорблении Кадырова. 23 сентября, отвечая на вопросы участников проходивших в этот день в Санкт-Петербурге праймериз “Другой России”, Каспаров коснулся кризисной ситуации на Северном Кавказе и, в частности, охарактеризовал президента Ингушетии Мурата Зязикова, как “абсолютно пустое место”, а Кадырова назвал “бандитом”. (Грани.ру, 26 сентября 2007)


Абдурахманов заявил: “Гарри Каспаров должен сидеть в тюрьме. Если же мы не достигнем через федеральное законодательство таких последствий, которых хотим, мы будем прибегать к и другим мерам. Кавказ это допускает, у Кавказа свои законы, и Каспаров за такие вольности будет наказан. Он должен сидеть в тюрьме, если нет, мы его все равно накажем”. (Грани.ру, 26 сентября 2007)


В свою очередь Каспаров попросил прокуратуру проверить высказывания Абдурахманова на предмет наличия состава преступления, а также обеспечить ему и его семье охрану: “Согласно традициям, под “законами Кавказа” и “мерами, которые допускает Кавказ”, подразумевается убийство. Поэтому я склонен рассматривать прозвучавшие заявления чеченских официальных лиц как реальную угрозу жизни мне и моей семье”. (Грани.ру, 26 сентября 2007)


В конце 2007 были приняты поправки к конституции Чечни, согласно которым представительный орган становился однопалатным.


31 января 2008 Абдурахманов сообщил, что ситуация вокруг Каспарова “не получила продолжения”, так как чеченские власти “не хотят играть на авторитет Каспарова”. “Но я не изменил своей позиции – Каспаров не мужчина, не россиянин, не патриот”, – сказал Абдурахманов. (Эхо Москвы, 31 января 2008)


25 апреля 2008 г. Парламент Чечни направил обращение президенту Путину с просьбой наградить Кадырова орденом “За заслуги перед Отечеством” первой степени. “С момента вступления Кадырова в должность председателя правительства, а затем и наделения его полномочиями главы республики у нас произошли глобальные позитивные перемены: многие населенные пункты были подняты буквально из руин, а Грозный превратился в один из самых красивых городов региона”, – объяснил инициативу законодателей Абдурахманов. Все эти перемены, по его мнению, стали возможны главным образом благодаря таланту и организаторским способностям Кадырова. (Коммерсант, 26 апреля 2008


В июне 2008 Народное собрание объявило о самороспуске. 


После выборов осенью 2008 Абдурахманов был единогласно избран председателем нового однопалатного Парламента Чеченской республики.


22-23 июля 2009 Абдурахманов и Ахмед Закаев прогвели переговоры в Осло. Посредником выступил руководитель норвежской правозащитной организации “Форум мира Чечни” Ивар Амундсен. 


24 июля 2009 Абдурахманов заявил: “Во время встречи с Ахмедом Закаевым мы провели консультации по завершению консолидации чеченского общества и полной политической стабильности… Где бы не проживали чеченцы, они должны иметь общую, объединяющую для всех светлую цель – мир, стабильность и процветание Чеченской Республики. Это основа для наших совместных действий… Пришло время собирать камни. Нас, чеченцев, в мире не так много (всего 3 млн), чтобы мы делились “по политическим квартирам”. Все, что нас разъединяло, – в прошлом. Президент ЧР Рамзан Кадыров сумел воплотить в жизнь вековую мечту чеченцев. Первое. Свобода вероисповедания. Второе. Автономное использование земли своей территории. И, наконец, третье. Полное единение вайнахов, живущих в Чеченской Республике, вне зависимости от состояния в том или ином религиозном вирде или партийной принадлежности. Уверен, что и Ахмед Закаев с товарищами, и другие чеченцы, живущие за пределами Российской Федерации, найдут свое место на пути дальнейшего возрождения Чеченской Республики. Это желание президента Рамзана Кадырова, это желание чеченского народа”. (Коммерсант, 24 июля 2009)


8 сентября 2013 избран депутатом Парламента третьего созыва, а затем – председателем Парламента.


     
     Награжден орденом Почета (2006).