БОРОВИКОВ Никита Сергеевич

БОРОВИКОВ Никита Сергеевич
Бывший председатель партии “Умная Россия” (2012-2016),
бывший лидер движения “Наши”


        Никита Боровиков родился 22 ноября 1980 в г.Суздале Владимирской области.
        В 2003 с отличием окончил юридический факультет Владимирского государственного педагогического университета. Был зачислен ассистентом кафедры уголовно-правовых дисциплин. С 2004 проходил обучение, стажировку в Национальном институте Высшая школа управления для преподавания общественных дисциплин.
     Работал помощником адвоката, консультантом общественной юридической консультации. 
     Принимал участие в выборах в органы местного самоуправления, региональное законодательное собрание, выборы президента РФ, президента Украины в качестве наблюдателя, консультанта предвыборного штаба. 
     С конца 2004 – комиссар молодежного демократического антифашистского движения “Наши”. 
     15 апреля 2006  на первом Съезде комиссаров и сторонников избран одним из пяти федеральных комиссаров движения (В.Якеменко, Наталья Лебедева, Боровиков, Александр Айдинов, Алексей Филонов).
     В июле 2007, накануне открытия летнего лагеря “Наших” на Селигере, лидер движения Василий Якеменко объявил, что он оставит руководящий пост в “Наших” после парламентских выборов 2007, и предложил молодежи выбрать сменщика. При этом Якеменко не скрывал симпатий к комиссару из Воронежа Марине Задемидьковой. (Ъ, 1 августа 2007)
     27 июля 2007 прошли выборы, на которых неожиданно победил Боровиков. По словам источника Ъ, близкого к администрации президента, фаворитка Якеменко проиграла выборы не только по причине провала своего агитационного выступления перед товарищами, но и потому, что не понравилась Владиславу Суркову, приехавшему в лагерь. “Сурков сказал Васе, что он сошел с ума и что Задемидькову надо менять, поэтому она и проиграла”, – сообщил источник. (Ъ, 1 августа 2007)
     31 июля 2007 Якеменко заявил, что прошедшие в лагере выборы его преемника “не более чем ролевая игра”. Тем самым он фактически опроверг информацию о своем уходе. (Ъ, 1 августа 2007)
     В действительности Якеменко оставался формальным лидером “Наших” до 25 декабря 2007, когда на съезде движения он объявил о своей отставке. Новым лидером стал Боровиков.
     В конце января 2008 на конференции региональных лидеров “Наших” было принято решение о том, что из почти 50 региональных отделений движения будет сохранено только пять: владимирское, ивановское, тульское, воронежское и ярославское. Активисты из других регионов смогут участвовать лишь в раздробленных спецпроектах, созданных “Нашими”,- “Наша армия”, “Добровольная молодежная дружина”, “Православный корпус”, “Уроки дружбы” и других. Боровиков назвал подобную схему “наиболее эффективным способом существования”: “Угрозы “оранжевой революции” больше нет, поэтому мы можем сосредоточиться на других вещах. Но мы не исчезнем. Мы просто выросли из детских штанишек”.  (Ъ, 29 января 2008


21 сентября 2009 правозащитник Александр Подрабинек опубликовал в сетевом “Ежедневном журнале” статью “Как антисоветчик антисоветчикам“, посвященную переименованию “по требованию ветеранов” шашлычной “Антисоветская” на Ленинградском проспекте. “В Советском Союзе кроме вас были другие ветераны, о которых вы не хотели бы ничего знать и слышать,- ветераны борьбы с советской властью, – говорилось, в частности, в тексте. – Они, как и некоторые из вас, боролись с нацизмом, а потом сражались против коммунистов в лесах Литвы и Западной Украины, в горах Чечни и песках Средней Азии”.


Вставшего во главе “ветеранов” бывшего видного деятеля КПСС Владимира Долгих Подрабинек назвал членом “банды коммунистических преступников, которые пытались погубить нашу страну, а потом сумели счастливо избегнуть суда и наказания”: “Теперь вы опять всплываете на поверхность, чтобы оправдать свое прошлое. Советское прошлое – кровавое, лживое и позорное”.


Представители движения “Наши” пообещали, что жизнь Подрабинека разделится на “до и после публикации”. Активисты начали ежедневное пикетирование дома, где он жил. Боровиков заявил, что движение будет требовать от Подрабинека извинений, а если не дождется их, то “вынудит” покинуть страну. (Коммерсант, 2 октября 2009)


Нашисты устраивали пикеты у дома Подрабинека, звонили ему, угрожали и т.д. К тому же подали в Пресненский суд иск о защите чести, достоинства и деловой репутации к радиостанции “Эхо Москвы”. Они требовали признать не соответствующей действительности информацию о том, что движение “преследует” Подрабинека и его семью. (Коммерсант, 2 октября 2009)


5 октября 2009 Совет при президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека (председатель – Элла Памфилова) опубликовал заявление, в котором осудил действия нашистов: “Совет считает незаконной и аморальной кампанию травли журналиста Александра Подрабинека, организованную безответственными авантюристами из МДАД “Наши”… Кампания травли журналиста явно выходит за рамки действующего законодательства и содержит очевидные признаки экстремизма…”. Совет также указал на неправомерность требований нашистов о выезде Подрабинека из страны.


7 октября 2009 о конфликте Подрабинека и “Наших” в ходе встречи с писателями высказался Путин. Один из участников встречи, Александр Архангельский, рассказал, что Путин статью Подрабинека назвал “хамской” и сказал, что о действиях нашистов слышит в первый раз: “Если вы думаете, что власть контролирует все молодежные движения, то это не так. “Наши” – это ведь молодежь. У нее есть руководители со своими политическими амбициями, и они в своих действиях часто идут не туда”. 


В ответ на замечание Архангельского о том, что в своих действиях нашисты  ссылаются именно на Путина, он заявил: “Вся страна на меня ссылается”. (Газета.ру, 7 октября 2009)


8 октября 2009 нашисты подали иски о защите чести и достоинства к “Новой газете”, РЕН ТВ и интернет-изданию “Полит.ру”. Они требовали опровергнуть появившиеся в этих СМИ сообщения о том, что они “занимаются травлей” Подрабинека, “преследуют его семью”. С каждого СМИ движение было намерено взыскать по 500 тыс. руб. “Мы не настаиваем, что наша позиция единственно правильная, – сказал Боровиков. – Речь идет лишь о том, что издания исказили факты. Не надо за нас придумывать наши действия, а потом пугать народ страшным движением “Наши”. (Коммерсант, 9 октября 2009)

После того, как из Кремля нашистам дали понять, что не одобряют травлю Подрабинека, они сняли пикет, но пообещали проводить таковой ежегодно 22 октября.


22 октября 2009 нашисты подали в Савеловский суд Москвы иски против немецкого издания Frankfurter Rundschau, французских газет Le Journal du Dimanche и Le Monde, а также британской газеты The Independent. “Каждое из изданий, – говорилось в нашистском пресс-релизе, – опубликовало информацию, не соответствующую действительности и порочащую честь и репутацию общественной организации. Каждый из вышедших в свет материалов имеет непосредственное отношение к ситуации, возникшей после публикации скандальной статьи журналиста Александра Подрабинека”. (Газета.ру, 23 октября 2009)


15 апреля 2010 на съезде “Наших” Боровиков не был переизбран на пост лидера.


В своем выступлении на съезде он вспомнил первый съезд “Наших” в 2005, когда в обществе, по его мнению, наблюдалась апатия. “Люди абсолютно не хотели замечать, что готовится “цветной переворот” в Российской Федерации, несмотря на то, что похожие события произошли в странах СНГ. Уже были расписаны роли, поделена шкура неубитого медведя”, – сказал Боровиков. И отметил, что за эти пять лет движению “Наши” удалось защитить российский суверенитет.

20 июня 2012 была зарегистрирована партия “Умная Россия”. Председатель – Боровиков. По его словам, в партию “входят члены организации “Наши” наряду с членами других общественных организаций”. Боровиков отметил, что “Умная Россия” собирается принимать участие в осенних выборах, однако не уточнил, в каких именно. (Коммерсант, 17 июля 2012)


1 декабря 2016 Верховный суд РФ по заявлению Минюста ликвидировал партию “Умная Россия” в связи с тем, что партия грубо нарушает закон “О политических партиях”, в том числе не предоставляет необходимых сведений о своей деятельности. (ТАСС, 1 декабря 2016