ОГОНЕК
(журнал)
Руководство
История (1899-2001)
История ( С 2001)
Бывшие
В марта 2009 года права на торговую мамарку “Огонька” были приобретены ЗАО “Коммерсантъ. Издательский дом“.
В июне 2005 года санкт-петербургский холдинг “Телекоминвест ” приобрел у издательского дома “ОВА-Пресс” право на издательство “Огонька”.
Периодичность. Один раз в неделю.
Интернет: http://www.ogoniok.com/
РУКОВОДСТВО
Главный редактор
АГАФОНОВ Сергей Леонидович
Заместители главного редактора
ДАНИЛОВА Екатерина Евгеньевна
С февраля 2005
САБОВ Дмитрий Александрович
С февраля 2005
История (с 1899 по 2001)
Первый номер «Огонька» вышел в свет в четверг 9 (21) декабря 1899 года как еженедельное иллюстрированное литературно-художественное приложение к газете «Биржевые ведомости», которую выпускал в Петербурге крупный издатель С.М.Проппер.
С 1902 года «Огонек» стал самостоятельным, самым дешевым и очень популярным журналом с тиражом в 120 тысяч экземпляров, отставая по тиражу только от ежемесячной «Нивы».
В начале века «Огонек» выходил на восьми страницах в 1/8 печатного листа. Примерно одну треть журнала уже в те годы занимали фоторепортажи. В революцию выпуск «Огонька», как и многих других газет и журналов, прекратился. И хотя в начале двадцатых годов в российской журналистике началось оживление, ни одно из новых изданий не смогло заменить такой родной и знакомый «старорежимный» «Огонек».
В 1923 году несколько московских журналистов, писателей и издательских работников объединились вокруг Михаила Кольцова, одного из самых ярких очеркистов и главных редакторов первых двух десятилетий советской власти, поддержав его идею о возрождении «Огонька». Кольцов говорил: «Мы решили попробовать, удастся ли со старым названием поставить советский журнал». Удалось! Вся редакция помещалась в тесной комнате в одном из московских переулков. Журнал выходил на шероховатой бумаге, то раз в неделю, то раз в десять дней…
На конец 1923 года тираж «Огонька» составил 42 тысячи экземпляров. Через год тираж вырос до 125 тысяч, а уже в 1925 году достиг полумиллиона экземпляров! Тогда же сформировались основные принципы: хороший литературный язык, сдобренный известной долей консервативного официоза, ставка на иллюстративный ряд, на классический макет, на присутствие в каждом номере обязательных элементов (довольно скоро таким элементом стал кроссворд). Уже после репрессированного Кольцова, в частности, при Алексее Суркове окончательно оформились «фирменные» черты огоньковского стиля: портрет знаменитого человека на обложке, рассказ и стихи в каждом номере, иногда – детектив с продолжением, фоторепортаж и яркие цветные слайды, имеющие декоративный характер, а также так называемая «вкладка», имевшая в истории советской культуры уникальную функцию – с помощью цветных репродукций громадные массы людей знакомились с шедеврами мировой культуры, с русской классикой и… с официозной советской живописью. Так с помощью «Огонька» очень активно и действенно формировались эстетические вкусы поколений, «эстетика миллионов», с которой потом пришлось сражаться в 60-е годы советской интеллигенции и которая была одним из самых твердых базисных опор консервативного общества брежневского периода. Консерватизм, сухость и ограниченность – к сожалению, стали такими же «фирменными» чертами «Огонька» при Анатолии Софронове, преемнике Суркова, как веселая обложка, лирические стихи и сочная иллюстрация. Школа «Огонька», давшая образцы добротной журналистики и хорошего стиля, превратилась в школу выхолощенных, выжатых как лимон статей. Однако с приходом Виталия Коротича журнал повернул на 180 градусов.
Трудно в мировой истории вспомнить издание, которое оказало бы на политическую жизнь страны такое же сильное влияние, как «Огонек» эпохи перестройки. Публицистика «Огонька» стала школой демократии в изголодавшейся по свободе стране. Разоблачения стали культовым жанром всей журналистики. Начинал эту эпопею журнал «Огонек». Открывший на этом пути к читателю множество ярких имен, талантливых авторов, замечательных художников – он закономерно пришел к финалу этой, наиболее славной страницы своей истории.
К концу 1994-го года экономическая ситуация не позволяла выжить на газетном рынке такому дорогому, громоздкому и старомодному культурному продукту.
Последняя революция в «Огоньке» в начале 1995 года наиболее приблизила его к стандартам западных иллюстрированных изданий – и объем, и информационая насыщенность, и использование всех полиграфических приемов, известных на сегодняшний день в мире компьютерной графики, а теперь и «интернетовский вариант» – сделали журнал совершенно другим. Однако многое осталось по-старому.
История (с 2001 года)
В начале 2001 г. журнал перешел из рук Бориса Березовского к Валентину Юмашеву, который передал его своей жене Татьяне Дьяченко. Финансировали проект акционеры “Сибнефти“. (Коммерсант, 9 июля 2003)
15 декабря 2004 года главным редактором еженедельного журнала “Огонек ” был назначен Влад Вдовин, приглашенный в связи с решением акционеров ИД “ОВА-Пресс” изменить стратегию развития журнала и вывести его на новый качественный уровень. Главной задачей В. Вдовина на посту главного редактора стала реализация изменений в формате “Огонька”. Акцент был перенесен с формирования контента на бизнес-показатели журнала.
Решение о выборе кандидатуры на пост главного редактора в “Огонек” издатель журнала Леонид Бершидский прокомментировал так: “Я давно слежу за работой Влада Вдовина и знаю его по совместной работе в ИД Axel Springer. Вдовин – креативный и вдумчивый редактор, сильный организатор редакционных процессов. Он хорошо представляет себе, как нужно писать для аудитории, которую будет завоевывать обновленный “Огонек” – образованной, активной части среднего класса. Кроме того, он давний читатель “Огонька”, с уважением относится к традициям журнала и самой марке”.
Бершидский сказал: “Новый” “Огонек” будет для той части среднего класса, которой от еженедельника не нужна политика и жесткая бизнес-информация. Мы делаем как бы срез внутреннего мира этой культурно продвинутой, активной, успешной, но также весьма индивидуалистичной аудитории”.
В июне 2005 года Санкт-Петербургский холдинг “Телекоминвест ” приобрел у издательского дома “ОВА-Пресс” право на издательство “Огонька”. Лошак вернулся на пост главного редактора.
В интервью РИА “Новости” Лошак заявил, что ожидания читателей и потребности рынка привели его к решению, что в любом случае, “Огонек” должен уйти “от концепции журнала для молодых и богатых”.
В декабре 2008 года руководство “Огонька” приняло решение о том, что в январе 2009 года издание не будет выходить. О бэтом редакция уведомила читателей в последнем декабрьском номере.
20 января 2008 года в интервью радио “Эхо Москвы” главным редактор “Огонька” Виктор Лошак сказал, что задержка с выпуском журнала связана “с реструктуризацией компании, которая выпускает “Огонек”, и возможной сменой владельца”. На вопрос о том, изменится ли политика издания в связи со сменой владельца, Лошак затруднился ответить, а на вопрос, когда будет возобновлен выход издания, ответил: “Пока трудно сказать. Скорее всего, в феврале”.
В марте 2009 года права на издание журнала “Огонек” были приобретены у ЗАО “Телекоминвест” ИД “Коммерсантъ“. Генеральный директор “Коммерсанта” Демьян Кудрявцев заявил: “Речь о перезапуске, выпуске под этим названием журнала совсем про другое — спортивного или журнала про знаменитостей – не идет. Это будет журнал “Огонек” общественно-культурный, так называемый журнал общего интереса, которым “Огонек” является сегодня, и издавать его будут те же люди. Главным редактором остается Виктор Лошак” (ГИПП, 13 марта 2009).
17 мая 2009 года издание “Огонька” возобновилось.
Бывшие
Главные редакторы
ЛОШАК Виктор Григорьевич
Июнь 2005 – ноябрь 2012
ВДОВИН Влад Олегович
Декабрь 2004 – июнь 2005
И.о. главного редактора
УМНОВ Владимир Валерьевич
С 11 ноября 2004 по 15 декабря 2004
Лошак Виктор Григорьевич
Октябрь 2003 – ноябрь 2004
Чернов Владимир Борисович
С апреля 1998
Гущин Лев Никитович
С 1991 по 1997
Коротич Виталий Алексеевич
С 1986 по 1991
Шеф-редактор
Агафонов Сергей Леонидович
С августа 2005 по 2008
Заместитель главного редактора
Пастернак Борис Натанович
Обозреватель Рожнов Г.В.