КОСТОЕВ Исса Магометович

КОСТОЕВ Исса Магометович
Бывший представитель от администрации Ингушетии в Совете Федерации РФ (2002-2009),
бывший начальник Международно-правового управления Генеральной прокуратуры РФ,
депутат Совета Федерации первого созыва (1993 – января 1996)


           Исса Костоев родился 8 августа 1942 г. в селе Экажево Назранского района Чечено-Ингушской АССР в крестьянской семье, ингуш. В двухлетнем возрасте вместе с семьей был депортирован в Казахстан.   
           В 1957 – 1965 гг. – автослесарь автобазы АМСХ в г. Акмолинске.   
           В 1965 г. окончил юридический факультет Казахского государственного университета им. С.М.Кирова в Алма-Ате. С 1977 – 1980 гг. – аспирант кафедры криминалистики юридического факультета МГУ. 
           С 1965 – 1974 гг. работал в органах прокуратуры Северо-Осетинской АССР: следователем прокуратуры Ленинского района Орджоникидзе (1965-66), следователем прокуратуры Промышленного района Орджоникидзе (1966-69), старшим следователем прокуратуры Северо-Осетинской АССР (1969-70), прокурором-криминалистом прокуратуры Северо-Осетинской АССР (1970-74). 
           В 1974 г. был переведен в Генеральную прокуратуру РСФСР и работал следователем и старшим следователем по особо важным делам.
           В 1985 – 1990 гг. был заместителем начальника следственной части следственного управления прокуратуры РСФСР.
           В 1990 – 1992 гг. –  заместитель начальника отдела по расследованию особо важных дел следственного управления прокуратуры РСФСР.
           В 1992 г. – начальник отдела по расследованию преступлений против личности следственного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации (1992).
           В начале 1980-х гг. расследовал и раскрыл в Смоленской области дело о серийных убийствах, в результате чего был оправдан и освобожден невиновный сотрудник районной прокуратуры Гончаров, которого (а заодно и его младшего брата) арестовал следователь Тельман Гдлян (см. статью Ольги Чайковской в журнале “Континент”, 1993, N76).
           В 1982 – 1990 гг. возглавлял расследование по знаменитому делу маньяка Чикатило в Ростовской области. В результате расследования Чикатило был задержан, осужден, а затем казнен.
           Член КПСС с 1960 – 1990 гг.
           С весны 1992 г. – октябрь 1993 г. был временным представителем президента РФ в Ингушской республике.
           12 декабря 1993 г. был избран депутатом Совета Федерации от Ингушского двумандатного округа N6), получив 93,08% голосов избирателей, принявших участие в выборах (второе место после Руслана Аушева). С января 1994 г. – декабрь 1995 г.- председатель Комитета СФ по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам, был членом Мандатной комиссии. 
            С 1994 – 1995 г. – член депутатского объединения “Конструктивное сотрудничество”. 
            В марте 1995 г. Костоев выступил в “Московских новостях” (N17) с критикой политики правительства в отношении казачества. Он считал, что используя естественное стремление людей к справедливости, власть пыталась превратить часть российского народа в надсмотрщика и создать незаконные военизированные формирования. 
            Обвинял в некомпетенции Сергея Шахрая и Николая Егорова, курировавших вопросы, связанные с казачеством, а их политику оценивал как попытку подкупа казачьей верхушки с целью сделать ее проводником московской политики.
             В 1996 г. был назначен начальником Международно-правового управления Генеральной прокуратуры РФ.
             В 1998 г. баллотровался на пост президента Ингушской Республики. Был поддержан Юрием Скуратовым и Анатолием Куликовым. 1 марта 1998 г. занял второе место на выборах, получив 13,31% голосов избирателей. 
             В октябре 1999 г. был включен в общефедеральный список избирательного объединения “Социал-демократы” (№1 в Южной региональной группе) для участия в выборах в Государственную Думу РФ третьего созыва. Был исключен из списка на основании личного заявления.
             С июля 2002 г. – представитель от администрации Республики Ингушетия в Совете Федерации РФ. Вошел в Комитета СФ по правовым и судебным вопросам.
             С 12 мая 2004 г. – член Комиссии СФ по естественным монополиям. 
             С 15 июля 2004 г. – член Временной комиссии СФ по анализу ситуации на Северном Кавказе. 
             В конце июля 2005 г. направил заместителю генерального прокурора РФ в Южном федеральном округе Николаю Шепелю запрос по поводу событий в Северной Осетии: “В ночь на 24 июля с.г., примерно в 22 часа между населенными пунктами Куртат и Дачное Пригородного района Республики Северная Осетия – Алания неизвестными лицами захвачен и вывезен в неизвестном направлении житель с. Дачное, отец многодетной семьи Чахкиев Чингисхан Джабраилович… 26.07.2005 труп Чахкиева с перерезанным горлом и отрезанным ухом обнаружен в лесном массиве па окраине с. Коста, Ардонского района Северной Осетии. За последние два месяца это уже третье тяжкое преступление без очевидных мотивов совершенное в Северной Осетии в отношении граждан ингушской национальности, проживающих на территории Северной Осетии… Обстоятельства совершения, характер действий и поведение преступников не оставляют сомнений в том, что имеет место организованное и целенаправленное преследование граждан ингушской национальности в Северной Осетии. Эти преступления и полное безразличие к происходящему со стороны правоохранительных органов Северной Осетии до предела накалили и без того сложную обстановку в Республике Ингушетия. Более того, они сводят на нет все усилия федеральных органов власти по стабилизации обстановки в этом регионе. По существу в этом регионе повторяется ситуация имевшая место осенью 1992 г., повлекшая широкомасштабный вооруженный конфликт с известными последствиями”. (Regnum, 29 июля 2005
                С 9 ноября 2005 г. – член комитета СФ по обороне и безопасности. В этот же день, 9 ноября 2005 г., выведен из состава комитета СФ по правовым и судебным вопросам.
                13 сентября 2006 г. в Ингушетии на посту милиции, расположенном на границе с Чечней, произошла перестрелка между милиционерами и вооруженными сотрудниками чеченского ОМОНа. С ингушской стороны погиб один милиционер, восемь ранены. Со стороны чеченского ОМОНа трое погибли, семеро ранены. Появилась информация, что чеченцы возвращались из Ингушетии после проведения какой-то спецоперации, о которой не были поставлены в известность власти Ингушетии.
                14 сентября 2006 г. Костоев призвал жителей республики к вооруженному сопротивлению чеченской милиции, если она будет действовать без соответствующего одобрения и поддержки со стороны ингушских властей: “Если кто-либо приедет к ним делать обыски, задержания без представителей правоохранительных органов Ингушской республики, оказывать им всяческое сопротивление – физическое, всем селом, всей улицей… У меня нет слов. Надоело форменное издевательство над целой республикой, над его народом. На протяжении нескольких лет гибнут сотни сотрудников правоохранительных органов Ингушской республики в результате несанкционированных, несогласованных – как со стороны Осетии, так и со стороны Чечни – вылазок. Пора положить этому конец!” (Эхо Москвы, 14 сентября 2006 )
                24 августа 2008 г. в прессе появились сообщения о том, что ночью был обстрелян дом Костоева в селении Экажево. Он сам и его родственники не пострадали, незначительные повреждения получило здание. Однако сам Костоев опроверг эту информацию и заявил, что не знает, откуда она поступила. Дом, по его словам, был пустой. (Газета.ру, 24 августа 2008)
                30 октября 2008 г. Медведев досрочно отправил в отставку президента Ингушетии Мурата Зязикова. Формальным поводом стало заявление самого Зязикова. Однако по сведениям “Ъ”, главе Ингушетии было предложено написать такое заявление, а поводом стали многочисленные громкие скандалы вокруг Зязикова и его неспособность контролировать ситуацию в республике. Костоев сказал, что причины отставки Зязикова связаны с обострением криминогенной обстановки в республике. По статистике, с начала 2008 г. в республике было убито 52 сотрудника правоохранительных органов и 150 получили ранения, были совершены десятки покушений на различных чиновников. Даже в соседней Чечне оперативная обстановка, по данным МВД России, была гораздо лучше. (Коммерсант, 31 октября 2008).


Однако, как считал Костоев, смена власти не могла решить всех проблем в республике: “У нас уже были в руководстве два генерала, один из которых (Руслан Аушев) – герой, а воз, как говорится, и ныне там. Для решения проблем нужно не людей менять в руководстве республике, а вмешаться в ситуацию самому федеральному центру”. (Коммерсант, 31 октября 2008)


На съезде народа Ингушетии, который состоялся 31 января 2009 года, Костоев принятие закона о местном самоуправлении вопреки мнению нового президента Ингушетии Юнус-Бека Евкурова увязал с решением проблемы Пригородного района. Евкуров и предложил Костоеву уйти в отставку. (Коммерсант, 1 апреля 2009)


В марте 2009 вместо подавшего в отставку Костоева членом СФ стал Мухарбек Дидигов.


    


                Государственный советник юстиции 2 класса.
                Награжден орденом Трудового Красного Знамени, медалями. Имеет звание “Почетного работника органов Прокуратуры СССР”.
                Вместе с американским писателем Ричардом Лурье написал книгу “Погоня за дьяволом” о своей следовательской деятельности (издана в 15 странах мира). 
  
                Жена – Ася Тугановна, пятеро детей: трое сыновей, две дочери.