НОЖИКОВ Юрий Абрамович
(1934-2010)
Бывший губернатор Иркутской области
Умер 15 июня 2010 г.
Юрий Ножиков родился 17 февраля 1934 в Ленинграде, русский. Мать – русская, отец – китаец, репрессированный и погибший в 1937 году. Во время войны воспитывался в одном из интернатов Ярославля, затем г.Иваново.
В 1956 году окончил Ивановский энергетический институт по специальности инженер-теплоэнергетик.
С 1956 по 1984 годы работал в Свердловске в системе Министерства энергетики и электрификации СССР мастером-прорабом, старшим прорабом, главным инженером монтажного управления, управляющим трестом Востокэнергомонтаж. С 1984 года – начальник, затем генеральный директор Братскгэсстроя. Все должности были связаны со строительством электростанций Урала и Сибири. С 1988 года был председателем Иркутского облисполкома.
Член КПСС с 1961 до ее запрещения в августе 1991.
Был членом Верховного Совета (ВС) РСФСР 11-го и 12-го созывов.
С 1990 года – депутат областного Совета с сохранением поста председателя исполкома.
4 марта 1990 был избран народным депутатом РСФСР от 386 Свердловского избирательного округа Иркутской области. С апреля по декабрь 1992 года входил во фракцию “Демократическая Россия”. В апреле 1992 года на V сьезде народных депутатов вошел в состав парламентского обьединения “Коалиция реформ” (до декабря 1992 года). В декабре 1992 года стал членом созданной Владимиром Морокиным и Олегом Румянцевым фракции федералистов “Родина”.
В 1990-1991 годах входил в состав Высшего консультационно-координационного Совета при Председателе ВС РСФСР.
В январе 1991 года выступил с осуждением кровопролития в Литве, в марте направлял продовольственную помощь бастовавшим с требованием отставки союзного правительства и Президента Горбачева шахтерам Кузбасса. Поддерживал Бориса Ельцина во время президентских выборов. В августе 1991 года во время попытки государственного переворота отказался выполнять распоряжения ГКЧП и поддержал российские власти.
19 сентября 1991 года Президент России назначил Ножикова главой администрации Иркутской области.
Под руководством Ножикова область переживала внешнеторговый бум. Этому во многом способствовало получение от правительства права на беспошлинный экспорт для закупки на нужды области продовольствия, медикаментов и технологий. Для этой цели в областной банк ресурсов собиралось по 10 процентов продукции предприятий, пользующейся спросом на мировом рынке. Квоты на ее вывоз распределялись администрацией области между коммерческими организациями.
Осудил президентский указ от 27 декабря 1991 “О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР”, предусматривававший реорганизацию колхозов и совхозов, и бесплатную передачу земельной доли желающих вести фермерские хозяйства. Заявил в выступлении по местному телевидению, что убыточные колхозы и совхозы должны быть ликвидированы, но если все коллективные хозяйства будут расформированы, то некому будет собирать урожай.
В апреле – мае 1992 года был членом оргкомитета Всероссийского Союза “Обновление” (ВСО, “партия Вольского”); с мая 1992 по февраль 1993 года – сопредседателем совета ВСО. Принимал участие в учредительной конференции, на которой выступил за преобразование ВСО в партию. С 21 июня 1992 года – член Политико-Консультативного Совета “Гражданского Союза” – коалиции партий и организаций, в который входил Союз “Обновление”.
Летом 1992 года попал в автокатастрофу. Высказывалось предположение, что это было покушение со стороны “партийно-хозяйственной мафии”, интересы которой он ущемлял.
В сентябре 1992 выступил против реализации Указа Президента Ельцина “Об организации управления электроэнергетическим комплексом в условиях приватизации”, в соответствии с которым половина высокорентабельного энергетического комплекса (большей частью, гидроэлектростанции) области поступала в ведение центральных властей. Президент в этой ситуации даже пригрозил уволить Ножикова, однако президиум Иркутского облсовета поддержал главу администрации. Ножиков уволен не был и электростанции остались в ведении области.
В декабре 1992 года на VII сьезде народных депутатов, выступая по вопросу приватизации, высказался против “воссоздания экономической модели Советского Союза”, обвинив правительство России в стремлении сохранить государственный контроль над уже приватизированными предприятиями. В конце выступления выразил убеждение в том, что правительство должно быть подконтрольно Верховному Совету Российской Федерации, отметив однако, что сильная исполнительная власть нужна. Высказался против смещения правительства Егора Гайдара и одновременно против неконституционного введения президентского правления. Сказал, что уйдет в отставку, если это случится. Голосовал за проведение референдума о земле, за запрет на продажу земли инострацам. На VIII съезде голосовал против отмены референдума об основах Конституции России, назначенного в порядке компромисса между Президентом Ельциным и Съездом народных депутатов.
20 марта 1993 одновременно со сделанным в телевизионном обращении заявлением Президента России Ельцина о введении особого порядка управления страной, распоряжением Президента Ножиков был снят с должности главы администрации области (вместе с главой администрации Новосибирской области Виталием Мухой). Против Указа Президента и в защиту Ножикова в г.Иркутске был организован митинг. Малый Совет облисполкома и депутаты ВС близлежащей республики Бурятия также заявили о неконституционности президентского Указа. В конце концов, из-за провала идеи введения особого порядка управления, Борис Ельцин отменил распоряжение об отставке Ножикова. Премьер-министр Виктор Черномырдин принес главе администрации извинения.
В сентябре 1993 после указа Ельцина о роспуске Верховного Совета и Съезда народных депутатов высказался за одновременные перевыборы в декабре и парламента и президента. Однако он осудил обращения от имени ассоциации “Сибирское соглашение” (сделанное группой ее участников), пригрозивших Ельцину остановкой Транссиба и перекрытием нефте-газопроводов, если он немедленно не прекратит блокаду “Белого дома”, а также высказал предупреждение депутату облсовета Антону Романову, занимавшемуся организацией и отправкой отрядов добровольцев на помощь Хасбулатову. Кроме того Ножиков высказался против создания “Сибирской республики” – вопрос о которой поднимался рядом председателей облсоветов.
Сразу после штурма Останкино Ножиков решительно поддержал Ельцина и утром 4 октября вылетел на предполагавшееся заседание Совета Федерации.
В середине октября 1993 года Ножиков произвел реорганизацию областных властных структур. Облсовет был распущен, вместо него был создан “депутатский совет”, являющийся совещательным органом при главе администрации области.
12 декабря 1993 был избран депутатом Совета Федерации от Иркутской области (Иркутский округ N 38, 68,2% голосов). Баллотировался при поддержке “Выбора России” и “Гражданского союза во имя стабильности, справедливости и прогресса”. С января 1994 – член Комитета по бюджету, финансовому, валютному и кредитному регулированию, денежной эмиссии, налоговой политике и таможенному регулированию, был членом Мандатной комиссии.
В середине декабря 1993 года Ножиков написал открытое письмо Ельцину, в котором обосновывал свое мнение о том, что главы администрацией краев и областей должны в ближайшие полгода назначать глав администраций городов и районов, даже учитывая тот факт, что в марте 1994 пройдут выборы в местные советы.
27 марта 1994 победил на первых выборах главы администрации области. В апреле Законодательное Собрание Иркутской области утвердило новое наименование должности – губернатор.
Отсудил у Москвы право областной собственности на “Иркутскэнерго”.
С января 1996 – член Совета Федерации по должности. Вновь стал членом Комитета СФ по бюджету, налоговой политике, финансовому, валютному и таможенному регулированию. Председатель Мандатной Комиссии.
В 1996 году стал председателем Наблюдательного совета “Всероссийского банка развития регионов“.
16 апреля 1997 вошел в состав Комиссии при Президенте РФ по взаимодействию федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов РФ при проведении конституционно-правовой реформы в субъектах РФ.
21 апреля 1997, за 11 месяцев до новых губернаторских выборов объявил о своей отставке. Причиной назвал “ухудшение социально-экономического положения в регионе”, которое обостряется начавшейся предвыборной гонкой. Считает, что все его усилия выправить кризисную ситуацию в регионе ни к чему не привели (“Российская газета”, 23 апреля 1997). Однако средства массовой информации высказали недоверие Ножикову, считая эти причины не совсем приемлемыми для объяснения.
25 апреля 1997 отставка Ножикова была принята Законодательным Собранием области (против высказался только один депутат). Ножиков заявил, что не будет участвовать в выборах нового главы администрации 27 июля 1997 года.
До выборов нового губернатора оставался и.о. губернатора Иркутской области.
С августа 1997 года – советник нового губернатора Иркутской области Бориса Говорина.
В марте 2002 г. стал одним из учредителей общественной организации Байкальский союз старейшин, главная задача которой состоит “в пропаганде большого опыта политической и хозяйственной деятельности, накопленного видными людьми Иркутской области”. (НГ, 23 марта 2002)
Лауреат Государственной премии СССР (за разработки в области технологии ядерных реакторов), заслуженный строитель Бурятии.
Увлечения – музыка, литература, история.
Женат. Имеет троих взрослых детей.
Из ответов на анкету “Панорамы” (середина 1990-х гг.)
Хорошим примером государственного устройства называл США. Полагает, что границы СНГ должны остаться неизменными. По мнению Ножикова, СНГ – основа будущего союза государств типа Общего рынка.
Полагает, что “сильная, единая Россия Западу не нужна”. Считал в 1993, что южные острова Курильской гряды могут передаваться Японии в течение длительного периода времени и постепенно. Наиболее подходящим для Крыма считает статус независимого государства. Права человека ставит выше прав нации и государства.
В 1993 году свои политические взгляды характеризовал как социал-демократические. По отношению к правительству Гайдара находился в “конструктивной оппозиции”. Отрицательно относится к приверженцам коммунистических взглядов и “экстремальным демократам”. Противник регулирования цен. Поддерживал введение индексации заработной платы и смешанный вариант приватизации. Считал, что ее темпы могут быть замедлены. Выступает за ужесточение Кодекса законов о труде в целях “борьбы с бездельниками”.
Считает, что правительство забывает интересы регионов.