ШАФРАНИК Юрий Константинович

    ШАФРАНИК Юрий Константинович
Председатель совета директоров компании “Союзнефтегаз”,
бывший первый вице-президент – управляющий директор ОАО “Московская нефтяная компания” (МНК),
бывший председатель правления ОАО “Центральная топливная компания” (ЦТК),
бывший министр топлива и энергетики РФ,
депутат Совета Федерации первого созыва (1993-1996)


         Юрий Шафраник родился 27 февраля 1952 в селе Карасуль Ишимского района Тюменской области в крестьянской семье. Там же закончил среднюю школу. Русский.
         В 1974 окончил заочное отделение Тюменского индустриального института по специальности инженер-механик. Позже заочно окончил этот же институт по специальности “технология разработки нефтегазовых месторождений”. Владеет профессиями каменщика, тракториста.
         С 1972 работал на предприятиях производственного объединения “Нижневартовскнефтегаз” в г.Нижневартовске и г.Лангепасе, прошел путь от слесаря-механика до генерального директора объединения “Лангепаснефтегаз” (последнюю должность занимал с 1987 года).
         14 апреля 1990 года был избран председателем Тюменского областного Совета народных депутатов.
         В 1990 году в письмах председателю Совета Министров СССР Николаю Рыжкову писал о вредной сущности государственных заказов, выступал за развитие нефтехимической промышленности на территории своей области, за умеренные темпы приватизации государственного имущества. В это время возник серьезный конфликт между нефтяниками Тюмени и правительством, связанный с низкими закупочными ценами на нефть и ограничением экономической свободы предприятий нефтедобывающей промышленности. Областной Совет во главе с Шафраником решительно принял сторону трудовых коллективов, что стоило председателю неоднократных вызовов в Москву для проработок.
         В 1990 году возник серьезный конфликт между нефтяниками Тюмени и правительством, связанный с низкими закупочными ценами на нефть и ограничением экономической свободы предприятий нефтедобывающей промышленности. Областной Совет во главе с Шафраником решительно принял сторону трудовых коллективов, что стоило председателю неоднократных вызовов в Москву для проработок. Был одним из авторов “Закона о недрах”, введшего принципы платности использования недр.
         Во время попытки государственного переворота в августе 1991 года осудил деятельность ГКЧП и выступил в поддержку Бориса Ельцина. В октябре 1991 года Указом Президента России был назначен главой администрации Тюменской области.
         До Указа Президента Ельцина о запрете деятельности КПСС состоял в партии, некоторое время был членом обкома КПСС. Став председателем областного Совета, отказался войти в состав областного комитета партии, мотивируя это тем, что “у партии одни задачи, у Совета – другие”, и каждый должен заниматься своим делом.
         В качестве председателя облсовета руководил составлением “Концепции развития Тюменской области в условиях формирования рыночных отношений”. Был инициатором скорейшего принятия российского Закона “О недрах”. На посту главы администрации области многое сделал для подготовки президентского Указа “О развитии Тюменской области”. В этот период критиковал правительство Егора Гайдара, но, как правило, по вопросам оперативного характера (например за недостаточное количество денег, направляемых в Тюменскую область, что привело к задержкам в выплате зарплаты нефтяникам).
         Был решительным противником отделения от Тюменской области Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, в которых находятся основные районы добычи нефти и газа.
         Указом Президента России Ельцина от 12 января 1993 года был назначен министром топлива и энергетики РФ. Перед этим в течение 7 месяцев пост министра был вакантным после смещения Владимира Лопухина. Считалось, что Ю.Шафраник – одновременно наиболее авторитетный руководитель для нефтяников и в то же время свой человек для нового премьера Виктора Черномырдина (“Газпром”), и в таковой качестве был оптимальным министром для всего нефтегазового комплекса, трения внутри которого между газовиками и нефтяниками благодаря Шафранику решались приемлемым для обеих сторон образом.
         На первой пресс-конференции в качестве министра Шафраник назвал положение в отрасли критическим. Сказал, что свою первоочередную задачу видит в принятии комплекса конкретных мер по стабилизации добычи нефти в Тюменском регионе. Выступает за привлечение в нефтегазовую отрасль надежных зарубежных инвесторов, создание совместных предприятий. Считает, что цены на нефть и газ надо отпустить, так как без этого цивилизованный рынок невозможен. Сторонник разработки общенациональной программы энергосбережения.
         В августе 1993 Министерство топлива и энергетики было подвергнуто критике Межведомственной комиссии Совета безопасности по борьбе с коррупцией, но это никак не сказалось на положении иШафраника.
         12 декабря 1993 был избран депутатом Совета Федерации от Ханты-Мансийского автономного округа. Перед выборами был включен в список поддержки блока “Выбор России“. С января 1994 по январь 1996 – член Комитета Совета Федерации по вопросам экономической реформы, собственности и имущественных отношений.
         В ноябре 1994 мэр Москвы Юрий Лужков обвинил Шафраника в трудностях с бензином, которые испытывала в течение нескольких дней Москва, заявив, что он не способен управлять нефтяной отраслью.
         Распоряжением Президента N365-рп от 17 июля 1996 года получил благодарность как активный участник “организации и проведения выборной компании Президента 1996 года – куратор избирательной кампании в субъектах РФ”.
         9 августа 1996 вместе с кабинетом министров ушел в отставку.
         В сформированный во второй половине августа новый кабинет министров не вошел. В августе В.Черномырдин объявил, что Ю.Шафраник будет работать у него советником и статус его будет равен министерскому.
         В 20-х числах августа 1996 на заседании Совета директоров Тюменской нефтяной компании (ТНК) был избран его председателем вместо Виктора Палия. В газете “КоммерсантЪ-DAILY” было высказано предположние, что Юрий Шафраник станет также и президентом ТНК, сменив на этом посту Юрия Вершинина. В июне 1997 года не был избран в Совет директоров ТНК. По данным газеты “Коммерсантъ-Daily”, избрание Шафраника не состоялось из-за того, что представитель государства Николай Русанов неправильно заполнил бюллетень для голосования.
         В ноябре 1996 года был назначен советником председателя правительства РФ Виктора Черномырдина.
         В феврале 1997 года распоряжением мэра Москвы включен в состав оргкомитета по созданию Центральной топливной компании (Москва). В апреле 1997 года был назначен председателем правления ОАО “Центральная топливная компания” (ЦТК).
         В конце апреля 1997 был освобожден от должности советника Председателя Правительства РФ.
         С августа 1997 года – председатель Совета директоров АО “Московский нефтеперерабатывающий завод”.
         С октября 1997 года – председатель Совета директоров АО “Моснефтепродукт”.
         Конфликтовал с генеральным директором муниципального предприятия “Московский производственный комбинат автообслуживания” (МПКА) Владимиром Монаховым. На конференции трудового коллектива МПКА заявил: “Кому-то на пенсию выходить, кому-то… мало ли что в жизни бывает” (“Новая газета”, N35, сентябрь 1997 года). 16 августа 1997 года В.Монахов был убит.
         В марте 1998 года был избран председателем Совета директоров “Удмуртской национальной нефтяной компании” (УННК, учредители – Правительство Республики Удмуртия, 50% акций + 1 акция, и ЦТК).
         С июня 1998 года – председатель Совета директоров АО “Моснефтепродукт”, дочерней компании ОАО “ЦТК”.
         С ферваля 1999 года член Координационного общественного Совета ТЭК.
    В ноябре 1999 года был выведен из состава Наблюдательного совета ОАО “Центральная топливная компания ” (ЦТК). Причиной стало то, что Шафранику не удалось создать базу нефтедобычи для ЦТК.
         Председатель Совета по информации и сотрудничеству ТЭК.
         22 ноября 1999 отстранен от должности председателя правления ЦТК.
         28 ноября 1999 был восстановлен в должности председателя правления ЦТК распоряжением Комитета по управлению имуществом Москвы.
         21 июля 2000 года был назначен первым вице-президентом – управляющим директором ОАО “Московская нефтяная компания”.
        13 октября 2000 года был утвержден наблюдетельным советом МНК в состав правления Московской нефтяной компании.
         24 января 2001 года правление ОАО “ЦТК” во главе с Шафраником ушло в отставку в связи изменением политики компании и назначением президентом компании Шалвы Чигиринского.
         В декабре 2001 следственное управление МВД прекратило “за отсутствием состава преступления” возбужденное в сентябре 2000 уголовное дело о мошеничестве при приватизации ТНК, в котором фигурировал, в частности, Шафраник. (Время новостей, 25 декабря 2001)
        С мая 2002 г. – председатель совета Союза нефтегазопромышленников России (РСНГП).
     Председатель правления компании “Союзнефтегаз”.
     В сентябре 2004 года избран председателем Российско-Узбекского делового совета.
     С декабря 2005 – член Правительственной комиссии по вопросам топливно-энергетического комплекса и воспроизводства минерально-сырьевой базы.
     В феврале 2006 журнал “Финанс” оценил состояние Шафраника в 150 миллионов долларов (243-е место в России).


В феврале 2011 “Финанс” оценил состояние Шафраника в 590 миллионов долларов.


В октябре 2013 стало известно, что братья Шафраники продают подконтрольный им Сибнефтебанк. (Коммерсант, 30 октября 2013)


На 2015 – председатель совета директоров компании “Союзнефтегаз”.


В марте 2015 вошёл в состав совета директоров ОАО “Башнефть”.


 


         Близкий друг Владимира Медведева.
         Награжден орденом Дружбы народов.
         Увлекался боксом.
         Жена, Татьяна Шафраник, вошла в число учредителей банка “Тюменский кредит”, президентом которого стал бизнесмен Сергей Атрошенко. Имеет дочь и сына. 
  
    

    
    ———————————————————–
          Виктор Палий о Юрии Шафранике: “В 1993 году желающих объединится с нами было много. Вначале мы пытались создать Тюменскую НК (ТНК) с Омским НПЗ, но наши предложения зарубили в Минтопэнерго. От меня не вылезали представители “Башнефтехима”. Но нам ни с кем не дали объединиться, ориентируя “Нижневартовскнефтегаз” на рязанский НПЗ. Позднее мне стало ясно, что Юрий Константинович Шафраник держал “Нижневартовскнефтегаз” под фамильную нефтяную компанию. Именно Шафраник упорно ориентировал нас на Рязанский НПЗ, чтобы будущая компания находилась в Москве”. (Время MN 3.12.98)
   
    Интервью:
    1. Деловой вторник, 10 октября 2000, С.2.
    2. Сегодня, 6 декабря 2000. С.5.
    3. Фигуры и лица (приложение к Независимой газете), 15 марта 2001. С.12.
    4. Парламентская газета, 17 апреля 2002. С.3.