ГАНТАМИРОВ Бислан Сайдалиевич
Бывший заместитель председателя правительства Чечни,
бывший министр по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Чечни
Бислан Гантамиров родился 22 апреля 1963 г. в селе Гехи Урус-Мартановского района Чечено-Ингушетии.
Окончил 8 классов средней школы в Грозном, Ростовский дорожный техникум и Ставропольский филиал ВЮЗИ.
После службы в армии 4 года работал в органах МВД в звании старшины, учился в Московском юридическом институте, позже – кооператор и предприниматель.
В 1990 г. основал и возглавил партию “Исламский путь”, стал членом исполкома Общенационального конгресса чеченского народа.
Один из лидеров “чеченской революции” осенью 1991 г., участвовал в финансировании движения Общенационального конгресса чеченского народа (ОКЧН) и организации Национальной гвардии ЧР, был председателем Комитета обороны при исполкоме ОКЧН. В ноябре 1991 г. указом Д.Дудаева назначен мэром Грозного, 25 октября 1992 г. избран председателем Грозненского городского собрания.
В апреле 1993 г. поддержал выступления оппозиции против Д. Дудаева, после роспуска городского собрания и штурма здания муниципальной полиции сторонниками президента 4 июня 1993 г. выехал в Урус-Мартановский район ЧР и возглавил оппозиционное вооруженное формирование.
С июня 1994 г. – член Временного Совета, объединившего большинство противников Дудаева. С августа 1994 г. – командующий Объединенными вооруженными силами Временного Совета ЧР; считался “военным министром” правительства оппозиции. В ноябре 1994 г. вошел в Правительство национального возрождения С. Хаджиева в качестве главы администрации Грозного, с января 1995 г. – в ранге вице-премьера.
В январе 1995 г. назначен заместителем главы Территориального управления федеральных органов исполнительной власти по ЧР.
В феврале 1995 г. объявил о восстановлении деятельности Грозненского городского собрания и вновь стал его председателем.
В апреле 1995 г. на конференции в селении Знаменском избран председателем движения ветеранов-ополченцев антидудаевской оппозиции.
В мае 1995 г. выступил с резкой критикой в адрес командования Объединенной группировки российских сил в Чечне и Министерства внутренних дел РФ, обвинив их в убийствах мирного населения республики, искусственном затягивании военных действий, нападении на “нейтральные” села, распространении лживой информации о ситуации в Чечне и пр. Тогда же в связи с сокращением аппарата Территорального управления освобожден от обязанностей заместителя главы ТУ.
Вскоре отказался от поста председателя Грозненского городского собрания (председателем был избран брат Б. Гантамирова Таус Гантамиров).
3 мая 1996 г. был арестован в аэропорту Шереметьево-2 и доставлен в следственный изолятор “Лефортово” по обвинению в хищении 57 млрд. рублей.
В апреле 1999 г. осужден Кузьминским судом г. Москвы к шести годам лишения свободы за хищение государственных средств в особо крупных масштабах. Средства были направлены на восстановление экономики Чечни.
В ноябре 1999 г. был помилован и освобожден из-под стражи.
В конце ноября 1999 г. сформировал и возглавил штаб вооруженных сил Чечни и приступил к формированию пророссийского чеченского ополчения (“милиции”).
Участвовал в боевых действиях против сепаратистов на территории Чечни, в том числе и в штурме Гроздного в декабре 1999 – январе 2000.
11 февраля 2000 г. передал полномочия своему бывшему заместителю Султану Сатуеву, и заявил, что отправляется в Москву, чтобы дать пресс-конференцию и “все объяснить”. В тот же день был доставлен в военный госпиталь за пределами Чечни. Пресс-секретарь Гантамирова Айзан Султанова твердо заявила, что о причине госпитализации “Бислан просил ничего не говорить, могу лишь уверить, что он не ранен”.
В марте 2000 г. Гантамиров вернулся в Грозный для подготовки Съезда народов Чечни, который, по его словам, должен выбрть единого чеченского лидера. Официальный Кремль заявил, что эта идея – личная инициатива Гантамирова.
18 апреля 2000 г. заявил об уходе в отставку с поста первого заместителя полномочного представителя Правительства РФ в Чеченской Республике, заявив, что не согласен с тем, как формируется чеченская милиция и что обеспокоен жестокостью проводимых зачисток.
22 апреля Ганатмирову было присвоено очередное воинское звание – подполковник. Гантамиров согласился повременить с отставкой.
30 мая 2000 г. был официально уволен с поста первого заместителя полномочного представителя Правительства РФ в Чеченской Республике с формулировкой “за систематический невыход на работу, отсутствие дисциплины и невыполнение своих служебных обязанностей”.
В июне 2000 г. заявил о намерении баллотироваться в Госдуму РФ по 31-му избирательному округу Чечни. Был зарегистрирован кандидатом.
В июле 2000 г. назначен на пост первого заместителя главы администрации Чечни Ахмата Кадырова. Курировал силовые структуры Чечни.
18 июля 2000 г. во главе отряда вооруженных людей вошел в Гудермес, чтобы “зачистить Гудермес от террористов, сепаратистов и националистов” и окружил здание администрации Чечни. С той же целью в Чечен была объявлена мобилизация народного ополчения.
Одновременно у Гантамирова испортились отношения с Кадыровым, который сместил нескольких глав районных администраций и руководителей ряда районов Грозного. Гантамиров заявил, что своих соратников в обиду не даст.
19 июля 2000 было сообщено, что против Гантамирова возбуждено уголовное дело. Позднее прокуратура Чечни заявила, что рассматривает действия Гантамирова в Гудермесе на предмет возбуждения уголовного дела.
25 июля 2000 г. заявил о снятии своей кандидатуры на выборах депутата Государственной Думы по Чеченскоу округу №31.
27 июля 2000 г. представитель прокуратуры заявил Интерфаксу, что, проанализировав предоставленные правоохранительными органами видеоматериалы и допросив Гантамирова и Кадырова, прокуратура не нашла в действиях Гантамирова и его подчиненных состава преступления.
12 сентября 2000 г. полномочный представитель Президента РФ в Южном федеральном округе Виктор Казанцев предложил Гантамирову поступить на учебу в Академию управления при президенте РФ (затем в прессе появились сообщения, что Гантамирову была предложена не учеба в Академии, а должность в ней). От предложения отказался, заявив, что “не видит себя вне республики”.
В сентябре 2000 г. заявил о намерении создать партию “Наш дом – Чечня”, союз ветеранов двух чеченских войн, молодежную организацию Чеченской республики.
В октябре 2000 г. был назначен мэром Грозного и заместителем главы администрации Чечни.
5 декабря 2000 г. на дом Гантамирова в селе Гехи было совершено нападение. Дом был разграблен, были разоружены и избиты два милиционера-охранника, соседи, имам сельской мечети Ваха Идрисов, который пытался воспрепятствовать разбою. Гантамиров заявил, что “среди нападавших были и военные”, а остальные – “чеченцы, не знаю, может, и боевики”.
В апреле 2001 г. обвинил Ханты-Мансийский ОМОН в убийстве 17 человек, трупы которых были обнаружены в подвале разрушенного жилого дома на территории временного ОВД Октябрьского района Грозного, в котором служили милиционеры из Ханты-Мансийска.
5 мая 2001 г., после того как в Грозном были обнаружены тела трех мирных жителей, “убитых не более суток назад”, приказал своим подчиненным расстреливать на месте преступников, уличенных в убийстве русскоязычных жителей Грозного. Он также обещал лично поощрять тех, кто будет выполнять его приказ.
17 мая 2001 г. заявил о невозможности своего дальнейшего пребывания на посту мэра Грозного и подал в отставку. В интервью сказал: “В Грозный переехало правительство во главе с сильной и волевой личностью – Станиславом Ильясовым . Мне кажется, нам с ним трудно будет делить влияние в городе. Он это прекрасно понимает и, возможно, добивался моей отставки… Боюсь, с господином Ильясовым мы вместе в Грозном не уживемся. У нас с ним разные взгляды на перспективу развития города, на то, как и в какие сроки его восстанавливать”. При этом добавил: “Из города я не уйду. Заверяю вас, что, оставаясь даже рядовым гражданином, я сохраню достаточно серьезное влияние на ситуацию в Грозном. Я и мои товарищи заплатили слишком большую цену, чтобы просто так отдать город кому-то на откуп”. (Коммерсант, 18 мая 2001)
В конце мая 2001 г. полномочный представитель президента в Южном федеральном округе В. Казанцев заявил, что намерен предложить Гантамирову “ответственную работу”.
11 июня 2001 г. Казанцев встретился с Гантамировым и предложил ему должность главного федерального инспектора по округу. Гантамиров согласился. 14 июня приступил к работе.
Помимо функциональных обязанностей, связанных с должностью инспектора, Гантамирову было поручено заниматься связями с партиями и общественными движениями Чечни, подготовкой кадров для республики, координировать разработку нормативных документов, связанных с избирательной системой в республике. Также Гантамиров должен был координировать работу по созданию новой Конституции Чечни.
Поздно вечером 21 июня 2001 г. дом Гантамирова в Грозном подвергся нападению. Сам Гантамиров в это время находился в Москве. Люди Гантамирова начали отстреливаться. Бой продолжался два с половиной часа, после чего нападавшие без потерь отступили. Один охранник дома был тяжело ранен, несколько человек ранены легко. Всего оборону дома Гантамирова держали шесть-семь человек. Сотрудники военной комендатуры Грозного появились у дома только к рассвету. По одной из версий, целью нападавших был не Гантамиров (они не могли не знать, что его нет в городе), а его брат Али – заместитель директора нефтеперерабатывающего завода имени Ленина в Грозном.
31 января 2001 г. объявил о своем уходе с поста главного федерального инспектора по Южному федеральному округу.
1 февраля 2002 г. был назначен вице-премьером – министром по делам печати, информации и средств массовых коммуникаций Чеченской республики.
В июне 2003 г. Кадыров отправил в отставку правительство Чечни. В новом составе правительства Гантамиров сохранил пост министра по делам печати, но лишился поста вице-премьера.
13 июля 2003 г. на пресс-конференции объявил о разрыве с Кадыровым и сообщил, что на выборах президента Чечни поддержит одного из его конкурентов – московского бизнесмена Хусейна Джабраилова .
14 августа 2003 г. заявил, что принял решение не выставлять свою кандидатур на выборах президента Чечни 5 октября 2003 г. При этом сказал, что будет принимать самое активное участие в выборах, поддерживая кандидатуру Джабраилова. “Кадыров не оправдал надежд чеченского народа, и у него нет шансов получить поддержку избирателей, поэтому я не буду его поддерживать на выборах”, – заявил Гантамиров. Высказал предположение, что “Кадыров наберет не более 3-5 процентов голосов, а Джабраилов победит уже в первом туре”. (Лента.ру, 22 августа 2003 )
2 сентября 2003 г. Джабраилов снял свою кандидатуру с выборов
3 сентября 2003 г. Гантамиров был освобожден от должности министра по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций в связи с упразднением министерства. (Газета.Ru, 3 сентября 2003)
9 мая 2004 г. во время теракта на параде в грозном погиб приезидент Чечни Ахмат Кадыров.
17 мая 2004 г. Гантамиров в интервью “Эхо Москвы” заявил, что готов участвовать в выборах президента Чечни в том случае, если они будут проводиться “в условиях демократии”. (Газета.Ru, 17 мая 2004)
Также говорил: “Если пройдут не выборы, а назначение президента, то, конечно, участвовать в шоу я не собираюся. Да и потом, если вновь пройдет назначение президента Чечни, то финиш этого президента и его команды будет точно такой же, какой мы получили 9 мая”. (Коммерсант-Власть, 31 мая 2004)
29 августа 2004 г. президентом Чечни был избран Алу Алханов.
В октябре 2004 г. вступил в партию “Родина” (лидер – Дмитрий Рогозин).
30 мая 2005 г. направил руководителям федеральных силовых ведомств обращение с просьбой защитить его семью, проживающую в селе Гехи, от произвола чеченских правоохранительных органов. По его словам, вооруженные люди, представившиеся сотрудниками службы безопасности президента Чечни, явились в родовой дом Гантамировых 17 апреля 2005 г. Они потребовали у брата Гантамирова Али деньги, а когда он отказал им, забрали из дома все, что сумели найти ценного. Как утверждал Гантамиров, было похищено около двух миллионов рублей, личное оружие, ковры и другие ценности. (Коммерсант, 31 мая 2005)
Тогда Гантамиров по своим каналам обратился в республиканское УФСБ, и там пообещали помочь и даже послали в Гехи следственную группу. В УФСБ подтвердили, что проверка была произведена, но о ее результатах рассказывать не стали. Как утверждал Гантамиров, кадыровцы были очень недовольны вмешательством ФСБ и 27 мая 2005 г. опять явились в дом к его брату. По его словам, они в категорической форме потребовали замять дело, грозя физической расправой, что и заставило его обратиться с просьбой о защите уже к федеральным властям. (Коммерсант, 31 мая 2005)
“Я не хочу обострения обстановки, но мои боевые товарищи уже собрались в Гехах”, – сообщил Гантамиров”. (Газета.ру, 30 мая 2005)
В Урус-Мартановском райотделе милиции сказали, что ничего подобного в селе Гехи не происходило, а сотрудники службы безопасности президента Чечни, которыми командовал Рамзан Кадыров , просто изъяли из дома Гантамировых незаконно хранящееся оружие. Сам Кадыров утверждал, что в дом его люди вообще не заходили, а арсенал – несколько автоматов, пулемет и даже гранатомет – им выдал сам хозяин. (Коммерсант, 31 мая 2005; РИА Новости, 1 июня 2005)
Гантамиров заявил, что таким образом его хотели запугать и заставить отказаться от участия в выборах в чеченский парламент осенью 2005 г. Также заявил, что твердо намерен вместе со своими сторонниками бороться за места в парламенте. (Коммерсант, 31 мая 2005)
Кадыров в свою очередь рассказал, что “в отношении Гантамирова было возбуждено уголовное дело в связи с тем, что, будучи министром информации и печати в правительстве Чеченской республики, он самовольно присвоил четыре автомашины, в том числе и бронированный автомобиль, принадлежавший министерству, и часть типографского оборудования”. (РИА Новости, 1 июня 2005)
По сведениям журнала “Власть”, в итоге федеральные власти фактически заняли сторону Гантамирова: его родовой дом стали охранять бойцы СОБРа, охрану получили и его родственники, что вызвало крайнее недовольство у чеченских чиновников. (Власть, 15 августа 2005)
11 июня 2005 г. Дмитрий Рогозин сказал , что Гантамиров возглавит список партии “Родина” на выборах в парламента Чечни. (РИА Новости, 11 июня 2005)
Сам Гантамиров выступил на съезде с докладом, посвященным национальной политике партии. По его словам, “только тогда Россию можно будет считать великой, когда права всех ее граждан, вне зависимости от национальности, будут надежно защищены, когда каждому гражданину будет комфортно в любом регионе… Чеченский народ всегда считал Россию своей родиной… В ближайшее время Чеченская Республика станет надежной опорой России на ее южных рубежах”. (РИА Новости, 11 июня 2005)
В июне 2005 года председатель правительства Чечни Сергей Абрамов и председатель Госсовета Таус Джабраилов обратились с письмом в администрацию президента РФ. В нем говорилось: “Несостоявшиеся вожди чеченского народа, к коим относится и скандально известный на Северном Кавказе Бислан Гантамиров, используя фактор наличия в Чеченской Республике нерешенных социально-экономических проблем, пытаются создать на этой почве очередной плацдарм для удовлетворения своих политических амбиций” (Независимая газета, 16 июня 2005)
17 июня 2005 года в Москве Гантамиров заявил, что в Чечне необходимо сформировать правительство народного доверия, которое сможет оградить людей от нападок Кадырова и его службы безопасности. По словам Гантамирова, “в Чечне нет террористов и сепаратистов, не надо под этим предлогом грабить людей”. Ситуация в республике тщательно отслеживается МВД и лично главой ведомства Нургалиевым, однако это не мешает “Кадырову, Джабраилову и Абрамову “наезжать” уже даже на крупный бизнес”. По словам Гантамирова, любой житель Чечни в любой момент мог быть похищен из своего дома и убит: “Федеральная власть не отбирает полномочия у банды Кадырова, потому что она опасается, что в противном случае эти люди уйдут в горы, однако они никуда не уйдут, они просто растворятся”. (Росбалт, 17 июня 2005)
Осенью 2005 г. партия “Родина” приняла решение не выдвигать Гантамирова в парламент Чечни. По словам Рогозина, конфликт Гантамирова с Кадыровым “приобрел характер едва ли не вооруженной борьбы”, и в этой ситуации важно не подрывать стабильность “в израненной республике”. (Ведомости, 13 октября 2005)
14 сентября 2006 г. Гантамиров заявил, что государственная власть в Чечне присвоена группой лиц. “Может, кто со мной не согласен, но в республике все видят, в каком унизительном положении находится сегодня президент Чеченской республики Алу Алханов“. (Ъ, 15 августа 2006)
18 ноября 2006 г. на Ленинском проспекте в Москве чеченскими силовиками был убит бывший сотрудник охраны Ахмата Кадырова, бывший командир чеченского спецотряда “Горец”, по некоторым данным, офицер ФСБ РФ Мовлади Байсаров (бывший борец с Россией, а затем – с Масхадовым; подозревался в похищении людей в Чечне). В последние месяцы перед смертью у Байсарова и Рамзана Кадырова был конфликт. В прессе писали о том, что Кадыров был заинтересован в смерти Байсарова и что последний был сторонником президента Алханова. (Ъ, 21 ноября 2006)
Гантамиров утверждал, ссылаясь на информацию, поступившую к нему из правоохранительных органов, что в операции самое непосредственное участие принимал вице-премьер правительства Чечни, куратор милового блока Адам Делимханов: “В Чечне не так много людей, которые пошли бы на Байсарова. Поэтому и бригада подобралась не из оперативников, а из тех, кто наверняка будет стрелять. Одним из них и стал бывший подчиненный господина Делимханова, который ранее командовал так называемым нефтяным полком, Султан Рашаев… Байсаров был убит именно из наградного пистолета “Грач”, принадлежащего Делимханову. Я говорю об этом специально, чтобы следственные органы проверили мою версию. Я сам работал в следственных органах и знаю, как это делается. Если Делимханов невиновен, пусть приедет в Москву и сдаст свое наградное оружие на экспертизу. Если выяснится, что он не виноват, честь ему и хвала”. (Ъ, 23 ноября 2006)
Жена Айза, четверо сыновей. Внук.
По утверждению издания “Собеседник“, сын Гантамирова владеет квартирой на “Золотой миле” в Москве (участок между Остоженкой и Пречистенской набережной).
Интервью.
1.Сегодня. 15 февраля 2000.С1-2.
2.Ъ, 12 мая 2000, С.1,3.
3.Труд, 6 июня 2000. С.2.
4.Ъ, 19 июля 2000, С.1,3.
5.Трибуна, 21 сентября 2000, С.2.
6.Ъ, 27 сентября 2000. С.1.
7.Новые известия, 4 ноября 2000, С.4.
8.КоммерсантЪ, 5 ноября 2000. С.1,3.
9.КоммерсантЪ, 8 декабря 2000, С.1,3.
10.Новая газета, 18-24 декабря 2000, С.7.
11.Время МН, 19 декабря 2000, С.1,2.
12.Известия, 19 января 2001, С.1,3.
13.КоммерсантЪ, 28 марта 2001. С.1,3.
14.Труд, 11 апреля 2001. С.1-2.
15. Известия, 8 мая 2001.
16. Ъ, 18 мая 2001, С.1.
17. Коммерсант-Власть, 22 мая 2001.
18. НГ, 30 августа 2001.