БАРСУКОВ Михаил Иванович
Бывший начальник Главного управления военной инспекции Аппарата Совета безопасности РФ,
бывший директор Федеральной службы безопасности (ФСБ)
Михаил Барсуков родился 8 ноября 1947 г. в Липецкой области, русский. Отец, Иван Барсуков, в это время служил в армии старшиной, радистом-кодировщиком, мать была поваром военной части.
В 1955 г. поступил в 5-ю школу г. Липецка, в старших классах учился в 12-й школе Липецка. Окончил Московское Высшее военно-командное училище им. Верховного совета, получил заочное военное образование в Военной академии им. М.В.Фрунзе.
После окончании училища был распределен командиром взвода в Отдельный Кремлевский полк. До 1991 года нес охрану в Первом корпусе Кремля (здание Сената), был заместителем коменданта Московского Кремля. Находился в штате 9-го управления КГБ СССР.
10 декабря 1991 года был назначен комендантом Московского Кремля, в июне 1992 года – начальником Главного управления охраны (ГУО).
Весной или летом 1994 года участвовал в известном инциденте с купанием пресс-секретаря президента Вячеслава Костикова в Енисее – вместе с Павлом Бородиным и Владимиром Шевченко по приказу Ельцина выбрасывал Костикова с парохода (Инцидент описан в мемуарах Александра Коржакова, сс.253-254).
13 июля 1995 получил воинское звание генерал-полковника.
19 июля 1995 средства массовой информации со ссылкой на источники в Кремле сообщили о назначении Барсукова директором ФСБ. С утра 20 июля официальные пресс-службы опровергли это известие со ссылкой на самого Барсукова.
24 июля 1995 все-таки был назначен директором ФСБ. Ельцин, выписавшийся в этот день из больницы, лично представил его коллегии ФСБ в санатории “Барвиха”.
2 августа 1995 был назначен членом Совета безопасности при президенте РФ.
9 ноября 1995 Барсукову было присвоено воинское звание генерал армии.
9 января 1996 Барсуков был назначен руководителем оперативного штаба, созданого для нейтрализации террористической группировки Салмана Радуева, захватившего в Дагестане город Кизляр.
20 января 1996, выступая перед журналистами, сказал буквально следущее: “Один уважаемый чеченец говорит о своем народе, что чеченец может только убивать. Если не способен убивать, то он грабит. Если и это не способен делать, то он ворует, а другого чеченца нет”. Киселев в “Итогах” НТВ сказал, что это язык тех, кого мы победили в 1945, а Минкин опубликовал в МК заявление на имя генерального прокурора РФ с требованием привлечь Барсукова по статье 75 (разжигание межнациональной розни). Прокуратура вынесла заключение, что в словах Барсукова состава преступления нет.
20 июня 1996 уволен с поста директора ФСБ – вместе с А.Коржаковым и Олегом Сосковцом (формулировка – “освобожден от занимаемой должности в связи с поданным рапортом”).
С осени 1996 года – начальник службы по эксплуатации секретных объектов администрации президента РФ и руководитель Межведомственной комиссии по подземным сооружениям Совета безопасности РФ.
23 декабря 1998 года был назначен начальником Главного управления военной инспекции аппарата Совета безопасности РФ.
В ноябре 2001 г. отказался от участи в судебном процессе по делу Салмана Радуева в качестве свидетеля. Верховный суд Дагестана получил от него письменное уведомление, в котором он извещал о невозможности прибытия в суд по “уважительной причине”. ( Интерфакс, 28 ноября 2001)
На 2001 г. – начальник Главного управления военной инспекции Аппарата Совета безопасности РФ.
Согласно информации “Новой газеты”, в марте 2004 ушёл с поста начальника Главного управления военной инспекции аппарата Совета безопасности РФ. (Новая газета, 30 августа 2004)
Женат. Сын Игорь, старший лейтенант СВР, воевал в Чечне, покончил собой 30 октября 1998 г.