КОЛЕСНИКОВ Владимир Ильич (депутат ГД РФ V созыва)

КОЛЕСНИКОВ Владимир Ильич
     Бывший депутат Государственной думы РФ (2007-2011),
бывший заместитель министра юстиции РФ, 
     бывший заместитель генерального прокурора РФ,
бывший первый заместитель министра внутренних дел


         Владимир Колесников родился 14 мая 1948 г. в г. Гудаута Абхазской АССР. 
         В 1964 г. – разнорабочий Гудаутской райзаготконторы.
         В 1965 – 1968 гг. – рабочий, слесарь-наладчик Гудаутского винзавода.  
         В 1968 – 1973 гг. – студент Ростовского государственного университета. 
         В 1973 – 1975 гг. – следователь ОВД Пролетарского райисполкома г. Ростова-на-Дону. 
         В 1975 – 1980 гг. – следователь, старший следователь, старший следователь по особо важным делам следственного управления УВД Ростовского обл­исполкома. 
         В 1980 – 1983 гг. – заместитель начальника отдела по особо важным делам управле­ния уголовного розыска УВД Ростовского облисполкома. 
         В 1983 – 1986 гг. – заместитель начальника управления уголовного розыска УВД Ростовского облисполкома. 
         В 1986 – 1987 гг. – начальник дежурной части УВД Ростовского облисполкома. 
         В 1987 – 1988 гг. – начальник 7 отдела управления уголовного розыска Ростовского облисполкома. 
         В 1988 – 1990 гг. – слушатель Академии МВД СССР, г.Москва. В этом же году получил ученую степень кандидат юридических наук.  
         В 1990 г. непосредственно участвовал в задержании маньяка-насильника Чикатило. 
         Был членом КПСС до августа 1991 г. 
         В 1990 – и.о. начальника организационно-инспекторского управления, за­меститель начальника УВД Ростовского облисполкома. 
         В 1990 – 1992 гг. – заместитель начальника службы криминальной милиции МВД РСФСР.
         В  1992 – 1995 гг. – начальник главного управления уголовного розыска МВД РФ. 
         В 1995 – 2000 гг. – первый заместитель министра внутренних дел РФ.
         В 1996 г. сказал: “Я очень уважаю Комиссию по помилованиям под руководством Анатолия Приставкина, но то, что они делают, – безобразие!”. (Экономика и жизнь. Московский выпуск N38/96 ).  
         10 октября 1996 г. был назначен руководителем группы, расследующей террористический акт на Котляковском кладбище, в результате которого погибло 13 и было ранено около 80 человек. Подозреваемые по этому делу позднее были оправданы судом. 
         После реорганизации аппарата министерства, с весны 1998 г. – просто первый заместитель министра внутренних дел. 
         7 февраля 1999 года прибыл в Красноярск для расследования экономических преступлений в крае. В результате было заведено дело против главы совета директоров Красноярского алюминиевого завода Анатолия Быкова , который обвинялся в махинациях, отмывании денег, незаконном хранении оружия и подготовке нескольких убийств. 
         8 февраля 2000 г. подал рапорт об отставке с поста первого заместителя министра внутренних дел. 11 февраля 2000 г. указ об освобождении Колесникова от должности был подписан и.о. президента РФ Путиным. 
         В 2000 – 2002 гг. – советник генерального прокурора РФ Владимира Устинова
         Подозревавшийся в убийстве священника Александра Меня Игорь Бушнев заявил после своего оправдания на суде, что Колесников является главным фальсификатором его “дела”. По словам Бушнева, Колесников, взваливая на него убийство, применял при этом “приемы из арсенала Ягоды, Агранова, Фриновского, Ежова, Берии и иже с ними”. (Завтра, №37, 2004)  
         С 23 апреля 2002 г. – заместитель генерального прокурора РФ. Курировал расследование “преступлений против личности и преступлений, повлекших общественный резонанс”. 
          12 мая 2002 года приехал в Махачкалу для расследования теракта 9 мая в Каспийске (погибли 43 человека). Уже 15 мая заявил о раскрытии преступления и назвал имя заказчика – полевого командира Раппани Халилова. Ряд исполнителей теракта были впоследствии задержаны, Раппани Халилов находился в розыске. (Коммерсант, 6 сентября 2005)
          Летом и осенью 2002 года Колесников несколько раз посещал Самару в рамках расследования дела АвтоВАЗа. 11 сентября 2002 года он сообщил, что у следствия есть “очень серьезные вопросы” к главе области Константину Титову. В ноябре 2002 года лично допросил губернатора. Титов еще несколько раз вызывался на допрос, но обвинение ему не предъявили. (Коммерсант, 6 сентября 2005)
          21 ноября 2002 года Колесников прибыл в Магадан для контроля за ходом расследования убийства губернатора области Валентина Цветкова, совершенного 18 октября в Москве. 
          15 октября 2003 года был направлен в Тольятти для расследования убийства главного редактора “Тольяттинского обозрения” Алексея Сидорова. На следующий день подтвердил версию МВД о бытовом характере преступления. (Коммерсант, 6 сентября 2005)
         12 апреля 2004 г. Колесников предложил  ввести в России уголовную ответственность за ваххабизм: начинающих исламских экстремистов  наказывать лишением свободы на год, а  ваххабитам-рецидивистам назначать “максимальную меру наказания”. По его словам, жесткое наказание могло бы остановить многих, поскольку распространение ваххабизма –  это прежде всего “зомбирование детей”: “Их зомбируют, потом они изучают джихад, потом в руки автомат, и так детей превращают в уголовников”. (Коммерсантъ, 13 апреля 2004)
         30 ноября 2004 года  Колесников прибыл в Сухуми для урегулирования конфликта между двумя кандидатами в президенты Абхазии – Сергеем Багапшем и Раулем Хаджимбой. После переговоров кандидаты согласились пойти на второй тур в паре. (Коммерсант, 6 сентября 2005)
        19 апреля 2005 г. заявил, что необходимо создать систему контроля за переводом крупных финансовых средств из России за границу:  “Если уж ты переводишь $40 тысяч, объясни, где ты их взял”. (Интерфакс, 19 апреля 2005)
        5 июня 2005 г.заявил в телеэфире, что дело Михаила Ходорковского и Платона Лебедева – не последнее дело против олигархов в России. (Газета.ру, 5 июня 2005
       15 июля 2005 года сказал по поводу выступления  Леонида Невзлина 13 июля  на заседании комиссии по безопасности и сотрудничеству в Европе: “…вызывает стыд и горечь то, что трибуна в высшем законодательном органе Америки предоставляется лицу, обвиняемому в совершении тягчайших преступлений и находящемуся не только в федеральном, но и в международном розыске”. (Интерфакс, 15 июля 2005) 
     В начале сентября 2005 г. возглавил комиссию, которая должна была по поручению Путина проверить работу участников расследования теракта в Беслане. 
     7 сентября 2005 г. провел пресс-конференцию, на которой в резкой форме раскритиковал руководство Северной Осетии. О председателе парламентской комиссии по расследованию теракта в Беслане Станиславе Кесаеве сказал: “Пришел, дал нам свои анкетные данные – где родился, учился и так далее. Но когда мы попросили рассказать, что ему известно, чтобы установить истину, он отказался говорить”. Кроме того, Колесников обвинил Кесаева и депутатов из комиссии Парламента республики в том, что они занимаются политическим пиаром: “Чувствуется, что кто-то хочет на крови и на нашей боли заработать себе политический капитал”. (Коммерсант, 10 сентября 2005
     Отказ поделиться собственной информацией со следствием и с замгенпрокурора Кесаев мотивировал так: “Я с Колесниковым разговаривал сразу после того, как отказался давать следователю показания. Я объяснил, что свидетелем по этому делу быть не могу. Просто потому, что большинства вещей я не видел, а получал эти данные от потерпевших. Тех потерпевших, на показания которых сама прокуратура не обращала внимания. Есть такое понятие – неразглашение информации, которая тебе стала известна в результате твоей депутатской деятельности. Ведь люди приходят к нам после того, как их что-то не устроило в работе следователей. И по этой причине тоже я не все могу рассказать следствию”. (Коммерсант, 10 сентября 2005)
       9 сентября 2005 г. совет Парламента СОА направил обращение генпрокурору РФ Владимиру Устинову, осуждающее высказывания Колесникова. Парламент потребовал от Колесникова принесения официальных и публичных извинений руководству республики, в чей адрес “прозвучали скоропалительные выводы и резкие обвинения”. Депутаты также заявили, что прокуратура пытается оказывать на них давление. (Коммерсант, 10 сентября 2005)
       11 сентября 2005 г. Колесников сказал, что он не собирается ни перед кем извиняться: “Мои высказывания в адрес ряда руководителей были жесткими, но они были справедливыми и обоснованными”. (Известия, 12 сентября 2005)
       20 октября 2005 заявил, что управление ФСБ Северной Осетии до захвата школы в Беслане располагало информацией об угрозе крупномасштабного теракта в республике. В тот же день Колесников подвел итоги проверки расследования теракта в Беслане. Члены комитета “Матери Беслана” назвали проверку фарсом и заявили, что хотят снова встретиться с президентом РФ.
     27 октября 2005 комитет “Матери Беслана” потребовал отставки Колесникова. По мнению “Матерей”, Колесников, подтвердивший выводы следствия, сознательно ввел в заблуждение общественность и руководство страны и мешал непредвзятому расследованию теракта. 
     16 ноября 2005 предложил ввести ответственность за посредничество при усыновлении детей, в том числе уголовную, а также создать на федеральном уровне специальное ведомство, которое бы контролировало вопросы усыновления. (РИА Новости, 16 ноября 2005
      18 марта 2006 г. заявил о том, что по фактам коррупции в высших эшелонах власти Северной Осетии “заведены уголовные дела”. Особое внимание уделил деятельности футбольного клуба “Алания”, с которым, по его мнению, были связаны крупные факты хищений из местного бюджета. Прокуратура предъявила обвинение экс-премьеру республики Михаилу Шаталову, который некоторое время был президентом ФК, а также министру финансов республики Константину Уртаеву
         Вскоре Арбитражный суд Северной Осетии по иску прокуратуры ликвидировал ФК “Алания”, что вызвало волну возмущения в респулике.
        5 апреля 2006 г. общественные организации Северной Осетии направили генпрокурору открытые письма, в которых выразили обеспокоенность деятельностью комиссии Генпрокуратуры в республике. “Всеосетинское общество “Стыр Ныхас” выражает обеспокоенность разрушительными последствиями пребывания следственной группы Генпрокуратуры в Северной Осетии, – говорилось, например, в обращении республиканского совета старейшин. – Помощь вашего ведомства [в расследовании бесланского теракта] могла оказаться неоценимой. Вместо этого на протяжении нескольких месяцев мы вынуждены наблюдать за тем, как вся мощь следственного аппарата Генпрокуратуры обрушивается на одно из самых ярких национальных достижений Северной Осетии – ее футбольную команду”. (Коммерсант, 6 апреля 2006)
       Глава администрации президента Северной Осетии и бывший президент “Алании” Сергей Такоев (против него Генпрокуратурой также было возбуждено уголовное дело) назвал “враньем” заявление Колесникова в программе “Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым” на НТВ о том, что “прокуратура не имеет отношения к ликвидации “Алании”: “Если человек на глазах миллионов людей может врать, то можно представить, на какие инсинуации эти люди способны за закрытыми дверями!” (Коммерсант, 6 апреля 2006)
      20 июня 2006 года, после освобождения генерального прокурора Владимира Устинова от занимаемой должности, заявил, что намерен через год завершить карьеру в правоохранительных органах и “уйти в большую политику”, а именно – баллотироваться в Госдуму. Правда, пока еще не решил, в составе какой партии. (ИТАР-ТАСС,  20 июня 2006)
     7 июля 2006 года был уволен с поста заместителя генпрокурора.
     18 июля 2006 г. приказом министра юстиции Владимира Устинова назначен на должность помощника министра юстиции РФ.
     В сентябре 2006 г. вступил в партию “Единая Россия”.
     С декабря 2006 г. – заместитель министра юстиции РФ.
     29 января 2007 г. заявил: “Конституция переходного периода выполнила свою историческую задачу, теперь надо принимать новую конституцию. По мнению Колесникова, конституционные изменения в первую очередь должны были коснуться президентского срока: “Это разве нормально – четыре года для президента такой огромной страны? Это ему времени не хватит, чтобы объехать всю страну… В такой стране с устоявшейся демократией, как Франция, президент избирается на семь лет”. (Интерфакс, 29 января 2007
        5 сентября 2007 г. заявил, что собирается уйти в политику и баллотироваться в декабре 2007 г. в Госдуму РФ от Ивановской области. Стал четвертым в списке от ЕР. (Интерфакс, 5 сентября 2007)
       2 декабря 2007 г. был избран депутатом Государственной думы РФ пятого созыва.


18 сентября 2008 г. на заседании Комитета ГД по безопасности Колесников высказался за то, чтобы памятник Феликсу Дзержинскому был возвращен на свое историческое место на Лубянской площади (о том, что Дзержинский был паталогическим садистом, одним из организаторов красного террора, жертвами которого стали миллионы человек, Колесников не вспомнил). Коллеги ответили ему аплодисментами. (Коммерсант, 19 сентября 2008)


22 сентября 2008 руководство Союза православных граждан выступило с резким протестом против предложения Колесникова: “Дзержинский – бесноватый враг Русской православной церкви, руки которого в крови святых новомучеников и исповедников. Его реабилитация противоречит курсу президента Медведева на возрождение великой России, ибо Дзержинский – это один из символов большевистской русофобии”. (Коммерсант, 23 сентября 2008)


27 мая 2009 был полностью оправдан за отсутствием в его деяниях состава преступления бывший президент ФК “Алания” Сергей Такоев. В приговоре говорилось, что предварительное следствие было проведено “однобоко и необъективно”, а собранной доказательной базы “не хватает для признания Такоева виновным”. Таким образом, единственное дошедшее до суда дело, возбужденное группой Колесникова в 2006 г. в Осетии, лопнуло.  (Коммерсант, 28 мая 2009)


“Мне приятно осознавать, что планы Колесникова сорвались,- заявила глава комитета “Матери Беслана” Сусанна Дудиева. – Дело Такоева было организовано для того, чтобы отвлечь людей от расследования Беслана, переложив всю вину за трагедию на местных чиновников. Мы знаем также, что дело о футболе было местью Владимира Ильича Сергею. Замгенпрокурора не раз заявлял, что не простит Такоеву того, что на его машине привозили в суд нашего адвоката Чеджемова. Так что оправдательный приговор суда я считаю вполне справедливым”. (Коммерсант, 28 мая 2009)


В списки кандидатов от ЕР на выборах в ГД РФ шестого созыва (4 декабря 2011) включён не был.
     
          
     Государственный советник юстиции I класса.  


       Воинское звание: генерал-полковник милиции. 
     
       Награды: орден “За личное мужество”, орден “Поче­та”, орден “Дружбы”, орден “За заслуги перед Отече­ством” IV степени, “За заслуги перед Отечеством” III степени (2005). 
       
       Женат. Двое детей. В 1996 г. старший сын – слушатель Московского юридического института МВД РФ, младший – школьник. 
       Брат-близнец Виктор – глава Выборгского района Санкт-Петербурга.

       
    Интервью:
    1. Известия, 15 сентября 2000, С.1,3.
    2. Ъ, 6 октября 2000, С.3.
    3. РГ, 27 февраля 2001
    4. Парламентская газета, 1 марта 2001. С.1,2.
    5. Парламентская газета, 11 сентября 2001.
    6. Известия, 24 апреля 2002. С.1.
    7. Российская газета, 24 апреля 2002. С.1, 2.