МЛЫННИК Чеслав Геннадиевич
Бывший командир Рижского отряда особого назначения
ВВ МВД СССР,
бывший командир Тюменского ОМОНа
Чеслав Млынник родился 28 июля 1960 года в деревне Лугомовичи Гродненской области Белорусской ССР. Поляк.
В рядах СА служил в учебной десантной дивизии на территории Литовской ССР, в Средней Азии, затем, с 1979 года – в составе воинского контингента в Афганистане.
С 1980 года, после ранения и мобилизации из рядов СА, служил в органах МВД СССР. Работал водителем, участковым инспектором, оперуполномоченным уголовного розыска, оперуполномоченным исправительно-трудового учреждения.
С 1 декабря 1988 года – в Рижском отряде особого назначения ВВ МВД СССР.
После окончания Рижской школы МВД в Риге, Минской школы МВД СССР командовал оперативным взводом, аналитической группой Рижского ОМОНа, с октября 1990 по август 1991 года – командир Рижского отряда особого назначения ВВ МВД СССР.
В 1990 году в рядах МВД Латвии произошел раскол на признавших независимость Латвии и сторонников Латвии в составе СССР. Рижский ОМОН заявил, что подчиняется приказам Министра внутренних дел СССР Б.Пуго. В течении 1990-1991 гг. Рижский ОМОН осуществлял на территории Латвии террористические действия (погромы таможенных постов и избиение латвийских таможенников, захват здания МВД, рижского факультета Минской высшей школы МВД (зима 1991 года), завода ВЭФ. При штурме здания школы МВД от пуль Рижского ОМОНа погибли два сотрудника МВД Латвии, прохожий, тележурналист А.Слапиньш и был смертельно ранен оператор Г.Звайзгне. При проведении этих операций было захвачено оружие, которое по некоторым данным всплывает в Санкт-Петербурге).
Рано утром 31 июля 1991 года на КПП “Мядининкай” на самовольно установленной Литвой, формально ещё входившей в состав СССР, границе Литвы с Белоруссией подъехал автомобиль, на котором прибыли четверо рижских омоновцев. Угрожая оружием, они загнали в служебный вагончик и расстреляли восьмерых дорожных полицейских, сотрудников департамента охраны края и бойцов отряда литовского спецназа “Арас”. Чудом выжил лишь тяжело раненный таможенник Томас Шярнас, оставшийся инвалидом. Позднее именно он обвинил в преступлении сотрудников рижского ОМОНа – Млынника и троих его подчиненных Андрея Лактионова, Александра Рыжова и Константина Михайлова (тогда он носил фамилию Никулин). (Коммерсант, 12 мая 2011)
19 августа 1991 года Рижский ОМОН под руководством Млынника, подчиняясь приказам министра внутренних дел СССР Бориса Пуго (члена ГКЧП) взял под контроль почти все правительственные учреждения Риги, арестовал министра внутренних дел Латвии А.Вазниньша, а 20 августа разоружил батальон латвийской милиции. Отряд ОМОНа также разгромил штаб-квартиры нескольких латвийских национал-радикальных организаций и организовал патрулирование улиц Риги. При патрулировании бойцы ОМОНа застрелили на мосту водителя автомашины. После подавления путча отряд занял глухую оборону на своей базе.
25 августа 1991 года Рижский ОМОН был расформирован, а 1 сентября по договоренности между российским и латвийским руководством бойцы ОМОНа были передислоцированы в Тюмень. Млынник стал командиром Тюменского ОМОНа.
В октябре 1991 года, после ареста своего заместителя Парфенова, Млынник написал рапорт о том, что в связи с политическими преследованиями приостанавливает свою деятельность в органах МВД “до изменения политической ситуации”. После этого с частью бойцов Тюменского ОМОНа покинул расположение отряда.
10 октября 1991 был уволен из органов МВД за самовольное оставления места службы.
С 1991 по 1993 год Млынник воевал в “горячих точках” на территорях Азербаджана, Абхазии (участвовал в боевых действиях вместе с “абхазским полком” Шамиля Басаева), Осетии, бывшей Югославии, где, по собственным словам, “защищал Родину” и “стратегически важные рубежи” (Сегодня, 24 марта 1995; Завтра, N3, 1995)
В сентябре-октябре 1993 находился в Доме Советов РФ, где по некоторым сведениям, был одним из организаторов обороны Белого Дома. 2 октября выехал в г.Санкт-Петербург. 4 октября вместе с Александром Невзоровым был задержан под Москвой, но затем отпущен.
10 января 1994 был арестован на конспиративной квартире в Санкт-Петербурге. При аресте при нем был найден незарегистрированный пистолет Макарова (ПМ), а также фальшивые документы на имя Ярослава Всеволодовича Турбина. При нем также был найден документ, по которому он значился редактором телекомпании “Санкт-Петербург – 5-й канал”.
Девять месяцев провел в заключении в ожидании суда. Уже под арестом объявил себя помощником депутата Государственной Думы РФ Александра Невзорова. Невзоров предпринял массу попыток по освобождению Млынника, в частности предоставив адвокату Млынника вкладыш в паспорт российского гражданина, оказавшегося фальшивым. Вопрос о деле Млынника два раза вносился в повестку дня заседаний Государственной Думы РФ.
После ареста Млынника прокуратура Латвии обратилась к генпрокурору РФ с очередной просьбой о его выдаче. Она обвиняла его в привышении власти и служебных полномочий в 1990-91 гг. и участии в акциях, связанных с приминением огнестрельного оружия.
Генеральной прокуратурой РФ Млыннику были предьявлены обвинения по ст. 218 ч.1, 196 ч.1 и 3. Суд, признавший его виновным в незаконном хранении оружия и в подделке документов, приговорил Млынника к 9 месяцам и 10 суткам лишения свободы – то есть к сроку, который он провел в заключении. После оглашения приговора Млынник был выпущен на свободу.
В 1995 году был одним из организаторов Русской патриотической партии (РПП) (председатель – Борис Миронов, бывший председатель Комитета РФ по печати).
4 мая 1995 года был одним из огранизаторов Антифашистского патриотического центра, куда вошли Б.Миронов, Сергей Бабурин, Эд.Володин и др.
В сентябре 1995 года вошел под N2 в федеральный список избирательного объединения “Союз коммунистов” Сергея Степанова. Список не собрал нужного числа подписей. Сам Млынник был зарегистрирован кандидатом по подмосковному одномандатному округу N113, но выборы проиграл.
В 1995-96 – военный обозреватель газеты “Русский националист” Партии русских националистов Александра Федорова.
На 1999 г. – адвокат международной коллегии адвокатов “Санкт-Петербург”.
В ноябре 1999 г. был зарегистрирован кандидатом в депутаты Госдумы треетьго созыва по Рязанскому избирательному округу как независимый кандидат.
24 октября 2004 “Фонтанка.ру” писала о том, что Млынник наделен полномочиями представителя Совета безопасности РФ в Абхазии.
Заявляет, что “нам не нужны чужие границы. Мы вернем свои. Границы Советского Союза, и неважно какой ценой” (“Завтра”, N3 за 1995 г.). Считает, что Латвийская республика – это “Лифляндская губерния России, как и другие прибалтийские республики” (“Правда”, 24.02.1995 года). Считает, что “офицеров, отказавшихся участвовать в чеченской войне, надо судить… Они заслужили высшую меру наказания. Это позор России”. Считает, что “если сохранение целосности государства связанно с гибелью людей, это надо воспринимать как неизбежноссть ради сохранения России” (“Правда”, 24.02.1995 года).
В своей статье “Приглашение к фашизму” обвинил в фашизме евреев и демократов, утверждал, что евреи фактически захватили контроль над страной еще до “перестройки” и все последующие беды – лишь следствие этого, и соответственно, призывал к введению национально-пропорционального представительства.
В 1995 году выпустил сборник статей “Нам нужен Сталин”. В статье “Советский народ не упразднить указом” солидаризовался в Владимиром Жириновским в том, “что нынешняя власть и все пособники антирусского, антироссийского режима будут сидеть в Лефортово и что их ждет тяжелая расплата за все злодеяния”, “что так называемым демократам придется повторить страшную судьбу своих былых соплеменников, как это имело место при Сталине” и так далее. В нескольких статьях высказывался за восстановление Российской державы в границах СССР. Еврейскому вопросу в книге посвящена статья “Однажды, в середине лета…”, редкая по насыщенности антисемитской мифологией; начинается она словами: “Всякая национальная культура начинается с антисемитизма”.
За службу в Афганистане награжден медалью “За отвагу”, орденом Красной Звезды и двумя афганскими медалями.
Кандидат в мастера спорта по вольной борьбе. Владеет карате, самбо.
Женат. Дочь.