РАХИМОВ Урал Муртазович
Сын бывшего президента Башкирии,
бывший депутат Госсобрания – Курултая Башкирии (2003-2008; 2008-2010),
бывший генеральный директор ОАО “Башнефть”
Урал Рахимов родился 13 декабря 1961 г. Сын бывшего президента Башкирии Муртазы Рахимова.
В 1984 г. окончил Уфимский нефтяной институт (УНИ) по специальности “химическая технология переработки нефти и газа”. Прошел обучение во Французском институте нефти.
В УНИ учился вместе с Сергеем Веремеенко.
С января по июнь 1992 г. – ведущий эксперт АКБ “Еврокосмос”.
С июня 1992 г. по январь 1994 г. – директор по экономике ОАО “СТМ-Интер”.
С января по декабрь 1994 г. – начальник отдела ОАО “Башнефтехим”.
С июня 1995 г. – сентябрь 1998 г. – вице-президент – коммерческий директоро АО “Башнефтехим”. Был членом Совета директоров АО “Башнефтехим “.
С марта 1996 г. – апрель 1997 г. – член Наблюдательного совета “Башпромбанка”.
Пролоббировал в 1998 году создание АО “Башкирская топливная компания” (БТК) (100-процентная госкомпания), на баланс которой были переведены акции многих ведущих предприятий ТЭК республики. (Профиль, 20 июня 2005)
С сентября 1998 – 2001 гг. был председателем совета директоров АО БТК .
С 2001-2004 гг. – консультант ООО “Бюро правовой экспертизы”.
В сентябре 2001 г. избран председателем совета директоров АО “Башнефтехим”.
16 мая 2002 г. был избран председателем совета директоров АНК “Башнефть”.
С августа 2002 г. был председателем совета директоров ОАО “Башкирэнерго”.
Журнал “Профиль” писал: “При участии бывшего главбуха крупнейшей в республике Башкирской нефтехимической компании (БНХК) Валерия Сперанского, которого многие называли финансовым гением Башкирии (застрелен в 2001 году, дело не раскрыто), Урал Рахимов провел реорганизацию бизнеса на четырех уфимских заводах, сконцентрировав финансовые и материальные потоки на подконтрольных ему ООО. В результате многие авторитетные топ-менеджеры заводов, поднимавшие бизнес в начале 90-х в условиях перебоев с сырьем, лишились рабочих мест. На смену им пришли обладатели иного важного качества – умения беспрекословно подчиняться новому шефу. Сам Рахимов-младший, что примечательно, в тот момент формально не занимал управленческих должностей на предприятиях ТЭК, числясь всего лишь консультантом”. (Профиль, 20 июня 2005)
В 2002 против Рахимова началась активная информационная война. Разнообразные источники, оппозиционные президенту Башкирии, утверждали, что Урал “давно является головной болью не только для своего отца, но и для всей республики”. По мнению журнала “Деньги”, за анонимными и открытыми нападками все же стоял ряд реальных фактов, позволивших претендентам на башкирский ТЭК оттеснить Урала Рахимова от контроля над ним. В 2002 г. Рахимов вышел из совета директоров “Башнефтехима”, а в мае 2003 г. покинул совет директоров “Башнефти”. (Деньги, 2 июня 2003)
В марте 2003 был избран депутатом Государственного собрания Башкирии.
В 2003 создал ООО “Башкирский капитал”, куда были переведены контрольные пакеты шести предприятий ТЭКа Башкирии, входящих в БТК. Руководство БТК провело перекрестное акционирование активов, находящихся в ее собственности. В результате госпакеты акций “Башнефти” и “Башкирэнерго” оказались в собственности ООО “Башкирский капитал” (БК). Также на баланс ООО БК были переведены акции входящих в БНХК уфимских НПЗ и 57,4% акций ОАО “Башкирнефтепродукт”. По мнению аналитиков, только пакеты трех уфимских НПЗ оценивались в $2 млрд. (Профиль, 20 июня 2005)
В июле 2003 аудитор Счетной палаты Владислав Игнатов назвал приватизацию башкирского ТЭКа “самым беспрецедентным случаем похищения активов из госсобственности”. (Коммерсант, 28 августа 2014)
В сентябре 2003 был подорван джипа с охранниками Урала Рахимова, погибли два человека. Также была обнаружена заминированая машины у его офиса. (Коммерсант, 6 августа 2009)
С 2004 – генеральный директор ООО “Институт региональной экономики и права”.
24 февраля 2005 Муртаза Рахимов, выступая на сессии Госсобрания, заявил, что группа депутатов Госсобрания, представляющих бизнес-структуры, пыталась узурпировать власть в парламенте, чтобы поставить на должность главы парламента вместо Константина Толкачева своего ставленника. В эту “группу”, по сведениям “Коммерсанта”, входил и Урал Рахимов. Более того, видимо именно его и прочили “заговорщики” на пост главы парламента. (Газета.ру, 24 февраля 2005; Профиль, 20 июня 2005)
1 марта 2005 Муртаза Рахимов издал указ, аннулирующий его собственное разрешение на продажу “Башкирской топливной компанией” (БТК) акций предприятий ТЭКа компании “Башкирский капитал”, контролировавшейся Уралом Рахимовым, и поручил правительству возвратить акции Башнефти и Башкирэнерго в собственность БТК. (Коммерсант, 2 марта 2005)
2 марта 2005 “Коммерсант” писал, что чиновники из окружения Муртазы Рахимова рассказали, что отношения старшего и младшего Рахимовых испортились осенью 2004: “Отец давно пришел к выводу, что дал сыну слишком много экономической власти в республике, слишком серьезные активы, и считал, что управляет он ими неэффективно, втягивая предприятия то в один скандал, то в другой. А Урал Рахимов реализовывал свои бизнес-интересы, то и дело приходящие в противоречие с интересами Рахимова-старшего как госчиновника. Эти противоречия обострились настолько, что указ о возврате акций “Башнефти” и “Башкирэнерго” в БТК можно считать одной из мер, направленных на ослабление позиций сына”. (Коммерсант, 2 марта 2005)
16 марта 2005 Муртаза Рахимов продолжил борьбу со ставленниками сына в руководстве компаний республиканского ТЭКа. Своих постов лишились пять членов совета директоров ОАО “Башкирская нефтехимическая компания” (БНХК), ранее контролировавшего башкирские НПЗ. Кроме того, был назначен новый генеральный директор БНХК. По информации “Коммерсанта”, компания готовилась к подаче в суд иска, который позволил бы БНХК вернуть акции башкирских НПЗ, ранее переданных в подконтрольное Уралу Рахимову ООО “Башкирский капитал”. (Коммерсант, 17 марта 2005)
В апреле 2005 журнал “Русский Forbes” оценил состояние Урала Рахимова в 550 млн долларов. По словам представителей издания, оценивалось не состояние банковских счетов, а стоимость бизнеса и доли в успешно развивающихся компаниях. (КП, 22 апреля 2005)
10 июня 2005 “Коммерсант” сообщил о том, что конфликт между Муртазой и Уралом Рахимовыми, спровоцировавший масштабный передел собственности в республике, завершился подписанием мирного соглашения. Минимущество Башкирии 9 июня 2005 заявило об отзыве из суда иска о признании ничтожными договоров по продаже ранее принадлежавших правительству Башкирии пакетов акций четырех уфимских НПЗ и ОАО “Башкирнефтепродукт” структурам ООО “Башкирский капитал” (БК), подконтрольного Уралу Рахимову. По данным газеты, в обмен на сохранение контроля над уфимскими НПЗ и “Башкирнефтепродуктом”, а также возвращение ранее отобранных судом акций “Башнефти” и “Башкирэнерго” Рахимов-младший согласился доплатить за предприятия более 13 млрд рублей и отказался от политической деятельности. (Коммерсант, 10 июня 2005)
В феврале 2006 журнал “Финанс” оценил состояние Рахимова в 2,5 миллиарда долларов (25-е место в России).
7 апреля 2006 в личном офисе Урала Рахимова в Уфе прошли обыски. В правоохранительных органах Башкирии журналистам сообщили, что акция не имела никакого отношения к местным силовым структурам. По информации “Коммерсанта”, следственная бригада МВД, работавшая на нефтеперерабатывающих заводах Башкирии, проводила “определенные мероприятия” в связи с расследованием дела об убийстве бывшего главного бухгалтера Башкирской нефтехимической компании Валерия Сперанского (застрелен в 2001 году). По словам источника Ъ в органах, у следствия не было сведений о причастности конкретных лиц к данному убийству, но то, что следственные мероприятия по нему активизировались, “говорило о целенаправленном давлении на Урала Рахимова”. (Коммерсант, 10 апреля 2006)
С мая 2006 по 2009 – генеральный директор ОАО “Башнефть”.
15 февраля 2007 арбитражный суд Москвы начал рассматривать дело о взыскании в доход бюджета контрольных пакетов акций основных предприятий башкирского ТЭКа. 18 декабря 2006 Межрегиональная инспекция ФНС по крупнейшим налогоплательщикам №1 предъявила четыре иска, оспаривая параллельные цепочки сделок с акциями. До апреля 2006 ООО “Башкирский капитал”, подконтрольное Уралу Рахимову, имело по 52-66% акций каждого из шести основных предприятий башкирского ТЭКа. В начале апреля “Башкирский капитал” неожиданно раздробил все пакеты на доли от 13% до 16,5% и безвозмездно распределил их между четырьмя благотворительными фондами, накануне учрежденными физическими лицами. А три недели спустя каждый фонд учредил по ООО с одноименным названием и приставкой “инвест”, куда и перешли все акции. (Ъ, 16 феварля 2007)
В исках налоговики требовали признать недействительными все сделки по передаче акций как “совершенные с целью, противной основам правопорядка и нравственности”. Статья 169 Гражданского кодекса (ГК) предусматривает взыскание в доход государства всего, что по таким сделкам было получено. В ходе заседания стало известно, что суд принял обеспечительные меры, запретив ООО, владевшим акциями, любые сделки с этими бумагами. (Ъ, 16 феварля 2007)
В начале марта 2007 из следственного комитета при МВД РФ в Госсобрание Башкирии поступил запрос, касающийся депутата Виктора Ганцева. Он был связан с проверкой “на предмет возможного привлечения к уголовной ответственности”. Что именно инкриминировали Ганцеву, который был известен в Башкирии как правая рука Урала Рахимова, было неизвестно. (Ъ, 7 марта 2007)
“Коммерсант”, со ссылкой на источник в правительстве республики, предположил, что главной мишенью уголовных дел, связанных с башкирским ТЭКом, на самом деле был Урал Рахимов, которого якобы вынуждали отойти от управления нефтяными активами республики. Незадолго до того был арестован бывший член СФ от Башкирии Игорь Изместьев – также весьма близкий к Рахимову человек. (Ъ, 7 марта 2007)
В марте 2007 “Форбс” оценил состояние Урала Рахимова более чем в миллиард долларов.
12 августа 2007 в Мосгорсуде на процессе по делу кингисеппской группировки свидетель Юрий Бушев объявил о возможной причастности Урала Рахимова к убийствам бывшего главного бухгалтера ОАО “Башнефтехим” Валерия Сперанского и нотариуса Галины Перепелкиной. Рахимов, по словам Бушева, в 2001, когда были совершены оба убийства, вел совместный бизнес с Изместьевым, который подозревался в том, что был заказчиком убийств. По мнению Бушева, Сперанский, оперировавший всеми финансовыми потоками уфимских предприятий, был категорически против одной из схем ухода от налогов через “байконурский” офшор, поскольку считал ее незаконной и рискованной для контролируемых Рахимовым НПЗ. Информацией о схемах обладала на тот момент и гражданская жена Сперанского Перепелкина. (Ъ, 13 августа 2007)
2 марта 2008 был избран депутатом Государственного собрания Башкирии четвертого созыва.
В конце апреля 2008 следствие по делу Изместьева переквалифицировало один из пунктов ранее предъявленного ему обвинения. Речь шла о найденном 27 сентября 2003 напротив резиденции Урала Рахимова на ул. Карла Маркса в Уфе начиненном взрывчаткой автомобиле ВАЗ-2104. Несмотря на то что машина, как выяснилось в ходе расследования, две недели простояла в указанном месте, а на грязном лобовом стекле кто-то даже написал слово “бомба”, следствие квалифицировало инцидент как подготовку к теракту. В ходе допроса 30 апреля 2008 от такой квалификации следствие отказалось, но предложило новую – бомба на колесах предназначалась не для осложнения общественно-политической обстановки в Башкирии, а для подрыва Урала Рахимова. Еще один инцидент с заминированными “Жигулями” в Уфе, в результате подрыва которых в ноябре 2003 погибли два охранника Рахимова-младшего и еще двое получили ранения, следствие переквалифицировать не стало. Этот эпизод так и остался актом терроризма и убийства, в организации которых обвинялся Изместьев. (Коммерсант, 4 мая 2008)
В феврале 2009 журнал “Финанс” опубликовал новый рейтинг российских миллиардеров. Рахимов занял в нем 33-е место: журнал оценил его состояние в 1,4 миллиарда долларов, т.е., по подсчетам “Финанса”, Рахимов потерял за год около 3 млрд.
9 апреля 2009 АФК “Система” Владимира Евтушенкова завершила сделку по приобретению контрольных пакетов акций нефтяных предприятий Башкирии («Башнефть», «Уфимский НПЗ», «Ново-Уфимский НПЗ», «Уфанефтехим», «Уфаоргсинтез», «Башкирнефтепродукт») у контролируемых Рахимовым-младшим четырех инвестиционных фондов (ООО “Агидель-Инвест”, “Урал-Инвест”, “Инзер-Инвест” и “Юрюзань-Инвест”. (Коммерсант, 23 апреля 2009)
Согласно условиям сделки, АФК «Система» должна была заплатить $2,5 млрд; первый транш в размере $2 млрд был выплачен сразу, оставшиеся $500 млн продавец должен получить в июне 2010. 20 апреля 2009 Урал Рахимов покинул пост гендиректора “Башнефти” по собственному желанию (пост гендиректора занял Николай Граханцев). Завершив дела, Рахимов покинул страну.
В 2009 ФНС отказалась от исков против компаний Рахимова-младшего; суд прекратил дело.
8 июля 2010 депутаты Госсобрания (Курултая) Башкирии приняли решение о досрочном прекращении депутатских полномочий Урала Рахимова по его просьбе.
В феврале 2011 “Финанс” оценил состояние Рахимова в 2,5 млрд. долларов.
В апреле 2014 против Рахимова возбудили уголовное дело по подозрению в присвоении денежных средств и легализации криминальных доходов при продаже акций “Башнефти” АФК “Система” за $2,5 млрд. На этот момент он проживал в Австрии.
15 августа 2014 Рахимов-старший, во время правления которого приватизировались топливно-энергетические предприятия, впоследствии объединенные в “Башнефть”, дал в Уфе показания по уголовному делу сына. Его адвокат отметил, что Рахимов-старший мог отказаться от дачи показаний следователю на основании 51-й статьи Конституции РФ, позволяющей не свидетельствовать против себя и близких родственников, но не стал этого делать, а “ответил на все вопросы, которые касались приватизации и продажи башкирского ТЭКа”. Допрос длился несколько часов, и Рахимов не только “рассказал обо всех известных ему обстоятельствах приватизации и продажи предприятий”, но и дал свою оценку этим событиям. “Она заключалась в том, что, насколько ему известно, все было сделано законно, никаких серьезных нарушений в ходе приватизации предприятий БашТЭКа не было”, – отметил защитник. (Коммерсант, 19 августа 2014)
23 августа 2014 Главное следственное управление СКР инициировало через ФСБ федеральный розыск Урала Рахимова. (Коммерсант, 27 августа 2014)
16 сентября 2014 Следственный комитет задержал председателя совета директоров АФК “Система” Владимира Евтушенкова. Ему инкриминировалась легализация похищенных акций предприятий БашТЭКа, незаконно приватизированных, а затем и проданных АФК “Система” Уралом Рахимовым. (Коммерсант, 17 сентября 2014)
29 сентября 2014 Мосгорсуд установил, что Урал Рахимов похитил акции “Башнефти”, используя служебное положение отца. “В период с 2002 по 2006 год Урал Рахимов совместно с неустановленными лицами путем реализации разработанной схемы хищения акций предприятий, на балансе которых аккумулированы значительные активы в виде денежных средств, используя служебное положение отца, организовал хищение контрольных пакетов акций ряда ОАО”, – говорилось в мотивировочной части решения суда по жалобе на арест акций “Башнефти”. (РИА Новости, 29 сентября 2014)
В мае 2015 Генпрокуратура направила в Австрию запрос на выдачу Рахимова.
В конце июня 2015 земельный суд Вены по уголовным делам сообщил, что он не будет рассматривать запрос об экстрадиции Рахимова, пока власти России письменно не гарантируют, что в случае выдачи с последующим арестом он будет содержаться в СИЗО в условиях, соответствующих международным стандартам, при этом не будет нарушено его право на защиту, а австрийские дипломаты, работающие в Москве, смогут по первому требованию навещать арестанта. (Коммерсант, 27 июня 2015)
Урал Рахимов в рейтингах Forbes:
Знающие лично [Урала Рахимова] характеризуют его как амбициозного, эксцентричного и одновременно нелюдимого человека. Он не дает интервью и очень редко попадает в объективы фотокамер. При этом говорят, что Рахимов-младший неплохой управленец и весьма интеллектуален. Знакомые Урала также отмечают его вспыльчивость, взбалмошность и эгоистичность. (Профиль, 20 июня 2005)