ДИВАЕВ Рафаил Узбекович
Заместитель премьер-министра Башкирии,
бывший министр внутренних дел Башкирии
Рафаил Диваев родился 2 ноября 1950 г. в д. Абдрахманово Аургазинского района БАССР.
Окончил Академию министерства внутренних дел СССР по специальности “правоведение”.
В 1968 году начал работать электрослесарем Стерлитамакского завода “Синтезкаучук”.
В 1971-1972 гг. – милиционер, младший инспектор уголовного розыска Стерлитамакского ГОВД.
В 1972-1974 гг. – курсант Елабужской специальной средней школы милиции МВД СССР.
В 1974-1977 гг. – старший инспектор, заместитель начальника отделения уголовного розыска ОВД Белорецкого горисполкома.
В 1977-1981 гг. – заместитель начальника отделения уголовного розыска по розыску ОВД Нефтекамского горисполкома.
В 1981 г. непродолжительное время работал старшим инспектор отдела по особо важным делам УУР МВД БАССР.
В 1981-1990 – начальник отделения уголовного розыска, заместитель начальника ОВД г. Нефтекамска.
В 1990-1995 гг. – начальник УВД г. Нефтекамска.
В 1995 г. избирался депутатом Палаты представителей Госсобрания Башкирии первого созыва.
В 1995-1996 гг. – первый заместитель министра внутренних дел – начальник службы криминальной милиции РБ.
С 1996 г. – министр внутренних дел РБ.
В апреле 2003 г. в прессе появилось несколько статей, посвященных работе милиции в Башкирии. (см “Деловой вторник” от 29 апреля 2003)
30 апреля 2003 г. в газете “Россiя” была опубликована статья о массовых нарушениях прав личности и многочисленных преступлениях, вплоть до убийств, совершаемых башкирской милицией. При этом автор утверждал, что ситуация стала особенно страшной с приходом Диваева. (Россiя, 30 апреля 2003 )
В июне 2003 г. МВД России проводило проверку оперативно-служебной деятельности МВД Башкирии. По ее итогам Диваеву было объявлено “о неполном служебном соответствии” и было поручено исправить выявленные недостатки до 1 октября. Первый заместитель Диваев Николай Патрикеев был “уволен в связи с поданным рапортом”. (bashkir.ru, 19 августа 2003 )
1 июля 2003 г. в Москве состоялась пресс-конференция, посвященная милицейскому произволу в Башкирии, на которой председатель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева сказала: “Основная проблема – закрытость республики. Милицейский беспредел в Башкирии ужасен”. В качестве доказательств были представлены копии документов и видеозаписей, свидетельствующих о нарушениях прав человека башкирской милицией. Также была презентована “Белая книга”, посвященная истории правонарушений, совершенных представителями башкирского МВД с 2001-го по 2003 год. (РИА Новости, 1 июля 2003)
10 июля 2003 года министром внутренних дел России Борисом Грызловым был подписан приказ “О серьезных недостатках в деятельности МВД Республики Башкортостан”. Приказом отмечалось, в частности, что в 2002 году Диваев и его заместители направляли деятельность своего ведомства на выполнение распоряжений региональных органов власти, зачастую противоречащих федеральному законодательству, позволили МВД республики быть втянутым в разрешение хозяйственных и политических споров между региональными и федеральными структурами, а также в криминальные схемы. Кроме того, в приказе Грызлова фигурировали и такие нарушения как манипуляция статистическими данными и приписки, укрытие преступлений от учета, слабая борьба с организованной преступностью, нарушения прав граждан и самих сотрудников МВД РБ и членов их семей, волюнтаристский стиль работы с кадрами (в частности, решение вопросов, связанных с прохождением службы не на основе деловых и моральных качеств, а по принципу личной преданности и национальной принадлежности) и др. С учетом всего этого, Диваев приказом министра внутренних дел России был предупрежден о неполном служебном соответствии. Ему также было приказано устранить выявленные недостатки в деятельности МВД Башкирии. (Regnum, 31 августа 2005)
В августе 2003 г. следственный комитет МВД России и Генеральная прокуратура РФ начали проверку фактов злоупотребления служебным положением высокопоставленными чиновниками МВД Башкирии. Как заявил 19 августа на пресс-конференции в Уфе председатель регионального отделения КПРФ в Башкирии депутат Госдумы Валентин Никитин, проверка проходила по его депутатскому запросу, инициированному письмами ветеранов органов внутренних дел республики: “Проверка коснется как лично министра Рафаила Диваева, так и его заместителей”. (bashkir.ru, 19 августа 2003)
31 марта 2004 г. исполняющий обязанности прокурора Башкирии Михаил Зелепукин направил министру внутренних дел РФ Рашиду Нургалиеву представление, где он обрисовал положение в МВД Башкирии и попросил незамедлительно провести проверку органов. По словам Зелепукина, его просто поразило состояние служебной дисциплины и число уголовных дел, в которых фигурируют сотрудники МВД республики. Только за 2003 г. было заведено 124 уголовных дела. В большинстве случаев речь шла о “превышении служебных полномочий, укрытии преступлений, получении взяток и применения насилия – вплоть до избиения и убийства граждан”. (Коммерсантъ, 31 марта 2004 )
21 июня 2004 г. пресс-служба МВД Башкирии сообщила, что министрество выиграло у российских СМИ 12 судебных исков о защите чести и достоинства. Иски были направлены в ответ на компрометирующие материалы о деятельности МВД Башкирии, опубликованные в республиканской и центральной прессе в период избирательной кампании президента республики. Иски в московские и уфимские суды направили Диваев, его бывший первый заместитель Николай Патрикеев и юристы МВД Башкирии: “В настоящее время судами рассмотрено 15 исков, по 12-ти из них решения приняты в пользу МВД. Восемь исков о защите чести и достоинства вступило в силу”. (РИА Новости, 21 июня 2004 )
29 июня 2004 года судебной коллегией Верховного суда республики в рамках рассмотрения уголовного дела по кассационной жалобе группы граждан, осужденных за фальшивомонетничество, было вынесено частное определение, касавшееся условий, способствовавших совершению преступления. Речь шла о том, что Диваев от имени МВД Башкирии заключил соглашение с фондом, возглавляемым одним из осужденных Эрастом Фомичевым, проигнорировав тот факт, что Фомичев ранее привлекался к уголовной ответственности, в том числе за преступления против чужой собственности. Под прикрытием сотрудничества с МВД Фомичев и его подельники организовали ввоз в Башкирию фальшивых долларов США. Более того, “несмотря на имеющуюся информацию о возможном поступлении в республику большого количества фальшивой валюты, руководство МВД РБ не приняло мер по предотвращению этого опасного преступления, выявлению лиц, причастных к нему, а оперативная деятельность была направлена по ложному пути – в отношении лица, не имеющего к этому отношения”, – говорилось в частном определении Верховного суда Башкирии. (Regnum, 31 августа 2005)
10 сентября 2004 года прокуратура Башкирии обратилась с представлением на имя Диваева, указывая ему на совершаемое в массовом порядке сотрудниками органов внутренних дел укрытие сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, а также на многочисленные случаи неправомерных отказов в принятии от граждан заявлений и в возбуждении уголовных дел и на то, что “руководство отделов районных и городских органов внутренних дел и центральный аппарат МВД Республики Башкортостан фактически самоустранились от осуществления контроля за деятельностью подчиненных в указанной сфере”. (Regnum, 31 августа 2005 )
8 декабря 2004 г. в башкирском городе Благовещенск на одной из центральных улиц произошла драка между полусотней местных жителей и милиционерами. Последние, по официальной версии, пытались задержать троих нарушителей общественного порядка, но тех отбили товарищи. В итоге трое сотрудников милиции получили телесные повреждения. В ответ 130 милиционеров и 17 омоновцев по распоряжению Диваева с 10 по 13 декабря провели в городе “профилактические мероприятия” по выявлению и задержанию зачинщиков и активных участников избиения милиционеров. В результате их действий, по данным местных правозащитных организаций, пострадало более 1 тыс. человек, 254 обратились за помощью в лечебные учреждения. Официально потерпевшими на февраль 2005 г. были признаны 58 граждан. (Коммерсант, 9 февраля 2005 )
16 декабря 2004 г. Госсобрание Башкирии обратилось к главе МВД РФ Рашиду Нургалиеву с просьбой помочь прекратить попытки “скомпрометировать и дезорганизовать деятельность” башкирского МВД. (Коммерсант, 17 декабря 2004)
Однако дело получило огласку, и в Башкирию приехала комиссия из МВД РФ. По итогам проверки семерым милиционерам были предъявлены обвинения, а еще несколько сотрудников Благовещенского ОВД и МВД Башкирии были понижены в должности и получили выговоры.
10 февраля 2005 г., выступая на внеочередной сессии Госсобрания, Диваев сказал, что МВД Башкирии извинится перед пострадавшими жителями Благовещенска: “Мы признали, что действия милиции в те дни были неадекватны”. Также он заверил, что в дальнейшем подобные операции по проверке паспортного и регистрационного режимов будут проводиться с участием местных властей, общественности и журналистов. Кроме того, по приказу МВД сотрудники ОМОНа теперь не будут надевать маски во время массовых операций. Прокуратура Башкирии завела уголовные дела и признала потерпевшими от милицейского произвола 56 человек. (Эхо Москвы, 10 февраля 2005)
Госсобрание в ответ приняло постановление, в котором говорилось, что проведение профилактических мероприятий сотрудниками ОМОНа в Благовещенске, в ходе которых пострадали 72 человека, было обусловлено обострением криминогенной обстановки, вызвавшим многочисленные обращения граждан с просьбами об обеспечении безопасности и правопорядка. Также в постановлении отмечалось, что в ходе проведения профилактических мероприятий были допущены факты превышения сотрудниками милиции своих полномочий, в частности, необоснованная доставка в отделение милиции отдельных граждан и применение к ним мер физического воздействия, что повлекло нарушение их прав. (РИА Новости, 10 февраля 2005)
Башкирских милиционеров поддержал президент республики Муртаза Рахимов, который обвинил СМИ в дезинформации при освещении милицейской операции и предложил МВД республики подать в суд за оскорбление чести и достоинства. (Эхо Москвы, 10 февраля 2005)
12 февраля 2005 г. в Москву выехала группа башкирских правозащитников и пострадавших от рук милиции. Они провели пикетирование зданий МВД и Генпрокуратуры, требуя отставки Диваева и проведения более тщательного расследования декабрьских событий Генеральной прокуратурой. К пикетирующим неожиданно вышел Диваев. На вопросы пострадавших он, по их словам, отвечал “слишком высокомерно” и даже назвал Благовещенск “городом победившего алкоголизма”. (Коммерсант, 18 февраля 2005)
17 февраля 2005 г. шестеро участников акции разместились в подвале офиса правозащитной организации “За права человека” на надувных матрасах и объявили о начале голодовки.
18 февраля 2005 г. для дополнительного изучения обстоятельств «профилактической операции» МВД Башкирии в Благовещенске в республику был направлен заместитель министра внутренних дел – начальник Службы общественной безопасности МВД Сергей Щадрин. Распоряжение об этом подписал Нургалиев. (Новый регион, 18 февраля 2005 )
22 февраля 2005 г. на пресс-конференции в Уфе Щадрин сказал, что “в целом деятельность МВД Башкирии не заслуживает серьезных замечаний руководства МВД”. (Газета.ру, 22 февраля 2005 ) Через 5 дней он был уволен с поста замминистра.
1 марта 2005 г. на встрече с уполномоченным по правам человека в России Владимиром Лукиным Путин заявил, что расследование событий в Благовещенске “должно быть доведено до конца”. (Коммерсант, 2 марта 2005)
16 марта 2005 г. Лукин сообщил, что сотрудники Благовещенского ГРОВД в открытом письме на его имя выступили против нарушения их гражданских прав и организованной против них “травли” в СМИ. (РИА Новости, 16 марта 2005)
29 марта 2005 г. заместитель генерального прокурора в Приволжском федеральном округе Сергей Герасимов направил представление о привлечении Диваева к ответственности: “Строгую ответственность за события в Благовещенске, ненадлежащее исполнение служебных обязанностей должен понести министр внутренних дел Республики Башкортостан Диваев Р.У. Его решение о командировании в Благовещенск ОМОНа, который более других там бесчинствовал, не было вызвано оперативной необходимостью, являлось поспешным и непродуманным, что привело к массовым нарушениям законности. Небольшой рост преступности в г. Благовещенске и районе – на 3%, снижение тяжких и особо тяжких преступлений на 24% за 11 месяцев 2004 г. с одновременным увеличением на 28 преступлений, совершенных в общественных местах, не давало повода для направления туда группы ОМОНа. Проводя такое крупномасштабное мероприятие, затрагивающее конституционные права и свободы многих граждан, Диваев Р.У. и его подчиненные должны были разработать комплекс мер по обеспечению законности и осуществлять контроль за их реализацией. Однако Диваев Р.У., другие руководители министерства и его структурных подразделений самоустранились от этого и ничего не сделали, чтобы предотвратить грубые нарушения законности со стороны подчиненных”.
21 апреля 2005 г., в ответе главы МВД РФ Рашида Нургалиева на представление Герасимова, факты значительных нарушений законности в деятельности сотрудников МВД Башкирии были признаны и содержалось сообщение о том, что в отношении Диваева было принято решение о досрочной аттестации.
31 августа 2005 г. состоялась аттестация Диваева, в результате которой он сохранил свой пост.
20 октября 2008 освобожден от должности. Официальный представитель МВД Башкирии сообщил, что Диваев подал рапорт об увольнении “в связи с достижением предельного срока службы”.
С ноября 2008 – заместитель премьер-министра Башкирии.
Генерал-лейтенант милиции.
Награжден именным оружием, орденом Почета, медалями “За безупречную службу” I, II, III степеней.
Заслуженный юрист Башкирии.
Женат, трое детей.
Деловой вторник, 29 апреля 2003
ЧТО СТОИТ ЗА ВЫСОКОЙ РАСКРЫВАЕМОСТЬЮ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В МВД БАШКОРТОСТАНА? |
По данным Генпрокуратуры, раскрываемость всех видов преступлений в целом по России в прошлом году снизилась почти на 30 процентов. Но, оказывается, есть регионы, где согласно отчетам с мест, почти все преступления раскрываются, а задержанные сразу во всем признаются. Взять МВД Башкортостана, которое вот уже несколько лет возглавляет генерал Рафаил Диваев. Что ни год, то с башкирского фронта борьбы поступают победные сводки. В Уфе даже провели совещание по обмену опытом в сфере отбора и подготовки милицейских кадров… Между тем даже видавшие виды сотрудники известной правозащитной организации “Международный стандарт”, изучив обстановку в застенках башкирского МВД, не могли скрыть своих чувств. В докладе, посвященном незаконным методам ведения следствия подопечными Диваева, отражены принципиально новые виды пыток, которые в других регионах страны милиции пока еще неведомы. Например, добиваясь показаний от жителя райцентра Туймазы Шаймухаметова, следователи местного РОВД пытали подозреваемого введением в задний проход ножки стула. Правда, заботясь о здоровье задержанного, милиционеры предварительно надели на эту рабочую ножку презерватив. Видимо, с учетом этого обстоятельства, а также положительных характеристик по месту службы Туймазинский районный суд 7 августа 2001 года назначил следователям-извергам условное наказание. А вот к обработке жителя города Октябрьский Куликова башкирские милиционеры подошли со всей деликатностью. К задержанному гражданину была применена технология “точечного воздействия” в виде ударов стальной ложкой для обуви по темечку. Случается, конечно, что по-хорошему подозреваемый не понимает. Тогда, как в случае с Рафаэлем Юнусовым из города Белорецка, милиционерам приходится прибегать к крайним мерам. Чередуя побои с допросами, гражданина Юнусова на ночь “рыбкой” подвешивали к потолку камеры предварительного заключения. Когда после четырех суток пребывания под следствием Юнусову все же удалось выйти на волю, врачи “скорой помощи” зафиксировали у него черепно-мозговую травму и переломы ребер. После этого Юнусов написал заявление в прокуратуру, однако до суда над своими истязателями не дожил: родители нашли тело Рафаэля в белорецком морге со следами новых побоев и двумя ножевыми ранениями в шею. С выдумкой подошли башкирские стражи порядка и к допросу Мамеда Идрисова из того же Белорецка. Связав задержанного “ласточкой”, шестеро милиционеров поочередно забирались на рабочий стол в кабинете и прыгали на живот своей жертвы. Конечно же, в итоге Мамед сознался… Итак, опера и следователи забавляются “ласточками” да ложками, а республиканское милицейское руководство – все больше по части банкетов да презентаций. Например, зам.министра внутренних дел Башкортостана Патрикеев в “Президент-отеле” устроил громкий скандал с дракой. Инцидент так и не попал в журнал учета происшествий МВД. Однако о нравах местной милиции министру внутренних дел России был вынужден доложить сам глава администрации президента республики И. Габитов: “В МВД республики на сегодня сложилась крайне нездоровая обстановка среди его руководящего состава…” А что же главный милиционер Башкирии генерал Рафаил Диваев? Он спокоен. У него в советниках ходит четырежды судимый Эраст Фомичев, глава благотворительного фонда. Пару лет назад Диваев даже подписал приказ № 60 о взаимодействии и помощи сотрудников милиции фонду Фомичева. С тех пор средства республиканских предприятий в фонд авторитетного бизнесмена текут рекой. Правда, в прошлом году Эраста Фомичева едва не посадили в пятый раз: сотрудники республиканского УФСБ прихватили бизнесмена на сбыте фальшивого чека Сбербанка и 150 тысяч фальшивых долларов. Однако Верховный суд Башкортостана Фомичева оправдал… |