КЛИМОВ Игорь Михайлович
(1961-2003)
И.о. генерального директора ОАО “Концерн ПВО “Алмаз-Антей”
Убит 6 июня 2003 года
Игорь Климов родился 13 июня 1961 года в Тбилиси.
В 1983 году окончил Ленинградский технологический институт имени Ленсовета. В 1993 году окончил аспирантуру (диссертацию на соискание степени кандидата технических наук защитил в 2002 году).
С 1983 по 1988 год работал на инженерно-технических должностях в ленинградском ПО “Красный треугольник”.
В 1993-2000 годах – президент ОАО “Ладожская инвестиционная корпорация”.
Затем работал советником управления Российского агентства по госрезервам.
С ноября 2001 года – помощник (консультант) заместителя руководителя администрации президента России Виктора Иванова .
В Санкт-Петербурге Климов продолжал оставаться одним из владельцев нескольких крупных предприятий. Контроль над ними он держал на паях с партнерами – Борисом Переверзевым и Константином Братчиковым. Первый когда-то был преподавателем Климова в питерском Технологическом институте, второй – институтским товарищем. В начале 1990-х они втроем создали своего рода “бригаду реанимации”: приходили на умирающее предприятие, спасали его и оказывались в числе совладельцев. Крупнейшими предприятиями были завод “Измерон”, производитель высокоточных приборов, и завод моторных масел имени Шаумяна. (Известия, 28 апреля 2006 )
В 1994 году в команду вошла Елена Нещерет: ее муж, тоже бывший профессор Технологического института, порекомендовал жену Климову, и тот поставил ее на пост генерального директора фирмы “Проммашинструмент”, фактически отдав под ее контроль завод “Измерон”. (Известия, 28 апреля 2006 )
Банкротство завода имени Шаумяна на рубеже 2000-го сопровождалось острейшими конфликтами. За перипетиями этой борьбы Климов наблюдал уже из Москвы, в Петербурге оставались Переверзев и Братчиков. Последний летом 2001 года возглавил предприятие. (Известия, 28 апреля 2006 )
В сентябре 2001-го при загадочных обстоятельствах погиб Переверзев. Официальная версия – покончил с собой. Однако обстоятельства самоубийства очень странные: выйдя из дому, как обычно, в 7 утра, он выстрелил себе в голову из помпового ружья 16-го калибра. В 2002-м году были застрелены Рубен Нариманов, крупнейший кредитор предприятия, и бывший гендиректор Михаил Иванов. (Известия, 28 апреля 2006 )
В августе 2002 года Климов был назначен заместителем гендиректора концерна ПВО “Алмаз-Антей” по заказам и поставкам, в ноябре того же года вошел в состав правления концерна.
С 14 февраля 2003 года – временно исполняющий обязанности генерального директора концерна “Алмаз-Антей“.
Убит 6 июня 2003 год, когда выходил из подъезда дома на Крымском валу в Москве. Убийца стрелял из пистолета с глушителем системы “Наган”.
9 октября 2003 г. в подъезде заточенной отверткой была убита Елен Нещерет.
20 июля 2004 г. Генеральная прокуратура России заявила о том, что убийство Климова раскрыто. Его заказал новгородским уголовникам Братчиков, который посчитал, что Климов обошел его при дележе имущества Ладожской инвестиционной компании, в которой они оба были соучредителями. При этом исполнитель получил всего $300 в качестве задатка и информацию о том, что в портфеле жертвы будет находиться крупная сумма, которую он заберет себе. Однако киллер остался без вознаграждения: даже будучи смертельно раненным, Климов так и не выпустил из рук портфеля. Более того, ему удалось отобрать у своего убийцы оружие – старый револьвер, благодаря которому в дальнейшем вышли на исполнителей и организатора убийства. При этом вначале следствие подозревало, что Климов стал жертвой вооруженного ограбления. (Ъ, 11 мая 2006, 16 сентября 2006 )
18 августа 2005 года в Мосгорсуде была сформирована коллегия присяжных заседателей и было начато оглашение обвинительного заключения шестерым подсудимым. (Известия, 19 августа 2005)
4 августа 2005 г. коллегия присяжных единогласно признала всех шестерых подсудимых виновными в убийстве Климова, кроме того, по мнению присяжных, ни один из фигурантов дела не заслуживал снисхождения. Пятеро обвиняемых – Юрий Мурашов, Александр Никитин, Владимир Степанов, Ирек Набиуллин и Евгений Маньков в ходе судебных слушаний не признали своей вины. Шестой обвиняемый – Александр Бурукин признал вину частично.
7 октября 2005 г. суд приговорил Манькова к пожизненному заключению, остальных – к срокам от 22 до 24 лет. (РИА Новости, 7 октября 2005 )
10 мая 2006 г. стало известно о том, что в Санкт-Петербурге арестован последний фигурант уголовного дела об убийстве Климова. В конце апреля 2006 г.был задержан посредник между заказчиком и исполнителями этого преступления мелкий питерский криминальный авторитет Станислав Тюрин (Тюря). В Генпрокуратуре утверждали, что именно ему Братчиков поручил в 2003 году подыскать людей для ликвидации своего делового партнера Климова. Сам Братчиков был арестован также в апреле 2006 г.(Коммерсант, 11 мая 2006 )
8 июня 2006 г. Верховный суд РФ смягчил наказание организатору убийства Климова Манькову с пожизненного срока до 25 лет заключения. Также суд снизил на три месяца наказание Степанову и Никитину. Никитину до 22 лет 9 месяцев вместо 23 лет, Степанову – до 23 лет 9 месяцев вместо 24 лет. В отношении еще троих осужденных приговор оставлен без изменений. (РИА Новости, 8 июня 2006 )
10 мая 2007 г. Генеральная прокуратура России завершила расследование и направила в суд уголовное дело в отношении Братчикова и Тюрина. Братчикову было предъявлено обвинение в совершении убийства, Тюрину – в убийстве и бандитизме. (Газета.ру, 10 мая 2007 )
Братчиков выдвинул свою версию происшедшего. По его словам, он получил информацию о том, что Климов намерен его убить из-за дележа имущества ЛИК и что он “просто рассказал” об этом Тюрину. Последний же якобы заявил Братчикову, что он “решит эту проблему”, но о том, какими способами он намерен это сделать, предприниматель, по его словам, узнал уже после убийства Климова. Тогда Братчиков не только не расплатился с Тюриным и исполнителями убийств, но спрятался, опасаясь за собственную жизнь. Следствие считало эту версию попыткой самозащиты. (Ъ, 11 мая 2007 )
2 августа 2007 г. коллегия присяжных вынесла оправдательный вердикт в отношении Братчикова и Тюрина, после чего они были выпущены из-под стражи в зале суда. Присяжные подавляющим большинством сочли недоказанными как участие обвиняемых в организации убийств, так и их причастность к банде, члены которой ранее были осуждены.
Генпрокуратура РФ обжаловала оправдательный приговор.
23 ноября 2007 г. Верховный суд его отменил.
В конце декабря 2007 года в Мосгорсуде началось повторное рассмотрение дела об убийстве Климова и Нещерет, но без подсудимых. По словам защитника Братчикова Светланы Михайловой, ее клиент не был надлежащим образом уведомлен ни о слушаниях в Верховном суде, ни об отмене оправдательного приговора, ни о начале нового процесса. Генпрокуратура в конце января 2008 года представила суду справку из ГУВД Санкт-Петербурга о том, что Братчиков скрывается от суда в столице Республики Эквадор Кито, откуда пытается перебраться в США. Сторона обвинения просила суд объявить подсудимого Братчикова в международный розыск и избрать ему заочно меру пресечения в виде ареста, что Мосгорсуд и сделал. Защита Братчикова обжаловала постановление об аресте в Верховном суде. По словам Михайловой, жалоба не была рассмотрена, поэтому постановление Мосгорсуда не вступило в законную силу и не может быть исполнено. (Коммерсант, 11 марта 2008)
В феврале 2008 группа сотрудников ГУВД Санкт-Петербурга с поручением об аресте Братчикова вылетела в Кито. Однако в столице Эквадора петербургские стражи порядка не действовали. По словам Михайловой, Братчиков, имеющий вид на жительство в этой стране, был задержан 29 февраля местными полицейскими и сотрудниками эквадорского филиала Интерпола у входа в консульство США и помещен до судебного разбирательства в местную тюрьму. Судья, который должен был рассматривать дело Братчикова, сказал, что задержанного отпустят, поскольку нет оснований для его задержания. Однако ранним утром 3 марта Братчикова доставили в аэропорт и передали санкт-петербургским правоохранителям, минуя таможенный и паспортный контроль. Его доставили в Москву и поместили в СИЗО “Матросская Тишина”. (Коммерсант, 11 марта 2008)
В ноябре 2008 в Мосгорсуде начался повторный процесс по делу об убийстве Климова и Нещерет. Дали показания осужденные исполнители убийств (Александр Никитин, как и на первом процессе, отказался отвечать на вопросы). Никто из них о причастности Братчикова к убийству не упомянул. Осужденный Маньков сделал неожиданное заявление, сообщив, что о причастности Братчикова к двум убийствам ему стало известно лишь со слов Станислава Тюрина (Тюрин в это время находился в розыске). Адвокат Братчикова Андрей Суров возразил, что в имеющихся в деле показаниях Тюрин ни разу не упоминает о причастности его подзащитного к убийствам. (Коммерсант, 5 ноября 2008)
21 ноября 2008 Мосгорсуд вновь оправдал Братчикова и Тюрина. Как и год назад, присяжные подавляющим большинством голосов (восемь против четырех) сочли их участие в громком преступлении недоказанным.
13 мая 2009 Верховный суд России оставил в силе оправдательный приговор по делу об убийстве Климова.