КОДАНЕВ Михаил Николаевич

КОДАНЕВ Михаил Николаевич
    Бывший передседатель партии “Либеральная Россия” (по версии сторонников Березовского),
бывший генеральный директор ООО “Север Ойл Би”


          Михаил Коданев родился 12 августа 1954 года в с. Джепт Сыктывдинского района Коми АССР в семье медицинских работников. Коми по национальности.
          Служил в армии.
          В 1981 году окончил Воронежский медицинский институт по специальности “врач – терапевт”.
          Работал врачом в городах Воронеже и Ереване.
          Занимался спортом, спортивной медициной и медицинской экономикой.
          С началом кооперативного движения создал в Сыктывкаре кооператив “Здоровье”.
          С 1994 по 1997 год работал генеральным директором АО “Интурист”.
          В 1997 году выдвигался кандидатом на должность главы Республики Коми. Во время предвыборной кампании начальник службы безопасности Коданева (sic) на пресс-конференции заявил, что кто-то из первой десятки руководителей республики за 100 тыс. долларов заказал двум московским киллерам убийство Коданева. На вопрос журналистов, будут ли обнародованы имена заказчиков, было сказано, что будут, если Коданев станет главой Коми. Однако за несколько дней до выборов Коданев снял свою кандидатуру в пользу Риты Чистоходовой. (Коммерсант, 9 декабря 2002 )
          В 1999 году избран депутатом Совета муниципального образования город Сыктывкар.
          На 2001 год – генеральный директор ООО “Север Ойл Би”.
          В декабре 2001 года неудачно баллотировался на пост главы Республики Коми. Занял шестое место среди восьми кандидатов, набрав 2% голосов.
          7 декабря 2002 г. на экстренном съезде партии “Либеральная Россия”, созванном сторонниками Бориса Березовского, исключенного незадолго до того из партии сторонниками Сергея Юшенкова, Виктора Похмелкинаи Бориса Золотухина, Коданев был избран председателем партии. Правда, еще 5 декабря 2002 г. Минюст признал проведение такого съезда незаконным.
         15 июня 2003 г. полномочия Коданева как председателя партии были подтверждены.
         В ночь на 26 июня 2003 г. Коданев и его охранник были арестованы около 3.30 по местному времени (1.30 мск) в гостиничном номере в городе Кудымкаре по подозрению  в соучастии в убийстве Сергея Юшенкова. Коданев прибыл в Кудымкар для участия в совещании по вопросу объединения автономного округа с Пермской областью.
         26 июня 2003 г. в газете “Время новостей” было опубликовано интервью с Коданевым, взятое за несколько часов до ареста. В нем он сказал: “Я сейчас сижу в гостинице города Кудымкар в ожидании появления спецслужб. Мне позвонили друзья из Москвы и сказали, что ФСБ дало приказ на мое задержание. К этому явно все шло. Вначале мне начали угрожать неизвестные, и я даже сейчас хожу с телохранителями. Теперь арестовали каких-то людей из Сыктывкара, откуда я сам и большинство ребят, которые меня охраняют и помогают в партийном работе. Могу заявить, что все подобные инсинуации в мой адрес – провокация. Фамилии задержанных мне ничего не говорят, но сам я профессионально занимался карате, потом многих тренировал, работал в «Интуристе». Меня знает полгорода. Может, когда-то даже пересекался с этими задержанными. Уверен, что из них выбьют показания, будто заказчиком убийства являюсь я. Это сейчас крайне выгодно нашим оппонентам из «Либеральной России», Похмелкину и властям…  Юшенкова я видел всего три раза в жизни. Он всегда был «закрыт» окружением и не доступен для общения. Поэтому никаких конфликтов у нас быть не могло. Я ни от кого не скрываюсь, нахожусь в гостинице и готов ответить на любые вопросы следствия. Но боюсь, что в рамках расследования решили сделать провокацию против нас. Вот нашли исполнителей, а меня сделают «заказчиком». Еще могут повесить на меня убийство Столыпина и Кеннеди». (Время новостей, 26 июня 2003 )
       27 июня 2003 г. Басманный суд Москвы санкционировал арест Коданева.
       3 июля 2003 г. руководство партии “Либеральная Россия” отказалось от услуг адвокатов Коданева и Винника Юрия Хавронина и Олега Комарова. По словам и.о. сопредседателя ЛР Виктора Курочкина, сложилось ощущение, что это не независимые адвокаты, а люди, прикормленные следствием и работающие в интересах следствия.
    Команду защитников Коданева и Винника возглавил известный адвокат Генри Резник. Первоначально он принял предложение Бориса Березовского на защиту Коданева, потом отказался, но в конце концов согласился, так объяснив свои колебания. “Я, как президент Московской коллегии адвокатов, испытываю огромнейшие нагрузки. И мой отказ диктовался только этим. Но когда на меня попытались давить, это я воспринял как личный вызов”. После того, как адвокат первый раз дал согласие защищать Коданева, ему позвонил неизвестный и, намекнув на “плохое поведение”, посоветовал “подумать о близких”. Вначале Резник воспринял это как не очень удачный розыгрыш друзей. Но после отказа последовал новый звонок, другой “автор” которого похвалил адвоката, назвав “умным человеком”. Обзвонив всех друзей и знакомых, Резник понял, что это не шутка. “Оставить это безответным мне показалось унизительным”. По его словам, согласие защищать Коданева – это ответ  на брошенный вызов. (НГ, 4 июля 2003 )
      15 июля 2003 г. Мосгорсуд отклонил кассационную жалобу адвоката Виктора Садкова и оставил Коданева под стражей.
      28 июля 2003 г. заместитель начальника Управления информации и общественных связей Генпрокуратуры Наталия Вишнякова сказала журналистам, что в основе убийства Юшенкова лежали “финансовые разборки внутри партии”. Также она заявила, что убийство раскрыто: Коданев “заказал” Юшенкова, а Кулачинский и Киселев выполнили “заказ”. В Юшенкова стрелял Кулачинский, а Киселев ждал его в машине. Коданев не признал себя виновным и отказался давать показания, воспользовавшись статьей 51 Конституции РФ, которая дает такое право. (newsru.com, 28 июля 2003)
      12 августа 2003 г. всем обвиняемым в убийстве Юшенкова было объявлено о завершении расследования. 
     26 сентября 2003 г. Коданев заявил, что намерен участвовать в выборах в Госдуму четвертого созыва. “Коданев сможет в ближайшее время встретиться с нотариусом, чтобы заверить необходимый пакет документов для участия в избирательной кампании”, – сообщил адвокат Коданева Генри Резник. Резник утверждал также, что Коданев, находящийся в следственном изоляторе “Лефортово”, испытывает проблемы со здоровьем. (Интерфакс, 26 сентября 2003 )
     Осенью 2003 г. выдвинулся (самовыдвижение) кандидатом в депутаты Государственной Думы РФ четвертого созыва по Коми-Пермяцкому одномандатному избирательному округу №216 (Коми-Пермяцкий АО). Выборы 7 декабря 2003 г. проиграл, за него проголосовали 4 тысячи 724 избирателя, по этому округу победил кандидат-самовыдвиженец Климов А.А., за него проголосовали 37 тысяч 925 избирателей. 
     24 октября 2003 г. Басманный суд Москвы оставил Коданева под стражей до 17 декабря 2003 г.  Тем самым суд удовлетворил ходатайство Генпрокуратуры о продлении Коданеву  срока содержания под стражей. Адвокаты арестованного возражали против дальнейшего содержания своего подзащитного в СИЗО и настаивали на его немедленном освобождении. Как сообщил Резник, защита просила освободить Коданева под залог, размер которого предложила определить суду.  ( РИА «Новости», 24 октября 2003
      9 февраля 2004 г. трое обвиняемых по делу об убийстве Юшенкова в ходе судебного заседания в Мосгорсуде признали свою вину. Обвиняемый Винник полностью, а Киселев и Кулачинский – частично.  Остальные обвиняемые, по версии следователей, являлись посредниками и исполнителями. В том числе и Коданев.  Мосгорсуд допросил обвиняемого по уголовному делу об убийстве  Юшенкова Александра Винника. Как рассказал подсудимый, он познакомился с Коданевым в 2001 году. “В феврале 2002 года я переехал в Москву, где выполнял различные поручения Коданева”, – сказал Винник. По его словам, в марте Коданев попросил его “подыскать надежных людей, которые помогут устранить Юшенкова”. Винник сообщил, что для этого он уехал в Сыктывкар, где познакомился с Киселевым. Именно ему в качестве аванса он передал $20 тыс., а также фотографию Юшенкова. После убийства Юшенкова он передал оставшиеся $30 тыс. Киселеву. (РИА «Новости», Газета.Ru, 9 февраля 2004
     18 февраля 2004 г. в Мосгорсуде на допросе свидетелей  шофер Коданева Куликов заявил: “Я не верю в то, что мой шеф заказал убийство Юшенкова.  Михаил Коданев самый честный из всех людей, которых я знал. И если бы я считал иначе, то не стал бы его личным шофером! Как только мой шеф услышал об убийстве Юшенкова, то сразу же сказал мне: “Следующим на очереди буду я!”  (Коммерсантъ, 18 февраля 2004 )
       18 февраля 2004 г.  адвокат семьи Юшенкова, Юрий Шмидт, заявил в зале суда: “Совокупность фактов свидетельствует о развертывании  Березовским вокруг дела массированной кампании дезинформации.  Я не собираюсь ни в чем обвинять Березовского. Я вообще никого не склонен обвинять бездоказательно. Доказательств, что именно олигарх организовал это убийство, конечно, нет. Но то, что Березовский организовал кампанию в защиту Коданева, причем кампания эта проходит, с моей точки зрения, непристойно, – это факт. И именно этот факт побудил меня выступить со своим заявлением”. (Московские новости, 18 февраля 2004
     26 февраля 2004 г. в Мосгорсуде на процессе с участием присяжных по делу об убийстве Юшенкова была допрошена его вдова Валентина.  На вопрос судьи “А когда вы впервые узнали о Михаиле Коданеве?” она ответила: “На сороковинах Сергея. К нам пришли Сережины друзья, и один из пришедших, Головин, вдруг сказал мне, что убийца моего мужа – Коданев, и он докажет это. А вскоре после этого я узнала из газет, что  Коданева арестовали”. (Коммерсантъ, 27 февраля 2004)
     10 марта 2004 г. Коданев был допрошен  в Мосгорсуде. В своем выступленни он сказал: ” Я невиновен. И это правда. Ни Виннику  ни кому другому я предложение об убийстве  Юшенкова не делал. А следствие меня просто очернило как человека”. (Коммерсантъ, 11 марта 2004)
         19 марта 2004 г. суд присяжных признал Коданева виновным в организации и заказе убийства Юшенкова. По мнению 11 из 12 присяжных, снисхождения он не заслуживал. Всего были признаны виновными четыре из шести обвиняемых. Помимо Коданева, это были Винник, Кулачинский и Киселев. По мнению присяжных, Винник и Кулачинский   осознанно пошли на убийство, однако не знали, что жертвой  станет депутат Госдумы, поэтому были признаны невиновными в “покушении на жизнь государственного и общественного деятеля”.  Еще двое подсудимых – Пальков и Дрозд были оправданы и освобождены из-под стражи в зале суда. (Газета. Ru, 19 марта 2004)
      23 марта 2004 г.  в Мосгорсуде завершились прения по срокам наказания  обвиняемых. Прокурор потребовал для Коданева и Кулачинского максимального срока – пожизненного заключения с отбыванием 20 лет в тюрьме. Коданев завил: “Я, как и раньше, говорил и буду говорить, что преступления не совершал. Я невиновен. Конечно, я не боюсь ни смерти, ничего… Но это сверхжестокое наказание. Где моя вина, где доказательства? Кто-то сказал четыре слова, и меня осудили на смертную казнь. Но если вы сочтете меня виновным, я приму… Куда деваться”. 
  Резник добавил: “Мера наказания Коданеву необъяснимо жестока. Меня интересует, какую меру наказания избрал бы прокурор, если бы у Коданева не было четверых детей, если бы он не был болен, не характеризовался положительно и совершил бы изуверское деяние! Пожизненный срок – это высшая мера наказания! Какая такая особо активная роль у Коданева? Коданев предложил Виннику устранить Юшенкова. Он не угрожал, не запугивал, он сделал предложение, от которого Винник… ну не смог отказаться. Дал денег. Все! Что, Коданев сам искал исполнителей, оружие? Какая у него активная роль?.. Ну, ясно, что преступление, что человека не вернуть. Но правосудие не должно действовать “око за око”, не хватает нам еще вернуться в средневековье!”  (Коммерсантъ, 24 марта 2004)
    30 марта 2004 г.  Мосгорсуд приговорил  Коданева к 20 годам лишения свободы, Винника –  к 10 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строго режима. Суд учел, что Винник – единственный подсудимый, который раскаялся в содеянном. Кроме того, Винник был неизлечимо болен. Непосредственный убийца  Кулачинский  был приговорен к 20 годам лишения свободы. Киселев – приговорен к 11 годам лишения свободы. (Газета.Ru, 30 марта 2004
    В апреле 2004 г. Коданев был  помещен в психиатрическое отделение медчасти Бутырского СИЗО. “В связи с острым психическим кризисом осужденный Коданев по настоянию медиков будет не менее двух недель находиться под наблюдением врачей в психиатрическом отделении медчасти Бутырского изолятора”, – сообщил руководитель Центра общественных связей Главного управления исполнения наказаний Минюста России Илья Колубелов. По его словам, “прошедший  консилиум врачей пришел к выводу, что осужденный Коданев находится в состоянии острого психического возбуждения с суицидальными проявлениями”. Ранее сообщалось, что Коданев пытался покончить с собой, съев сразу несколько банок сгущенного молока, смешанного с каким-то отравляющим веществом. (Интерфакс, 1 апреля 2004
     6 апреля 2004 г. адвокат Игоря Киселева, приговоренного к 11 годам, сказала: “Вчера я была у Киселева, и он сказал, что обжаловать приговор суда не будет. Он согласен с приговором и назначенным ему сроком наказания”. (Интерфакс, 6 апреля 2004)
     19 апреля 2004 г. Коданев был переведен из Бутырского изолятора в СИЗО “Лефортово”. (Интерфакс, 19 апреля 2004
     23 июня 2004 г. Верховный суд отклонил кассационную жалобу адвоката Генри Резника и оставил в силе приговор Коданеву.
     


           
          Мастер спорта и чемпион СССР по каратэ, бывший член сборной команды СССР и России.
          Жена Нина. Четверо детей: дочь и три сына.