УРИНСОН Яков Моисеевич

УРИНСОН Яков Моисеевич
Бывший заместитель председателя правления ОАО “Роснано”, 
бывший заместитель председателя правления РАО “ЕЭС России”,
председатель совета директоров ОАО “Российские коммунальные системы”,
бывший министр экономики РФ


         Яков Уринсон родился 12 сентября 1944 года в Москве.
         В 1966 году окончил факультет экономической кибернетики Московского института народного хозяйства им. Г.В.Плеханова, в 1970 – аспирантуру Московского института народного хозяйства им. Г.В.Плеханова. Доктор экономических наук, профессор.
         Работал в ЦЭМИ.
         С 1972 по 1987 работал в Главном вычислительном центре Госплана СССР заместителем начальника подотдела, главным специалистом, начальником подотдела. С 1987 по 1991 – заместитель начальника Главного вычислительного центра Госплана СССР.
         В 1991 году работал первым заместителем начальника Главного вычислительного центра Госплана СССР.
         С 1991 по 1993 – директор Центра экономической конъюнктуры и прогнозирования при Министерстве экономики Российской Федерации (бывший Главный вычислительный центр Госплана СССР), с 1993 по 1994 – директор Центра экономической конъюнктуры при Совете Министров – Правительстве РФ.
         В 1993-94 занимал пост временно и.о. первого заместителя министра экономики Российской Федерации.
         30 ноября 1993 был назначен заместителем председателя Межведомственной комиссии по социально-экономическим проблемам угледобывающих регионов.
         31 января 1994 г. вошел в состав Научного совета СБ РФ (до 1 августа 1997 г.)
         7 февраля 1994 был назначен первым заместителем министра экономики Российской Федерации (в ранге министра).
         С 22 сентября 1994 – также член коллегии Министерства науки и технической политики РФ, с 14 декабря 1994 – председатель российской части межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству между Российской Федерацией и Венгрией, с 21 февраля 1995 – член Государственной комиссии по восстановлению экономики и социальной сферы Чеченской Республики 
      Считал “профессионалом высочайшего класса” председателя Центрального банка РФ Сергея Дубинина , его отставку осенью 1994 с поста заместителя министра финансов (последствия т.н. “черного вторника”) называл “невосполнимой потерей для правительства”, и говорил, что “человека, адекватного Дубинину, ни по профессионализму, ни по порядочности, ни по умению работать, ни по интеллигентности нет”.  
         15 марта 1995 был введен в состав Правительственной комиссии по научно-технической политике. С 3 июня 1995 – член Российской части Комитета по конверсии Российско-Американской комиссии по экономическому и технологическому сотрудничеству.
         28 февраля 1996 г. вошел в состав Межведомственной комиссии по защите государственной тайны (по должности). 
        7 декабря 1996 введен в состав Комиссии правительства РФ по экономическим вопросам, а также в в Правительственную комиссию по вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы и членов их семей. 14 декабря 1996 вошел в состав коллегии Государственного комитета РФ по науке и технологиям. С 15 января 1997 – член Правительственной научно-технической комиссии.
         27 января 1997 был назначен заместителем председателя попечительского совета Государственного фонда конверсии.
         22 февраля 1997 вошел в состав Федеральной комиссии при правительстве РФ по обеспечению контроля за управлением и приватизацией объектов, предприятий и организаций оборонного комплекса
         В реорганизованном Правительстве РФ указом президента от 17 марта 1997 назначен на должность заместителя председателя правительства РФ – министра экономики РФ. 
         12 мая 1997 назначен членом Комиссии правительства РФ по экономической реформе.
         В июне 1997 был введен в состав Совета обороны. 
         16 июля 1997 был назначен заместителем председателя Государственной комиссии по защите прав инвесторов на финансовом и фондовом рынках России.
         С июля 1997 года – председатель Комиссии Правительства РФ по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике. 
         19 декабря 1997 был освобожден от обязанностей члена коллегии представителей государства в РАО “Газпром”.          
         С марта 1998 года после отставки председателя правительства Виктора Черномырдина – и.о. заместителя председателя правительства – министр экономики РФ.
         С 30 апреля 1998 года – министр экономики РФ.
         5 мая 1998 г. вошел в состав президиума правительства РФ. 
         24 июня 1998 назначен заместителем председателя комиссии правительства РФ по оперативным вопросам.
         10 июля 1998 вновь включен в состав Комиссии правительства РФ по экономической реформе. 
         23 августа 1998 правительство Сергея Кириенко было отправлено в отставку. До назначения нового правительства Уринсон являлся и.о. министра.
         29 августа 1998 был введен в состав рабочей группы при и.о. председателя правительства РФ по выработке неотложных мер по преодолению финансового кризиса.
         С 1998 года – профессор Высшей школы экономики.
         В январе 1999 года был назначен главным экспертом секретариата председателя правления РАО “ЕЭС России”. Отвечал за отраслевые вопросы. Затем – руководитель экспертно-аналитической группы по экономическим и финансовым вопросам РАО “ЕЭС России”.
    С января 2000 года – заместитель председателя правления РАО “ЕЭС России”.
    В мае 1999 года был избран председателем совета директоров ОАО “Пермэнерго “.
    С апреля 2001 – председатель совета директоров Негосударственного пенсионного фонда электроэнергетиков.
    С апреля 2001 года – член попечительского совета Российской экономической школы. 
     С января 2005 года – член совета директоров ОАО “ГидроОГК “. 
     С сентября 2005 года – председатель совета директоров ЗАО “Агентство по прогнозированию балансов в электроэнергетике”.  
     7 октября 2005 г. был избран председателем совета директоров ОАО “Российские коммунальные системы” (РКС ).


1 июля 2008 РАО “ЕЭС России” прекратило свое существование.


В июле 2008 Уринсон  возглавлял Проектный центр по завершению реорганизации РАО “ЕЭС России”.


6 ноября 2008 был назначен заместителем генерального директора, членом правления Российской корпорации нанотехнологий (“Роснано“). Ему было поручено курировать экономические вопросы деятельности корпорации.


С марта 2011 – заместитель председателя правления ОАО “Роснано”.


С ноября 2011 – председатель совета директоров банка “Стратегия”. Да своей смерти в июле 2011 председателем правления этого банка был его брат Александр.


1 июля 2015 бывший гендиректор “Роснано” Леонид Меламед был задержан по делу о растрате 300 млн руб в период его работы в компании. (Газета.ру, 2 июля 2015) 3 июля 2015 Басманный суд санкционировал домашний арест Меламеда.


22 июля 2015 РБК сообщил, что после ареста Меламеда Россию покинули несколько его бывших партнёров, в том числе Уринсон. (РБК, 22 июля 2015)


26 августа 2015 РБК сообщил, что Чубайс в августе встречался с Путиным, и тот дал понять, что топ-менеджерам “Роснано” “уже можно возвращаться”, и они стали возвращаться, в том числе и Уринсон.


15 апреля 2016 стало известно, что Уринсон и Юрий Удальцов (зампредправления “Роснано”) еще 15 ноября 2013 стали фигурантами уголовного дела о “растрате в особо крупном размере” средств ГК “Роснано”. Речь шла о якобы имевших место многомиллионных хищениях в корпорации под видом консультационных услуг, которые заказывались у связанных с ними фирмами. Однако с 2014 никаких следственных действий с ними не производилось. (Коммерсант, 16 апреля 2016)


15 марта 2020 было опубликовано Обращение ученых, писателей и журналистов к гражданам России, в котором называлось “в корне противоправным, политически и этически неприемлемым внесение в 81 статью Конституции пункта 31, обнуляющего сроки… Путина”. Среди подписавших был Уринсон.



      
    Член президиума, общественного совета и председатель ревизионной комиссии  Российского еврейского коонгресса .                  
         Автор более 50 научных трудов.
         Воинское звание – рядовой запаса.
         Увлечения, хобби – футбол (играл за сборную Правительства РФ), бильярд. 
         Жена – Людмила Юрьевна, дочь – Мария, сын – Михаил. Младший брат – Александр Уринсон. Был председателем правления банка “Стратегия”. Умер в 2011. 
   
         






 
       Из интервью Ъ, 22.11.94.
 
       Были шансы при проведении летом 1994 другой денежной политики обойтись без осеннего инфляционного всплеска. Начиная с февраля, темп роста денежной массы был выше темпа инфляции. Мы рассчитывали весь этот избыток денежной массы пустить на накопления. К этому, вроде, все и шло, но начались разговоры о смене власти, стали плодиться фирмы типа Мавроди – и деньги вместо того, чтобы пойти в накопления, пошли туда. В неустойчивой ситуации они тут же вывалились на валютный рынок. В принципе, если бы не эти 40 роковых дней – июль плюс 10 дней августа, когда были выплеснуты 14 трлн. руб., все могло быть нормально. […]
       [О “черном вторнике”] ЦБ допустил принципиальную ошибку, не выкидывая в последние дни деньги в необходимом объеме. Было ясно, что свободных средств на счетах оставалось на 4 трлн. А у ЦБ был запас, если я не ошибаюсь, 2,8 млрд. долларов. И чего их жалеть-то? Единственное назначение валютного запаса – регулировать цену денег. […] Последствия работы комиссии по расследованию вторника: потеряли профессионала высочайшего класса Дубинина. Это невосполнимая потеря для правительства. Человека, адекватного Дубинину, ни по профессионализму, ни по порядочности, ни по умению работать, ни по интеллигентностми нет. И Геращенко… Можно быть с ним не согласным. Я с ним спорил по многим вопросам. Но что говорить, он – профессионал. Сравнивать с ним Парамонову?.. Смешно. Он выше ее и по уровню, и по профессиональной подготовке. […]
       Я считаю, что в следующем году мы по промышленности потеряем процентов 8 – и понятно почему. Сейчас, когда мы подошли к стабилизации, помимо фактора спроса стал работать и фактор издержек. Есть много неэффективных предприятий. И если мы не закроем внутренний рынок, то многие наши предприятия с высокими удельными издержками по этому критерию не пройдут. Все-таки, как это ни сложно, придется с некоторыми нашими крупными объектами расстаться, перепрофилировать их, закрыть на какое-то время. Я уверен, что тот же “ЗИЛ”, тот же “Ростсельмаш”, “Метровагонмаш” не проживут в этой ситуации. На какоето время они остановятся, на год-полтора. […]
       Спад будет, но это будет ярко выраженный структурный спад в депрессивной экономике. Варианты такие: или мы входим в вялотекущую депрессию и продолжаем всех поддерживать, или мы интенсивно проходим период депрессии фактически за один год, для чего и нужны внешние заимствования, отказ от кредитов ЦБ и так далее. Эта интенсивная фаза невозможна без спада.