ТАКОЕВ Сергей Керменович

ТАКОЕВ Сергей Керменович
Бывший председатель правительства Северной Осетии,
бывший ректор Владикавказского института цивилизаций,
бывший руководитель администрации главы Северной Осетии,
бывший председатель Национального банка Северной Осетии


     Сергей Такоев родился 2 июня 1964 в городе Дигора Северо-Осетинской АССР, осетин. 
     В 1986 г. окончил Северо-Осетинский государственный университет (СОГУ) им. К. Л. Хетагурова по специальности “экономист”. Кандидат экономических наук, тема диссертации – “Государственный бюджет и хозяйственно-культурное развитие Северной Осетии в 1950-1990 годы”. 
     После окончания университета работал старшим экономистом управления торговли Курского облисполкома, затем – заместителем директора Льговского горторга Курской области.
     В 1990-1992 – коммерческий директором фирмы “Курсквнешсервис”.
     С 1992 – заместитель председателя правления “Иркомбанка” (Владикавказ).
     С 1993 – первый заместитель председателя правления “Иркомбанка”. 
     В 1996-1998 возглавлял “Иркомбанк”.        
     С 1998 – заместитель председателя правительства Республики Северная Осетия – Алания (РСО-А).  
     В феврале 2002 вновь был назначен заместителем председатея правительства РСО-А.
     В феврале 2003 был освобожден от занимаемой должности в правительстве и назначен председателем Национального банка Северной Осетии.
     В июне 2005, после назначения главой республики Таймураза Мамсурова, стал руководителем его администрации.
     Вскоре стал президентом владикавказского футбольного клуба  (ФК) “Алания”.
     В декабре 2005 Генпрокуратура предъявила руководству “Алании”, в том числе Такоеву,  обвинения в хищениях бюджетных средств. 
     Дело в отношении Такоева возбудила следственная группа Генпрокуратуры, прибывшая в республику в сентябре 2005 года по поручению Путина. Решение об этом было принято после встречи в Москве президента с потерпевшими от теракта в Беслане, которые требовали объективного расследования трагедии. Уже через несколько дней после начала разбирательства глава следственной группы заместитель генпрокурора Владимир Колесников заявил о том, что его подчиненные выявили многочисленные нарушения в работе высокопоставленных осетинских чиновников. (Коммерсант, 28 мая 2009)
     В марте 2006 Арбитражный суд Северной Осетии по иску прокуратуры ликвидировал ФК “Алания”. 
     20 апреля 2006 г. суд удовлетворил ходатайство прокуратуры об отстранении Такоева от занимаемой должности на время расследования. Он был взят под домашний арест. Ему было запрещено покидать свою квартиру, пользоваться средствами связи, а также общаться с целым перечнем лиц. В него входили глава Северной Осетии и сотрудники его администрации, члены правительства республики, футболисты и функционеры бывшего ФК “Алания” и образованного на его месте клуба “Спартак”. Нарушение любого из пунктов постановления автоматически влекло за собой арест. (Коммерсант, 28 апреля 2006)
     21 апреля 2006 г. ему было предъявлено обвинение по десяти эпизодам. Как сообщил на пресс-конференции замгенпрокурора Колесников, ущерб от деятельности Такоева превышал 200 миллионов рублей. “Такоевым был разработан преступный план финансирования клуба за счет бюджета. Он присвоил себе полномочия правительства и парламента, скрывая от них свои действия, самостоятельно принимал решения, увеличивающие долговые обязательства республики, привлекал кредиты и займы… От народа скрывали, что одна десятая бюджета республики идет на футбольный клуб”, – сказал Колесников. (Коммерсант, 22 апреля 2006
        “Некоторые должностные лица, у которых что-то в пушку, позволяют себе высказываться в адрес прокуратуры, обвиняя ее в злых кознях против футбольного клуба”, – сказал также Колесников, явно намекая на высказывания Такоева в “Коммерсанте” от 6 апреля 2006 г.  Тогда Такоев назвал “враньем” заявления Колесникова относительно деятельности ФК “Алания”. (Коммерсант, 22 апреля 2006 )
         27 апреля 2006 г. Верховный суд Северной Осетии рассмотрел жалобу Такоева на решение райсуда о его заключении под домашний арест. По словам адвоката, Такоев жил один: “Из близких родственников у него только престарелая мать, проживающая далеко от Владикавказа, а общаться он может только с ней и со своими защитниками, причем исключительно очно. Возникли проблемы не только психологического плана, но и чисто бытовые. Например, где запертый в четырех стенах заключенный возьмет продукты? Ведь к Такоеву запретили приезжать даже его водителю, поскольку он является сотрудником администрации президента Северной Осетии”. (Коммерсант, 28 апреля 2006)
          Верховный суд оставил решение райсуда о домашнем аресте в силе.
          Интересно, что дело Такоева было единственным из нескольких возбужденных Генпрокуратурой, которое дошло до суда. Заявление представителей комитета “Матери Беслана” о том, что с помощью этого и других уголовных дел следствие хочет лишь “увести общественность в сторону от объективного расследования теракта”, никто во внимание не принял. (Коммерсант, 28 мая 2009)
          30 августа 2006 г. Ленинский суд Владикавказа отменил домашний арест Такоева, но отказался прекратить возбужденное против него уголовное дело и отменить постановление об отстранении от должности. (Время новостей, 31 августа 2006)
          4 октября 2006 г. Верховный суд Северной Осетии отменил решение Ленинского райсуда Владикавказа о продлении сроков следствия по делу Такоева, направив дело на новое рассмотрение.
          В декабре 2006 г. избран ректором Владикавказского института цивилизаций.
          27 января 2008 г. Такоев остановил свою машину на пересечении улиц Джанаева и Вахтанова во Владикавказе, чтобы купить в киоске газеты. Когда он вернулся к машине и открыл дверь, чтобы сесть в нее, из стоявшего рядом ВАЗ-2114 раздались выстрелы. Одна пуля попала Такоеву в ногу,  другая – в живот. (Ъ, 29 января 2008)


22 мая 2009 судья приступил к чтению приговора. Он огласил позицию обвинения и защиты, согласно которой Такоев не принимал самостоятельных решений о получении кредитов, а делал это по поручению тогдашнего президента республики Александра Дзасохова. Это суду подтвердили и свидетели – члены попечительского совета ФК “Алания”, среди которых был и действующий глава республики Таймураз Мамсуров. Защита называла преследование Такоева местью прокуратуры за его принципиальную позицию по расследованию бесланского теракта.


Судья Алан Торчинов счел доводы защиты чиновника более весомыми и указал, что Такоев подлежит оправданию по каждому из вменяемых ему эпизодов. (Коммерсант, 25 мая 2009)


27 мая 2009 Такоев был полностью оправдан за отсутствием в его деяниях состава преступления. В приговоре говорилось, что предварительное следствие было проведено “однобоко и необъективно”, а собранной доказательной базы “не хватает для признания Такоева виновным по 286-й статье УК”. Судья установил, что на представленных в суд кредитных документах не было подписей подсудимого. Также суд посчитал, что направление из госбюджета средств на погашение кредитов для “Алании” не было преступлением, так как на тот момент клуб был собственностью республики и расходы на него были прописаны в бюджете.


Допрошенные в ходе судебного процесса свидетели, занимавшие в 2001-2004 годах должности руководителей республиканских министерств и ведомств заявили, что в тот период “не ощущали недостаточного финансирования”, а представитель МВД сказал, что “расформирование полка по охране административной границы было связано не с недостатком денег, а с реорганизацией структуры министерства”. (Коммерсант, 28 мая 2009)


23 декабря 2009 года Ленинский суд взыскал в пользу Такоева компенсацию с Минфина на общую сумму 2,8 млн руб. Как было сказано в решении суда, в сумму выплаты входила зарплата Такоева за время отстранения его от занимаемой должности с апреля 2006-го по май 2009 года, а также расходы на юридическую помощь в ходе разбирательства, составившие более миллиона рублей. (Коммерсант, 21 января 2010)


С мая 2012 – председатель правительства Северной Осетии.


В июне 2015 освобождён от занимаемой должности.


11 августа 2021 Басманный суд Москвы отправил в СИЗО Такоева, министра туризма республики Алана Диамбекова и главу Осетинского завода автомобильного и тракторного электрооборудования (ОЗАТЭ) Аиду Габараеву. По версии следствия, в 2014 Такоев и Диамбеков, работавшие в правительстве республики, и Габараева, возглавляющая предприятие, «обеспечили заключение государственного контракта и приобретение у подконтрольного им ОАО ОЗАТЭ в республиканскую собственность объектов недвижимости по завышенной стоимости». Потери от сделки составили более 180 млн руб. (Коммерсант, 11 августа 2021)


Женат. Три дочери.