РУМЯНЦЕВ Олег Германович
Управляющий партнер КА “Румянцев и партнеры”,
президент некоммерческой организации “Фонд конституционных реформ”,
бывший заместитель ответственного секретаря Парламентского собрания Союза Белоруссии и России,
бывший народный депутат РСФСР
Олег Румянцев родился 23 марта 1961 в Москве в семье инженеров-атомщиков, русский.
В 1983 году окончил географический факультет Московского государственного университета по специальности: “Экономическая и политическая география зарубежных социалистичеких стран” (страноведение). После окончания университета до весны 1990 года работал научным сотрудником Института экономики мировой социалистической системы (ИЭМСС) АН СССР. В 1983 году проходил стажировку в Будапештском университете в Венгрии. В 1991 году поступил в аспирантуру Московского юридического института (ныне – Московская государственна юридическая академия), окончил ее по специальности “государственное, административное право”. Кандидат юридических наук (1994).
В 1994 году проходил стажировку в Лондонской школе экономики и политических наук, в 1995 году – в University of Toronto.
В 1987 году стал одним из основателей и лидеров клуба “Перестройка”, а после его раскола в конце 1987 года на “Демократическую перестройку (ДП) и “Перестройку-88” стал сопредседателем клуба ДП (1988-1990 годы).
Был одним из авторов “Демократического наказа” XIX конференции КПСС от имени клуба ДП и одним из основных авторов “Общественного наказа” XIX конференции – общей программы умеренного крыла московского неформального движения, на основе которой создавался в июне 1988 года Московский Народный фронт (МНФ).
В июне – июле 1988 года принимал участие в деятельности Оргкомитета МНФ, в котором выступал за компромисс между строго социалистическим “большинством” и “меньшинством”, стоявшим за приоритет общедемократических требований. Вскоре после ухода в июле 1988 года шести клубов “меньшинства” из Оргкомитета, Румянцев (как и ДП в целом) отошел от участия в МНФ.
Во время избирательной кампании по выборам народных депутатов СССР в 1989 году был доверенным лицом директора ИЭМСС академика Олега Богомолова, ставшего после избрания депутатом членом Межрегиональной депутатской группы (МДГ).
В ноябре 1989 года был принят, по рекомендации академика Андрея Сахарова, Юрия Афанасьева и Леонида Баткина, в клуб “Московская трибуна”, в числе 35 лидеров и активистов различных общественно-политических формирований.
Весной 1989 года – в начале 1990 года был одним из инициаторов создания на основе ДП и родственных клубов и групп в других городах СССР Социал-демократической ассоциации (СДА), предшественницы Социал-демократической партии РФ, и на Учредительной конференции СДА в январе 1990 года был избран ее сопредседателем (наряду с Николаем Тутовым и Велло Саатпалу).
Осенью 1989 года участвовал в попытках создания предвыборной коалиции московских демократических организаций “Выборы-90”. В январе 1990 года вошел в предвыборный блок кандидатов “Демократическая Россия” (ДР).
В марте 1990 года избран народным депутатом РСФСР по Каховскому избирательному округу (Москва). Доверенным лицом Румянцева во время предвыборной кампании был Юрий Афанасьев. Недолгое время был заместителем председателя Комитета по средствам массовой информации, связям с общественными организациями, массовыми движниями граждан и изучению общественного мнения. С июня 1990 года – секретарь (с ноября 1991 года – ответственный секретарь) Конституционной комиссии, руководитель ее рабочей группы (в январе 1992 года решением Верховного Совета был приравнен по статусу к председателю парламентского Комитета).
С октября 1990 года – председатель редакционного совета журнала “Конституционный вестник” .
В 1991 году на V Съезде народных депутатов избран членом Совета Республики Верховного Совета (ВС).
Был одним из основных авторов проекта Конституции Российской Федерации (РФ), основы которого были одобрены Съездом народных депутатов.
В 1990-1991 гг. входил одновременно в депутатские фракции “Объединенная фракция) Республиканской партии РФ (РПРФ) и “Социал-демократической партии России (СДПР)” и “Демократическая Россия (ДР)” (числился также в группе “Радикальные демократы”, но реально в ее деятельности не участвовал). После введения на V съезде народных депутатов (лето – осень 1991 года) правила “один человек – одна фракция” был членом триединой “Объединенной фракции РПРФ/СДПР – “Левый центр”. После фактического распада этой группы на составные части (в период между VI и VII съездами народных депутатов) выступил в ноябре 1992 года вместе с Анатолием Медведевым и Владимиром Морокиным инициатором образования новой фракции федералистов “Родина”, из которой вышел весной 1993 года.
В мае 1990 года на Учредительном съезде Социал-демократической партии РФ (СДПР ) был избран членом Президиума Правления СДПР (наряду с Александром Оболенским и Павлом Кудюкиным).
С конца 1990 до весны 1991 года был членом Координационного Совета (КС) Движения ДР по квоте партий и общественных организаций, как представитель СДПР. Приостановил свое членство в КС из-за расхождений с лидерами Движения ДР относительно методов политической работы. В 1991 году на III съезде СДПР был переизбран членом Президиума.
В начале 1992 года вместе с большой группой депутатов подал в Конституционный суд ходатайство о признании неконституционности КПСС и Компартии РСФСР. Позже раскрыл в ряде интервью, что сделано это было по договоренности с Председателем КС Валерием Зорькиным с тем, чтобы гарантировать рассмотрение самого дела КПСС в судебном порядке, поскольку ранее Румянцев и Зорькин (тогда – руководитель группы экспертов Конституционной комиссии) были против предложения Ельцина, Г.Бурбулиса и С.Шахрая решить вопрос о КПСС президентскими указами. В рамках своей позиции провел на V Съезде народных депутатов в октябре 1991 года поправку в Конституцию (Основной закон) РСФСР, наделившую КС правом рассматривать вопросы о конституционности политических партий.
12 декабря 1991 голосовал в Верховном Совете РФ за ратификацию Беловежских соглашений, но в голосовании в тот же день о денонсации Россией Союзного договора не участвовал.
На IV съезде СДПР в мае 1992 года взял самоотвод на выборах председателя партии (предложив на пост председателя Бориса Орлова) и был избран одним из трех заместителей председателя СДПР. В сентябре 1992 года по требованию председателя СДПР Бориса Орлова Румянцев на пленуме Правления был отозван с поста заместителя председателя (и автоматически – из Правления). Орлов заявил, что он не может работать с ним в качестве заместителя. Вскоре после этого Румянцев заявил о том, что приостанавливает свое членство в СДПР. В декабре 1992 года был выведен из состава Политсовета СДПР.
В октябре – ноябре 1992 года на основе появившегося весной 1992 года клуба “Московский социал-демократический центр” организовал Российский социал-демократический центр (РСДЦ), определивший себя “движением непартийного типа, интегрирующим… политические партии, общественные организации социал-демократической, социал-либеральной и близкой к ним ориентации”. Фактически РСДЦ объединил часть правого крыла СДПР – “социал-демократов – государственников”. Румянцев пытался также привлечь к участию в РСДЦ членов Народной партии Свободная Россия (НПСР, партия Руцкого).
На учредительной конференции РСДЦ 28 ноября 1992 года избран председателем Совета РСДЦ.
В 1992 году принял также активное участие в кампании против передачи Японии четырех южных островов Курильской гряды и против визита Бориса Ельцина в Японию. В качестве возможного компромиссного варианта предлага кондоминиум – (совместное владение) России и Японии малыми из спорных островов – островом Шикотан и грядой Хабомаи.
Осуждал позицию российского МИДа по конфликту в Югославии, считая ее антисербской. Принял энергичные усилия по формированию особой позиции РФ на Лондонской конференции по Балканскому кризису.
Во время кризиса в отношениях Президента и Съезда народных депутатов в декабре 1992 года на VII съезде занимал примирительную позицию. После съезда был инициатором присоединения парламентской фракции “Родина” к Гражданскому Союзу (ГС). Выступал за компромисс между Коалицией реформ и фракциями – сторонниками ГС. В феврале 1993 года на Совете РСДЦ было принято решение о его вхождении в ГС (однако ГС решение о приеме отложил).
В 1992 году был одним из основателей “Русского клуба” (президент – Михаил Бочаров). Был вице-президентом клуба.
Выступая от имени Конституционной комиссии, высказался за замену предусмотренного соглашением Президента и Съезда референдума об основах конституционного строя в России соглашением о взаимном ограничении полномочий, которое, в частности, предусматривало бы превращение Съезда в высший орган только законодательной власти, с отказом его от исполнительных и контрольных функций.
Резко критиковал президентский проект Конституции, предложенный Ельциным после победы на апрельском референдуме, называя представленную в нем форму правления “недемократической и нереспубликанской”.
Негативно отнесся к идее созыва Конституционного совещания, считая, что парламент не должен дать ему превратиться в Учредительное собрание, однако участие в нем принял. Предлагал разработать единый проект Конституции из вариантов, подготовленных Конституционной комиссией Съезда и Конституционным совещанием.
В начале сентября 1993 года президент Ельцин сформировал своим распоряжением новый состав рабочей группы Конституционной комиссии, поручив ей рассмотрение проекта Конституции РФ, одобренного Конституционным совещанием, и подготовку предложений по выработке единого согласованного проекта Конституции РФ. Из членов новой рабочей группы все, кроме Румянцева, ранее подписали обращение к депутатам в поддержку проекта, разработанного Конституционным совещанием.
После указа Ельцина от 21 сентября 1993 о роспуске парламента и новых выборах в декабре, заявил, что “обществу навязывают … “выборы под дулами автоматов, при информационном беспределе, подавлении инакомыслия”. На X чрезвычайном съезде народных депутатов 24 сентября добивался и добился поддержки постановления об одновременных перевыборах и президента и депутатов в марте 1994 года “при условии восстановления конституционной законности в стране” – при этом “конституционную законность” депутаты-“центристы” понимали как нечто близкое к “нулевому варианту” Валерия Зорькина (взаимная отмена конфронтационных решений Президента и съезда), а часть “непримиримых” – как сохранение до выборов власти исполняющего обязанности президента Александра Руцкого.
Находился в Белом доме до захвата его частями, верными Ельцину. Отказался выйти из Белого дома вместе с депутатами, взяв на себя организацию мирной сдачи Руцкого, в том числе – переговоры штаба Руцкого с группой “Альфа”. После штурма парламента попал в руки омоновцев и был ими жестоко избит.
В конце сентября 1993 года заявил о своем выходе из СДПР, мотивируя этот шаг тем, что руководство партии поддержало антиконституционный переворот Ельцина.
В октябре 1993 года вошел в список кандидатов в депутаты Государственной Думы от избирательного объединения “Гражданский союз во имя стабильности, справедливости и прогресса”, который не преодолел 5-процентный барьер.
В 1994 году принимал участие в попытках создания движения “Народный альянс” (НА), но отказался стать его сопредседателем, так как, по его мнению, это движение объединило только малую часть оппозиции.
После образования летом 1994 года на основе части РСДЦ Российского социал -демократического союза (РСДС) отказался признать самороспуск РСДЦ.
16 сентября 1994 принял участие в в калининградском Конгрессе патриотических сил России “Русский рубеж: от Калининграда до Курил” и подписал совместное заявление лидеров оппозиции с призывом к отставке правительства и досрочным выборам президента.
В октябре 1994 вошел в РСДС, был избран членом его президиума, но дальнейшего участия в деятельности РСДС не принимал.
С осени 1994 года некоторое время работал как советник по правовым вопросам Президента Крыма Юрия Мешкова.
С 1994 по 1996 год – консультант Аппарата Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе Государственной Думы РФ.
На выборах в Государственную Думу РФ 1995 года вошел под N2 в общефедеральный список “Блока Станислава Говорухина”, который не преодолел 5% барьер. Баллотировался также по одномандатному округу в Москве, где проиграл Сергею Ковалеву.
В начале февраля 1996 года был избран сопредседателем Российского патриотического движения “Народный альянс” (НА). На конференции НА выступал за выдвижение кандидатуры Святослава Федорова в Президенты РФ.
В феврале 1996 года вместе с Ст.Говорухиным, А.Головиным, С.Глазьевым, Б.Славиным и др., был одним из инициаторов попытки создания левоцентристского предвыборного блока “Третья сила”, который так и не оформился.
В 1996 году стал одним из основных авторов закона “О сложении Президентом РФ своих полномочий”, принятого Государственной Думой РФ и утвержденного Президентом РФ.
30 марта 1996 вступил по предложению С.Говорухина в Демократическую партию России (ДПР), был избран членом Национального комитета, членом Политсовета и секретарем ДПР по государственному строительству.
В ноябре 1996 года был назначен на должность заместителя ответственного секретаря Парламентского собрания Сообщества России и Белоруссии (с 1997 – “Союза Беларуси и России”), полномочным представителем России в Секретариате Собрания. Был инициатором разработки Договора о Союзе Беларуси и России. В начале 1997 был включен тогдашним вице-премьером В.Серовым в двустороннюю рабочую группу по подготовки учредительных документов нового Союза.
В мае 1998 провел учредительную конференцию Общероссийского общественно-политического движения “Социал-демократическая ассоциация” (СДА).
С 1998 по 2001 год – директор по корпоративным вопросам и внешним связям компании ООО “Марс” (Mars) по России и государствам СНГ.
С 2002 по 2004 год – вице-президент по связям с государственными организациями в России и СНГ компании Shell в России.
С марта 2005 по 2009 год был советником исполнительного директора ОАО “ТНК-ВР Менеджмент ” по связям с государственными организациями для реализации проектов в области газового бизнеса.
С июня 2007 года – президент некоммерческой организации “Фонд конституционных реформ”. (См. сайт)
C 2008 года – соучредитель (вместе с Михаилом Горбачевым, Александром Лебедевым, Русланом Гринбергом, Александром Иванченко и др.) Международного института мирового развития (МИМР), член Попечительского и Научного советов института, директор Программы “Развитие правового государства и конституционного строя”.
С марта 2009 – управляющий партнер консалтингового агентства “Румянцев и партнеры”.
В ноябре 2010 на вопрос “Как сильно Россия продвинулась вперед” – ответил: “Попытки найти механизмы модернизации России – это, безусловно, продвижение. Но оно меркнет на фоне ускоряющегося одичания народа, которое происходит вопреки воле государственной власти”. (Власть, 22 ноября 2010)
С 25 апреля 2011 – председатель Комитета по Government Relations (GR) Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО).
С 2013 – вице-президент НП “Национальная лига специалистов по связям бизнеса и государства”.
С марта 2015 – президент Ассоциации специалистов по связям бизнеса и государства “GR-лига”.
C мая 2015 – член Общественного совета при Министерстве культуры РФ.
Владеет английским и венгерским языками.
Увлекается музыкой, теннисом. Любит путешествовать.
Был женат на венгерке. Разведен.
Автор монографии “Основы конституционного строя России” (М., “Юрист”, 1994), рекомендованной студентам юридических вузов. Соавтор ряда юридических словарей (“Энциклопедический юридический словарь”, “Словарь гражданского права”, “Словарь международного права”, “Большая Российская Юридическая Энциклопедия в 3-х тт..- М., “Инфра-М”, 1996-1998).
В 2007-2008 гг. был ответственным редактором издания “Из истории создания Конституции Российской Федерации. Конституционная комиссия: стенограммы, документы, материалы (1990-1993)”.